Арии и познание Арийской цивилизации

Арийская цивилизация

Независимость, ставшая началом качественно нового этапа в истории государственности таджиков и в судьбе таджикской нации, заложила твердую и прочную основу для познания и поиска ценностей национальной цивилизации и культуры. Новый этап вызвал необходимость глубокого и всестороннего изучения и исследования многотысячелетних исторических и культурных ценностей нации на основе исторической реальности. 

Именно для того, чтобы оценить по достоинству историко-культурное наследие, материальные и духовные богатства, созданные на протяжении тысячелетий предками таджикской нации, и показать нынешнему и будущим поколениям и мировому сообществу эту оригинальную и уникальную культуру, мы объявили 2006 год Годом чествования арийской цивилизации и четко разъяснили его цели.  

Поэтому в своем праздничном обращении по случаю Нового 2006 года я подчеркнул: "Главная цель празднования Года арийской цивилизации в основном заключается в почитании, в качестве чистого культурного наследия, духовных, научных и исторических ценностей таджикского народа, являющегося созидателем цивилизации и творцом культуры, чтобы сегодняшние и будущие поколения нашей нации широко использовали их и прилагали усилия по развитию и совершенствованию своего бытия. Ведь на протяжении истории таджикская нация всегда порицала и осуждала расистские, националистические и высокомерные поступки".

Здесь я считаю необходимым добавить еще один момент: в связи с объявлением чествования арийской цивилизации раздались голоса, что изучение арийской цивилизации и ее ценностей может, дескать, навредить уровню религиозности и религиозным чувствам нашего мусульманского народа. Подобная постановка вопроса лишена оснований и далека от действительности. Действительность же заключается в том, что мы, рассматривая арийскую цивилизацию в качестве чисто культурного феномена, призываем сегодняшние и будущие поколения к ее изучению для лучшего и более глубокого познания исторических истоков нашей нации. Это никоим образом не подрывает устои светлой религии ислама, последователем которого является абсолютное большинство нашего народа. Ведь Ислам на протяжении многих веков превратился в образ и составную часть жизни нашей нации.

Арийская цивилизация, с ее культурно-нравственными ценностями, сыграла поистине очень важную роль в формировании человеческой цивилизации и связей между цивилизациями культурами, о чем свидетельствуют исторические памятники, сохранившиеся на территориях проживания арийских народов и в других странах. Ценности арийского наследия и культуры считаются предметом гордости не только для их наследников, но и всего человечества, являясь общечеловеческим историческим достоянием.
Сущность и стержень этой культуры зиждится на гуманных идеях и нравственности, на высоком статусе человека. Три критерия, или нравственных принципа, или идеи воспитания человека, заповеданные пророком арийских правил под девизом: "добрый помысел, доброе слово, доброе дело", в своей основе не имеют себе аналога ни в одной другой цивилизации. Священная книга арийских народов, "Авеста", являющаяся продуктом религиозно-философских и нравственных взглядов и мировоззрения этих народов, стоит в ряду ценных мировых памятников и является предметом гордости для всех арийских по происхождению народов и для всего человечества. Именно благодаря высокой культуре и великой мудрости арийских народов и их наследников это произведение в течение тысячелетий до зарождения христианства и вплоть до его письменной фиксации в эпоху Сасанидов, хранилось в умах и памяти ученых и представителей культуры, передаваясь из поколения в поколение. На протяжении истории арийцы образовали крупные цивилизованные государства и государственные образования Хионитов, Ахеменидов, Кушанцев, Сасанидов, Эфталитов, Согдийское, Бактрийское и Хорезмское государства и, наконец, великое национальное государство Саманидов и, создав блестящие цивилизации, вошли в мировое сообщество и в мировую цивилизацию.

В данной статье я хочу осветить некоторые моменты, связанные с реальным использованием исторического термина "арии" в древних произведениях, с искажением и злоупотреблением названия "арйа" расистами ХХ века, с особенностями формирования ариоиранских языков на протяжении истории, и с другими важными вопросами познания арийских народов и арийской цивилизации, в отношении которых в мировой науке ведутся широкие дискуссии между учеными различных стран.

Знакомство европейских ученых с языком санскрит (древнеиндийским языком) во второй половине 18 века и обнаружение сходства и созвучия этого языка с некоторыми европейскими языками привели к тому, что в научных центрах Европы, и особенно Германии, встал вопрос о необходимости сравнительно-исторического изучения языков. Именно поэтому на первом этапе зарождения сравнительно-исторического языкознания в 19 веке основы грамматики санскрита сравнивались, в качестве древнего образца индоевропейских языков, с некоторыми другими языками этой семьи. На основе такого сравнения до определенной степени была выдвинута и доказана теория исторического родства и взаимосвязи некоторых языков, например, санскрита, греческого, латинского, иранского (фарси) и германского. Немецкий языковед Ф. Бопп, один из знатоков языка санскрит, проведя несколько исследований, основанных на сравнении санскрита с другими языками, назвал их термином "индоевропейские языки". Впоследствии другой немецкий ученый - А. Шлейхер - вместо этого термина ввел в германское языкознание термин "индогерманские языки", который сразу же был принят националистически и отчасти расистски настроенными языковедами того периода. Предложив гипотезу древности санскрита и происхождения от него других индоевропейских языков, Ф. Шлегель привлек внимание к историческому месту санскрита и в качестве названия ариоиндийского этноса ввел термин "арийский", который впоследствии использовался наравне с термином "арийский". Этот термин использовался языковедами конца 19 - начала 20 века, в том числе русским языковедом В. А. Богородицким, в составе названия "ариоевропейский", взамен элемента "индо-" в термине "индоевропейский". С этого периода и далее в языкознании Германии в оборот вошел термин "арийский" ("немецкий-ариш") - как в значении "индогерманский" (то есть "индоевропейский"), так и в значении "индоарийский". В этот период формирования и эволюции различных взглядов на далекое прошлое истории формирования народов, этносов и языков некоторые немецкие ученые - археолог Коссин, этнограф Мук и языковед Гирт - выдвинули гипотезу, согласно которой первые индоевропейские (по их терминологии - индогерманские) народы обитали на просторах северной Германии. Эта теория пропагандировалась в исследованиях группы расистов, наподобие Пенка, Шпрокгорфа и некоторых их единомышленников, и немецкий народ представлялся в качестве самого исконного носителя термина "первая индоевропейская раса". Основываясь на таких взглядах и мнениях, расисты внедряли в умы людей идеологию так называемой "чистой расы", и арийские народы изображались в качестве прямых продолжателей индоевропейских племен. Следует отметить, что восприятие этого взгляда в качестве основы историко-сравнительного языкознания и достижений этой науки было отвергнуто в то время лучшими языковедами Европы. Несмотря на это, упомянутая гипотеза о том, что прародина индоевропейцев находилась на территории Германии, в начале 20 века получила распространение среди расистов, а затем охватила широкие круги людей.
В подтверждение беспочвенности всех этих гипотез и тенденций можно привести мнения и письменные труды некоторых ученых. Видный русский языковед академик В. М. Жирмунский изучил многочисленные аспекты германских языков, в том числе теорию расистов, согласно которой германские народы признаются в качестве исконных представителей индоевропейской расы, тогда как другие индоевропейские народы, покинувшие первоначальную родину, якобы, смешались на новой территории своего проживания с другими неиндоевропейскими племенами и таким образом утратили свое исконное происхождение. Ученый подчеркивает, что демагогический посыл этой ненаучной теории является основой известной идеи фашистского учения о "северной", или "арийской" расе, согласно которому ее лучшими представителями были якобы древнегерманские народы, а современные немцы являются их прямыми наследниками. Рассмотрев и разъяснив с научной точки зрения историю германских племен и особенности формирования исторических периодов немецкого языка в связи с измышлениями расистских кругов, В. М. Жирмунский написал следующее: "Таким образом, исторические данные о возникновении германского языка и германской нации разоблачают фашистскую теорию о расовой чистоте германских народов как фальсификацию истории".

