Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
Сегодня исполнилось 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера. Человека и историософа, предсказавшего скорую гибель Запада. Личность, которую можно называть "могильщиком Запада". Философия Шпенглера в какой-то степени соответствовала идеям и чаяньям нацистов, но ученый за 3 года до своей смерти отказался от сотрудничества с гитлеровской властью, что верхушкой Рейха было расценено как оскорбление. Сегодня многие его предсказания о крахе западного и неизбежного прихода Русского мира, похоже становятся неотвратимой реальностью. Он видел себя продолжателем идей Шопенгауэра и Ницше, развивая их в своих сочинениях.Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
"Каждая философия есть выражение своего и только своего времени."

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер — таково полное имя философа — родился 29 мая 1880 г. в г. Блакенбург в живописном немецком уголке Гарц. Мне сразу вспоминается песня Франка Реннике "Осень в Гарце" (Herbst im Harz). У кого-то на слуху рассказ Гейне "Путешествие по Гарцу". А больше всего это место, которое сегодня является одним из немецких национальных парков, знаменито своей высочайшей горой Брокен. Ведь Гарц (земля Заксен-Ангальт) — это помимо всего один из горных массивов в Германии, а гора Брокен (1140 м) является местом слета ведьм в Вальпургиеву ночь (30 апреля — 1 мая; слет ведьм выпадает на 28-ое апреля). Существует такое поверье, что если человек умирает в Вальпургиеву ночь, то его дух обязательно будет являться людям. Я не знаю, насколько оно правдиво, но об этом мне как-то рассказывал один из моих друзей. В качестве примера он привел Гитлера, который покончил с собой 30 апреля 45-го в своем бункере, но настал тот момент, когда его (Гитлера) дух вернулся. Верить или нет — право каждого, но я считаю, что практика — критерий истины.

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
Панорама Гарца

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
Гора Брокен

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
Брокенский призрак

Шпенглер был сыном почтового чиновника. В семье было четверо детей (3 девочки и сам Шпенглер), причем Освальд был самым старшим из детей. Детство будущего мыслителя было явно несладким. Вот что об этом известно.

"Домашняя атмосфера была невыносимой. Отец по вечерам убегал из дома на почту от ежедневных семейных скандалов. Мать больше занималась музицированием и живописью, чем домашними делами, и совершенно не следила за детьми. Освальд стеснялся приглашать к себе школьных товарищей из-за царившего в доме беспорядка. «Мы всегда выглядели как-то неуклюже, смешно, безвкусно, — вспоминала впоследствии сестра философа. — Никто во всей школе не носил такого барахла, как мы. У меня, как и у Адели и Гертруды, никогда не было новых чулок и свежей рубашки. Чистого белья не было и у Освальда». От внешней убогости, «постоянного» страха и отсутствия любви Освальд старался скрыться в мир фантазии, собственной и почерпнутой из книг. «Уже ребёнком я всегда нёс в себе идею, что мне суждено стать своего рода Мессией. Основать новую религию Солнца, новую Империю, какую-то волшебную страну, новую Германию, новое мировоззрение — вот что составляло на девять десятых содержание моих грёз», — признаётся он позже. В четырнадцать лет Освальд сочинил целый 50-страничный труд, посвящённый восьмидесяти пяти годам «истории» вымышленной империи Африказии. С детских лет будущий «Коперник исторической науки» «выдумывал» мировую историю. Ему не хватало пока лишь знаний и эрудиции. В шестнадцать лет он уже читал философские произведения, встречая при этом неприкрытое неодобрение семьи. Отец книг не читал и не покупал, презрительно бросая: «Не трать время на всё это!» Отцовские «поучения» надолго запомнились Освальду, которому оставалось только сжимать зубы."

В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.

"Различие не в том, вечно или преходяще данное учение, а в том, жизненное ли это учение на некоторое время или мертворождённое."

По Шпенглеру история представляет собой ряд независимых, неповторимых замкнутых циклических «культур», особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задачу «философии истории» Шпенглер сводит к постижению «морфологической структуры» каждой «культуры», в основе которой лежит «душа культуры».

Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала, во-первых, из мировоззренческих установок Шпенглера, который в то время избегал какие бы то ни было отношения с представителями академической философии, не принимал и не признавал традиционные философские школы и направления. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные впечатления после нападения итальянской армии на Триполи в 1911 году, заставили задуматься и навеяли мысль о возможности мирового военного конфликта. Осмысление такой возможности приводит к переориентации первоначального политико-публицистического характера работы в русло историологии и философии культуры

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера

"Мировая история — это история государств. История государств — это история войн."

«Закат Европы» («Der Untergang des Abendlandes», дословно переводимый как «Закат западного мира»), является выражением собственных взглядов Шпенглера на европоцентризм и панлогизм. Он развивает идею обособленности культурных образований, работая одновременно в рамках двух традиций — органицизма и иррационализма. Центральная идея органицизма состоит в интерпретации любого культурного явления, исторического процесса, события из жизни отдельно взятого человека как биологического (органического), со всеми присущими живому признаками и закономерностями. Иррационализм, весьма популярный в то время благодаря работам Ницше, исходил из посылки, что культурное явление или событие из личной жизни лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному анализу.

Шпенглер реализует указанные традиции в анализе и объяснении явлений культуры. С одной стороны, он выстраивает концепцию морфологического органицизма, представляющего культуру как организм, обладающий своим строением (морфологией), с другой стороны, определяет основания культуры как до-рациональные, выражающиеся в глубинных символах (как это делал, например, Ф. Ницше, различая «дионисийскую», языческую и безличную и «аполлонийскую», обостренно-личностную.

Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г.), по Шпенглеру, проделавшему колоссальную работу по сбору фактического материала о различных мировых культурах, сопоставим (или «одновременен») с 1—2 вв. в Древнем Риме или 11—13 вв. в Китае.

Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.

Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).

Во введении к "Закату Европы" О. Шпенглер пишет: "Для настоящего знатока людей не существует абсолютно правильных или ложных точек зрения". Там же он заявляет: "Нет никаких вечных истин. Каждая философия есть выражение своего, и только своего, времени". А в другом месте этой работы утверждает: «Общечеловеческой морали не существует… Существует столько же моралей, сколько и культур…»

"Человек — единственное существо, знающее о смерти"

История есть история человека и человечества. Чтобы построить учение о человеческой истории, необходимо раскрыть, что такое история человека, следовательно, необходимо рассмотреть, что такое человек с точки зрения его природы. Человек — это биологический «поток», чистый поток существования, имеющий неповторимые черты. Эти неповторимые черты и составляют природу человека, его суть, или сущность. Эта суть человека, его природа, не просто неповторима, но каждый раз особенная в различные периоды жизни,- идея, напоминающая гераклитов поток.

Природа человека, как считает Шпенглер, также природна, естественна, как природа муравья или бабочки. Природа человека «всецело вырастает из органического чувства. Ее даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда, и каждая черта первоначальных обычаев и форм существования, брачной и семейной жизни, племенного распорядка». Природа всех живых организмов, от моллюска до человека, однотипна: все живое подчиняется единым закономерностям. Все многообразие живого является «оформлением» природного начала. Очевидно, что под единой закономерностью Шпенглер подразумевает логос — принцип существования и развития органического мира.

Исходной онтологической установкой по Шпенглеру является биоцентризм, в отличие от космоцентризма античности, теоцентризма эпохи средневековья, антропоцентризма эпохи Возрождения. Редукционизм, позволивший значительно упростить все явления человеческой истории и культуры, свести социальную организацию человека к биологической, является фундаментальным методологическим приемом, с помощью которого и была построена Шпенглером морфология культуры.

Природа человека явно и отчетливо выражается в доме человека, в доме его культуры. Шпенглер даже заявляет, что душа человека и душа его дома — это одно и то же. Форма дома выросла из глубины души человека в отличие от формы, например, собора, который требует тщательных расчетов планировки.

В процессе строительства дома нет строительного искусства, поэтому нет искусственности и в самом доме. Именно дом выражает «темную житейскую» глубину души человека. Дом — это самовыражение души человека в то время как, например, собор — выражение человеческих способностей, вкуса, фантазии, художественного осмысления, поэтому анализ последних может ввести неискушенного читателя в заблуждение.


