Опубликовано: 13 февраля 2012

рейтинг

+7
RODAVER
Блог клуба - История Славян
Автор: RODAVER
Редактировалось: 4 раза — последний 7 сентября 2015

Северяне

Говоря о северянах, мы имеем ввиду всего лишь одно конкретное племя, про которое написано в ПВЛ следующее: «А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи, и по Сулѣ и наркошася сѣверо. И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота»(79). Это отрывок из известного рассказа Нестора о расселении славян, изгнанных с Дуная волохами. Вроде всё просто и понятно. Но это не совсем так.

В частности у Нестора нет ясности в причинах появления этнонима «северяне». Северяне, поселившиеся на Десне, Суле и Сейме отмечены ПВЛ, как славянский народ. Истории также известны савиры (сабиры, сабары), народ хоть и европеоидной внешности, но говорящий на тюркском языке. Булгарские летописи сообщают нам о сербийцах (сэбэрцах, сюрбийцах) племенах финно-угорского и гуннского происхождения. Приведу два примера. Гази-Барадж пишет о времени правления балтавара Масгута (конец 6 века): «Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев ...»(80). Здесь: Сула - Дунай; Джалда - Крым. Почему тогда Нестор называет это племя славянским? Второй отрывок рассказывает о скитаниях Булюмара, который был вынужден в середине 4 века мигрировать на запад. В западной Сибири он столкнулся с башкортами: «Царь принужден был уйти к башкортам, которые приютили хонов и палучили от них название "сэбэрцы» ("союзники"). Башкорты, которых тюрки называли угырами, были своевольны…»(81).

Мы уже касались истории происхождения термина «северяне». Он неразрывно связан с савроматами, племенами индоарийского происхождения. Савроматы, согласно Геродоту, говорили на языке скифов. А это значит, что данный народ был индоарийским и близким к праславянам. Но как получилось, что со временем данное имя появилось у племён, говорящих на тюркских и финно-угорских языках? Давайте разбираться. Для этого сделаем небольшой экскурс в историю.

Согласно данным археологии в степях и лесостепях Западной Сибири вплоть до н.э. жили индоарийские кочевники, называемые савроматами. Это были родственные группы племён, не имеющие какой-либо формы государственности. В своём общественном развитии савроматские племена значительно отставали от своих скифских сородичей. Когда в 4 веке до нашей эры под давлением завоевательных походов Александра Македонского южные сарматы и некоторые массагетские племена побежали на север, то преградой на их пути в Европу стали савроматы, которые занимали земли от Дона и до Енисея. Б.Н. Граков в своей работе « Пережитки матриархата у сарматов», опубликованной в «Вестнике древней истории» в 1947 году, определил территорию, на которой жили савроматы. Он отождествил ее с блюменфельдской археологической культурой, существовавшей с 6 по 4 век до н.э. Восточная ее оконечность доходила до казахстанской реки Эмба, впадающей в Каспийское море. На севере ареала их захоронения находят под Магнитогорском, Бузулуком и Орском. На Западе владения савроматов упирались в нижнее течение Дона и Азовское море. Нижняя граница времени существования блюменфельдской культуры не случайно обозначена 4 веком до нашей эры. Именно тогда среднеазиатские сарматы и массагеты сорванные со своих мест македонскими завоеваниями вторглись на территорию блюменфельдцев. Прохоровская культура, сменившая блюменфельдскую очень близка ей. Все правильно, южные сарматы были родственниками савроматов. Даже присутствие среди сарматов значительной массагетской прослойки не повлияло на кардинальное изменение культуры местных племён. Видимо жесткого противостояния между сарматами и савроматами не было. Тем не менее появление сарматов и массагетов на этих территориях не могло не вызвать миграцию савроматских племен. Большая их часть ушла на запад, где внесла основную лепту в завоевании Скифии. Но, несомненно, часть из них осталась на месте, а другая часть мигрировала на восток, где свободно продолжали жить их ближайшие родственники исседоны, которые по сути также являлись савроматами. Возможно, что уже к этому времени савроматы распространили свое имя в Сибири (Сабири, Савире) и на севере Семиречья. Впрочем, это могло произойти ещё раньше, когда из Западной Сибири индоарийскими народами вытеснялись хоты (13-7 в.в до н.э). К началу нашей эры матриархат у савроматов и сарматов постепенно сошел на «нет», поэтому племена сибирских индоарийцев оставили только первую часть этого имени – савры (савиры). Я уже объяснял смысл этого слова как «союзники».

