Опубликовано: 6 февраля 2014

рейтинг

+7
Ayami
Блог клуба - Славянские обереги
Автор: Ayami
Редактировалось: 1 раз — 22 апреля 2016

Керамика. Прикладное искусство древней Руси.


Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонтальную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина чаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы».

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела.
Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравнению с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам».

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раскопано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной»[3]. «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного нападения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о времени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — начало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой температуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наиболее простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впоследствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для сохранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (современное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200 0 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено».

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в».

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела».

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением деревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), постепенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась большая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой скамейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40—50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали железной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетельствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо.

Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, врытой в землю или вбитой в пол.

Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «лен­точная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения прилипания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.

Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине — «балабух») и вытягивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дугообразные следы.

Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Продукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым рядом особых признаков:

1. Ручной круг легкого типа:

а) следы ленточной техники,

б) углубление на дне от маленького кружка,

в) клеймо,

г) подсыпка песка,

д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаментальных линий.

2. Ручной круг тяжелого типа:

а) следы ленточной техники,

б) гладкое дно, срезанное ниткой,

в) клейма быть не может,

г) подсыпка отсутствует,

д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.

3. Ножной круг:

а) нет следов ленточной техники».

Что же касается русской печи, то Б.А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному — курных печей. На Мологе в изготовлении посуды принимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству».

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды».

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком».

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вообще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».
0 просмотров1 комментарий

Комментарии

Как ухаживать за ювелирными украшениями