"Бей жидов, спасай империю!" Иудейские войны


В конце XIII в. до н. э. Палестина стала землёй обетованной для еврейских племён, вытесненных из Верхней Месопотамии вместе с другими семитскими племенами амореев-сутиев. Коче­вым племенам, пришедшим из пустыни, Палестина действительно могла показаться райским уголком, хотя на самом деле это страна контрастов. Здесь есть и пустыни, и плодородные долины, и нагорья, и болота, и горы со снежными вершинами. Земля Ханаан (так древние евреи называли Палестину), в которую бог Яхве повелел идти Аврааму, легендарному предку всех еврейских, арамейских и арабских племён, оказалась оживлённым перекрёстком. Через неё проходили важные торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды, связанные с возможностью контролировать торговлю огромного региона, сталкивало державы Древнего Востока в стремлении установить господство над Палестиной. Она была постоянным полем сражений, по её тропам шло непрекращающееся движение не только торговых караванов, но и войск враждующих сторон. На определённом этапе развития еврейского народа это обстоятельство предопределило многое в его исторической судьбе.
История древнееврейского народа нашла отражение в Библии — уникальном своде мифолого-религиозных преданий и трактатов, исторических хроник и романтических повестей. Но восстановить, как развивались события во время появления еврейских племён в Палестине, по текстам Библии невозможно. Согласно Библии, прежде чем прийти в Палестину, израильтяне, потомки внука Авраама, Иакова (его второе имя — Израиль), обосновались в Египте. Там они попали в рабство. Стенания угнетённого народа услышал Бог Яхве и призвал Моисея, еврея из «колена» (племени) Левия, вывести народ израильский из Египта. На Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей — запретов и повелений, регулирующих поведение человека перед Богом. Между народом Израиля и Богом был заключён договор — «завет». Народ обещал исполнять волю Бога, за что Яхве даровал ему землю Ханаан. Нарушение «завета» грозило жестокими карами, вплоть до полного истребления народа. Моисею не было суждено ступить на землю Ханаана. Предводителем еврейских племён, появившихся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина. Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе из него учёные считают мифом, не подтверждаемым историческими источниками. Моисей и Иисус Навин — такие же, очевидно, мифические герои, как и богатырь Самсон, побивший, как рассказано в Библии, вражеское войско одной ослиной челюстью.
Утверждение еврейских племен в Ханаане проходило в жестокой и длительной борьбе с древнейшими обитателями этой земли, хананеями — семитами, говорившими на языке, близком еврейскому. Одновременно евреям приходилось отбиваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчинить своему влиянию ханаанскую землю пытались хетты и Египет. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза племен в государство. В XIII веке до н. э. в Иудею вторглись филистимляне, участники переселения «народов моря» — разнообразных по происхождению племен, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на некоторое время избавилась от тягостного внимания соседних великих держав, что и позволило создать в Иудее довольно сильное государство — Израильское царство. Время его существования — самая любимая для еврейского народа страница его истории, его золотой век.

12 колен (племен) Израиля объединились для борьбы против филистимлян, сумевших закрепиться на плодородной прибрежной полосе. Своим царем израильтяне избрали Саула из колена (рода) Вениамина (около 1030 г. до н. э.). Саул одержал ряд побед над филистимлянами. Но затем начались неудачи, вызванные претензиями на власть со стороны честолюбивого и умного Давида из колена Иуды. Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимлянами, царем был избран зять Саула Давид (около 1000 г. до н. э.). Он изгнал завоевателей из страны, подчинил последние независимые ханаанские города-государства и в 995 г. до н. э. взял их неприступный, расположенный на скале город Иерусалим. Этот город стал столицей его государства, границы которого значительно расширились. Давид контролировал теперь всю торговлю между Египтом и Междуречьем. При нем Иерусалим стал не только политическим, но и религиозным центром Израиля.
Библия рассказывает, что у Давида было многочисленное и сварливое потомство, с которым старый царь никак не мог справиться. Уже при его жизни при дворе начались интриги и борьба за власть. После смерти Давида его младший сын Соломон, убив брата и его приверженцев, в 965 г. до н. э. стал царём Израиля. Соломон оказался энергичным правителем и ловким дипломатом. Получив в наследство богатое и сильное государство, он приумножил его мощь. Соломон заключил союз с Египтом и Финикией, установил контроль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и вместе с финикийцами занялся морской торговлей. По всей стране возводились мощные крепости, а в Иерусалиме были построены царский дворец и Иерусалимский Храм. Грандиозное для небольшой страны строительство, многочисленное чиновничество и наёмное войско требовали больших средств. При Соломоне в царстве Израиль вводится единая налоговая система, десятина и трудовые повинности. Колено Иуды, откуда происходили Давид и Соломон, получило ряд привилегий, что вызвало недовольство других племен. К тому же Египет, не желавший усиления государства Израиль, начал оказывать помощь всем его противникам. В 928 г. до н. э. после смерти Соломона единое государство Израиль распадается на два независимых и постоянно враждующих друг с другом царства: южное — Иудею и северное, — сохранившее название Израиль.

