Спарта. Фашизм времен античности


Пускай в сердцах воскреснет
И нас объединит
Герой бессмертной песни,
Спартанец Леонид.

Он принял бой неравный
В ущелье Фермопил
И с горсточкою славной
Отчизну заслонил.

И, преградив теснины,
Три сотни храбрецов
Омыли кровью львиной
Дорогу в край отцов.
 

Я практически не обращаюсь в последнее время к истории античности, который является последним этапом истории древнего мира и заканчивающимся падением Западной Римской империи в 476 г. Но сегодня я впервые позволю нарушить эту традицию. Я был еще подростком лет 10 (больше или меньше, не помню) и вот однажды мне в руки попала сначала книга для чтения по истории древнего мира, а позже — труд Геродота "Греко-персидские войны". Привычка читать передалась мне по наследству, от деда по матери, которого уже 13 лет как нет в живых. Он даже умер по роковому стечению обстоятельств в пятницу, 13-го июня. Но не в этом дело. Я с 6 лет рос без отца, но его мне уже заменял отчим. Однажды он как-то мне злобным тоном сказал за ужином (или пригрозил, не помню), что сделает из меня спартанца. Опять же не помню, как я это воспринял, но тем не менее, это на меня подействовало. Античная Спарта представляла собой военное государство в чистом виде, т.е если выразиться языком политики оно стало прототипом фашистских государств. С течением времени методы спартанского воспитания успешно практиковались в нацистской Германии и милитаристской Японии. Отсюда можно сделать вывод, что Спарта — это главный военный лагерь Древней Греции. А если вы зададите вопрос: "что такое греческий фашизм", то античная Спарта сегодня является образцом для подражания у современных греческих националистов и использования образа спартанца в пропагандистских целях. Яркий такой пример — парламентская фракция "Хриси Авги" (Золотая заря), придерживающейся фашистской идеологии и принадлежащая к правому крылу евроскептиков.
Политика — политикой, но давайте обратимся к тому, что представляла из себя Древняя Спарта, поговорим о спартанском воспитании, об ее армии и влиянии на современное общество.

Спартанское государство
Спарта (др.-греч. Σπάρτη, лат. Sparta), или Лакедемон (др.-греч. Λακεδαίμων, лат. Lacedaemon) — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. В качестве официального названия спартанского государства почти всегда употреблялось слово Лакедемон (например, в международных договорах). Помните известный афоризм Чехова про сестру таланта? Вот отсюда и пошел термин лаконичность, ибо спартанцы в общении не были многословны как те же афиняне. Могу честно признаться, что и сам я не любитель разговоров и со временем у меня выработалась привычка говорить рублеными и прямыми фразами, опускаю местоимения, словом — сокращаю свою речь до минимума, что чаще вызывает ненависть и презрение со стороны окружающих, в частности когда я хожу по улицам своего Совкоштадта. Но сегодня я могу прямо заявить им в лицо: МНЕ НАСРАТЬ! Пусть такой недвусмысленный ответ даст им понять, что себе я верен и никогда не изменю. Людей нужно брать и принимать такими, какими они есть. Не хотите — от шеста!
Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII в. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:
Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).
Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.
Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).
Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).
Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.
Гиппагреты и корпус 300 всадников.

Предантичная эпоха.
На лаконские земли, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заняли Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклу из рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла).

Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Наряду с господствующими дорийцами и спартиатами, население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков (др.-греч. περίοικοι) — лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов — лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргосскими и аркадскими городами.

Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.

Период антики
С победой в Мессенских войнах (743—723 и 685—668 гг. до н. э.) Спарте удалось окончательно покорить Мессению, после чего древние мессенцы были лишены своих земельных владений и обращены в илотов. О том, что внутри страны в это время не было покоя, свидетельствует насильственная смерть царя Полидора, расширение полномочий эфоров, что повлекло ограничение царской власти, и высылка парфений, которые под начальством Фаланфа основали в 707 год до н. э. Тарент. Однако, когда Спарта после тяжелых войн победила аркадян, особенно, когда вскоре после 660 год до н. э. заставила Тегею признать свою гегемонию, и по договору, который хранился на поставленной вблизи Алфеи колонне, вынудила заключить военный союз, с тех пор Спарта считалась в глазах народов первым государством Греции Спартанцы импонировали своим почитателям тем, что пытались свергнуть тиранов, которые с 7 века до н. э. появлялись почти во всех греческих государствах. Спартанцы способствовали изгнанию Кипселидов из Коринфа и Писистратов из Афин, освободили Сикион, Фокиду и несколько островов Эгейского моря. Тем самым спартанцы приобрели себе в разных государствах благодарных и знатных сторонников.