Русский историк и востоковед И. М. Дьяконов в своем исследовании "Краткая история древнего Ирана" так пишет об искажении расистами термина "арийский" ("ариш") в своих расистских интересах: "Используя термин "арийцы" в своем фальсифицированном и выдуманном понимании термина "высшая раса", расисты исказили этот термин. Однако настоящие ученые еще до начала Второй мировой войны отказывались от такой трактовки данного термина и протестовали против такого его использования". Далее, ссылаясь на двух немецких ученых, он отмечает: "Таким образом, в 1939 году Э. Хертсфельд и А. Кис написали: "Имеющиеся в нашем распоряжении материалы подтверждают связь арийцев с "северной расой" Европы. Арийские народы начали говорить на арийских наречиях примерно с 900 года до нашей эры".

В вопросе об отнесении названия "арийские" только к иранским или индийским народам, либо в целом к индоиранским народам почти все ученые имеют единую точку зрения. Один из видных французских языковедов в области индоевропейских и индоиранских языков А. Мейе в своем известном исследовании "Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков" справедливо писал: "Этноним, соответствовавший этому названию, не встречается больше ни в одном из других индоевропейских говоров, поэтому лишь индоиранские наречия могут именоваться арийскими. В Германии же термин "ариш" применялся в том смысле, в котором мы используем термин "индоиранский". 

Исследователи древней истории Г. Ф. Ильин и И. М. Дьяконов в коллективном труде "История древнего мира" в связи с атрибуцией термина "арйа" писали следующее: "Среди индоиранцев (и только среди них) был очень широко распространен термин "арйа" в значении "благородный, исконный". Полагают, что член племени, который занимал в племенном союзе того времени место вождя, называл себя этим именем. Поэтому племена, говорившие на индоиранском языке в научной терминологии по большей части называются арийскими". 

Сегодня в мировом языкознании термин "арийский" широко принят и используется в качестве этнонима и названия индоиранских народов на основании его действительного исторического места и значения. Термин "арийский" в научном смысле в основном используется применительно к общему языку иранских ариев и индийских ариев наравне с термином "индоиранский". Впоследствии, во избежание путаницы между иранской и индийской ветвями, применительно к индийской ветви стал использоваться термин "индоиранский", который относится ко всем индийским языкам и наречиям, имеющим общий источник. В любом случае, использование исторического термина "арийский" в качестве синонима научного термина "индоиранский" при отражении давней истории иранской и индийской расы стало исторической реальностью, и это невозможно отрицать.

В связи с этим следует отметить, что один из известных русских востоковедов - академик В. В. Бартольд - в то время, когда термин "арийский" использовался в значении "индоевропейский", применял этот термин очень правильно, вдумчиво и с осознанием исторической реальности в отношении различных восточно-иранских языков жителей древней Средней Азии - предков таджиков. По нашему мнению, В. В. Бартольд очень уместно использовал термин "арийский" применительно к той эпохе, когда эти народы обозначали свое происхождение этим названием и знали себя самих только под этим именем, а другие народы также называли их только этим именем. Если для обозначения языка ариоиндийских народов приняты и применяются термины "арийский" или "индоарийский", тогда почему применительно к ариоиранским народам, которые имеют равное со своими индийскими братьями право носить это общее этническое название, этот термин, с учетом его места и исторического применения, не может использоваться? Между тем название "арйа" в ариоиранской традиции, в письменных источниках различных исторических периодов этих народов в письменных памятниках других народов широко используется и имеет более продолжительную традицию. Наряду с историческим статусом этнонима "арйа" ("арий" и "арийский"), этот термин, так же, как он используется применительно к индийским ариям, точно так же должен быть принят и использоваться и применительно к иранским ариям в качестве исторического и традиционного названия этих народов.

Индоиранские, или арийские, языки, входящие в индоевропейскую языковую семью, являются важной и исторической ветвью данной семьи. Индоиранские языки располагают уникальными историческими памятниками, которые на протяжении тысячелетий передавались сначала в устной традиции, а затем в очень древней письменной традиции, и сегодня эти памятники вошли в наследие в качестве живых свидетельств далекого исторического прошлого арийских по происхождению народов. Благодаря наличию важных и ценных источников, индоиранские языки занимают особое место среди других индоевропейских языков при реконструкции общего индоевропейского праязыка, что хорошо подтверждают научные исследования и дискуссии, более двух веков ведущиеся в индоевропейском и сравнительно-историческом языкознании.

Одним из важнейших и неопровержимых доказательств в вопросе истории и этнической взаимосвязи арийских, или, другим термином - индоиранских - народов считаются общность и сходство языкового многообразия ариоиранских и ариоиндийских народов. Языковая общность, вкупе с общностью традиций, религии и культуры этих народов, явствует из сравнения их уникального наследия на примере Авесты и Вед. Два этих ценных памятника, имеющих общий источник, считаются творениями культурного наследия каждого из этих родственных по происхождению народов. На основе продолжительных и всеобъемлющих исследований Авесты и Вед путем сравнения языковых деталей этих памятников были скрупулезно изучены, выявлены и конкретизированы фонетические, грамматические и лексические особенности древнеиранского и древнеиндийского языков и в целом общие индоиранские языковые особенности за тысячи лет до нашей эры. В результате длительных исследований ученых мира путем сравнительно-исторического изучения было точно установлено своеобразие языковых связей арийских народов со времени их совместного проживания и в последующий период. Языковое сравнение Авесты и Вед подтверждает очень важный момент: свободное общение этих народов в период их длительного проживания на одной территории вплоть до времени переселения на территории их нынешнего проживания. Кроме того, как подтверждается на примере языка Авесты, в особенности - его древнейшего раздела "Гаты" ("Песни"), и языка Вед, расхождения, имеющиеся в этих памятниках, основаны на диалектных различиях между двумя близкими друг другу говорами одного общего языка. На основании всех этих языковых особенностей исследователи пришли к выводу, что во время проживания на своих территориях иранские и индийские арии также свободно общались друг с другом, не испытывая серьезных трудностей в понимании речи друг друга.

