Опубликовано: 13 февраля 2013

рейтинг

+1
proHor
proHor
Автор: proHor
Редактировалось: 1 раз — 17 мая 2019

Египет. Северный исток

Глава 5. Артефакты

Замечательный факт из области этнографии и археологии древних славян (IX-X вв. н.э.) лёг в основу темы, которая на академическом уровне никогда не рассматривалась, или не освещалась должным образом. Речь пойдёт о находках Радимичских курганов (медальоны, височные кольца, подвески). Все эти украшения были выполнены с орнаментацией на мотивы славянских культовых традиций.

Наиболее значимые орнаменты, с моей точки зрения, - это изображения тура (быка), окружённого семью фигурками треугольной формы с шарообразным навершием (см. рис. 5.1).

Рис. 5.1. Подвески из Радимичских курганов IX-X вв.

Рис. 5.2. Древнеегипетский вариант. Палетка с изображением тура и туриц, IV тыс. до н.э.

Этнографы определяют эти фигурки женскими и называют турьицами, а быка – туром. Сцена, изображённая на подвеске связывается с обрядом почитания тура и его семи коров. Вот что об этом пишет наш известный учёный Б.А. Рыбаков ("Язычество Древней Руси", стр.537-538): «Пожалуй, самыми интересными подвесками, смысл которых разъясняется при ознакомлении с этнографическими данными, являются круглые подвески с головой быка из земли Радимичей. Они впервые найдены во Влазовичах (Власовичах) близ Суража на Ипути, но есть и в других местах. Схожая подвеска известна и среди материалов владимирских курганов. Ободок подвески по всему кругу украшен выпуклыми точками. Середина круга занята огромной головой быка; четко профилированы рога, уши, большие круглые глаза. На лбу быка двойной треугольный знак, опускающийся углом книзу. Морда быка с рогами занимает всю внутреннюю поверхность подвески.

Совершенно исключительным является то, что вокруг головы быка расположено семь женских фигурок. Они изображены крайне схематично — так, как обычно вышивают женские фигуры на второстепенных местах вышивки: круглая голова и удлиненно-треугольная юбка. Расположены они подчеркнуто разбросанно, без привычного порядка: три женщины помещены между рогами, причем одна из них показана вниз головой. Две пары фигурок находятся с обеих сторон морды быка. В каждой паре одна фигура вверх головой, а другая — вниз. Эти «таврокатапсии» связаны с какими-то особыми игрищами в честь быка или тура. Еще Прокопий Кесарийский писал о том, что славяне приносят в жертву богу-громовержцу быка. Жертвоприношения быка Илье Пророку (Перуну) сохранились на русском Севере вплоть до XIX века.

У белорусов и у южных славян известен старинный обряд «турицы». С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г. Р. Державин:
Танцуем... танцуем и бычка.

У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX в. сохранился девичий головной убор с большими «турьими» рогами из соломы и ткани (окрестности Турова. Материалы этнографа Супинского). В бывшей Калужской губернии у девушек в конце XIX в. существовал праздничный головной убор с огромными рогами. Священники не пускали таких «рогатых» невест в церковь.

Этнографический материал по культу быка-тура огромен. В Киеве была «Турова божница». Во многих местах южной части лесной зоны есть села с названием Туровичи. Турьи рога, как мы видели, были священным ритуальным сосудом.

Культ быка, «буй-тура», «яр-тура» был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщенные известным исследователем «нечистой силы» С. В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ. «Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка убивают: один из парней бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят»
Примерно такие «турицы» и изображены на замечательных Радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и «девичьим переполохом» одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, русалий 6 января, которыми завершались зимние святки и их последний цикл — «Велесовы дни».

Трактовка сюжета подвесок, которую предложил Б.А. Рыбаков, не совсем точно, вернее не совсем полно отражает значимость и значение древнерусского памятника. По нашему пониманию и по материалам, которые удалось изучить по данному вопросу, Радимичские подвески имеют более глубокое значение, нежели иллюстрации к этнографии древнерусских племён. Курганы на территории расселения славян имеют датировку на много ранее I-го тысячелетия н.э. Богопочитание тура-быка известно в культуре индоевропейцев с IV тысячелетия до новой эры, с тех времен, когда происходило одомашнивание этих животных. Это первое.

Не совсем верным, по-моему, является и распознавание форм, изображённых вокруг головы быка, как стилизованных схематических женских фигур. На женщин, танцующих в безумном хороводе (аж, ноги вверх) эти фигуры мало похожи. Почему их семь на всех подвесках (разных курганов, разных областей)?