Дольше всего соперничал со Спартой за первенство Аргос. Однако, когда спартанцы в 550 год до н. э. завоевали пограничную область Кинурии с городом Фирей, царь Клеомен около 520 год до н. э. нанес аргивянам решительное поражение при Тиринфе, и с тех пор Аргос держался вдали от всех областей, которыми руководила Спарта.

Классика
Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей, а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса. В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы (др.-греч. φόρος), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте (др.-греч. παρακαλειν). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты. С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну, завершившееся Тридцатилетним миром.

Рост могущества Афин и их экспансия на запад в 431 год до н. э. привели к Пелопоннесской войне. Она сломила могущество Афин и привела к установлению гегемонии Спарты. Одновременно начали нарушаться устои Спарты — законодательство Ликурга.

Из стремления неграждан к полноправию 397 год до н. э. произошло восстание Кинадона, не увенчавшееся успехом. Устоявшуюся в Греции власть Агесилай пытался распространить и на Малой Азии и успешно воевал против персов, пока персы не спровоцировали Коринфской войны в 395 год до н. э. После нескольких неудач, особенно после поражения в морском сражении при Книде (394 до н. э), Спарта, желая воспользоваться успехами оружия своих противников, уступила по Анталкидову миру царю Малую Азию, признала его посредником и судьей в греческих делах и, таким образом, под предлогом свободы всех государств, обеспечила за собой первенство в союзе с Персией. Только Фивы не подчинились этим условиям и лишили Спарту преимуществ позорного мира. Афины с победой при Наксосе 376 год до н. э. заключили новый союз, и Спарта в 372 до н. э. формально уступила гегемонии. Еще большее несчастье постигло Спарту в дальнейшей беотийской войне. Эпаминонд нанес окончательный удар городу восстановлением Мессении в 369 год до н. э. и образованием Мегалополя, поэтому в 365 год до н. э. спартанцы были вынуждены позволить своим союзникам заключить сепаратный мир с Фивами.

Эллинизм и вхождение в состав Римской империи
С этого времени Спарта быстро начала приходить в упадок, а вследствие обеднения и обременения долгами граждан законы обратились в пустую форму. Союз с фокеянами, которым спартанцы послали помощь, но не предоставили действительной поддержки, вооружив против них Филиппа Македонского, который появился 334 год до н. э. в Пелопоннесе и утвердил независимость Мессении, Аргоса и Аркадии, однако, с другой стороны, не обратил внимания на то, что не были отправлены послы в Коринфские сборы. В отсутствие Александра Македонского царь Агис III с помощью денег, полученных от Дария, пытался сбросить македонское иго, но потерпел поражение от Антипатра при Мегалополисе и был убит в бою. То, что мало-помалу исчез также и знаменитый спартанский воинственный дух, показывает наличие укреплений города при приступах Деметрия Полиоркета (296 до н. э) и Пирра Эпирского (272 до н. э).

Попытка Агиса IV в 242 год до н. э. выработать с уничтожением долговых книг новый раздел поземельной собственности и увеличить число граждан, которое снизилось до 700, оказалась неудачной из-за корысти богатых. Осуществить это преобразование удалось в 226 до н. э. Клеомену III только после насильственного уничтожения эфора. Для Спарты в это время наступила, пожалуй, новая эра процветания, — Клеомен был близок к тому, чтобы установить свою власть над Пелопоннесом, но союз ахейцев с Македонией привел Антигона Досона в Пелопоннес. Поражение при Селласии в 222 год до н. э. и затем смерть Клеомена в Египте положили конец государству Гераклидов. Антигон, правда, великодушно оставил спартанцам их независимость. После царствования незначительных правителей (Ликург, Хилон) восстали тираны, которые пользовались дурной славой, Маханид (211—207 годы до н. э) и Набис (206—192 годы до н. э).

