Юлиус Эвола. О секрете вырождения


Каждый, кто пришел к отвержению рационалистического мифа о “прогрессе” и интерпретации истории как непрерывного позитивного развития человечества, приближается к мировоззрению, типичному для всех великих традиционных культур. В центре его – память о вырождении, медленном затемнении или коллапсе предшествующего, более высокого мира. Проникая глубже в эту новую (и старую) интерпретацию, мы сталкиваемся с определенными проблемами, главная из них – вопрос о секрете вырождения.
Этот вопрос, — в своем прямом смысле, — далеко не оригинален. Созерцая величественные руины культур, чьи имена не дошли до нас, но выражающих, даже в своей материальной сущности, неземное величие и мощь, каждый задавал себе вопросы о причинах гибели этих цивилизаций, и сознавал неадекватность схем, предлагаемых обычно в качестве ответа.
Мы благодарны графу де Гобино за лучшее и наиболее известное изложение этой проблемы, и за мастерскую критику основных гипотез, претендующих на ее решение. Его точка зрения, основанная на расовом мышлении и идее расовой чистоты, также во многом справедлива, но должна быть дополнена некоторыми данными наблюдений высшего порядка. Дело в том, что зачастую та или иная культура терпела крах, оставаясь расово чистой. Особенно ясно это видно на примере групп, терпевших медленное, неумолимое угасание, несмотря на то, что в расовом смысле они оставались изолированными, как островитяне. Ближайший пример – шведы и датчане. Эти народы сегодня – в тех же расовых условиях, что и двести лет назад, но от былого героического характера и расового сознания почти ничего не осталось. Некоторые другие великие культуры как бы мумифицировались: долгое время они были внутренне мертвы и легчайший толчок мог их свалить. Так произошло, например, с древним Перу – гигантской солярной империей, уничтоженной кучкой сброда из Европы.
Если мы рассмотрим вопрос о секрете вырождения с исключительно традиционной точки зрения, то полностью решить его становится еще сложнее. В этом случае мы приходим к разделению всех культур на два основных типа. С одной стороны – традиционные культуры, чей основной принцип идентичен и неизменим, несмотря на все очевидные поверхностные различия. Ось этих культур и вершина их иерархической структуры — метафизические, над-индивидуальные силы и деятельность, придающие сущность и объясняющие все сугубо человеческое, временное, являющееся субъектом становления и “истории“. С другой стороны – “современная культура”, фактически – анти-традиция, истощающая себя в построении и развитии исключительно человеческих и материальных условий существования, и сопровождающаяся абсолютным отчуждением от “высшего мира”.
Таким образом, история человечества представляет собой процесс дегенерации, демонстрирующий всеобщее угасание ранних культур традиционного типа и решительное, насильственное наступление новой глобальной цивилизации “современного типа”.
Отсюда следуют два вопроса. Во-первых, как это могло случиться? В самой основе доктрины эволюции лежит логическая ошибка: высшее не может появиться из низшего, большее не может появиться из меньшего. Но и при рассмотрении доктрины инволюции мы сталкиваемся с подобной проблемой. Как высшее может пасть? Если мы удовлетворимся простой аналогией, то все понятно – здоровый человек может заболеть, добродетельный – впасть в грех. Таков закон природы – каждое живое существо в начале жизни растет и полно сил, затем приходит старость, ослабление и дезинтеграция. Но подобная аналогия, даже вполне правомочная, — еще не доказательство.
Во-вторых, мы должны объяснить не только причины вырождения той или иной цивилизации, но и того, как дегенерация одного культурного цикла затрагивает другие народы и увлекает их за собой. К примеру, важны не только причины краха древней Западной реальности, но и способы, при помощи которых “современная” культура смогла покорить практически весь мир и увлечь за собой множество народов всех типов культур, и господствовать даже там, где традиционные государства еще живы (вспомните хотя бы Арийский Восток).
В этом отношении недостаточно сказать, что мы имеем дело только с материальным и экономическим завоеванием. Такой взгляд был бы слишком поверхностным, по двум причинам. Во-первых, страна, покоренная на материальном уровне, испытывает также влияние высшего порядка, связанное с типом культуры завоевателя. Фактически, мы можем констатировать, что европейское завоевание почти везде пожинает плоды Европеизации, то есть распространения “современного”, рационалистического, враждебного к традиции, индивидуалистического способа мышления. Во-вторых, традиционная концепция культуры и государства – иерархическая, а не дуалистическая. Ее носители никогда не согласятся, без серьезных оговорок, с постулатами типа “Кесарю — кесарево” и “Царствие мое – не от мира сего”. Для нас Традиция – это победоносное и созидательное присутствие в этом мире мистической силы более могущественной, чем человеческая или материальная, — Духа.
