Герман Вирт. Священный Год


Вращение и Год как Мировой Порядок
Не существует более великой тайны в бытии человека, чем тайна жизни и смерти, умирания и становления. Ничто не может наполнить душу "одночастного" (еще не "двухчастного") человека ощущением высшей Силы, кроме вечного ритма природного года (Lebensjahre), в тесном соприкосновении и в полной гармонии с которым развертывается человеческая жизнь. Год (1) для человека есть высшее Откровение божественного действия во Вселенной. Он есть выражение данного Богом космического закона, в согласии с которым происходит в бесконечном и непреходящем возвращении становление мира. Волшебный, глубочайший образ является нам в природе это Год Божий. Много дней составляет Год, и в каждом из дней снова открывается образ Года: рождение Света, из которого происходит вся жизнь, его подъем на высшую вершину, и его спуск, смерть, нисхождение, чтобы снова восстать. То, чем являются утро, полдень, вечер и ночь в сутках, соответствует в Году весне, лету, осени и зиме. Весной "Свет Мира" снова пробуждает всю жизнь, выпрямляется, развивается, пока не достигнет полного развертывания и предела роста в полуденно-летнем времени, чтобы снова начать путь к ночи и зиме, травясь к смерти, за которой неминуемо последует новое рождение. Нордический человек созерцал образ своего существования ежегодно и ежедневно: раннее утро детство, позднее юность, полдень и лето взросление, полное созревание, потом увядание жизни, старость, ведущая к зимней смерти, а через нее к новой жизни, к возрождению и новому становлению, воплощенному в потомстве. Круговращение дня развивает в своем постоянном непрерывном повторении круговращение Года, а Год круг человеческой жизни. Круговращение, движение по кругу, вращение само по себе является высшим космическим законом Бога, этическим Основанием Вселенной всего бытия. На этом принципе основывается всякое Богопереживание и всякое правосознание. Закон вечного вращения, чьим откровением является пространство и время, и особенно в Годе, был осознан атланто-нордической (2) расой в символе Годового и Мирового Древа, Древа Жизни. Мы можем проследить эту изначальную концепцию во всех атланто-нордических языках и культурах. Она связана среди прочих с корнем t-r и с его обратной версией r-t, которые присутствуют в словах, обозначающих вращение ("drehen", "Drehung" " вертеть", "вращать", "вращение" (3), "Dorn" "дерево"(4) и т.д.). Отсюда связь t-r и r-t с Деревом (а также с Крестом, Виселицей), и Колесом как образом Мирового Древа, Древа Жизни. Это же означает "невечерний" закон космоса, "право", "этику", "основу и источник всего бытия", и соответственно, "происхождение", "зачатие". Космическая символика слов с этим корнем сохранилась в слове "Art" ("тип"), в смысле "происхождения", рода", в латинском "ritus", т.е. "обычай", "установленный порядок действия", а также "искусство", "наука", и особенно в древнеиндийском rta. Древнеиндийское "rta" Риг Веды, "asa" Авесты, "Порядок", "Закон", было "великим установлением" "двухчастного Бога, Митры-Варуны, "ur-ana", который есть истинный вращатель "rta". По небу бежит дненадцатиспицевое колесо "rta", которое никогда не стареет Год. Солнце отцы-установители Мира, "отталкиваясь от rta, забросили в небо"; Солнце, откровение Агни как воплощения Сына Божьего, зовется "светлый видимый лик, а сам Агни "отпрыском rta", "рожденным в rta". В делах людей действует "rta", как нравственный закон; "rta и истина" тесно связаны. В смысле "не истины" часто используется выражение "anrta", т.е. "то, что не есть". Правым считается то, что "размышляет в соответствии с", "идет по пути rta", "заботится о rta, думает о правде".

Современный человек и Божий Год
Эти основополагающие соображения, однако, совершенно чужды современному городскому человеку. Год для него лишь отвлеченное, временное понятие, которое ничем не отличается ото всех остальных промежутков времени, которыми оперирует современная "хозяйственно-научная" жизнь. Год известен ему из настольного календаря, деловых записных книжек и определенной перемены гардероба. С ритмом же творения такой современный городской человек больше никак не связан. Его соприкосновение с Божьим Годом в природе происходит спорадически, во время отдыха или стихийных бедствий. Для того, чтобы вернуться к опыту Года, современный человек должен "излечиться" от своего цивилизованного существования, отрывающего от опыта бытия, при том, что темп труда и жизни становится все более и более быстрым, и разрыв с большим человеческим Годом судьбы-жизни человека возрастает. Именно "излечиться" должны современные "социальные" люди, освободившиеся ото всех естественных законов Бога-Года, превратившие ночь в день, а день в ночь, ищущие "оптимально использовать время", тогда как время, на самом деле, использует их, уничтожая. Божий Год в природе дал бы им обновление, но они не могут более найти внутреннего пути к нему. Если бы они понимали еще свой собственный смысл, они никогда не пустились бы в безумную погоню за Маммоной, сделав из денег цель жизни, не начали бы считать неизбежностью бессмысленную индустриализацию и укрупнение городов, не погрязли бы в глубоком материализме, который опечатал их бедность, слабость и ничтожество их душ, душ "современного человечества". Так ясно видно разрушение телесной силы, которое является следствием "современной жизни" городов. Они пытаются победить слабость и прибегают назад к Божьему Году, когда другие средства уже не помогают. Но причины этого, остающиеся в целости и сохранности, они не замечают и не хотят замечать. А главная причина в их отпадении от вечного жизненного ритма Божьего Года. Поэтому они не живут сами, но их проживает нечто постороннее, чуждое; они гниют телом и душой, стареют уже в юности.

