Arno Breker. Ein steinernes Hohelied

Arno Breker. Ein steinernes Hohelied
19 июля исполнилось 115 лет со дня рождения Арно Брекера — скульптора, поставившего свой талант на службу Третьему Рейху, пережившего нацистский режим почти на полвека и опередившего свое время. Благодаря своим работам Арно Брекер совершил величайший прорыв в скульптуре и его по праву можно считать лучшим скульптором всех времен и народов наряду с Йозефом Тораком.
Благодаря своим работам Арно Брекер совершил величайший прорыв в скульптуре и его по праву можно считать лучшим скульптором всех времен и народов наряду с Йозефом Тораком. Его работы и сегодня по-прежнему привлекают огромное внимание историков скульптуры и художников всего мира. Грациозность и статность форм с одной стороны и гигантизм — с другой, явились воплощением образа Сверхчеловека — идеала, который был стержневой основой нацистского режима. Фактически, Брекеру удалось возродить античную классику. Жанровым направлением в скульптуре того периода был монументальный неоклассицизм. Памятники того времени сегодня могли бы полноправно входить в список мирового наследия ЮНЕСКО. Больше всего образ сверхчеловека воплощался в Арнольде Шварценеггере — кумире большинства парней, чье телосложение вполне было под стать шедеврам Брекера. Для тех, кто занимается культуризмом или другими силовыми видами спорта, такими как пауэрлифтинг или тяжелая атлетика, данный материал будет особенно интересен.

Тяга к скульптуре передалась Арно Брекеру генетически. Его отец Арнольд Брекер сам был каменотесом и первым его учителем. В родном Эльберфельде мальчик получил свои навыки ваятеля. В 20 лет юноша поступил в Дюссельдорфскую академию художеств, изучал архитектуру у Вильгельма Крайса и скульптуру у Губерта Нетцера, ученика Адольфа фон Гильдебранда. В 1924 году Брекер совершил первую поездку в Париж, слывший тогда центром современной скульптуры. В 1925 он успешно окончил обучение, а через 2 года уже работал в Париже не прерывая связи с родиной. Испытал большое влияние Аристида Майоля и Шарля Деспьо, работавших в стиле Огюста Родена. Познакомился там с писателем и художником Жаном Кокто, кинорежиссёром Жаном Ренуаром, антикварами Даниэлем-Анри Канвайлером и Альфредом Флехтхаймом. В 1933 году получил Римский приз прусского министерства культуры и в качестве стипендиата провел год на Вилле Массимо. Во Флоренции изучал работы Микеланджело.


Талантом Брекера заинтересовался пришедший в 1933 г. к власти Гитлер. Фюрер, ознакомившись с работами молодого скульптора и признал, что его талант сродни дарованию Бога. Наряду с Георгом Кольбе, Рихардом Шайбе, Йозефом Тораком Брекер был включен Гитлером в специальный «список наделенных божественным даром», означавший освобождение от призыва на фронт и участие в боевых действиях.


В 1934 году обосновался в Берлине. Выполнил бюст и посмертную маску художника Макса Либермана.
В 1935—1936 году создал пять барельефов для здания страховой компании «Нордштерн» на Фербеллинер плац 2 в Берлине, которые после войны были демонтированы.






В 1936 принял участие в художественной выставке, посвященной Олимпийским играм в Берлине. За статуи «Десятиборец» и «Победительница» получил серебряную медаль и тем самым официальное признание. «Дионис», третья статуя цикла, была установлена в Олимпийской деревне в Деберице.


Arno Breker. Die Siegerin


Arno Breker. Dionisius

В 1937 году выполнил скульптуры для немецкого павильона Всемирной выставки в Париже, был членом международного жюри. Женился на гречанке Деметре Мессале, бывшей модели Майоля.

С 1937 года профессор Высшей школы изобразительных искусств в Берлине.

Arno Breker. Die Partei

В 1938 году по настоятельному желанию Гитлера получил крупный государственный заказ в связи с планами генеральной реконструкции Берлина. Выполнил ряд работ для новой рейхсканцелярии, в том числе скульптуры «Партия» и «Вермахт».


Arno Breker. Die Wehrmacht

23 июня 1940 года — через день после заключения Компьенского перемирия с Францией — вместе с архитекторами Альбертом Шпеером и Германом Гизлером Брекер в качестве гида сопровождал Гитлера во время его краткосрочной поездки в поверженный Париж.


В 1940 году стал членом Прусской академии искусств. Вячеслав Молотов, посетивший Берлин с официальным визитом, передал Брекеру приглашение Сталина на работу в СССР.
В своих воспоминаниях Брекер так описал свою встречу с наркомом иностранных дел СССР на приёме в отеле «Кайзерхоф»:
"Молотов оказался маленьким и коренастым, у него было бледное, непроницаемое лицо и отсутствующий взгляд, в котором не отражалось никаких эмоций. Он спросил меня, готов ли я выполнить в России монументальные работы по заказу Сталина. Русский переводчик перевёл мне то, что сказал Молотов:

— Ваши работы произвели на нас впечатление. У нас в Москве есть большие здания, облицованные камнями. Они ждут отделки. Сталин — большой почитатель вашего творчества. Ваш стиль вдохновит и русский народ, он его поймёт. Нам не хватает скульптора вашего значения.

