Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»

Росстань

Когда выпускница Ленинградского института культуры имени Крупской Лилия Дёмина вернулась в Тюмень, она уже твердо знала, чем будет заниматься в жизни. Она поедет по деревням и селам области в поисках фольклорного клада — песен, обрядов, страданий и причитаний. 

Старики еще помнят и чтят традиции, но постепенно уходят, а с ними уходит в небытиё огромный пласт народной культуры. Допустить этого никак нельзя… И Бог был ей в помощь.

Интересно порой складываются судьбы. Словно кто за руку человека ведет. Когда маленькая Лиля поступала в музыкальную школу, она планировала играть на баяне, но, услышав вопрос: «Девочка, куда ты пойдешь?» — неожиданно для самой себя ответила: «На аккордеон». Желающих взять в руки этот инструмент было человек сто. Из них выбрали десятерых, и Дёмина попала в эту десятку. После школы она решила продолжить обучение и поехала в Ленинград.

— Аккордеон я с собой не взяла, — рассказывает Лилия Васильевна, — а народу в институт культуры приехало поступать много. Конкуренция. И никто свой инструмент не одалживает. Что делать? Иду я по коридору, поднимаюсь по лесенке и вижу надпись — «Отделение народного хора». Зашла поинтересоваться. Меня спрашивают: «Вы когда-нибудь пели?» «Нет», — говорю. «Ну что ж, давайте выберем вам песню…» И дали мне петь на экзамене «Во деревне то было в Ольховке». Так я и поступила.

— С этого, наверное, и началась ваша любовь к народному творчеству?

— Она началась с первой экспедиции в Псковскую область в 1983 году. Наша группа студентов специализировалась как раз на фольклоре. Мы попали тогда в гости к одной женщине, которая исполняла волочебные песни. Их поют на Пасху, когда славят Христа. Я до сих пор помню ее голос — звонкий-звонкий. Сильное впечатление она на меня произвела. Потом мы оказались на похоронах и услышали причитания, которые тоже не оставили нас равнодушными. Так мы ходили из деревни в деревню. И я вдруг осознала, насколько сильны в нас традиции. Захотелось познать народную культуру глубже.

— За этим и отправились обратно в Тюмень?

— Мне предлагали остаться в Ленинграде, но я решила, что смогу пригодиться и у себя дома. Начала работать в ДК «Строитель» (у меня была детская студия «Потешки») и одновременно преподавала народное творчество в училище искусств. Вместе со студентами мы поехали в первую экспедицию в Вагайский район. Я поняла тогда, как это важно — вести разговор с носителями культуры. Он многое дает. Помню, одна темная и слепая бабушка остановила нас: «Вот слушайте, девки!» И начала читать нам старинные заговоры. Она торопилась передать кому-нибудь свои знания. Увы, у нас не было человека, который бы занимался культурой народных заговоров, тем не менее мы довольно много их записали.

— Лилия Васильевна, вы объездили весь юг Тюменской области, собрали огромное количество фольклорных материалов. Скажите: а друзей среди старожилов вам удалось завести?

— Конечно. Например, в Викулово живет чудесная женщина — баба Аня. Она мне как родная. Я даже свою дочь в ее честь назвала. Во время экспедиций по району мы всегда останавливались у этой бабушки, и она старалась отдать нам все самое лучшее. К счастью, баба Аня до сих пор жива. Сейчас ей 95 лет.

— В институте вы уже четко представляли себе, чем займетесь в будущем?

— Да. Я мечтала создать ансамбль. Однажды пообещала себе, что соберу уникальный материал и организую коллектив, который будет ездить по миру и знакомить с нашей исконной культурой других людей, и я сделала это. Нынче ансамблю «Росстань» исполнится 20 лет. За эти годы мы побывали в Австрии, Мексике, Канаде, Греции, Алжире, Венгрии, Дании, Германии, Бразилии, Швеции и других странах. Список большой.

— Легко ли удалось воплотить мечту в жизнь?

— Я встретила поддержку со стороны руководства училища искусств. Мы создали новое отделение — фольклорное. Наш первый набор — это довольно зрелые люди, которые пришли учиться, потому что действительно любили народное творчество. Ирина Светлова пришла из «индуса» (сейчас она начальник управления культуры Тюменского района), Олег Слинкин (теперь в Москве), немецкая семья Майеров (эмигрировали в Германию), скрипачка Руслана (в настоящее время моя правая рука в «Росстани»). Как коллектив мы собрались вместе в 1990 году и уже в 1991-м поехали на Международный фольклорный фестиваль в литовский город Каунас. Тогда у нас еще не было названия. Мы ехали в поезде и придумывали его.