Такова фундаментальная идея неподдельно традиционного мировоззрения, не позволяющая нам обходить вниманием вопрос материальных завоеваний. Напротив, материальное завоевание – это знак, если не духовной победы, то, по крайней мере, духовной слабости или своего рода духовного “отступления” побежденной и теряющей независимость культуры. Там, где действительно присутствовал Дух, почитаемый как высшая сила, никогда не было недостатка в средствах, — видимых или нет, — противостояния техническому и финансовому превосходству противника. Но этого не случилось. Вывод – дегенерация скрывалась за фасадом каждого народа, порабощенного “современным” миром. Если же говорить о западной цивилизации — то здесь всеобщий кризис принял наиболее острый характер. Здесь дегенерация нанесла решающий удар, и падение повлекло за собой другие народы, инволюция которых хоть и не зашла так далеко, но чья традиция уже утратила изначальную силу и, как следствие, потерявшие способность к сопротивлению.
Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о значении и возможности вырождения, без ссылок на те или иные обстоятельства.
Для его решения необходимо четкое понимание ошибочности тезиса о том, что иерархия традиционного мира базируется на тирании правящих классов. Это – просто “современная ” концепция, абсолютно чуждая традиционному способу мышления. На самом деле традиционная доктрина берет свое начало в духовной практике, описываемой как “действие без действия”, она говорит о том, кто “движется, оставаясь на месте”, повсюду мы видим символику “полюса”, устойчивой оси, вокруг которой свершается упорядоченное движение (как мы уже писали, в этом и заключается значение свастики, “арктического креста”). Традиционная доктрина подчеркивает Олимпийский, духовный характер подлинной власти, воздействующей не насильственно, а в силу своей мистической сущности; она использует символику магнита и здесь, как мы увидим, лежит ключ к ответу на наш вопрос.
Только в наши дни стало возможным предполагать, что аутентичные носители Духа, или Традиции усмиряют людей, расставляют их по местам и повелевают, или имеют какой-то персональный интерес в установлении и поддерживании иерархических отношений, в силу которых они выступают в качестве правителей. Это было бы нелепостью. Настоящий базис традиционной социальной стратификации – ясное осознание низшими слоями сути иерархических отношений. Не низшие нужны высшим, а совсем наоборот. В основе иерархических отношений лежит идея о том, что некоторые люди реально обладают определенной духовной сущностью, которая во всех остальных присутствует лишь в качестве идеала, предчувствия, несфокусированного усилия. Поэтому последних фатально влечет к первым, и подчиняются они, по сути, не чему-то внешнему, а себе же – Настоящему. В этом – тайна традиционного мира, тайна готовности к жертве, героизма, верности; и, с другой стороны, престижа, авторитета и спокойной силы, неведомой самому тяжеловооруженному тирану.
Размышляя так, мы приближаемся не только к решению проблемы дегенерации, но и самой возможности такого падения. Мы часто слышим, что успех той или иной революции говорит о слабости предыдущего правительства. Но это лишь одна сторона вопроса. Действительно, сорвавшаяся с привязи собака свидетельствует о слабости цепи, но иерархические отношения подчиняются совсем другим законам. Традиционная иерархия вырождается и терпит поражение только при одном условии: когда вырождается личность, используя свою свободу для отрицания Духа, теряя связь с любой высшей точкой опоры и существуя “только для себя”. Затем метафизическое напряжение, поддерживающее единство традиционного организма, спадает, любые усилия теряют направление и полностью утрачивают контроль. Конечно, вершины сохраняют неприкосновенность и чистоту, но дегенерация остальных принимает лавинообразный характер, поначалу незаметно, но по мере нарастания темпа неуклонно увлекая их в бездну. В этом секрет вырождения любого общества и, как следствие, революции. Европеец сначала уничтожил иерархию в самом себе, искоренив свои внутренние духовные способности, находящиеся в тесной связи с основными принципами Традиции. Затем им был разрушен весь традиционный мир.
В христианской мифологии есть схожие моменты – падение человека и восстание ангелов связаны с обладанием свободной волей. В человеке таится страшная способность – использовать свободу для духовного разрушения и отчуждения от всего гарантирующего ему сверх-природную ценность. Это – метафизическое решение, на всем протяжении человеческой истории мы встречаем его в разнообразных формах враждебного к традиции, индивидуалистического, революционного и гуманистического духа, короче говоря, — “современного” духа. Такое решение – основная причина вырождения, разрушения Традиции.
Понимание этого открывает нам смысл легенд, говорящих о таинственных бессмертных правителях (тени Императора, спящего под горой Kyffhauser!). Найти их сможет только человек, достигший духовной целостности. В таком человеке пробуждаются чувства металла, внезапно почувствовавшего неудержимо влекущий магнит. Ограничимся данной аллегорией, ибо всестороннее рассмотрение древних Арийских легенд такого рода увело бы нас далеко за пределы тематики этой статьи. Возможно, в следующий раз мы вернемся к секрету реконструкции, “магии”, способной вернуть падшие массы на незримо присутствующие одинокие вершины.

Автор: Юлиус Эвола
Впервые опубликовано – Deutsches Folksturm, Nr. 11, 1938
 

Похожие статьи:

Blood & HonourЮлиус Эвола. Современные табу

ГеополитикаЮлиус Эвола об американской цивилизации

Blood & HonourЮлиус Эвола. Фашизм и традиционная политическая идея

ФилософияЮлиус Эвола. Разложение современного искусства

ФилософияЮлиус Эвола. Методы современной науки

Magyar Szabad

рейтинг

0

просмотров

709

комментариев

0
закладки

Комментарии