Проблема раскрытия сюжета древнерусских подвесок была бы не столь важной и не очень интересной, если бы дело касалось лишь этнографических мотивов, как об этом говорил академик Рыбаков. Но эта тема повторяется в памятниках различных времён и народов, а не только в памятниках русского средневековья.

В результате анализа материалов, касающихся Велесова дня и обрядов, связанных с Велесом-Туром был определён круг вопросов раскрываемых при помощи подробного изучения сюжета Радимичских подвесок. И в первую очередь это астрологическая (звёздная) культура древнерусского населения. На подвесках изображён бог Велес-Тур, Taurus, по европейским понятиям, т.е. Телец, имеющий на небе одноимённое созвездие. Вместе с ним на подвесках изображены турьицы, числом семь, - небесные коровы. Это семь звёзд звёздного скопления Плеяд из созвездия Тельца. По греческой версии – это Плеяды, дочери Атланта и Геспериды, по финской версии эти звёзды именуются «Группой дев», индейцы эти звёзды зовут «Плясуньями», у руссов эти звёзды назывались по имени «хозяина» Велеса-Волоса – Волосынями. В Авесте, древнем памятнике индоариев, Плеяды называются Perune, что является свидетельством существования рассматриваемых верований в общеиндоевропейский период. В семью индоевропейских народов, следовательно, входили и предки египтян, вернее, предки династической расы Египта.

В подтверждение заявленных положений приведём ряд любопытных обстоятельств, напрямую связанных с нашей темой. Отец истории Геродот описывает священного быка древних египтян Аписа следующим образом: «По словам египтян, на корову с неба нисходит луч света и от него-то она рождает Аписа. А телёнок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он чёрный, на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла…». Для нас важно сходство египетского Аписа и Тура Радимичских подвесок в части наличия у них одной и той же треугольной отметины на лбу. А потому сей факт является для нас важным, что мы попытаемся убедить читателя в родстве религиозных и культурных традиций двух «бесконечно далёких», якобы, народов – древних египтян и русичей.
«Роженицами у славян назывались и богини судьбы. Верили, что, во-первых, у каждого человека есть своя звезда в небе и своя роженица на земле, покровительствующие ему в жизни. А книжники, знакомые с астрологией, называли роженицами семь планет. Во-вторых, что три такие богини приходят к новорождённому и назначают ему судьбу. В-третьих, древнерусские поучения упоминают рожениц в двойственном числе… По мнению Б.А. Рыбакова, эти две роженицы – Лада и Леля» (Д.Дудко. Матерь Лада. – М.: Изд-во Эксмо, 2003 г). Отметим между прочим, что в религии древних египтян роженицами так же были две богини – Исида и Нефтида. Парные роженицы известны в славянской археологии по многим памятникам, относящимся как к доисторическому периоду (Триполье), так и к средневековой Руси (см. рис. 5.3).


Рис. 5.3. Русские роженицы.

Рис. 5.4. Египетские роженицы – Исида и Нефтида.

От Велеса и Лады (Рода и Роженицы), видимо, пошли все славянские боги. «Супружеской верностью Велес-Тур не отличался. В украинской песне Тур «перебирает» звёзды, ища себе возлюбленную» (Д. Дудко). Интересно, что этот сюжет характерен и для египетских верований; Осирис любит не только Исиду, но и роженица Нефтида рожает ему сына. А бык Апис принадлежит не одной корове Хатхор, их у него семь.

Кроме того, следует отметить, что Велес-Тур (Телец) отождествлялся и с месяцем – рогатым пастухом звёздных стад. Напомним, что Плеяды у русских именовались по имени Велеса-Волоса – Волосынями. Из астрономии нам известно, что Плеяды (Волосыни) – звёздное скопление из семи звёзд, и принадлежит оно созвездию Тельца (Тура). Примечательно, что апрель, древнерусский месяц ладень (цветень), проходит под знаком Тельца и посвящён этот месяц богине Ладе. Лада же имеет тождество с египетской Исидой и её воплощением Хатхор – небесной коровой. Обратившись к источникам древнеегипетской культуры, мы увидим много любопытных и примечательных фактов, относимых к Туру (Апису) и его коровам – турьицам (Семи Хатхор).