Искусство, по Шпенглеру,- как способ искусственного украшения жизни, лишено внутренней необходимости, поэтому Жизнь может спокойно обойтись без искусства, не теряя смысла самой жизни. Искусственное украшение жизни принципиально поверхностно и недостойно жизни. С момента формирования жизни как искусства человек и общество, в котором он живет, достигают зрелости и начинается деградация — обратный ход развития: искусство становится художественной промышленностью. Именно такая ситуация была обнаружена Шпенглером в Западной Европе начала века.
Ориентация на язык культуры, а именно, на анализ употребления греческого и латинского языков, привел западно-европейских исследователей культуры к выводу о существовании трех типов культур и трех эпох: античности, средневековья и Нового времени. Не было учтено, считает Шпенглер, что немецкая литература — латиноязычна, английская, в свою очередь, пользовалась французским языком. Именно в силу этого осталась изолированной и нерассмотренной магическая культура, которая пользовалась различными языками, поскольку не имела своего родного языка, но была едина по духу. «Филологическая граница» явилась непреодолимой для христианской теологии и в целом для религии. Персидская (иранская) культура вместе с иудаистской (талмудической) составляли ядро тогда еще «нерожденной» арабской (магической) культуры. Несмотря на свою «нерожденность» в эпоху Цезаря-Октавиана, арабская культура уже выступала против дряхлой античной цивилизации. Магическая культура тех времен уже имела как «кровь» (экономико-политические возможности), так «душу» (религиозно-метафизические возможности) для своего последующего расцвета. Косвенное доказательство про-восточной ориентации Запада в первые века нашей эры имеется в деятельности самого Цезаря, который имел планы переноса столицы из Рима в Александрию; в деятельности Антония, ориентированного на монархический строй восточного стиля (Клеопатры); проявляется в реформе календаря на основе александрийской (эллино-египетской) науки. Победа Октавиана над Антонием изображалась у римлян как победа Минервы, Нептуна и Венеры над лающим (собакоголовым) Анубисом и другими богами-чудовищами.

Революционные войны между молодым Востоком и выбывающим из истории Западом, и особенно перенос столицы из Рима в Византию, в Константинополь в 330 году, позволяют, считает Шпенглер, говорить о наступившей эре магической культуры. Несмотря на то, что древность (античная цивилизация) еще побеждает молодость (магическую-арабскую культуру), Шпенглер говорит о грядущей победе последней. Противоречие между старой цивилизационной формой и новым культурным содержанием, между «ставшим» и «становящимся» исторической псевдоморфозой.

Untergänger des Abendlandes. 135 лет со дня рождения Освальда Шпенглера
Второй псевдоморфозой истории является «петровская Россия». Начало русской культуры датируется Шпенглером со времени «свержения татарского владычества и длится через времена последних Рюриковичей и первых Романовых до Петра Великого… в первую очередь касательно Ивана Грозного, Бориса Годунова и Шуйского… За этой московской эпохой великих боярских родов и патриархов следует с основанием Петербурга (1703) псевдоморфоза, которая принудила примитивную русскую душу выражать себя сначала в чуждых формах позднего барокко, затем в формах Просвещения и позднее в формах XIX в. Петр Великий стал для русской сущности роковой фигурой. Невольно думаешь о его „современнике“ Карле Великом… Существовала возможность управлять русским миром по типу Каролингов или по типу Селевкидов, т. е. соответственно, в старорусском или в „западническом“ духе, и Романовы решились на второе». «Народ, назначением которого было — в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к неподлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее старинным крестьянством распространялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдоподобными до глубины своей сути».


Шпенглер продолжает рассуждать о русской истории (это был 1922 год) и соглашается с выводом Ф. М. Достоевского, что Петербург (родной город Достовского) должен однажды утром растаять с рассветными туманами, — такова судьба любого «привидения». «Неправдоподобные» города-призраки и раньше имели место в истории человечества, — это были города, построенные на чужой, отвоеванной у другого народа территории, и со временем они канули в Лету. «Нельзя вообразить себе большей противоположности, нежели между русским и западным, иудейско-христианским и позднеантичным видами нигилизма: между ненавистью к чужому, отравляющей еще не рожденную культуру в материнском лоне ее родины, и отвращением к собственной культуре, вершины которой вконец приелись» (речь идет о послепетровской культуре). «Молодые люди довоенной России… постоянно занятые метафизикой, все созерцающие глазами веры, хотя бы речь, по видимости, шла об избирательном праве, о химии или женском образовании,- ведь это же иудеи и ранние христиане эллинистических больших городов, которых римлянин рассматривал с такой насмешкой, с отвращением и тайным страхом».