Оба должны были уступить Филопемену, который в 192 год до н. э. включил Спарту в Ахейский союз, но в 189 год до н. э. строго наказал восставших спартанцев. Между тем в 195 год до н. э. началась лаконская война. Жалобы угнетённых были услышаны римлянами, которые долгое время поддерживали взаимные распри, пока не признали своевременным покорить Грецию в 146 год до н. э. Спартанцы однако сохраняли свою свободу, так как греческому государству можно было пользоваться ею под верховной властью Рима — елефтеролаконы (Ελευθερολάκωνες).

Как государство, Спарта просуществовала почти 10 веков, оставив неизгладимый след в истории прежде всего военного искусства, сформировав такое качество, как дисциплина, а еще заложив агрессивную военную составляющую в основу идеологии фашизма.

В источниках можно наткнуться на термин "спартанское воспитание". У нас часто говорят про молчунов, что они ведут себя как партизаны. Но когда дело доходит до пыток и допросов уместнее говорить "молчат по-спартански". Так как же все-таки спартанца превращали в воина? Что такое спартанское воспитание и какой была спартанская армия?

Спартанское воспитание
"Раскачаем этот мир — где в разгаре грязный пир
Дух насилья рвется в дом — насилье рвется в дом
Раскачаем этот мир: или волки, или мы
Здесь для слабых места нет
ДЛЯ СЛАБЫХ МЕСТА НЕТ!"
(АРИЯ. "Раскачаем этот мир")

Строчки из припева песни группы "Ария" как нельзя очень объективно и справедливо описывают облик Спарты и методы спартанского воспитания. "Для слабых места нет" — наиболее точное определение сути такого воспитания. Если копнуть дальше, то можно отметить, что спартанское воспитание несло в себе ярко выраженный социал-дарвинизм ("кто сильнее, тот и прав") и с самого рождения ребенка приучали по сути к войне, к самопожертвованию, к смерти и что немаловажно — к бесстрашию и патриотизму. Но так было не всегда. Прежде чем ребенка (мальчика) ставили на этот путь, в первые дни его рождения его требовалось показать судьям, отнеся его на гору Тайгет. Если дите оказывалось хилым, его сбрасывали вниз в расщелину; если здоровым — оставляли на воспитание. Ну а если мать и отец и вовсе не удосуживались принести ребенка на суд старейшин, семью просто-напросто убивали. К девочкам относились также, но им преподавалась общая физподготовка и в армию их не брали.

Дома мальчика учили обходиться простой пищей и не бояться темноты или оставаться одному. Мать купала сына в вине, чтобы «закалить» его тело.
Военная подготовка начиналась для молодого спартанца в пятилетнем возрасте, когда он становился «мальчиком», или пайдионом (paidion — дитя). Этот статус он сохранял на протяжении 6 лет, а затем покидал дом и селился в казарме. Его обучали пиррихе (pyrriche) — танцу с оружием, благодаря которому мальчик получал навыки движения в бою (Афиней, 630, I). Он также учил наизусть все песни Тиртея, которые пели в походах. Его записывали в группу таких же мальчиков, которая должна была соревноваться с другими подобными группами. Обучали его и чтению и письму. По достижении десятилетнего возраста он начинал участвовать в музыкальных, танцевальных и спортивных состязаниях.
Агогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.

Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, бросая их в Апофеты (гр. «место отказа» — ущелье в горах Тайгета), в случае, если у них имелись какие-либо физические недостатки:
"Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета."
Вид горы Тайгет
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы — такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония. Вот наиболее яркие примеры из жизни в Спарте:

Афинянин спросил спартанца: «Какое в Спарте наказание за супружескую измену?» — «Никакого», — ответил тот.
Афинянин не отставал. Спартанец сказал: «Нужно принести в жертву такого быка, который, стоя на горе Тайгете, пьет воду из долины Эврота». — «Но разве бывают такие быки?» — «А разве бывают в Спарте супружеские измены?»