Апис (см. рис.5.2) – священный бык, поклонение ему было учреждено задолго до объединения Египта в единое государство. Это животное для египтян было символом силы на войне и на брачном ложе, воплощением сверх естественной силы. Апис был проявлением бога Птаха (Рода). Здесь следует обратить внимание на характеристику Аписа, явно напоминающую таковую славянского Тура (Яр-Тура, Буй-Тура, см. материалы по славянской мифологии).
Но более интересным кажется факт существования в древнеегипетской религиозной традиции богини Хатхор. Хатхор – это «дом (хата) Гора (солнца) – то есть небо. «Хатхор была богиней неба и коров, а в более поздние времена считалась покровительницей любви и радости (сравни со славянской Ладой). Она изображалась в виде коровы, либо в виде женщины с коровьей головой» (У.Б. Эмери. Архаический Египет).


Рис. 5.5 Скопление Плеяд созвездия Тельца.

У Хатхор было священное дерево (Дерево Хатхор), которое растёт в небесной вышине, среди звёзд. Там, в кроне дерева живут семь молодых коров (Семь Хатхор), они предсказывают судьбу новорождённым людям. Очевидно, Семь Хатхор – это семь звёзд скопления Плеяд из созвездия Тельца. По их расположению предсказывалась судьба новорождённых. Аналогично и в русской традиции: Семь турьиц (Волосынь) в созвездии Коровы (Лады) предвещали события жизни появившихся на свет русичей. Тема выбора Туром-Велесом коровы для оплодотворения есть отголосок традиции предсказания судьбы. По расположению коров-турьиц (звёзд) относительно Тура (воплощения солнца) предсказывалась добрая или злая судьба (Доля – Недоля).

Возвращаясь к Радимичским подвескам с изображением Тура и семи его коров, можно утверждать, что сюжетом для знаменитых подвесок послужила древняя индоевропейская традиция предсказания судьбы по расположению на небе семи звёзд созвездия Плеяд (Волосынь). Беспорядочное расположение семи коров вокруг Тура на подвеске свидетельствует о динамичности процесса, и только. Схематичность же изображения звёзды – турьицы скорее напоминает метлу – комету, нежели женщину. Кометы, предвещатели крутых перемен, на Руси именовались мётлами, и изображались они подобно тому, как изображены турьицы на подвесках.

Эта догадка имеет подтверждение в древнеегипетских источниках. В Египетской Книге Мёртвых в главе CXLVIII приводится текст, который должен быть произнесён перед усопшим, для того чтобы в загробной жизни тот смог стать духом страны богов и иметь там пищу и прекрасную жизнь (помните: «я родился в Ростове, я родился в Ростове»). Помимо обращения к Ра (верховному богу), усопший обращается и к семи коровам и к их быку. Он просит их о наделении его в загробной жизни совершенной душой и достатком. Это обращение можно понимать как просьбу о наделении усопшего в новой жизни счастливой судьбой. Иллюстрацией к этой главе служит виньетка с изображением святилища, в котором стоит усопший, поклоняющийся Ра. Рядом выстроились в ряд семь коров и бык, перед каждым животным находятся подношения (см. рис. 5.6, 5.7).


Рис. 5.6. Рисунок к главе XVII Египетской Книги Мёртвых.


Рис. 5.7. Рисунок к главе CXLVIII Египетской Книги Мёртвых.

Примечательно здесь изображение семи коров (Семи Хатхор) и быка Аписа. Бык назван здесь принадлежащим коровам, а не наоборот, как много позднее на Руси (коровы принадлежали Туру). Семь коров лежат перед подношениями, над каждой из них над спиной изображён знак, полностью совпадающий со значком, которым обозначены на Радимичских подвесках турьицы.
В случае с изображением турьиц мы определились, что это изображения звёзд – Волосынь. Судьбоносные кометы на Руси изображались таким же образом и именовались мётлами, судьбоносные звёзды созвездия Волосынь изображались, видимо, так же как и кометы. Этот же знак мы видим и на древнеегипетском памятнике. Только здесь следует пояснить, что в древнеегипетской письменности существовал иероглиф, обозначающий свет (сияние) звезды (солнца) и изображался он так же, как и рассматриваемый нами символ – .
У египтян этот знак именовался «менат». Этот пример можно отнести и к аргументации создания древнеегипетской письменности (знаков) в стране общих предков русичей и египтян – на территории современной России.