Савроматы, по свидетельству Геродота, были союзниками скифов в их войне с Дарием I. Есть основания для утверждения о том, что савроматы участвовали в походе скифов в Закавказье в 7 веке до н.э.

Даже Гази-Барадж, знавший русский, немецкий, латинский и арабский языки истолковывал этноним сэбэрцы (сюрбийцы), как «союзники». Такую этимологию он мог предложить только на основании русского языка. Мигрировавшие на запад несколькими волнами савроматы дошли до Центральной и Западной Европы, где оставили свои многочисленные этнонимы: собры, сербы, савры, сорабы, сорбы, савиры, северы, свеи, свевы, свебы, швабы, себры, свеары и т.д.. Савроматы, доминирующие в Сибири, передали свое имя всему региону (Сибирь). Понятие «север», как сторону света, славянам могли передать только сарматы и массагеты. Во время их жизни в Средней Азии (до времени македонского вторжения), савроматы были для них самым северным кочевым племенем. В частности, «Сага об инглингах», рассказывающая о переселении грманских народов из Великого Турана (Средней Азии) в Скандинавию, называет все территории к западу и к востоку от Урала Великим Свеаром (Svear). От этого термина возникло название Швеции. Со временем этноним «савры» стал обозначать для индоевропейских кочевников Средней Азии сторону света. Они и ушли оттуда на север (к савроматам, саврам).


Рис. 25. Территория проживания савроматов в 7-4 веках до н.э.

Савроматы не ограничивались только территорией, обозначенной на этой карте. Сибирские савроматы распространяли свою власть далеко на восток. Согласно Гази-Бараджу в 1 веке до н.э. гуннский союз потерпел поражение от чинцев (китайцев), тюрков (ассимилированных восточными народами тормэнов) и сербийцев. Он пишет: «А после разгрома хонов чинцами, тюрками и сербийцами, при кане Тигане по прозвищу Хин-Батыр, хоты и утиги разбежались в разные стороны. Хоты поселились на реке Соб или Собол (Субыл), ее правом притоке Байгул и ее левых притоках Сасы-Идель и Тора-су»(82). Здесь: Здесь Собол - река Тобол; Байгул - река Обь ; Сасы-Идель - река Исеть; Тора-су - река Тура; хоты - это предки современных угро-финнов, пришедшие в Западную Сибирь и на Урал из Забайкалья; под сербийцами в данном случае понимаются самые восточные племена индоарийцев (носителей гаплогруппы R1a), известно, что, например, киргизы, которые по происхождению были индоарийскими племенами, в это время проникали восточнее Байкала, а также кочевали на западе Монголии.

Гази-Барадж пишет, что в Западной Сибири хоты ассимилировали местное племя башкортов и переняли у них данное название. Также они с тех пор стали называться «сэбэрцами». Этот этноним Гази-Барадж прямо истолковывает, как «союзники». Именно эти сэбэрцы, говорящие на угорском языке, участвовали в походе Булюмара в Европу. Именно их имя вновь всплыло в междуречье Днепра и Северского Донца в 6 веке нашей эры, когда булгарский балтавар из сабарского плена выкупил гуннских вождей. Данные сабары также носили древнее имя савроматов. Они появились на Северном Кавказе в 5-6 веках и известны армянским и персидским хроникерам, как савиры.

Название «союзники» у древних индоарийских народов употреблялось еще раньше эпохи скифских завоеваний (8-7 вв. до н.э.). В варианте «савир» оно упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», где они фигурируют вместе с индоарийским племенем синдов. События, описанные в «Махабхарате» происходят в ведические времена, датируемые 4-1 тысячелетиями до н.э.