Женщины в воинском государстве были под стать мужьям: мужественные, сильные, закаленные. Они не жили затворниками, как в остальной Греции: с ними считались. «Только в Спарте мужья слушаются жен», — сказали спартанке. «Потому что только в Спарте жены рожают настоящих мужей», — ответила спартанка.

Спартанка послала в бой пятерых сыновей и ждала вестей у ворот. Появился гонец. «Как дела?» — «Все пятеро убиты», — ответил гонец. «Я не о том спрашиваю: кто победил?» — «Мы». — «Тогда я счастлива, что они погибли», — сказала мать.

Спартанка, провожая сына на войну, давала ему щит со словами: "С ним или на нем". Суть ясна и ежу.

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать!

Ну а теперь представьте, как повел бы себя спартанский парень, если бы ему отказали в занятиях спортом под надуманным предлогом? Убийство для него становилось бы делом чести и справедливости; более того — приравнивалось бы к подвигу! Вот вам наглядный пример свободы через силу навстречу к радости жизни! Фашизм? Ничего подобного: это нормальная практика для саморазвития!

В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.

Кроме того, постоянно практиковались различные состязания, которые по своей жестокости напоминали борьбу «без правил». Воспитание детей в древней Спарте вообще трудно представить без обучения охоте, верховой езде, шпионскому делу.
Немаловажно, что армейцами спартанцы становились по достижении 20 лет, а срок службы в армии фактически был пожизненным — 50 лет!

Спартанское войско
Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.

Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.

Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцырь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.

В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.

Эмблема спартанской армии — литера "ламбда"
Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IV веке до н.э. организационная структура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или двойная эномотия (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек);

Два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека). Таким образом, у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу (монолит), которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга — это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Фаланга возникла из сомкнутого строя родовых и племенных отрядов, она являлась военным выражением окончательно оформившегося греческого рабовладельческого государства. Укрепившаяся политическая власть имела возможность уравнять в строю неравных в социально-экономическом отношении воинов и спаять их воинской дисциплиной для достижения победы в бою в интересах всего полиса. Технической предпосылкой возникновения фаланги было развитие производства однообразного вооружения.

Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2 м, при атаке — 1 м, при отражении атаки — 0,5 м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1 км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника.

Фаланга — это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. Начальник наблюдал за тем, чтобы не нарушался порядок в фаланге. Сильной стороной фаланги являлся ее удар, атака накоротке. В сомкнутом строю она была сильна и в обороне. До боя при Левктрах (371 год до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Воины держали щит в левой руке, правое плечо оказывалось открытым, и его прикрывал правофланговый сосед. Но первого правофлангового никто не прикрывал. Поэтому здесь ставили наиболее сильных и хорошо вооруженных бойцов. Вследствие этого правый фланг фаланги был сильнее левого фланга.

Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завязывали бри, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Атака носила фронтальный характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Походные марши спартанская армия совершала быстро. Для лагеря обычно выбирали холмы, а если приходилось разбивать его на ровном месте, он окружался рвом и валом. В лагере помещались лишь спартанцы и постройки, илоты располагались за его пределами. Небольшое количество всадников выдвигалось в сторону противника для несения сторожевой службы. Забота об устройстве и охране лагеря лежала на начальнике обоза. Гимнастические и военные упражнения в лагере проводились так же регулярно, как и в самой Спарте.

Верховное командование спартанской армией осуществлял один из царей, при котором имелся отборный отряд телохранителей из 300 знатных юношей. Царь находился обычно на правом фланге боевого порядка. Его приказания выполнялись точно и быстро.

Спартанцы имели небольшую по численности армию, качественно отличную от войск восточного типа. Войска восточных деспотий не имели единой системы комплектования, в них не было четкой организационной структуры, полного единообразия вооружения и снаряжения, регулярного обучения, системы воспитания воинов, единых основ дисциплины, установленных боевых порядков. Все это было в армии греков, хотя она и имела форму милиции, а не постоянной армии. Восточные деспотии располагали в целом или в качестве составной части постоянным войском, но в нем не было элементов регулярной армии, присущих греческой милиции, которую вполне можно назвать регулярной, хотя и не постоянной армией. Милиция — это армия, которая не содержится государством постоянно, а собирается лишь на время войны и по ее окончании распускается. В мирное время воины собирались на короткие сроки для обучения.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV века до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 года до н.э. Спарта могла выставить лишь 10—15 кораблей.