Распад страны совпал с наступлением соседних крупных держав, которое закончилось катастрофой для еврейского народа. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израиля Самарию, разорил город и увел в Ассирию значительную часть населения государства. Израильское царство навсегда сошло с исторической арены, а уведенные в плен без следа растворились среди населения Ассирийской державы. Иудея осталась в стороне от ассирийского нашествия и сохранила свою независимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском царстве появляется надежда на восстановление былого могущества. Но по следам Ассирии пошли сначала Египет, а затем Вавилония. В 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II взял столицу Иудеи Иерусалим, разрушил храм бога Яхве и значительную часть населения увел в Вавилонию. Так началось знаменитое «вавилонское» пленение. Иудеи, переселенные в Вавилонию, не утратили своей национальности, как это случилось с уведенными в Ассирию израильтянами, прежде всего потому, что изгнание не было долгим. Уже в 538 г. до н. э. персидский царь Кир II после взятия им Вавилона разрешил иудеям вернуться на родину.

Иудея осталась в стороне от ассирийского нашествия и сохранила свою независимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском царстве появляется надежда на восстановление былого могущества. Но по следам Ассирии пошли сначала Египет, а затем Вавилония. В 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II взял столицу Иудеи Иеру­салим, разрушил храм бога Яхве и значительную часть населения увёл в Вавилонию. Так началось знаменитое «вавилонское» пленение. Иудеи, переселённые в Вавилонию, не утратили своей национальности, как это случилось с уведёнными в Ассирию израильтянами, прежде всего потому, что изгнание не было долгим. Уже в 538 г. до н. э. иранский царь Кир II после взятия им Вавилона разрешил иудеям вернуться на родину.

Бедствия, обрушившиеся на Израиль и Иудею, привели к мучительной и трагической переоценке ценностей. Большая роль в этом принадлежала так называемым «пророкам», возглавившим новое религиозно-политическое движение сначала в Палестине, а затем и среди переселённых в Вавилонию иудеев в течение VI—V вв. до н. э. В своих проповедях они предсказывали судьбу народа, обличали неправду и зло, выступали против неправедного богатства и угнетения народа. Пророки призывали еврейский народ признать Бога Яхве единственным Богом, творцом, избравшим еврейский народ, чтобы он возвестил миру истину. Все беды они объясняли тем, что евреи нарушили «завет», заключённый Моисеем с Богом Яхве. Только строгое соблюдение заповедей, данных Богом Моисею, могло, по их утверждениям, спасти еврейский народ и возродить былую славу Израиля.

Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная ожесточенная борьба за независимость. После завоевания персидской державы Александром Македонским Иудея вошла в состав его государства, а затем попеременно становилась добычей то птолемеевского Египта, то правителей державы Селевкидов.

Внутренняя жизнь Иудеи III—II вв. до н. э. отличалась большим напряжением. Находясь под управлением эллинов, она подвергалась сильному влиянию греческой культуры. Различные слои общества Иудеи относились к этому по-разному. Остро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ сохранять свою обособленность, строго соблюдая «завет», или стать открытым для восприятия эллинизма. В 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV под угрозой смертной казни запретил выполнять законы Яхве. Это послужило толчком к началу Маккавейской войны (167—142 гг. до н. э.). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода Хасмонеев и его сыновья. Война, получившая название по прозвищу одного из его сыновей, Иуды Маккавея, закончилась обретением независимости. Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.), казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в состав государства всю Палестину, и оно стало приобретать черты эллинистической монархии. Победа укрепила в иудеях веру в действенность договора с Яхве, в их «избранность». Но изменения в экономической и политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые открыли бы воз­можности для диалога с окружающим миром.

Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры и государственности, истекло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпей. После трёхмесячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе.

Вхождение в состав Римской империи не изменило характера борьбы между различными группировками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Высшее духовенство и крупные землевладельцы составили «партию» саддукеев, выступавшую за сотрудничество с римскими властями и против чересчур мелочного соблюдения «завета». Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполнения воли Бога, но недостаточно последовательно боролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера).

В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распространение вера в скорое пришествие избавителя, мессии, посланника Бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сыгравшие большую роль в возникновении христианства. Зелотов римляне называли «сикариями» (убийцами), т.к. те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне (66— 70 гг. н. э.).

