Пушистые мумии

Пушистые мумии

Чем знаменит Египет? Первый ответ предсказуем — пирамиды. Потом идут фараоны, музеи, памятники древней культуры и, конечно же, мумии. Помимо забальзамированных останков членов правящих династий и знатных вельмож, археологи обнаруживают и их домашних любимцев, расставаться с которыми древние египтяне не пожелали и в загробном мире.

 

 

Египетский пантеон богов представлен звероподобными людьми. Гор — с головой сокола, Анубис — с головой шакала, Бастет — кошки, Себек — крокодила, и множество других, у каждого из которых имелся свой штат почитателей, определенное количество храмов и горстка жрецов. Каждое мало-мальски значимое божество обитало где-то “там”, в эфемерном мире, но его воплощения жили рядом с человеком. Хатхор в своей физической форме мирно щипала траву на поле, Бастет ловила мышей, а Себек охотился за добычей в зарослях тростника и синих водах Нила. Если не воплощение, то хотя бы символ — даже скарабею нашлось место среди почитаемой живности. Естественно, обращаться со священной фауной надлежало соответствующим образом, животных защищали и почитали. За убийство зверюшки, не соответствующее “правилам”, жизнь нарушителя могла закончиться смертной казнью. О подобном случае упоминает Диодор Сицилийский, греческий историк: он рассказывает, что несколько египтян, заметивших, что римлянин случайно лишил жизни кошку, забили его насмерть. Неудивительно: на 5-6 обнаруженных египетских иероглифов, минимум два будут связаны с животными. Пернатым и мохнатым остается жить и радоваться, ровно до “часа Х”, в который их привольное существование заканчивается. Сотни тысяч мумий, найденных археологами в разное время и в разных концах страны — тому свидетели. Хорошим примером станет захоронение из нескольких тысяч мумифицированных кошек, уходящее в глубину на расстояние от 10 до 20 рядов. Оно было обнаружено в 1888 году египетским фермером, который, не теряя времени, распродал сохранившиеся лучше прочих мумии, а остальные сбыл европейским морякам: те использовали их в качестве балласта, а дома отправляли местным земледельцам, пускавшим реликвии на удобрение. Удивляться подобному обращению не стоит: все же мумия кошки не может сравниться по значимости с мумией знатного человека, а в Старом Свете мало заботились о культурном наследии “варварских” стран. Но все же, особенно если учесть отношение древних египтян к кошке — откуда взялось это захоронение, и подобные ему?

Начну с того, что причин для мумификации животного было несколько. Первая, наиболее известная, — желание идти с домашним питомцем рука об руку в загробной жизни. Таких зверят холили и лелеяли, давали им имена, и в мир иной они отходили естественным путем — от старости, либо болезни (при исследовании мумий домашних животных не было обнаружено никаких физических травм). В домах содержали не только привычных нам кошек или собак: мангусты, диковинные обезьянки, яркие птицы и даже газели — на любое желание и достаток. Когда любимец погибал, его хозяин часто сбривал брови, тем самым облекая себя в траур, и, если его финансовое положение того позволяло, заказывал бальзамирование. После смерти хозяина мумифицированное животное помещали с ним в одну гробницу. Хвостатую мумию в иной мир сопровождали рисунки: если это собака, то на изображении она охотилась за добычей, если обезьяна — то она поедала любимые фрукты, а кошка играла с клубком. Наиболее знаменитой стала мумия обезьянки, принадлежавшей фиванской царице. Когда обнаружили гробницу правительницы, то долго не могли понять, что за сверток лежит у ее ног. Сначала было выдвинуто предположение, что это мумия младенца, но этому противоречил обет безбрачия, который царица принесла, будучи великой жрицей. Только впоследствии удалось выяснить, что в свертке находится мумия небольшой обезьянки, которая следует за своей хозяйкой и по ту сторону Дня.

 

Что касается более прагматичной цели создания мумий, так это чисто потребительский взгляд на животное. Если усопшему собирали для жизни в ином мире все, что ему только могло понадобиться, то нельзя забывать и о еде, верно? Несмотря на то, что пища предназначалась не для тела, а для “ка” — души — готовили ее довольно тщательно. Правда, в небольших количествах — она требовалась только на время путешествия души. Будущие “консервы” пересыпали солью, сушили, упаковывали в укладывали в деревянные ящики, которые впоследствии помещали в гробницу.

 

Но была у пушистиков и худшая судьба, так как жертвоприношение любимым богам никто не отменял. Так и появлялись массовые захоронения зверюшек, которым выпала участь отправиться в иной мир, дабы засвидетельствовать богам человеческое почтение. Как бы то ни было печально, но подобные “кладбища” весьма помогают исследователям. Взять хотя бы ибисов, которые считались священными птицами, принадлежащими богу Тоту: их мумифицировали с особой тщательностью, но иногда просто окунали в деготь и помещали в глиняные емкости, которые плотно закупоривали. Благодаря такой “технологии” ибисы сохранились до наших дней практически в идеальном виде: ученые даже смогли выяснить, чем птицы питались при жизни, и, более того, предположить климатические условия того времени. Сейчас ибисов в Египте почти не осталось — перемены климата не пошли популяции на пользу.

Если взять в качестве примера богиню Бастет, то ей в жертву приносили кошек, которых впоследствии мумифицировали. Явное противоречие — ведь кошка считалась священным животным… но египтяне не считали это чем-то из ряда вон выходящим. Налицо историческая несправедливость: “свои” могли убивать зверят, пусть даже в угоду богине, а римлянину изрядно “досталось на орехи” — на всю недолгую оставшуюся жизнь.

Не исключено, что “производство” мумий животных было поставлено на поток, так как их регулярно приносили в жертву наряду с живыми. Спрос рождает предложение, но на всех не хватает, и, чтобы перекрыть дефицит мумифицированного “товара”, на рынке появляется гордость жуликов всех времен и народов — подделка. Снимать бинты с мумии нельзя, а потому выяснить, настоящий ли внутри кот — невозможно. Исследователи находили внутри таких “мумий” мусор, пучки тростника и обломки костей. Почти треть всех жертвенных мумий — подделки. Современные археологи убеждены: чем богаче украшено “изделие”, тем больше вероятность, что внутри окажется невнятное содержимое, никак не связанное с жертвенным животным. Некоторые вещи в этом мире остаются неизменными.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

832

комментариев

15
закладки

Комментарии