Божий Год как нордический опыт
Из единства и жизненного ритма Божьего Года некогда развилась вся духовная культура нордической расы: Год лежал в основе ее Богопереживания и Богопознания, и из его запечатления в иероглифах, знаках "священного Годового Ряда", развились все системы письменности в мире. Как сегодня мы передаем знания через письмо, так некогда само письмо возникло как передача высшего Знания о Божественном Откровении во Вселенной, Знания о годовом пути "Света Мира", идущего от Бога. Но нигде в нашем мире опыт Света не является таким глубоким, как там, где противоположность Света и Тьмы, Дня и Ночи отчетливее всего. Только крайний Север знает Божий Год в полном единстве его противоположностей, в законе его возвращения, в бесконечном, вечном богатстве его движения, в котором постоянно возобновляется жизнь. Ни вечное лето тропических областей, ни бледные компромиссы южного, средиземноморского климата не знают этого переживания. Лишь одна единственная нордическая Зима, когда Свет Божий все глубже и глубже спускается в своем суточном пути, день укорачивается, ночь удлиняется, пока, наконец, Свет целиком не утонет в смертной тьме зимней ночи, чтобы потом снова прийти к новому подъему и пробудить от смерти всю Жизнь. Мистерия Зимнего Солнцестояния священнейший и высочайший опыт нордический души. В нем открывается великий, божественный закон вечного возвращения Закон, согласно которому, всякая смерть есть становление, и гибель ведет к Жизни через Свет Божий.

Примечания
1 — Русское слово "год" изначально этимологически означало "подходящий", "достойный", отсюда слова "годный", "угодный", "пригодный", "выгодный", "годиться"; родственно готскому "guots", древне-верхне-немецкому "guot" — "добрый", "благой", "хороший". Следовательно, в русском языке изначально заложено представление о Годе как о Благе, т.е. как об этическом, качественном понятии, а не о количественной единице измерения времени. Поразительно также, что часто используемое Виртом выражение "Gottesjahr" — "Божий Год" — содержится в одном русском слове "год", если, конечно, принять спорную этимологически, но сама собой напрашивающуюся параллель между словами Gut ("благо") и Gott ("бог"). — А.Д.
2 — Подробнее о расовой теории Германа Вирта и о его взглядах на значение рун как примордиальных идеограмм Священного Года см. А.Дугин "Гиперборейская теория", Москва, Арктогея, 1994 — А.Д.
3 — Обратите внимание на то, что славянский корень слова "вертеть" родственен, с одной стороны, древне-прусскому "wirst" ("становиться"), откуда немецкое "werden", становление, а с другой стороны, в нем наличествует то же сочетание согласных — r-t, и даже гиперскептик ученый Фасмер этимологически сближает этот корень с греческим "ratane", где согласный v или w отсутствует. Кстати, происхождение этого v (или w) может быть следствием отвердения гласного "u", который в ритуальных звукосочетаниях древнейших нордических культовых формул часто выступал вместе с "r". Знаменитая формула "ur", название важнейшей зимнесолнцестоянческой руны (подковы). Сам Вирт немецкое "werden" возводит именно к "ur", а следовательно, русское "v" в "вертеть" (равно как в латинском "verto", литовском "virsti" и т.д.) оказывается довольно примордиальным и культово обоснованным. От того же древнего корня произошло и русское "время", родственное, в свою очередь (по Фасмеру) древнеиндийскому "vartma" ("колея", рытвины", "дорога", "желоб"), в котором "t" сохраняется. Сюда же следует отнести важнейшее для русской традиции слово "род", из праславянского "*ordъ" и этимологически близкое слову "расти". *ordъ же явно напоминает немецкое "Ordnung" ("порядок") и само санскритское слово rta. Снова близость концепций. "Время", "становление", "рост"… При этом следует помнить, что время в Традиции понимается циклически, а следовательно, понятие "Рода" в славянской ментальности означало не просто горизонтальное движение наследственной, семейной цепи в истории, а некое единую, сверхисторическую реальность, как бы заведомо замкнутую саму на себя, подобно кругу. Род -не просто культ предков, но и культ потомков, а также культ этнического настоящего, осуществляющего таинство соединения двух полюсов бытия. — А.Д.
4 — В отношении "Dorn" (в современном немецком "куст", "кустарник") соответствие еще более строгое (напомним о фонетическом тождестве "d" и "t", звонкое и глухое произношение одного и того же звука). Русское слово "дерево", "древо" восходит прямо к индоевропейскому корню d-r, t-r. — Греческое "doru", древнеиндийское "daru", "dru-", готское "triu", английское "tree" и т.д. Таким образом, в русском языке несколько важнейших, основополагающих сакральных понятий, связанных с ритуальной формулой r-t, t-r, составляют этимологически родственные слова — "Время — Дерево — Вращение — Род". Легко представить какие выводы можно извлечь из этого простого замечания для исследования сакральной семантики русских обычаев, текстов, фольклорных оборотов, ритуальных комплексов, календарных типов и т.д.

автор: Герман Вирт
редакция: А. Дугин

Похожие статьи:

Вторая мировая войнаГрузины со свастикой

ВидеороликиГитлер, Гиперборея и Шамбала

Документальные фильмыМиф о холокосте / The myth about holocaust (1999)

Вторая мировая войнаПочему союзники не штурмовали Берлин?

Вторая мировая войнаВокруг Курильских островов

Magyar Szabad

рейтинг

0

просмотров

531

комментариев

0
закладки

Комментарии