В 66 г. н. э. в городе Цезарее произошло столкновение между эллинизированной частью населения, поддержанной прокуратором Гесием Флором, и сторонниками «завета». В ответ на это римский гарнизон в Иерусалиме был перебит, и восстание охватило всю Иудею. Император Нерон направил против восставших войска под командованием Тита Флавия Веспасиана (см. ст. «Римские императорские династии»). Римлян встретило ожесточённое сопротивление, но многие из фарисеев, принявших участие в восстании, испугались его размаха и перешли на сторону Рима. Среди них был военачальник Иосиф Флавий, написавший впоследствии «Историю Иудейской войны». Он происходил из знатной еврейской семьи, принадлежавшей к влиятельному иерусалимскому жречеству. Потерпев ряд поражений, Иосиф Флавий сдался в плен римлянам и помогал им в покорении Иудеи.
В 70 г. сын Веспасиана Тит с огромной армией осадил Иерусалим. Жители города защищались с необыкновенным мужеством. С потрясающей силой описана трагедия города в истории Иосифа Флавия. Люди, истощённые голодом и болезнями, умирали прямо на улицах. Когда город сдался, Тит приказал сровнять его с землёй. Иерусалимский храм был разрушен, и иудеям под страхом смертной казни запретили входить в город. Оставшееся в живых население было продано в рабство.
Осада и разрушение римлянами Иерусалима и Второго Храма (70 г. по Р. Х.) были кульминацией еврейского восстания 66-70 гг. Про то, как оно началось и как на его подавление была двинута римская армия Веспасиана, можно прочесть в статье нашего сайта Иудейская война 66-70 годов. Подавив большинство очагов палестинского мятежа, войско Веспасиана двинулось к главному религиозному центру евреев – Иерусалиму.
В подготавливаемый к римской осаде Иерусалим собрались массы бежавших от римских войск иудеев; страсти бушевали. Единодушие, произведенное в начале восстания общею опасностью и национальным энтузиазмом, скоро было разрушено фанатизмом крайних ревнителей закона Моисея – «зелотов». Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; иродианцы, примкнувшие к национальному делу, но не желавшие мер, которые уничтожали возможность примирения с римлянами, были брошены в темницы и убиты. Зелоты убили первосвященника Анну и другого вождя умеренной партии, хотевших остановить их буйство; овладели Храмом, призвали в Иерусалим идумеян, грубых, физически сильных поселян, и произвели на улицах истребление главных людей противной партии. Один из зелотских вождей, Иоанн Гискальский, вошедший в Иерусалим с отрядом буйных галилеян и кинжальщиков, захватил власть в городе и владычествовал террористическими мерами. Но в партии, одолевшей умеренных, скоро начался раздор. Идумеяне поссорились с галилеянами и впустили в Иерусалим предводителя ещё более крайних зелотов, Симона, сына Гиоры, который до этого бродил с отрядом отчаянных людей по соседним с Иорданом местностям, где было много ущелий и пещер, вел партизанскую войну, грабил. Прямо перед осадой в Иерусалиме начались непрерывные драки между воинами Иоанна Гискальского и этого нового вождя; а римляне между тем подступали все ближе. К довершению смут, возникла в Иерусалиме третья партия, зелотов, имевшая своим вождем Элеазара. Она заняла верхнюю часть пространства, обведенного укреплениями храма; Иоанн со своими приверженцами занимал нижнюю часть этого пространства и некоторые укрепления снаружи иерусалимских стен, а Симон занимал город. В различие друг от друга, зелоты Симона назывались партиею простого народа, зелоты Иоанна партиею образованного класса, а зелоты Элеазара священническою партией.В течение 60 лет стоял в разрушенном Иерусалиме прославившийся своей жестокостью Десятый римский легион. Император Адриан во время поездки по восточным провинциям пришёл к мысли решить проблему Палестины путём насильственной ассимиляции иудеев. В 131 г. он основал в Иерусалиме колонию Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма хотел построить святилище Юпитера Капитолийского.
Осквернение святого места подняло в 132 г. иудеев на новое восстание. Во главе его стоял Симон Бар-Кохба («Сын звезды»). Он освободил на короткий срок Иерусалим и большую часть Палестины и объявил себя царём Израиля. Адриан послал против повстанцев своего полководца Юлия Севера, который снова занял Палестину и в 136 г. захватил последнюю крепость восставших — Бетар. В Бетаре погиб Бар-Кохба, а оставшиеся в живых были проданы в рабство или бежали из страны, которая подверглась беспощадному опустошению.

Вторая Иудейская война довершила процесс рассеивания евреев по всему свету. Уже вавилонское пленение положило начало так называемой диаспоре — рассеиванию. В иранский и эллинистический периоды вынужденное изгнание превратилось в добровольную эмиграцию. Большие еврейские колонии существовали в Вавилоне, в Египте на острове Элефантина и в Александрии, в Риме тоже была довольно значительная по численности еврейская община. После восстания Бар-Кохбы диаспора охватила Грецию, Македонию, Киренаику.

Греческий географ Страбон писал: «Евреи населяют почти все города, и в мире нелегко найти место, где бы не жили представители этого племени». Религиозное и национальное чувства, обострённые трагической судьбой их родины, связывали евреев диаспоры крепкими узами и не давали раствориться среди народов, к которым забрасывала их судьба.

Использованные источники: Википедия, murzim.ru, rushist.com

Похожие статьи:

Blood & HonourВеликие о жидах

ИсторияФальсификация «татаро-монгольского ига»

Blood & HonourОснования Мессианской политики в Израиле (Обоснования неизбежного истребления гоев).

Blood & HonourЖидовская самоненависть

Blood & Honour"Еврейское зерцало" при свете истины. (Научное исследование д-ра Карла Эккера приват-доцента королевской академии в Мюнстере)

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+1

просмотров

2702

комментариев

4
закладки

Комментарии