Потрясенный, я мог только поблагодарить за оказанную мне высокую честь и попросил времени для раздумья." (Arno Breker. Im Strahlungsfeld der Ereignisse, S. 148.)


Арно Брекер у портрета Рихарда Вагнера

С 1941 года вице-президент имперской палаты изобразительных искусств. В 1942 году по приглашению правительства Виши организовал крупную персональную выставку в «Оранжерее» в Париже.


Arno Breker. Junges Europa

В 1944 году на студии Лени Рифеншталь был снят короткометражный культурфильм «Арно Брекер — тяжелое время, сильное искусство»


Арно Брекер за работой над бюстом Альберта Шпеера, главного архитектора Третьего Рейха и автора проекта Welthauptstadt Germania


Портрет Козимы Вагнер

В 1945 году при содействии Альберта Шпеера незадолго до начала советского наступления на Берлин Брекер бежал из своего поместья Йекельсбрух в баварский Вемдинг.
Основной корпус скульптур и барельефов Брекера пережил окончание войны без повреждений в двух ателье — в Берлине-Далеме и в Йекельсбрухе под Берлином. Летом 1945 года берлинское ателье, оказавшись в американской оккупационной зоне, было разграблено американскими солдатами. Йекельсбрух находился в советской оккупационной зоне. По некоторым данным, в 1949 году бронзовые скульптуры и барельефы были вывезены оттуда в Потсдам, их дальнейшая судьба неизвестна до сих пор. Также неизвестно, что стало со скульптурой «Дионис» в Олимпийской деревне, на территории которой после войны дислоцировались части Группы советских войск в Германии, а также с несколькими скульптурами, выставленными в парке замка Геринга Каринхалл.


Скульптуры «Десятиборец» и «Победительница» в Спортивном форуме Олимпийского комплекса оказались в британской оккупационной зоне Берлина и остались нетронутыми.


В Берлине сохранилась также выполненная Брекером скульптура на фасаде югославского посольства (сегодня здание Немецкого общества международной политики) на Раухштрассе 17-18.


Arno Breker. Eos

После освобождения Франции все его работы, представленные на парижской выставке 1942 года, как «собственность неприятеля» были конфискованы новым французским правительством и затем выставлены на аукцион. Брекеру удалось выкупить их через подставных лиц из Швейцарии.


В 1948 году он прошел процесс денацификации и, несмотря на привилегированное положение в Третьем рейхе, был классифицирован всего лишь в качестве «попутчика». В его пользу свидетельствовали доказанные факты помощи многим жертвам режима, в том числе художнику Пабло Пикассо и издателю Петеру Зуркампу.


В 1950 году Брекер обосновался в Дюссельдорфе. Отсутствие официальных заказов компенсировалось заказами частных лиц. Брекер выполнил портретные бюсты Конрада Адэнауэра (1979), Людвига Эрхарда (1973), Жана Кокто (1963), Жана Маре (1963), Сальвадора Дали (1975), Эрнста Юнгера (1982), Петера Людвига и Ирены Людвиг (1986).


В 1960 году открыл ателье в Париже.


В 1980—1985 под Кельном был создан «Музей Арно Брекера».


Арно Брекер умер 13 февраля 1991 года в Дюссельдорфе и был похоронен на Северном кладбище города.


Могила Арно Брекера

***
Арно Брекер — это целая эпоха в истории скульптуры и глядя на его работы и восхищаясь ими, стоит добавить, что образы одних только атлетов или воинов по сей день заслуживают не только подражания и восхищения но и глубочайшего уважения, ведь каждый из нас стремится в первую очередь быть физически крепким и духовно сильным человеком. Глядя на его работы, нельзя не признать того, что в ближайшее время найдутся люди, способные переплюнуть его талант. Образы Брекера — это воплощение мощи, стойкости, силы и несгибаемости воли и духа. Перефразируя Пушкина хотелось бы завершить свой рассказ стихом:

"Люблю Брекеровы творенья
Люблю их строгий, стройный вид
Рейна державного теченье
Береговой его гранит.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса."

Похожие статьи:

ВидеороликиГитлер, Гиперборея и Шамбала

Вторая мировая войнаГрузины со свастикой

Документальные фильмыМиф о холокосте / The myth about holocaust (1999)

Вторая мировая войнаВокруг Курильских островов

Вторая мировая войнаПочему союзники не штурмовали Берлин?

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+2

просмотров

3250

комментариев

3
закладки

Комментарии