Как видим из вышесказанного, спартанская армия имела милиционную систему. Такая практика используется по сей день в вооруженных силах Швейцарии.

На войне.
Ксенофонт детально описывает ведение войны спартанцами (Лаконская полития, 11-13). Очерк, приводимый ниже, основывается на этом историческом свидетельстве.
Войско мобилизовывалось по приказу эфоров, которые призывали на воинскую службу воинов старшей возрастной группы. Перед выступлением войска из Спарты царь приносил жертву Зевсу Агетору («Предводителю») и другим богам. Если жертвоприношение было благоприятным, то так называемый «носитель огня» брал огонь с алтаря и шел впереди войска к границе. Прежде чем перейти ее, царь вновь приносил жертву Зевсу и Афине. Затем все лакедемоняне собирались перед царским шатром, чтобы всем вместе выслушать поэмы Тиртея (Ликург, Против Леократа, 107). Носитель огня шел впереди войска с неугасимым огнем, зажженным на жертвенном алтаре.

Если исключить религиозные соображения, эта практика гарантировала возможность в любой момент приготовить для войска пищу. Носитель огня сопровождался жертвенными животными. В их числе было и стадо овец, вожаком которого была коза, называемая катойадой (Павсаний, IX, 13, 4).

Если жертвоприношение должно было совершиться утром, то царь всегда проводил церемонию перед рассветом. Это делалось для того, чтобы первыми получить расположение богов. Царю во время жертвоприношения прислуживали два эфора, сопровождавшие его в походе, а также полемархи, лохаги и пентекостеры, стратиархи (stratiarchai) различных отрядов наемников, командиры обоза и командиры союзнических контингентов. По завершении ритуала цари отдавали приказы старшим командирам на текущий день.

Для передачи приказов существовала отлаженная схема. Фукидид (V, 66) сообщает, что во время битвы при Мантинее царь Агис отдавал приказы полемархам, которые передавали их лохагам, те — пентекостерам, пентекостеры — эномотархам, а последние, наконец, объясняли своим эномотиям, что следует делать. В 418 г. до н.э. приказы передавались по вертикальной иерархической структуре. Вероятно, с введением моры эта структура претерпела изменения. В 395 г. до н.э. Павсаний оказался с лакедемонским войском в Беотии. Узнав о гибели Лисандра под Галиартом, он созвал вместе полемархов и пентекостеров (Ксенофонт, греческая история, III, 5,22). Подобным образом в 390 г. до н.э. узнав об уничтожении при Лехее лакедемонской моры афинским военачальником Ификратом, Агесилай созвал вместе полемархов, пентекостеров и командиров союзнических контингентов (Ксенофонт, Греческая история, IV, 5, 7). Таким образом, в это время порядок в войсках контролировали по 4 лохага и 16 эномотархов в каждой море.

На марше войско вел царь, впереди которого шли скириты и конный дозор. Царь решал, когда разбивать лагерь, и определял для него место. Войско располагалось по кругу, и для охраны лагеря выставлялись посты. Делалось это на случай предательства со стороны союзников или рабов. О приближении неприятеля должны были предупредить конные дозоры, которые располагались на ближайших возвышенностях; ночью их сменяли скириты.
Во время похода войско должно было заниматься физическими упражнениями. Находясь в лагере, воины занимались утром и вечером. После утренних занятий старший полемарх через глашатая отдавал приказ садиться и производился смотр воинов. За этим следовали завтрак и смена караулов. Сигнал на ужин также подавался войсковым глашатаем (Геродот, VI, 77-7S). По окончании ужина пели гимн. Затем каждый воин пел что-нибудь из Тиртея. Полемарх определял победителя и награждал его дополнительной порцией мяса (Афиней. 630 F). После этого воины располагались на отдых рядом со своим оружием.