— Имя коллективу вы нашли звучное. А что означает «Росстань»?

— Росстань в русской мифологии — это перекресток дорог, распутье, излюбленный локус (от лат. locus — место) колдунов, ведьм, знахарей, к числу которых относятся и посвященные в тайные знания охотники, пастухи, деревенские лекари, сюда же в сакральный час приходят и простые смертные, следуя совету знающих, искушенных в ведовстве людей. То есть росстань — место, где собираются знающие люди. Мы тогда посчитали, что уже многое знаем. Ведь что такое традиции, которые передаются из поколения в поколение? Это и есть народные знания.

— Увы, каждое новое поколение все меньше соприкасается с традициями своих предков…

— Важно не доскональное соблюдение традиций, а понимание их глубины, того, что скрыто в них. Я думаю, было бы здорово, если бы в школах ввели уроки фольклора или декоративно-прикладного творчества, на которых ребята смогли бы познакомиться со своей национальной культурой. Пока детям по 8-10 лет, им все это интересно. Их еще можно увлечь. У меня был фольклорный класс в школе искусств «Лира». Так вот, многие шестилетки, с которыми я тогда работала, сейчас поют в ансамбле «Росстань». Кстати, я никогда не отталкивала от общего дела родителей! Они были полноправными участниками нашего большого коллектива. Мы все народные праздники готовили и отмечали вместе. И были счастливы, улыбались, потому что фольклор — это когда душа поет!

— Лилия Васильевна, а почему вы ушли из колледжа искусств?

— В 2003 году я поняла, что могу посодействовать сохранению культуры уже на другом, более высоком уровне, даже как-то материально помочь нашим коллективам, и ушла в комитет по делам национальностей Тюменской области. А «Росстань» переехала в ДК «Водник», где мы создали фольклорный центр. Но я не бросила ансамбль. И своих студентов — тоже. Они все дипломы защитили. Своими выпускниками я горжусь.

— Но и комитет по делам национальностей уже остался в вашем прошлом…

— То время, когда я там работала, вспоминаю с благодарностью. Я очень интересно прожила три года. Были проекты «Мост дружбы», «Радуга», «Благовест». Надеюсь, мне удалось сделать их живыми, интересными мероприятиями. Я любила свое дело. И, вероятно, не ушла бы из комитета, но мне предложили перейти в академию культуры, я решила попробовать. Почему бы и нет? Уже созрела.

— Сейчас вы директор института музыки, театра и хорео-графии ТГАКИиСТ. Как вы себя ощущаете в этой роли?

— Мне предложили занять это кресло в 2007 году. Сейчас я чувствую себя на своем месте. У нас в институте уже 11 кафедр по трем направлениям: музыка, режиссура, хореография, а мне все мало! Так что я в поиске. Хочу, чтоб в академии открылась музыкальная магистратура, хочу, чтобы было много разных творческих коллективов, хотя бы по два на каждой кафедре!

— Лилия Васильевна, какой вы педагог по характеру?

— Как сказать… Я стараюсь всегда понять студентов, учесть их мнение. Пытаюсь всем помочь. И увлечь. Думаю, мне это удается. Знаете, в нашей академии интересные ребята учатся. Талантливые! Нынче великолепный выпуск. Звездный! Больше десяти красных дипломов! Я желаю нашим студентам найти достойную работу. Когда студент блистательный, хочется, чтобы он блистал и дальше.

— В чем вы видите главную задачу педагога, который обучает творческой профессии?

— Педагог должен развить талант ученика. Но в первую очередь заметить этот талант, чтобы человек не прошел мимо профессии.

15 тысяч единиц хранения фольклорного материала собрала Лилия Дёмина со своими студентами в экспедициях по районам юга Тюменской области.
 

Похожие статьи:

ПраздникиВ глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль

ТрадицииЗвончатый переладец

БиографииЛилия Дёмина: фольклор становится экзотикой

МузыкаРусский духовный стих

МузыкаСергей Калугин – Nigredo (1994)

Рейтинг
последние 5

Ратибор Удалов

рейтинг

+1

просмотров

4079

комментариев

0
закладки

Комментарии