Языковая, культурная и религиозно-традиционная общность иранских и индийских ариев сама по себе является доказательством длительного совместного проживания этих народов на одной единой территории. После переселения ариоиндийских народов в Индию, примерно в начале второго тысячелетия до нашей эры, началось время разделения племен иранских и индийских ариев. Ввиду того, что языку Авесты присущи диалектные особенности и диалекты внутри этого языка могли возникнуть не сразу, а спустя некоторое время после отделения или распада одного общего ариоиндийского, или древнеиранского, языка, некоторые ученые, в частности, В. И. Абаев, высказывают мнение, что время разделения арийской общности можно отнести даже к третьему тысячелетию до нашей эры. Примерно через тысячу лет после переселения индоариев происходит переселение группы ариоиранских племен, населявших Среднюю Азию, на территорию современного Ирана. Эти арийские народы были предками мидийцев, персов и других западноарийских (иранских) племен.

Некоторые исследователи, в частности, Г. Моргенстьерне, основываясь на языковых свидетельствах многочисленных лексико-терминологических сходств этих языков и на некоторых заимствованиях периода Ахеменидов в индоарийских языках, пришли к выводу, что и в 6-5 веках до нашей эры земледельцы и кочевники из числа иранских и индийских ариев при общении, несомненно, хорошо понимали речь друг друга. Другая группа ариоиранских племен переселилась с востока на юго-восток Европы, в направлении Кавказа и на берега Черного моря. Этими народами были скифы, или сакские племена, которые в 9-8 веках до нашей эры избрали эти территории местом своего проживания.

Другие сакские племена арийского происхождения переселились из Средней Азии и сопредельных районов Казахстана в восточный Туркестан. Эти народы оставили на данной территории после себя многочисленные письменные памятники, которые известны под названием хотаносакских памятников. На основании историко-археологических, языковых и географических фактов исследователи установили основные территории распространения ариоиранских народов и языков в очень обширных границах - от юго-востока Европы до восточного Туркестана и от Приуралья и юга Сибири до юга Ирана. Другие восточноарийские народы - бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и некоторые сакские племена - избрали местом постоянного проживания свою историческую территорию - Среднюю Азию.

Касаясь исторической принадлежности этой территории к арийским народам, и в особенности, к ариоиранским племенам, академик В. В. Бартольд писал: "Насколько мы можем судить об истории Средней Азии, ее коренное население всегда принадлежало к арийским племенам, в частности, к иранской группе арийских народов". Кроме того, как указывал в своем исследовании "Таджики" академик Б. Гафуров, из этих народов - в первую очередь, из бактрийцев и согдийцев - впоследствии в качестве народности сформировался таджикский народ.

Обратимся теперь к особенностям построения этнонима "арйа". Название "арйа" упоминается только в письменных памятниках индоиранских народов, и только эти народы называют себя ариями: в Авесте - арйа, в Ведах - арйа, в надписях эпохи Ахеменидов - арийа, в общем индоиранском языке - арйа (либо с долгим "а" или стяжением в начале слова: "орйа", наподобие "ориё"). Этот этноним стал широко использоваться для обозначения родственных иранских и индийских ариев или в целом в качестве общего термина для индоиранцев. В Ригведе и Авесте слово "арйа" имеет значения: благородный, исконный или гостеприимный. Кроме того, в текстах Авесты это название также употребляется в значениях: свободный, достойный и величественный. Одни из исследователей в области индоевропейского языкознания, И. Покорны, в своем этимологическом словаре реконструирует форму этого языка в индоевропейском языке как "арио" и приводит его значения как "хозяин" и "свободный". Историческое формирование этого названия в памятниках древнеиранского и древнеиндийского языков было проанализировано и рассмотрено с привлечением предшествующих научных источников известными европейскими учеными Э. Бенвенистом и М. Майрхофером, которые на основании этимологических данных конкретизировали и уточнили его строение и значение.

Термин "арйа" ("арий") после авестийского периода и текстов Авесты был широко распространен в письменной традиции других западноарийских народов, вплоть до эпохи Сасанидов. Получив продолжение от эпохи Ахеменидов до Ашканидов и от Ашканидов до Сасанидов, данный термин сохранился в государствах этих династий в качестве предмета этнической гордости. Использование "арйа" в составе личных имен с эпохи Ахеменидов до Сасанидов и продолжение такого именования в пехлевийских памятниках до периода расцвета этой письменной традиции являются свидетельством знания и признания среди самих арийских народов их арийского происхождения.

В эпоху Ахеменидов и царских надписей этой династии термин "арйа" упоминается как в значении этноса, так и в значении языка этого этноса. Дарий 1-й - ахеменидский царь - в двух своих надписях с гордостью упоминает свое происхождение и арийский язык и пишет так: "Я, Дарий, великий царь, царь царей, (есмь) + сын Вистаспа, ахеменид, перс, сын перса, арий, сын ария". (Надпись Дария на барельефе Рустама, пункт 2). В другой надписи Дария в Бесутуне, записанной на пяти колоннах на трех языках, на древнеперсидском языке на четвертой колонне, в столбце 89, об этой надписи на камне и о ее языке говорится: "Эту надпись я сделал. Она была дополнением к арийскому (языку). Она была записана и на доске, и на коже". В продолжение текста этой надписи Дарий подчеркивает: "В дополнение к этой родословной я составил. В моем присутствии было и записано, и прочитано". 

Как видим, то, о чем говорится в этих надписях, было записано по приказу Дария и утверждено им. Уделяя внимание порядку написания первого текста, Дарий сначала упоминает свою династийную принадлежность, затем принадлежность к стране, или к своей земле и, наконец, свою этническую принадлежность, о чем свидетельствует упоминание арийского этноса в конце речи. Это историческое свидетельство подтверждает, что Ахемениды называли свое происхождение и свой язык арийскими и возвестили об этом всем народам стран, подчинявшихся ахеменидскому царству, на вавилонском, эламском и арамейском языках. Запись Дария о его происхождении в этих надписях является напоминанием не только для его времени, но и для потомков и для всех поколений человеческой истории, дошедшим в качестве живого свидетельства из глубины веков до наших дней и являющимся безусловным подтверждением арийского принадлежности этих народов и их арийского самосознания.