Спали воины, разбившись на группы-сискены (syskenoi — буквально «сопалаточники»). Ксенофонт (Греческая история, VII, 1,15-16) рассказывает об атаке фиванцев на лагерь лакедемонян, предпринятой в то время, когда ночная стража подходила к концу, и воины поднимались со своих лож и расходились кто куда. Похоже что утром войско теряло бдительность.

Лакедемоняне имели точные предписания, как вести сражение. Когда войско противника приближалось на несколько сотен метров — ровно настолько, чтобы его можно было ясно рассмотреть, — лакедемоняне приносили козу в жертву Артемиде Агротере — богине охоты (Ксенофонт, Греческая история, IV, 2, 20). Затем царь приказывал каждому лакедемонянину возложить на голову венок. После этого многочисленные флейтисты в боевых порядках исполняли гимн Кастору Затем царь начинал петь одну из песен Тиртея, а флейтисты подхватывали мелодию. Когда линия гоплитов начинала движение вперед, лакедемоняне поддерживали ритм шагов при помощи маршевых песен, исполняемых под аккомпанемент флейт (Афиней, 14,627 D; 14, 630 Е). Как поясняет Фукидид (V, 71), этот обычай не имел религиозного подтекста. Он выполнялся «для обеспечения возможности продвижения в линии, сохраняя ритм, чтобы их ряды не были разбиты. Это обычно делают все большие армии при приближении к противнику». Греческая флейта не может быть сравнена с современным инструментом, носящим то же название. Ее звучание было более низким и сильным, подобно звучанию гобоя или фагота. Должности войсковых глашатаев, флейтистов и поваров были наследственными (Геродот, VI, 60). В лагере приказы отдавались через глашатаев, но во время сражения сигналы подавались трубами. Это делалось из-за сильного шума. Например, известно, что так отдавался сигнал об отступлении (Диодор, XV, 34, 1).
Обычно две линии не приходили в соприкосновение. Репутация лакедемонян была такова, что враги редко могли устоять при их приближении. Но если даже им это удавалось, они подвергались жесточайшей атаке. Дисциплина лакедемонян помогала им одерживать победы. Однако в V в. до н.э., когда на поле боя вышли коалиционные армии, победа лакедемонян могла носить лишь местный характер.

Обычно это происходило на почетном правом фланге, который отводился спартанскому войску. Тогда лакедемоняне выработали новую тактику Добиваясь победы на своем участке, они разворачивали свой фронт влево и атаковали вражеские линии с фланга.
Воины, обвиненные в малодушии, лишались возможности занимать какую бы то ни было должность. Им запрещалось заключать любые соглашения. Каждый гражданин мог безнаказанно наносить им побои. Они должны были носить плащи с цветными нашивками и наполовину сбривать свои бороды. Ни один гражданин не мог отдать ему в жены свою родственницу За менее серьезные проступки предусматривались другие наказания. Например, за нарушение субординации полагалась дополнительная служба в карауле. Это означало, что наказанный воин должен был всю ночь носить на спине тяжелый щит.

Триумфы спартанцев
Никто не будет отрицать, что спартанцы были одной из наиболее впечатляюще организованных военных культур в истории. Их манера ведения военных действий с использованием непоколебимого строя и стены из щитов и копий глубиной в восемь человек позволяла им побеждать почти любого противника, сражавшегося против них. Их интенсивные тренировки, начинавшиеся в возрасте восьми лет и официально продолжавшиеся 10 лет — а неофициально они никогда и не прекращались, — способствовали формированию абсолютной дисциплины. Их участие в битве при Фермопилах в 480 году справедливо признается одним из поворотных моментов в истории.

В некотором смысле можно сказать, что достоинства спартанцев слишком недооцениваются. Они не были простым, однообразным и тупым инструментом, как их часто представляют. Они располагали различными боевыми частями — армией, флотом, а также элитными войсками. Как все успешные военные общества, они использовали и продвигали по службе искусных военных тактиков.