Савиры (сабары) жили в начале нашей эры на северо-востоке Казахстана, гранича на юге с массагетами Семиречья. Гази-Барадж пишет: «Родиной сабаров было Семиречье, откуда их изгнали авары - последний осколок хонов, оставшихся было в Хине. Но эти беженцы в Саклане повели себя не лучше своих гонителей и избили многие хонские роды. Часть здешних хонов они загнали за горы Каф, где те образовали свое бекство Хонджак. Других же хонов сабары вытеснили в Джураш, где они принуждены были примкнуть к булгарам...»(83). Здесь: Саклан - европейские степи; Каф - Кавказские горы.

Видимо там, в Семиречье савары, народ европеоидной наружности перенял у соседних с ним народов тюркский язык.

В междуречье Дона и Днепра, кроме поселенных Масгутом сербийцев, жили утиги и остатки скифо-сарматского населения. Утиги, как я говорил выше - это мурдасы, ассимилированные уграми. Скифо-сарматские племена по-прежнему жили здесь после разгрома Русколани и гуннского завоевания. Среди них преобладали руссы и ассы. В 6-7 веках здесь стали селиться славяне-анты, переселенные булгарами с Дуная. В середине восьмого века в эти же места с севера и востока стали проникать значительные группы мурдасов. В течение 9 века на этих же территориях некоторое время проживали мигрировавшие из Сибири угры (мадьяры), которые также могли занести в эти места этноним «сербийцы». Поэтому трудно при таком обилии распространения данного имени сказать точно, когда и кем на берега Сулы, Сейма, Десны и Северского Донца был занесён этноним «северяне». В любом случае славянское (индоарийское) население в этом регионе составляло абсолютное большинство. Вновь напомню, что Гази-Барадж констатировал, что к 8 веку население Кара-Булгара было в основном ассимилировано славянами. При этом самым главным племенем здесь: «…стали анчийцы. А анчийцы, как я уже отмечал, являются смесью части ульчийцев с некоторыми родами урусов и булгар... А из наших булгар в состав анчийцев вошли многие из родов ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын...»(84).

Я всё же склоняюсь к тому, что данный этноним был передан местному населению уграми (сэбэрцами). Тем не менее, славяне понимали смысл данного термина, именно поэтому этноним в форме «северяне» навсегда закрепился за населением проживающем в этих местах.

На то, что этноним «северяне» был повторно заимствован славянами у ассимилировавших некоторые савроматские племена угров, меня наталкивает форма данного этнонима. Всё же славяне наследников савроматов обычно называли сербами. К тому же Гази-Барадж реку Десну именует как Сэбэр-су. Вообще, савроматы были весьма многочисленным племенем. Свой этноним они распространили на огромных территориях. Сначала экспансия сарматов с юга на западных савроматов (4 век до н.э.), а затем вторжение хотов в Западную Сибирь с востока (1 век до н.э.) разметали этот огромный народ по огромным пространствам Евразии. Благодаря этому этноним был растиражирован во множестве вариантов. Их запечатлели греческие, римские, арабские, славянские, булгарские и персидские летописцы как: савиры, собры, сервы, северы, северяне, сабиры, сербы, савроматы, сибиры, савары и т.д. Изначально савроматы были носителями гаплогруппы (R1a), поэтому закономерно, что большая часть их наследников была известна, как славянские племена сербов, сорбов, сорабов и северян. Растиражированный этноним савроматов отметился во многих уголках европейского континента: на Кавказе - савиры, на Балканах - сербы, в Белоруссии - сербы, в Полабье и Прибалтике - сербы (сорбы), в Италии - сервы (возможно).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что северяне (жители Северских земель) – это индоарийское (праславянское) племя, возникшее в результате генезиса разных народов: южных славян (ульчийцы, анты), скифо-сарматов (русы, асы, саргатии и т.д.), а также из булгарских и угорских племён (утиги, сербийцы, сэбэрцы и т.д.).
0 просмотров3 комментария

Комментарии

Каково происхождение восточных славян?