Другие западно-арийские народы, мидийцы, которые правили до Ахеменидов, тоже, как и Ахемениды, называли свое происхождение арийским. Хотя от эпохи мидийцев и от языка мидийских народов не сохранилось никаких письменных памятников, можно все же обратиться к другим историческим фактам. В одном вавилонском тексте на надписи Дария в Персеполисе ученые, прочитав выражение: "Персия и Мидия и страны других языков", пришли к выводу, что смысл употребления Персии и Мидии в этой надписи заключается в том, что эти народы, то есть персы и мидийцы, хорошо понимали языки друг друга. Кроме того, Геродот пишет, что в то время "все называли их (мидийцев) ариями (по-гречески - "ариои")". Другим фактом, приводимым у Геродота, является упоминание одного из мидийских племен в числе тех шести мидийских племен, о которых говорится в книге этого древнегреческого историка. Название этого племени, приведенное Геродотом в виде "аризантои", в языке мидийцев имеет форму "арйазанту" и состоит из двух компонентов: "арйа" ("арий") и "занту" (в значении "племя") и в целом означает "арийское племя". Термин "занту" в значении "племя" был известен в арийском авестийском обществе еще до Ахеменидов, и его использование в названии мидийского племени является продолжением давней арийской традиции. Общность и близкое сходство языка мидийцев, как северо-западного диалекта, и языка парсов (древнеперсидского), как юго-западного диалекта западно-арийского праязыка, или древнеиранского языка западной группы, сегодня доказаны исследованием и сравнением заимствований из мидийского языка в памятниках древнеперсидского, а также не-иранских языков эпохи Ахеменидов. Различия, выявленные в этих языках, являются диалектными, и данный факт свидетельствует о близкой связи этих западно-арийских племен в ту эпоху.

Наряду с этим, в трудах древнегреческих историков под названием "арйа" упоминались и некоторые другие западно-арийские племена и народы. Их названия в произведениях древнегреческих историков, в том числе Геродота, Арриана, Птоломея, Страбона и других, известны в греческой фонетической передаче. Например: "ариаспаи" от "арйааспа" ("имеющий арийских лошадей") - название ариоиранских народов, проживавших по берегам реки Гильменд в Афганистане, "ариакаи" от иранского "арйака" ("арии") - название арийских племен, обитавших в низовьях Сырдарьи и т.п.

Древнегреческий историк Страбон причислял персов, мидийцев, бактрийцев, хорезмийцев, согдийцев и саков, которые, по его словам, говорят практически на одном языке, к ариям (в терминологии Страбона - "арианес"). Из этих слов Страбона можно сделать вывод, что языковая общность восточных и западных арийских народов сохранялась в течение длительного времени после их отделения от своей первоначальной территории.

Следует отметить один момент: на территории восточных ариев, в Ариане (Средняя Азия и современный Афганистан, а также восток нынешнего Ирана), восточно-арийские народы даже во времена мидийцев и Ахеменидов все еще называли себя поди именем арийского племени. Во время раскопок последних лет в Афганистане была найдена бактрийская надпись на камне, и язык ее текста был назван "арйа", то есть арийским. Этот исторический факт доказывает, что один из главных предков таджиков - бактрийский народ - называл себя арийским.

Названия "арйа", "арйана" в качестве этнических терминов широко используются в составе личных имен и географических названий исторических территорий, являвшихся родиной арийских народов, и в Авесте, и в памятниках эпохи Ахеменидов, и в древнегреческих и мусульманских источниках, и все это свидетельствует о принадлежности этих лиц и местностей к арийскому этносу.

"Арйа" в составе собственных имен в Авесте и ахеменидских памятниках на древнеперсидском языке: Аирйанем Ваеджа-Эронвидж - прародина ариев, аирйанем хварена - "Арийский простор", Аирйа шайана (Арйа-шайана) - жилище (земля, убежище, место сбора, родина) ариев, аирйо-хшуса - название одной из гор в "Яште" (8, стих 6), Аирйамана - имя ангела (божества)-хранителя, согласие, дружба, веселье, счастье, человек, мыслящий по-арийски, Арийарамна (Ариарамна) - имя деда Дария 1-го и внука Ахеменида, человек, приносящий ариям спокойствие. Арийа-чисра - человек с арийским обликом, то есть арий по происхождению.

Название арийского этноса в составе арийских собственных имен встречается в произведениях греко-римских историков, что свидетельствует об известности этого этнонима среди других народов той эпохи. Например: Ариабигнес, Ариамнес, Ариапатхес, Ариантас, Арибарзанес, Арибазос, Ариамазес, Ариарамнес, Арифарнес, Ариаменес и т.п.

Этноним "арйа" сохранился также в составе исторических географических названий, напр.: Алан (Алон), Албан и Арран, что подтверждает прямую связь ариев с этими территориями. Как мы знаем, "аланы" - это название скифских племен (предков осетинского народа), являющаяся скифской формой названия "арйа". Другая форма этнонима "арйа" в виде "ир" зафиксирована в названии "Иристон", которое означает место проживания арийских по происхождению осетинских народов на Кавказе. "Ариа" в составе собственных имен эпохи Ашканидов отмечено и в парфянских памятниках, найденных в городище Ниса (близ Ашхабада): Ариабонук, Ариабарзан, Ариамихрак, Арианиястак, Ариасохт.

Наряду с памятниками эпохи Ахеменидов другими важными источниками о названии "арйа" считаются памятники парфянского языка и среднеперсидского языка ашканидского и ахеменидского периодов. Фонетическая эволюция названия "арйа" в исторические периоды памятников древних и средних языков выглядит так: авестийский - арйа, ахеменидские памятники - арйа, парфянский язык - ари, среднеперсидский сасанидского периода - эр или ир, в значении "арийский", а также "иранский", посредством суффикса "-он" получаем Эрон (Ирон) - название страны. В парфянском тексте двух надписей эпохи Сасанидов название страны Эрон, в соответствии с фонетикой парфянского языка, дается в форме Арйон, а в пехлевийской книге Динкард (четвертая книга) - в виде Арйастон, что свидетельствует об использовании в тот период термина "арйа" наравне с его новой формой, то есть "Эрон". Начиная с эпохи Сасанидов форма "Эрон" официально употребляется в памятниках последующих периодов взамен формы "Ориён" (Ариана).

Парфянская форма "ари" в сравнении с сасанидской среднеперсидской формой ввиду диалектных особенностей северо-западного наречия является продолжением формы "арийа" в мидийском языке. Различие между парфянской и среднеперсидской формами вызвано различием между северо-западными и юго-западными диалектами общего западно-арийского языка в Мидии и Персии. В среднеперсидском языке, наряду с терминологическим значением, корень "арйа" сохранил и первоначальное значение, соответствующее авестийскому: "свободный, исконный или благородный". Это значение употреблено как в сасанидских надписях, например, в надписи Шопура в святилище Заратуштры (в среднеперсидских и парфянских текстах), так и в пехлевийских памятниках. Наряду с этим значением, данный термин также приводится в пехлевийских памятниках в значениях: "витязь, храбрец и герой", что можно считать языковой особенностью среднеперсидского языка и его памятников.