Спартанцы в числе первых военных формирований осознали важность шпионажа и инфильтрации. Специально подготовленное подразделение (kryptea) функционировало как нечто среднее между шпионским ведомством и тайной полицией — следило за завоеванными территориями, а также за войсками у себя дома. Спартанскую империю нельзя сопоставить с другими мировыми империями, но, тем не менее, она была достаточно крупной в сравнении со своими соседями. Так продолжалось в течение нескольких веков. И это не было случайностью.

Леонид был 3-м из 4 сыновей спартанского царя Анаксандрида, однако двое старших сыновей умерли, открыв Леониду путь к власти. В 480 до н. э. ему было не менее 40 лет. Спартанские цари (одновременно правили двое из разных родов) обладали всей полнотой власти лишь во время войны, в мирное время они выполняли скорее представительские функции.

Даже во время грозного нашествия греки не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н. э. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств. И хотя перед самым выступлением войска спартанские старейшины постарались уговорить Леонида увеличить число воинов: «Возьми хотя бы тысячу», Леонид был непоколебим: «Чтобы победить — и тысячи мало, чтобы умереть — довольно и трёхсот».

Леонид был женат на Горго, своей племяннице, дочери старшего брата Клеомена (Клеомен был рождён от другой матери). Имел несовершеннолетнего сына Плистарха. Ещё перед началом войны дельфийский оракул предсказал, что в ходе войны погибнет либо вся Спарта, либо один из её царей:
Ныне же вам изреку, о жители Спарты обширной:
Либо великий и славный ваш град чрез мужей-персеидов
Будет повергнут во прах, а не то — из Гераклова рода
Слёзы о смерти царя пролиёт Лакедемона область.

Фермопилы. Современный вид.
Для греков основной задачей было задержать продвижение персидской армии на территорию Эллады. При обороне узкого Фермопильского прохода греки могли надеяться решить эту стратегическую задачу. Расположив свои силы в самых узких местах на пути морской и сухопутной армий Ксеркса (Фермопилы и пролив около мыса Артемисий), греки нивелировали численное превосходство противника. В отличие от греков персы не могли стоять на месте, так как для снабжения их армии требовалось большое количество пищи, которая добывалась на занятых территориях. Поэтому персам для успеха кампании было необходимо прорваться через Фермопильское ущелье.
С тактической точки зрения Фермопильское ущелье идеально подходило для греков. Фаланга гоплитов не могла быть обойдена с флангов, также там не было места для маневров конницы. В близком фронтальном бою защищённые доспехами гоплиты были сильнее легковооружённой пехоты противника. Слабым местом позиции являлась обходная горная тропа. Хотя она и была непроходимой для конницы, пешие воины могли пройти в тыл греческому ополчению. Леонид был предупреждён о существовании тропы и отправил на её защиту тысячу фокийцев.

Вот как описывал Фермопильский проход Геродот:

«Так, у селения Альпены за Фермопилами есть проезжая дорога только для одной повозки… На западе от Фермопил поднимается недоступная, обрывистая и высокая гора, простирающаяся до Эты. На востоке же проход подходит непосредственно к морю и болотам… В ущелье этом построена стена, а в ней некогда были ворота… Древняя стена была построена в стародавние времена и от времени большей частью уже разрушилась. Эллины решили теперь восстановить стену и таким образом преградить варвару путь в Элладу. Есть там одно селение совсем близко у дороги под названием Альпены.»

В среднем ширина самого прохода составляла 60 шагов.

Греки разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. В середине августа персидская армия появилась на берегу Малийского залива у города Трахина перед входом в Фермопилы. Один местный житель, рассказывая эллинам о многочисленности варваров, добавил, что «если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдёт затмение солнца». В ответ спартанец Диенек беззаботно пошутил: «Наш приятель из Трахина принёс прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени».

На воинов из Пелопоннеса при виде персидской мощи напал страх, и они предложили возвратиться и охранять Коринфский перешеек. Фокийцы и локры, чьи земли находились вне пределов Пелопоннесского полуострова, пришли от такого предложения в негодование. Спор разрешил Леонид, который принял решение оставаться на месте.

