Опубликовано: 31 мая 2012

рейтинг

+5

Самый маленький славянский народ на грани уничтожения


После публикации книги Тило Саррацина проблема немецких турок стала менстримом “дойченполитик”. На эту тему высказались и федеральный канцлер, и лидеры ХСС. Однако все партии, словно сговорившись, ни словом не обмолвились о будущем самого малочисленного славянского народа – лужицких сербов, живущих на востоке бывшей ГДР.

А между тем он близок к своему физическому исчезновению. Причина – ассимиляция со стороны титульной нации.
Ответственность немецкого руководства за судьбу этой этнической группы оговаривалась ещё в Договоре об объединении между ФРГ и ГДР от 1990 г., на основе которого существует законодательство современной Германии.
В одной из статей документа сказано, что единая Германия обязана обеспечить условия для дальнейшего развития языка, традиций и культуры лужицких сербов (иначе «лужичан» и «сорбов»).

Сейчас численность народа составляет около 60 тыс. человек. Живут они в районах Дрездена и Котбуса (на территории федеральных земель Саксония и Бранденбург). Больше всего — в окрестностях Баутцена (Будишина) и Гёрлица (Горлицы).
Побывавший недавно в тех местах корреспондент «Правды.Ру» обнаружил, что проблема ассимиляции действительно существует. Лужичане живут вперемежку с немцами, и немецкая речь явно преобладает над славянской. Редко встретишь, например, серболужицкую надпись…

На международном уровне (по крайней мере, гласно) к проблеме не прислушивается никто – в том числе и Россия, веками считающая себя покровительницей славянских народов. Молчат и Чехия с Польшей, хотя один из диалектов серболужицкого языка близок к чешскому, а другой – к польскому.

Лужицкие сербы – потомки полабско-балтийских славян, когда-то заселявших весь восток и север нынешней Германии. С Х в. их земли начали завоёвывать немецкие феодалы. Процесс покорения лужичан занял около двух веков. В итоге народ насильно обратили в христианство, а его язык подвергся гонениям.

В XVI в., вопреки притеснениям, у лужичан появился свой письменный язык. Но процесс германизации это не остановило. Многие лужицкие сербы (особенно с XIX в.) переселялись в города, где быстро онемечивались. Это было нетрудно: народ — поголовно двуязычный, и немецкий знает не хуже родного.
В 1922 г. был создан национальный союз лужичан «Домовина», объявивший своей целью борьбу за права этноса. Но успеха не добился. Мало того – после прихода к власти Адольф Гитлер задумал решить проблему по-своему и провозгласил этот народ «сербоязычными немцами».

Согласно переписи населения Германии 1939 г. (в достоверность которой трудно поверить), лужичан оставалось 425 человек. В 1940 г. употребление серболужицкого языка запретили даже в деревнях. Фюрер собирался выселить их на восток современной Франции. Но осуществить проект не успел.

В ходе переписи населения Германии в мае 1945 г. выяснилось, что реальная численность лужичан – 500 тыс. Созданный ими Народный Совет лужицких сербов обратился тогда к Иосифу Сталину с просьбой передать их территорию в состав Чехословакии. Спустя год лужичане призвали просто отделить их от Германии.

Но ни СССР, ни западные державы к просьбам этого народа не прислушались. Его земли вошли в состав ГДР, где национально-территориальной автономии лужичане не получили.

Формально в ГДР уважались все права сербов. Свободно работали их школы, культурные общества. Но численность с 1950 по 1990 гг. сократилась с 500 до 60 тыс. Всё потому, что в результате разработки угольных месторождений на востоке ГДР были снесены сотни лужицких деревень. Население уезжало в города, где полностью переходило на немецкий язык.

Кроме того, в серболужицкие деревни перебирались немцы, выселенные после Второй мировой войны из Польши и Чехословакии. Помимо прочего, центром лужицкой культуры были церкви, а их коммунистические власти ГДР закрывали. В результате малый народ оказался на грани исчезновения.

После объединения Германии проблема не отпала. Так, в августе 2001 г. власти земли Саксония запретили преподавать на серболужицком языке в пятом классе одной из школ, мотивировав это малочисленностью перешедших в него учеников.

В ответ ряд районов охватила забастовка школьников и их родителей. Масла в огонь подлили местные неонацисты, выкрикивавшие лозунги: «Лужичан и евреев в газовые камеры!».
В феврале 2008 г. объединение лужицких сербов «Домовина» обратилось к властям ФРГ с открытым письмом. В нём авторы выразили обеспокоенность угрозой закрытия серболужицких культурных центров.

Копии обращения были разосланы парламентам и правительствам России, Польши, Чехии, Украины, а также в европейские организации. То есть лужичане попросили о помощи другие страны.

Нельзя сказать, что немецкие власти совсем не заботятся о сохранении этого этноса. В Саксонии и Бранденбурге на государственные средства существуют три музея, театр, ансамбль песни и танца.

С 1991 г. работает Фонд серболужицкой культуры, финансируемый из госбюджета. Каждый год на их языке издаётся 60-70 книг. Выходят ежедневная газета Serbskie Nowiny, еженедельный журнал Nowy casnik, два религиозных журнала, два ежемесячника для детей.

В парламенте Саксонии есть два депутата-лужичанина. Ее нынешний премьер-министр Станислав Тилич – тоже лужицкий серб. Он как может борется за права своей этнической группы. Скажем, добился того, что в нынешнем году Фонд серболужицкого народа получил из бюджета Германии беспрецедентные 8,2 миллиона евро.

Но не факт, что такие меры дадут результат. Земли, где живут сербы, продолжают заселяться немцами. Сами лужичане в поисках лучшей доли уезжают в города, где, напомним, говорят только по-немецки. Ситуацию могла бы спасти национально-территориальная автономия – но чисто лужицких деревень почти не осталось.

Возможно, недостаточное (с точки зрения лужицких сербов) внимание к их бедам связано с тем, что другие страны не пытаются воздействовать на Германию. Хотя такое участие вполне может принести результат. Власти современной ФРГ не хотят уподобляться ни нацистам, ни властям ГДР.

И в случае настойчивых напоминаний о судьбе лужицких сербов со стороны международного сообщества руководство Германии может посчитать адекватную заботу о судьбе этого малого славянского народа важной для национального престижа.
829 просмотров3 комментария

Комментарии

Резьба по кости мастеров Холмогор