В эпоху Сасанидов и среднеперсидских памятников вошло в оборот название страны Иран (Эрон), образованное из формы "арйа" путем добавления соединительного суффикса в соответствии с фонетикой среднеперсидского языка. Форма названия "Эрон" считается последующей эволюцией термина "Ариана" эпохи мидийцев и Сасанидов. В эпоху Сасанидов, как это следует из письменных памятников того периода, название "Эрон" употреблялось в значении исторической территории как ариев, так и иранцев. Иными словами, в эпоху Сасанидов, наряду со значением "страна Эрон", сохранилось и его древнее значение, то есть: "страна или земля ариев". Точно так же в эпоху Сасанидов образовался другой географический термин - "Эроншахр" в значении "царство или страна Эрон" - употреблявшийся в качестве официального названия сасанидского царства и происходящий от старинного арийского термина "Арйанам-хшасрам" в значении "арийское царство". Географический термин или название страны Арйана (Ориён) впервые упоминается в греческих источниках в форме "Ариана" со значением "страна ариев".

Как отмечает, ссылаясь на данные И. Маркварта, академик В. В. Бартольд, название Ариана в значении страны, подчиненной государству Ашканидов, впервые упоминается Эратосфеном (3-й век до нашей эры). 
В памятниках эпохи Сасанидов использовался этнический термин "эронаг" (от древнего термина "арйанака") в значениях "арий" или "иранец". Как следует из парфянских и среднеперсидских сасанидских памятников, в то время в этом названии еще сохранялись значения: "арийский", "арийский народ" и "страна ариев".
После периода переселения индийских ариев в Индию ариоиранские народы остались жить на родине и на своей территории - в Средней Азии и граничащих с ней регионах. Основываясь на исторических, языковых, географических и этнолингвистических фактах, исследователи называют Среднюю Азию и другие граничащие с ней исторические территории центром миграции ариев и распространения арийских языков и наречий на другие дальние и близкие регионы. Из дошедших до нашего времени источников о территориях арийских народов древнейшим и важнейшим считается арийский памятник Авеста, и особенно один из ее разделов - "Вандидод". Первая глава "Вандидод" привлекала внимание многих ученых как важный историко-географический источник об ариоиранских территориях. В пунктах 3-20 этой главы в следующем порядке перечисляются арийские земли и страны: 1. Ариана Ваэджа - Эронвидж (первая полумифическая территория), 2. Гава Сугда шайанам - Согд (в пехлевийском переводе - "Сугдиг-монишн", т.е. "согдийское жилище), 3. Моуру - Мерв, 4. Бахди - Балх, 5. Нисайа - Ниса (между Балхом и Мервом), 6. Харайва - Герат, 7. Вейкта - долина р. Кабул, 8. Урва - Хорасан, 9. Хнента - Гурган, 10. Харахваити - Арахосия, 11. Хаетумант - Гильменд, 12. Рага - Рей (восточная Мидия), 13. Чахра (где-то в Хорасане), 14. Варна, 15. Ханта-Хинду - земля где-то в Индии (Пенджаб), 16. Рангха - Аранг. Данная глава "Вандидод" охватывает не все земли и страны проживания ариев. В Авесте упоминаются другие территории проживания ариев, реки и горы, моря и озера на арийских землях, которые в целом, за исключением мифических названий, отражают географию арийских стран. Цель упоминания этих земель - показать масштабы арийских территорий за тысячелетия до нашей эры. Эти земли были связаны с восточно-арийскими народами, и эти народы впоследствии стали известны в истории и в исторических памятниках в связи с этими названиями их стран.

Как мы видим, среди этих земель не упомянуты страны западного Ирана, например, Мидия, Персия и Парфия. В этом перечне стран не упоминается и Хорезм. Между тем, в другом разделе Авесты - "Яшт" (Мехр Яшт) - Хорезм, в форме "Хвоиризам", упоминается после Согда. Ввиду того, что в данной главе "Вандидод" Хорезм не указан, некоторые исследователи относят прародину ариев, Эронвидж, к Хорезму. Однако, как доказывает И. М. Дьяконов, основываясь на некоторых фактах, понятие "Эронвидж" шире географических границ, например, Хорезма, поскольку эта территория охватывает просторы Средней Азии и в целом - исторические восточные земли ариев. Поэтому И. М. Дьяконов считает, что Эронвидж в общем значении соответствует географическому термину Ариана в греческих памятниках. В любом случае важно то, что первая часть названия этой земли - Ариана - происходит от названия арийских племен или народов и является названием той земли, на которой первоначально проживали арии. Вокруг этого названия ведутся продолжительные споры, и их упоминание выходит за рамки данной статьи. 
Перечень земель и в целом географических территорий проживания ариев за тысячелетия до нашей эры, является отражением характера распространения этих народов в тот отдаленный исторический период на столь обширной территории, и этот географический фактор с течением времени стал причиной возникновения на протяжении веков различий между наречиями и языками арийских народов. Одним из реальных доказательств относительно первоначальной территории проживания союза ариев, за тысячелетия до нашей эры, в пределах от южных степей России до Средней Азии считаются сохранение арийских географических названиях на этих территориях и арийские (в основном, скифские) заимствования в славянских языках, что доказано важными исследованиями русских и западных языковедов. За время миграции и длительного проживания в Средней Азии - на своей извечной родине - арийские народы за эти тысячелетия оставили о себе многочисленные свидетельства.