Замечательное подтверждение существования ранних астрологических традиций у индоевропейцев недавно обрели и германские археологи. Речь идёт о «Звёздном диске». Бронзовый диск был обнаружен в 1999 году у селения Небра, что близ города Гозека в Восточной Германии. Диск с золотыми рельефами солнца, луны и звёзд был изготовлен 3600 лет назад и по всем признакам является инвентарём древнейшей в мире обсерватории в Гозеке, обнаруженной тоже недавно. Немецкая обсерватория датируется 4900 годом до н.э. и старше Стоунхенджа на два тысячелетия. Для нашей темы исключительно важным здесь является тот факт, что на диске изображены звёзды и планеты, среди которых учёные без труда определили центральное в сюжете диска созвездие, и это созвездие – Плеяды, то есть Волосыни, Перуни, Девы.

На Радимичских подвесках определённо изображён традиционный славянский сюжет богопочитания Велеса-Тура (ипостаси солнечного бога) и влияние его на судьбы человеческие в зависимости от расположения звёзд на небе. Конкретно, в зависимости от расположения Волосынь (Плеяд). Этот факт свидетельствует о существовании на Руси собственной астрологической культуры во времена раннего средневековья. Но более значимым и удивительным представляется связь


Рис. 5.8. Диск из Небры.

В религиозных и культурных традиций древнейших европейцев (евросеверян), покинувших прародину и переселившихся в Северную Африку и средневековых русичей. Эта связь, несомненно, свидетельствует в пользу теории североазиатского происхождения Древнеегипетской цивилизации.

Археология

От материалов этнографии перейдём к археологии. Целый ряд артефактов, подтверждающих теорию североазиатских начал Древнего Египта нами уже был так или иначе упомянут выше. В настоящем разделе рассмотрим имеющийся у нас иллюстративный материал, свидетельствующий в пользу теории родственности культур египтян и северян – представителей нордической расы (индоевропейцев и уральцев).

А)

Б)

Рис. 5.9. Могилы древнеямной (А) и катакомбной (Б) культур Евросибири.

А)

Б)

Рис. 5.10. Египетские захоронения раннединастического периода: А) – I и II династии, Б) – III династия.

Сначала обозначим некоторые общекультурные моменты, являющиеся с моей точки зрения привнесёнными в культуру Египта с севера. В первую очередь необходимо осветить характер захоронений представителей династической расы. Бросается в глаза несомненная принадлежность этих захоронений к курганному типу, хорошо известному нам по могильникам племён Евросибири. Это существеннейшая черта культуры принадлежит и египтянам династической расы и евросибирскому населению древности. А «курганные культуры, как всем известно, двигались с севера на юг. Обратного движения наука не знает». Более того, существует некоторая синхронность в смене характера погребений на севере и в долине Нила. Так смена культур в лесостепной полосе Евросибири с древнеямной на катакомбную (III - II тысячелетия до новой эры), отразившаяся, кроме прочего, и в смене конструкции могильников прослеживается и в Египте. Катакомбные могильники, конструкция которых сродни могилам Катакомбной культуры, стали появляться и в Египте к концу II династии, около 2700 г. до н.э. (см. рис. 5.9., 5.10).

На приведённых ниже рисунках хорошо видно абсолютное подобие могильников Египта и евразийской лесостепи.

Нелишне будет здесь вспомнить о подобии пирамид и степных курганов. Огромные царские курганы являются очень сложными строениями из грунта и дерева. О сложности строения великих египетских пирамид и говорить нет нужды; об этом писано-переписано. Но и в Египте и долгое время в Евросибири традициям возведения этих гигантских сооружений следовали неукоснительно. Потребность в возведении пикообразных строений, видимо, была продиктована общими, несомненно, родственными культурными обычаями, для нас пока не совсем ясными.


Рис. 5.11. План кургана Аржан. Сооружение из грунта и брёвен.

Существенным показателем археологической культуры, в некоторых случаях характеристикой этнической принадлежности являются гончарные изделия. По керамике оценивается тип культурных пластов и хронология памятников прошлого. В нашем случае для выявления родства североазиатских культур с культурами нильской долины некоторые общие черты удалось вычленить и на материалах керамики. Сравнение разрисовки гончарных изделий дало, в общем-то, мало общего, что подтверждает старую истину, в данном случае применимую, - «не боги горшки обжигают», в смысле: гончарное мастерство было уделом аборигенного населения.
Ниже приводятся наиболее интересные аналогии двух цивилизаций, свидетельствующие, по нашему мнению, об их общих началах (табл.5.1).
Таблица 5.1.

Инвентарь катакомбной культуры (слева) и доисторического периода Египта. Чаши с ножками.