В начале любой культуры и истории народа,- пишет Шпенглер,- стоят «глубочайшее религиозное мировосприятие», «неожиданные озарения», «дрожь робости» и «метафизические грезы»; в конце истории — «доходящая до боли интеллектуальная ясность». Все свои рассуждения Шпенглер строит опираясь на метод исторической аналогии.

Метод аналогий представляет собой рассуждение, основанное, во-первых, на анализе сходства между явлениями по каким-либо признакам — «переносимым признакам». Для Шпенглера такими признаками являются расцвет и гибель культур. Во-вторых, на основе установленного сходства «переносимых признаков» делается умозаключение относительно сходства самих явлений, т. е. декларируется сходство самих культур. И без того вероятностный характер умозаключения по аналогии Шпенглер дополняет нестрогой аналогией, включающей рассуждения по типу «здравого смысла». Поэтому не лишенные оригинальности идеи Шпенглера можно квалифицировать как мифологемы, а «Закат Европы» как продукт мифотворчества.

Метод исторической аналогии, тем не менее, позволил Шпенглеру не доказать и объяснить, но увидеть новые факты в окружающей культурной действительности, поставить новые для историологии проблемы — проблемы культуры, тем самым задать тон для строительства новой онтологии — онтологии культуры.

В политическом аспекте своей философии Шпенглер придерживался идеи пруссачества, считая именно прусский дух одной из основ немецкой национальной идеи. Он был последовательным критиком коммунизма, называя его авторитарной бюрократией, 


социализма и нацизма. О социализме он отзывался как об экспансивном явлении:


Стоит добавить, что на выборах в 1932 г. Шпенглер проголосовал за Гитлера, хотя в то же время называл его тупицей. Первый и единственный раз Гитлер и Шпенглер встретились в 1934-ом г. в Байройте, где фюрер предложил философу сотрудничать с ними. Но Шпенглер отказался. Несмотря на то, что он сам симпатизировал нацистам, расовые теории рейхсчинов ему казались совершенно бредовыми. Впоследствии он говорил:


Несложно было догадаться о том, какая реакция последовала со стороны Гитлера. Против Шпенглера развернули полномасштабную кампанию травли. Одна из его книг была изъята и сожжена. До самой своей смерти он жил в уединении в Мюнхене. В ночь с 8 на 9 мая 1936 г. его не стало. Может это была его личная победа над Гитлером и его режимом, а может так распорядилась судьба — мы не знаем. Символично, что в этот же день Муссолини провозгласил Италию империей, а ровно 9 лет спустя в пригороде Берлина Карлсхорсте представители высшего военного командования стран антигитлеровской коалиции и вермахта подпишут акт о полной, безоговорочной и окончательной капитуляции Рейха. Крах нацистской Германии стал показательным примером приближающегося краха Запада и неотвратимости прихода Русского мира. Сегодня вместо НС-Германии в этой роли выступают уже США. Не за горами крах либерализма и осуществление пророчества Ванги о превращении России в империю духа.


Есть ли шанс у Германии? Думаю, что да, но для этого нужно вернуться к своим прусским корням и т.н. alten Preußengeist.


У такой Германии будет большое будущее. Еще ведь Бисмарк говорил о том, что не нужно воевать с Россией. Дух пруссачества — это тот дух который делает Германию Германией. Нынешняя Германия — полный протекторат Вашингтона. Даже Франк Реннике подметил, что сегодняшняя Германия это "Bundesrepublik, aber kein Deutschland und kein Germanien".

Похожие статьи:

Документальные фильмыМиф о холокосте / The myth about holocaust (1999)

Вторая мировая войнаГрузины со свастикой

Вторая мировая войнаПочему союзники не штурмовали Берлин?

ВидеороликиГитлер, Гиперборея и Шамбала

Вторая мировая войнаВокруг Курильских островов

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+1

просмотров

1313

комментариев

0
закладки

Комментарии