Очень давняя история связей между языками арийских и славянских народов стала предметом научного изучения в трудах известных ученых - В. И. Абаева, В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева, А. А. Зализняка, Д. И. Эдельмана и ряда других исследователей. Для лучшего понимания исторических связей арийских и славянских народов и языков интересующиеся могут обратиться к изданным несколько лет назад исследованиям русского ираниста Д. И. Эдельмана. В связи с некоторыми языковыми следами ариев в ряде географических названий на нынешних территориях славянских народов русские ученые привели названия известных рек, например, Дон, Днепр, Днестр и Обь, и доказали, что эти названия, являясь очень древними образцами арийских языков, относятся именно к этим языкам. Название Дон в славянских языках связано с корнем этого слова в авестийском языке "дону" в значении "река" и с его продолжением в осетинском языке "дон" ("река, вода"). В связи с этим следует подчеркнуть, что в Авесте ("Обон Яшт", фрагмент 73) слово "дону" упоминается как название одного из туранских племен, а в "Фарвардин Яшт", фрагмент 38, о жестокости и враждебности этого племени по отношению к другим арийским племенам. Отнеся историю связей между ариями и славянскими народами в регионе Дуная к середине первого тысячелетия до нашей эры, русские исследователи также рассмотрели и исследовали эти связи на примере других славянских и балтийских языков. Одними из важных открытий в связи с древнейшей территорией проживания ариев в южных районах России являются археологические памятники из этого региона. В числе этих памятников можно упомянуть археологическую находку Аркаим на южном Урале (Челябинская область России). Как установили русские археологи, этот исторический памятник, возраст которого составляет более четырех тысяч лет, относится к 16-му веку до нашей эры. Курганы, открытые в этой древней местности, по словам руководителя этой научно-археологической экспедиции, являются наследием арийских народов. В этой местности был также найден очаг, присущий традициям и обрядам арийских народов. Ожидается, что продолжение археологических раскопок в Аркаиме, дат более точные сведения о древнеарийской цивилизации на этой территории. Таким образом, как показывают исторические, языковые, географические и этнолингвистические факты первого тысячелетия до нашей эры, территории проживания ариев были гораздо более обширными.
После переселения группы ариев в центр и на запад территории нынешнего Ирана и ослабления постоянных и близких языковых связей с восточными ариями, с течением времени между языками восточных и западных ариев начали появляться различия. Таким образом, единый языковой союз арийских народов разделился на восточную и западную ветви, каждая из которых, в свою очередь, приобрела форму сначала диалектов, а впоследствии - самостоятельных языков восточных и западных ариев, свидетельством чего являются древние и современные восточные и западные диалекты и языки. На основании многочисленных лингвистических, историко-археологических и географических фактов исследователи определяют территорию проживания ариев и распространения арийских языков с середины первого тысячелетия до нашей эры следующим образом: южные степи России, побережье Черного моря, Приазовье до севера Кавказа (скифы и сарматы), Средняя Азия, прибрежные регионы Сырдарьи, восточная часть - до восточного Туркестана (сакские народы), долины и оазисы Средней Азии в бассейне Зеравшана, Кашкадарьи и прилегающие регионы (согдийцы), низовья Амударьи (хорезмийцы), верховья и средние части побережья справа и слева по течению Амударьи (бактрийцы), часть Хорасана до юга Туркменистана (парфяне), северо-запад Ирана (мидийцы), юго-запад Ирана (персы). Другими источниками о некоторых арийских народах считаются шумерские, вавилонские, эламские, греческие и латинские памятники. Например, древнейшим письменным памятником, упоминающим о мидийцах и персах на территории современного Ирана, считаются шумерские летописи, относящиеся к 9-му веку до нашей эры. Все это является свидетельством характера распространения арийских народов, их языков и диалектов, культуры и традиций в столь обширных географических границах в первом тысячелетии до нашей эры и далее. Территорией проживания арийских народов и общего древнеарийского языка вместе с его местными диалектами считаются эти территории и авестийские страны. От древнего ариоиранского праязыка, или древнеарийского праязыка, который в научной терминологии именуется древнеиранским, не сохранилось никаких непосредственных образцов письменных памятников. Продолжением этого общего языка из древнеарийских языков считаются авестийский язык, язык мидийских народов, древнеперсидский, древнесогдийские языки, древнехорезмийский, древнебактрийский, древнескифский, а также древнесакские языки и диалекты. Из древних языков в нашем распоряжении имеются письменные памятники лишь авестийского языка и арийского языка ахеменидского периода (древнеперсидского). Не существует никаких памятников или образцов памятников древнего периода согдийского, хорезмийского, бактрийского и сакского языков. До нашего времени дошли лишь памятники этих языков, относящиеся к среднему периоду их развития.

Древнейшим образцом древнеарийского языка признается авестийский язык. Из текста книги Авеста явствует, что в авестийском языке было два диалекта, причем диалект "Гат" ("Гимнов") в сравнении с диалектом других разделов Авесты является более древним. С точки зрения фонетических и лексических особенностей диалект "Гат" относится к восточно-арийским (иранским) языкам, а диалекту других разделов Авесты присущи особенности как восточных, так и западных языков. Одним из подтверждений древности диалекта "Гат" является его близость, сходство и созвучие с ведическим языком санскрит. Языковая общность Авесты, и особенно раздела "Гаты", с "Ведами" во много раз больше ее общности с древнеперсидским языком или языком ахеменидских памятников. Этот языковой факт, а также сравнение языка Авесты с другими арийскими или восточно-иранскими языками, в частности, с памятниками восточных языков среднего периода, например, согдийского, бактрийского, хорезмийского и хотаносакского, еще раз подтверждает принадлежность авестийского языка к восточно-арийским языкам. Поскольку памятники согдийского, бактрийского, хорезмийского и сакского языков относятся к среднему периоду их формирования, а не к древнему периоду становления этих языков, то можно сделать вывод, насколько большой и близкой были общность и созвучие авестийского языка с древним периодом этих языков. Каждый из этих восточно-арийских языков и других "мертвых" восточных языков и наречий, которые в свое время были широко распространены на территориях проживания арийских народов, считается отдельной ветвью языков восточно-арийских народов. Общность диалекта "Гат" с восточно-арийскими языками решает спор относительно места рождения или родины Заратуштры, которую в зороастрийской пехлевийской традиции периода Сасанидов относили к Азербайджану и Мидии, также в пользу восточных регионов. В связи с этой темой Джалолиддин Оштиёни справедливо отмечает, что практически все ученые, признававшие местом рождения Заратуштры запад Ирана, находились под воздействием традиционных сказаний и религиозных мифов и кроме этих сказаний не смогли привести никаких доказательств. Если основываться на логике, можно спросить: на каком языке общался Заратуштра во время пропаганды своего учения в Балхе, в том числе при дворе Гуштоспа, с царем и народом этой земли? Естественно, он пропагандировал свое религиозное учение на своем родном наречии, то есть на диалекте "Гат", и это был единственный язык, который он знал. Значит, диалект "Гат", или родной диалект Заратуштры, был понятен и доступен этим людям, и именно поэтому в течение долгого исторического периода и времени Заратуштры этот диалект, ввиду его близости к согдийскому, бактрийскому и хорезмийскому языкам, был знаком и понятен народам этих территорий. Различия между арийскими, или восточно-иранскими языками того периода, как это следует из памятников последующих периодов развития этих языков, особенно согдийского и хорезмийского, следует называть не языковыми, а диалектными различиями. 
Основываясь на языковых фактах и лингвистических сравнениях, все большее количество ученых называют родиной Заратуштры восток Ориё, или Эронзамин, и эта точка зрения сегодня принимается большинством исследователей.