Деревянные идолы (Новгород) и костяные фигуры доисторического Египта.
Женские фигуры: Триполье и культура Анау (слева), Египет (справа).
Наиболее показательными в таблице 5.1 являются женские фигурки, исполнение которых исключает случайное совпадение. Одинаково близки египетские «венеры» с трипольскими фигурками (№№1-4) и фигурками среднеазиатского исполнения (№№ 5-7). Вероятно, этот факт говорит о промежуточном географическом местоположении предков династической расы Египта. А это – Урал и Западная Сибирь. У нас уже есть указания на этот регион (вспомним лазурит, Аратту и пр.).
Флиндерс Петри, известный английский египтолог, доказывал в своих работах, что предками расы фараонов являются иранцы-эламиты. Из Элама Петри выводил пришельцев, туда же он и направлял корабли египтян, которые ходили в Пунт за товарами страны Бога. В качестве доказательства своей теории Ф.Петри приводил додинастические и раннединастические артефакты: палетки, изделия из кости, глиняные поделки. Действительно, на многих изделиях раннего периода изображения людей и животных выполнялись в типичной для Древнего Элама манере. Наиболее известные в этом отношении примеры: «Палетка Нармера» и, так называемая, «Охотничья палетка».

Рис.5.12. Палетка Нармера. Фантастические существа с длинными шеями.

Рис. 5.13. Египетская палетка: горные бараны – излюбленный сюжет Иранского нагорья, Элама.

Рис. 5.14. Охотничья палетка. Рукоятка ножа из слоновой кости.

Рис.5.16. Навершие «Горный баран», Тагарская арх. культура, Сибирь

Ф. Петри в подтверждение своей теории вторжения «династической расы» из Элама приводит следующие аргументы:
1. Изображения на древнейших находках Египта носят уже развитый, устоявшийся характер со своим стилем и колоритом.
2. Письменность также уже прошла первые этапы своего развития и на территории Египта не найдено ни одного примера первых шагов становления письменности.
3. Фантастические животные (грифоны, хищники со змеиными шеями и пр.) на палетках и ручках ножей (см. Рим.5.12-5.15.) повторяют стиль и мотивы эламитской живописи.
4. Мотив композиции «герой, побеждающий двух львов» заимствован из Элама.
5. Изображения пары животных с переплетающимися шеями часто встречается на артефактах Элама и Месопотамии.

Это справедливые утверждения и их мы, конечно же, имеем в виду. Но сегодня считается доказанным и тот факт, что и культура Элама, как и Шумера, является пришлой. Древний Элам расцвёл на пепелище культуры порабощенных местных племён. Эламиты принесли с собой на завоёванные территории, как и «династическая» раса Египта, своё искусство, письменность, религию. Отсюда очевидно, что часть племён, заселивших Египет в конце IV тысячелетия, является родственными иранцам-эламитам и шумерийцам, так же пришедшим на Ближний Восток из Евросибири.
Кроме того, существует огромный пласт параллелей между культурами Египта и Индии. Сюда следует отнести соответствия в религии, языке, в хронологии культурной эволюции. Напомним наиболее известные факты:
• Культ Аписа и Бухиса в Египте, почитание священной коровы в Индии. В основе любви египтян и индусов к коровьему роду лежит не простой фетишизм, а древние скотоводческие обычаи «династической» расы (расы туранцев – почитателей тура);
• Культ кобры, распространенный среди народов Индии и Египта, унаследованный ими от своих предков, жителей общей прародины;
• Почитание лотоса в Индии и Египте;
• Характерная для религиозных воззрений космогония;
• Существование каст в обеих странах.

Параллели в культурных пристрастиях Египта и Индии с одной стороны и факты родственной связи культур индоарийской (ирано-индийской) группы позволяют сделать вывод о принадлежности египтян к праиндоевропейской общности. Таким образом, можно констатировать:
1. Существует родственная связь раннединастического Египта с государствами Шумера и Элама, с одной стороны, и Индии – с другой.
2. Шумер, Элам и Индия – порождения миграций евросибирского населения.
3. Древнеегипетская цивилизация основана группами тех же мигрантов, что и государства Ближнего и Центрального Востока – жителями евразийских пространств.
4. Археологическая культура, которая породила все выше названные цивилизации Древнего Востока – это культура древнеямной общности (и близкородственные ей культуры Еросибири) в ареал которых входили и трипольцы Причерноморья, и племена майкопской культуры Северного Кавказа, и древние жители Русской лесостепи (урало-волжский регион), и племена афанасьевской культуры Сибири.
1476 просмотров0 комментариев

Комментарии

Египет. Северный исток