Опубликовано: 12 мая 2012

рейтинг

+2

Танк Т-111. Первый Советский танк с противоснарядным бронированием


Трудно так сразу оценить известный или малоизвестный это проект танка. Но то, что он имело огромное значение для всего развития советского и мирового танкопрома это сомнений не вызывает.

Во всех статьях по истории создания Т-34 всё начинается с А-20. Я считаю это не справедливым. Мне кажется, что нужно начинать с Т-111.


После Первой Мировой Войны бронирование танков защищало экипаж от огня стрелкового оружия и это было оправдано, ведь противотанковой артиллерии ещё не было. Но в 30-е годы на поля сражений массово вышли сравнительно не дорогие и эффективные 37- 45 мм противотанковые орудия. И весь эффект от применения танков стал стремительно приближаться к нулю, нужно было как то бороться с этой проблемой. И первую попытку, и я считаю достаточно успешную, сделали в СССР на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени Кирова. Танк разрабатывался под руководством, одного из самых известных Советских конструкторов танков – Гинзбурга. Работы над этим проектом начались в 1936 году, а опытный образец увидел свет в 1938.


Какие же инновации были применены в этой машине?
1. Литая башня
2. Броневые листы сваривались электросваркой.
Из других характеристик стоит отметить усиленную подвеску, правда, в подвеске была использована устаревшая рессорная технология. Но новацией было то, что рессоры подвески были спрятаны внутрь корпуса.


Машина получилась достаточно тяжёлой – 28-32 тонны и имела броню 60 мм. Подобная толщина уверенно защищала машину от огня 37-45мм орудий. Но достойного двигателя для такой тяжёлой машины тогда ещё не нашлось. 300 сильный мотор, установленный на этой машине, позволял ей разгонятся всего лишь до 30 км/час.

Но, тем не менее, сам факт того что машина способна выдерживать попадание противотанковых снарядов был революционным до Т-111 не один танк похвастаться этим не мог.


Вооружение этой машины не несло в себе ни каких инноваций, и было стандартным для того времени – 45мм танковая пушка и два пулемёта. Экипаж машины составлял 3 человека.

Почему же я зачислил эту машину в предтечи знаменитого Т-34? А потому что в разработке её самое активное участие принял не кто иной, как М. И. Кошкин (за этот танк он получил орден Красной Звезды). И именно идеи, заложенные и отработанные в Т-111 были использованы при создании А-20, а затем и самого Т-34. Так что вклад этого танка в весь Советский и мировой танкопром трудно переоценить.


Но, не смотря на все достоинства, эта замечательная машина не была принята на вооружение. Что я считаю огромной ошибкой. Основными недостатками были признаны сложность производства и низкая подвижность. Как видите, подобные недостатки со временем были вполне устранимы – появление более мощного мотора, увеличило бы подвижность, а отработка технологии должна была снизить цену(так ,кстати, произошло собственно с Т-34). Но в армейском руководстве тогда было лобби, которое считало что основным достоинством танка должна быть скорость а не бронирование, и в СССР пошли по пути создания армад БТ и Т-26. А представьте себе ситуацию если б вместо армад вышеперечисленных картонных танков вермахт бы встретил такие же армады Т-111. Правда, такого количества как БТ и Т-26 их бы не было но за то выигрыш бы в качестве был гигантский. И кто его знает, как бы проходил план «Барбаросса», будь приняты на вооружение в 1938 танки Т-111.
0 просмотров2 комментария

Комментарии

Первый стелс-самолёт - Хортен Но-229