Одной из причин того, что в последующие периоды арийские народы не называли этнонимом "арии", на наш взгляд, является то, что эти народы, ввиду самостоятельности их географических и политических территорий, были известны по названиям стран и территорий их проживания. Как явствует из надписи ахеменидского царя Дария в Оподона и другой его надписи в Тахти-Джамшед, названия народов подвластных ахеменидскому царству стран, в том числе восточных ариев, например, бактрийцев, саков, согдийцев, хорезмийцев, гератцев и других, упоминаются только по названиям их стран. Таким образом, можно сказать, что арийские народы, как это следует из письменных источников, еще в эпоху Ахеменидов, то есть с 6-го века до нашей эры, как и другие народы, подвластные этому царству, на территории царства упоминались не по этнонимам, а по названиям своих стран и территорий. Эта тенденция при упоминании арийских народов получила развитие и впоследствии, во все периоды истории, что мы хорошо видим на примерах историко-географических и литературных памятников последующих веков.

Восточные и западные арийские народы в течение очень длительного периода сохраняли на территориях своего проживания свои религиозные и культурные ценности - посредством местных языков и наречий. Как следует из истории предков ариев, и особенно восточных ариев, до начала использования письменности и алфавитов эти народы сохраняли все свои интеллектуальные ценности путем устной традиции. Поэтому большинство древнеарийских языков и наречий, из-за отсутствия письменной традиции бесследно исчезли со страниц истории. 

Одной из групп восточных ариев считаются различные сакские племена, в том числе туранские народы. Согласно древнейшему источнику об арийских народах - Авесте - туранцы являлись одним из восточно-арийских, или сакских народов. О туранцах и принадлежности этого народа к ариям в мировой иранистике написано множество трудов, и относительно этнической принадлежности этого народа нет никаких сомнений. Туранцы не имеют никакого отношения к тюркским народам, которые переселились на восточные земли Арианы, в том числе на территорию проживания туранского народа. Точно так же, как в памятниках эпохи Саманидов нигде не употребляются названия "тур" или "туранцы", так и в Авесте не упоминаются названия "сака" или "сакский". Основываясь на этом, исследователи считают, что народ тур в Авесте - это те сакские племена, которых Ахемениды упоминали под названием "сака". Один из известных исследователей географии древнего Ирана, И. Маркварт, объединял туранские племена с народом массагетов. Видный иранист В. И. Абаев полагает, что народ тур в Авесте употребляется в значении некоего скифского народа, относящегося к числу сакских племен, упоминаемых в надписях Дария. Согласно тексту Авесты, народ "тур" относится к скифским племенам, которые в период ариев авестийской эпохи состояли из различных народов. Здесь уместно заметить, что, согласно сказаниям Авесты, не все туранские народы считались враждебными, чуждыми и даже демоническими по отношению к ариям авестийского периода народами. В "Яштах" Авесты (Обон Яшт, Фаровардин Яшт) добрым словом упоминается одна из туранских семей, именуемая "династией Фриёна", которая почитала персидских мужчин и женщин, ввиду их благонравия, наравне с чистыми мужчинами и женщинами арийских земель. Династия Фриёна в соответствии с этим авестийским сказанием восхваляется и в некоторых пехлевийских памятниках. Иными словами, этот туранский народ, или династия, считается ариями авестийского сообщества родственной и близкой по происхождению. На фоне этой династии туранские династии других туранских народов, например, турский народ Афросиёб, называются одними из злейших и худших врагов ариев и их религии. Как мы видим, одним из свидетельств враждебности между арийскими народами и тюркскими племенами являются постоянно продолжавшиеся нападения этих кочевых племен и туранских кочевников на арийские земли, а другой причиной считаются их религиозные различия. Как следует из Авесты и надписи Дария, ни туранское племя Афросиёб, ни саки не принимали Ахурамазду в качестве Единого Бога. То есть эти кочевые народы были привержены другим традициям.

Название территории туранских племен в памятниках эпохи Сасанидов упоминается и признано в двух формах - "Туран" и "Туристан". Как следует из исторических памятников после эпохи Сасанидов, земля Туран в сказаниях и поэмах относится к такому чуждому народу, как тюрки, но это заблуждение, видимо, связано со столкновением между кочевыми тюрками и иранцами.

В письменных источниках эпохи Сасанидов турский народ и тюркские племена никоим образом не смешиваются. Сасаниды хорошо знали эти различные по этническому происхождению народы и названия этих двух отличных по происхождению этносов употребляли очень правильно. Даже в произведении "Зардуштнома" Бахрома ибн Пажду (написана в 1278 году н.э.), источником которого является утраченный пехлевийский текст, Тураном называется не земля тюрок, а совершенная чуждая тюркским племенам территория. В этой поэме содержится упоминание о нападении армии тюрок, този и индийцев на эту землю, смысл которого заключается в следующем:

В прах превратились все цветники Турана
Из-за нашествия тюрок, арабов, полчищ Индостана.

Таким образом, после вторжения тюркских племен на земли восточных ариев, в том числе на землю туранцев, в сказаниях и поэмах этих народов они упоминаются вместо туранцев, и в результате этого исторического заблуждения родственный ариям турский народ признается в качестве чуждого тюркского народа. Мы можем видеть, как на протяжении истории восточно-арийские народы, включая саков, или туранские народы, или хорезмийцев и согдийцев, смешивались на своих территориях с пришлыми племенами и насколько они отдалились от своих истоков.

Сакские племена, являвшиеся кочевыми народами, проживали в очень обширных пределах и на очень огромной территории. Одним из лучших и наиболее точных источников в сравнении с другими письменными историческими источниками о сакских народах считаются надписи эпохи Ахеменидов. В памятниках ахеменидского царства о саках упоминается так: "сака тиграхауда" - "саки в остроконечных шапках", "сака хаумаварга" - "саки, пьющие хум" (хум - это один из видов напитков), "сака парадрайа" - "саки на берегу моря", "сака пара Сугдам" - "саки, живущие в стороне Согда".

1
В надписях Дария 1-го земли этих сакских племен упоминаются под названием "Сака", а в греческих источниках они называются "Скифия". Как говорится в трудах Птоломея, страна саков - это страна кочевников, которые проводят свою жизнь в лесах и пещерах. Из описаний античных источников следует, что территория сакских племен охватывала горы Памиро-Алая, Тянь-Шаня и их Ферганский и Чачский отроги. На основании научных данных русских историков и археологов, одной из территорий и центров постоянного проживания сакских племен считается Ферганская долина. В этой связи вызывает интерес то, что до периода Александра Македонского сакские народы проживали в Ферганской долине, но под давлением согдийцев избрали местом своего проживания берега Сырдарьи. Некоторые исследователи отмечают, что в последние периоды греко-бактрийской государственности большинство жителей Ферганы составляли сакские племена, в том числе "саки, живущие в стороне Согда".

Как явствует из результатов исследований западных ученых, различные сакские племена проживали на обширных территориях Средней Азии, а затем вторглись в некоторые регионы - в частности, в Заранге (Дрангина, впоследствии - Систан), в Индию и Хутан (Китайский Туркестан) - и выбрали эти страны местом своего проживания. Относительно сакских народов и территорий их проживания можно обратиться к ценному исследованию профессора Р. Фрая "Наследие Центральной Азии". 
Одним из других важных вопросов считается вопрос о языке народа Ферганы того периода. Как следует из трудов китайских путешественников (7-8 века н.э.), языковая ситуация в Фергане выглядела так: Сюан Цзан пишет, что "язык ферганцев отличается языка других соседних стран". Как явствует из некоторых согдийских и арабских источников, а также из данных, полученных русскими учеными, в частности, из исследования профессора В. А. Лившица, в Фергане существовал особый язык, который, несомненно, следует отнести к восточно-иранскому языку.

После создания государственного союза тюрок в 6-8 веках нашей эры Фергана вошла в состав этого государственного образования, и на этой территории начался процесс отуречивания коренных сакского и согдийского народов. Тем самым, судьба этих арийских народов, вместе с местными языками и диалектами на этой исторической территории, родине восточных ариев, начиная с этого времени, и впоследствии оказалась в руках чуждых и кочевых народов.

Одной из древних территорий проживания арийских народов является современный Афганистан. В географии Авесты на территории Афганистана упоминаются следующие арийские страны: Бахди - Бактрия, Харойва - Герат, Харахваити - Арахозия (юго-запад Афганистана), Ваекарата - на территории нынешнего Кабулистана, Воитигаеса - Бадгис. Как следует из упоминания этих стран, территория Афганистана, наравне с Мавераннахром, или Варорудом ("Заречьем"), считалась одним из важнейших мест проживания ариев за тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствуют сохранившиеся источники, в эпоху Кушанцев, а также Эфталитов, официальным языком делопроизводства этих правителей был бактрийский язык. Не исключено, что в эпоху Кушанцев и Эфталитов в этом регионе также развились местные диалекты бактрийского языка. Сюан-Цзан, описывая свое путешествие в эти регионы в тридцатые годы 7-го века, сообщает, что в Бамиане "имеются письменность, религиозные правила и монеты с чеканкой, похожей на письменность Ту-хо-ло (Тохаристана), однако язык несколько отличается", в Каписо, по его словам, "есть письменность, очень сходная с письменностью Ту-хо-ло, но обычаи, язык и религиозные установления в некоторой степени отличаются", в Шугнане, пишет автор, "письменность похожа на письменность Ту-хо-ло, однако язык отличается". Этот китайский путешественник говорит об огромном количестве литературных памятниках, сохранившихся в Тохаристане, которые, по его словам, являются в большинстве своем согдийскими памятниками, и приводит ценные сведения. Различие между языками Тохаристана, о котором говорит Сюан-Цзан, связано с наличием различных бактрийских диалектов, которые использовались в 7-м веке в этом регионе. Одними из принадлежащих к бактрийскому языку диалектами на территории Афганистана являются мунджанский и близкий к нему йидга, которые сохранились на этой территории до настоящего времени.
Различные языки и наречия арийских народов, которые сформировались на протяжении истории на территориях проживания каждого из арийских народов, произошли от одного общего языка. В зависимости от географических границ арийских народов и племен на территории современного Ирана, начиная с середины тысячелетия до нашей эры, разделились на две большие группы - западную и восточную. Все языки и диалекты, которые относятся к древним диалектам ариев западного Ирана, принадлежат к западной группе, а все языки и диалекты, относящиеся к древним диалектам восточных ариев (на территории Средней Азии и Хорасана) входят в восточную группу. До середины тысячелетия до нашей эры между западными и восточными языками не было заметных различий. Однако начиная с этого периода и далее между западными и восточными языками стало проявляться все больше различий, что можно видеть на примере сравнения всех языков и диалектов во все исторические периоды, на основании дошедших до нас памятников. Письменные памятники исторических периодов арийских языков, наряду с памятниками культурного и археологического наследия и историческими географическими названиями этих стран, являются решающим и неопровержимым свидетельством об отдаленном прошлом арийских народов на исторических территориях их проживания вплоть до нашего времени. Кроме того, географические названия Хорасана и Мавераннахра сами по себе считаются картой распространения древних восточно-арийских языков и диалектов и важнейшим свидетельством об истории проживания арийских племен на этих территориях.

В заключение следует подчеркнуть, что большинство из этих "мертвых" и современных арийских языков и диалектов относятся к восточно-арийским территориям и народам, и некоторые из них формировались на этой территории с давних времен, а некоторые - исчезли. Эти языки и диалекты, например, авестийский, скифский (сакский), согдийский, бактрийский, хорезмийский, памирские, ягнобский, пашту, мунджанский, ормурский, парчский, йидга, осетинский языки и другие диалекты современных восточных языков являются свидетельством этнической принадлежности восточно-арийских народов к историческим территориям их проживания с древних времен до настоящего времени.

Как видно из исторического пути арийской цивилизации на примере ее возникновения, формирования, развития и распространения, арийские народы, в том числе и предки нас, таджиков, смогли создать и оставить в наследство человечеству ряд высших ценностей, которые на протяжении многих веков в качестве светоча и лучезарных жемчужин освещали путь людей к добру и чистоте. Наш долг, сегодняшних людей, заключается в том, чтобы мы, как это утверждают десятки и сотни бескорыстных всемирно известных ученых, на деле были наследниками этих чистыми помыслами и поступками прадедов и этой цивилизации добра и чистоты, продолжили путь своих славных предков сохранили и оберегли зажженный ими светоч. 
Еще раз подчеркиваю, что мы почитаем добрые традиции и обычаи наших предков и высшие ценности истории и культуры нашей нации исключительно с целью воспитания чувства самосознания и самопознания в сердцах своего народа и грядущих поколений. Ибо, как говорили наши великие и мудрые предки, почитание прошлого - это одно наше крыло, а наши сегодняшние заслуги по обустройству Родины прадедов и обеспечению спокойной жизни для народа - это другое крыло, и оба они вознесут нашу нацию в высокий полет к процветающему и достойному будущему.

 Эмомали РАХМОНОВ,
Президент Республики Таджикистан
АРИИ И ПОЗНАНИЕ АРИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(Размышления накануне празднования Года арийской цивилизации)

 

Похожие статьи:

ИсторияТемные века монгольской истории

ИсторияВосточные славяне

КнигиВагрия. Варяги Руси Яра

ИсторияСлавянский лес истории

ФилософияРусские - Древний и монолитный народ

Рейтинг
последние 5

Валерий

рейтинг

+1

просмотров

12719

комментариев

1
закладки

Комментарии