К эллинскому войску был отправлен посол Ксеркса, который предложил грекам сдаться и получить за это свободу, титул «друзей персидского народа» и земли лучшие, чем те, которыми они владели. Когда эти предложения были Леонидом отвергнуты, посол передал грекам приказ Ксеркса сложить оружие, на что, согласно Плутарху, получил легендарный ответ — "Приди и возьми" (др.-греч. Μολὼν λαβέ)

Первый день битвы
Ксеркс выжидал 4 дня, а на 5-й послал наиболее боеспособные отряды из урождённых мидян на штурм. По Диодору, Ксеркс отправил в первой волне атакующих близких родственников воинов, погибших за 10 лет до того в битве с греками при Марафоне. Греки встретили их в теснине лицом к лицу, в то время как другая часть греков оставалась на стене. Царь Леонид расположил своё войско спереди от фокийской стены в самом узком месте ущелья. Детали первого дня битвы, сравнение греческого войска и атакующих народов описаны у Диодора. Греческие воины стояли «плечом к плечу», превосходили мужеством и доблестью персидское войско. Их тела были защищены, щиты закрывали тело. Атакующие племена не были подготовлены к битвам в узких пространствах, а привыкли вести войны на открытых просторах. Экипировка была соответствующая — небольшие щиты, незащищённые тела. Описание Диодора соответствует современным представлениям о греческой фаланге. При таком положении войска мидян и других плёмен разбивались о строй спартанцев. Наблюдавший за битвой Ксеркс трижды вскакивал с трона от негодования.

Ксеркс сменил мидян на киссиев и саков, славных своей воинственностью. Легче вооружённые и не имеющие строевой подготовки, подобной греческой, воины персидского царя не могли прорвать плотную фалангу греков, укрывшуюся за сплошной стеной больших щитов. Тогда персидский царь бросил в атаку элитный отряд «Бессмертных», личную гвардию. «Бессмертных» постигла та же участь, что и мидян. Спартанцы использовали тактику ложного бегства — притворно отступали, но затем разворачивались и контратаковали расстроенные отряды персов. Согласно Ктесию, потери спартанцев были минимальны — погибло 3 человека.

День второй
На второй день персидский царь вновь послал свою пехоту в атаку с обещанием награды за успех и смерти за бегство с поля боя. Успехи персидского войска на второй день были идентичны таковым на первый. Персы сменяли атакующие отряды, греки, в свою очередь, сменяли в сражении друг друга. Тогда Ксеркс в полном недоумении отступил в свой лагерь.

Когда Ксеркс размышлял о дальнейших действиях, к нему доставили трахинского жителя Эфиальта. Эфиальт рассказал о наличии обходного горного пути и предложил за денежное вознаграждение показать путь персидской армии. За свой поступок Эфиальт стал презираем во всей Греции. Впоследствии его именем стали называть демона, который вызывает ночные кошмары.

Ксеркс в тот же вечер отправил в обход 20-тысячное войско под началом сатрапа Гиркании Гидарна Младшего

День третий
На рассвете третьего дня охранявшие путь фокийцы увидели превосходящий их численностью персидский отряд. Обе стороны были напуганы видом друг друга. Но Эфиальт убедил персов, что находящийся невдалеке отряд не состоит из спартанцев. Фокийцы, напуганные численностью персов, отступили на вершину холма и стали готовиться к обороне. Гидарн решил не отвлекаться от основной задачи и продолжил обходной манёвр.

Фокийцы послали бегуна предупредить спартанцев о приближении персов с тыла. Услышав эту новость, Леонид созвал совет. Мнения греков разделились, и в результате разделилось и войско. Часть его ушла в свои города. В ущелье остались спартанцы, феспийцы, отказавшиеся покинуть место битвы, и фиванцы. Согласно Геродоту, Леонид сам приказал грекам разойтись по своим городам, поскольку ситуация была безнадёжна. При этом «ему же самому и его спартанцам не подобает, считал он, покидать место, на защиту которого их как раз и послали». Спустя 500 лет у Сенеки и Плутарха приводится обращение Леонида к своим воинам: «Давайте-ка завтракать, соратники: ведь ужинать мы будем в преисподней!»

Феспии и Фивы — города в Беотии, через которую неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю. Геродот писал свой исторический труд в пору вражды Фив с Афинами, поэтому он не упускал случая выставить фиванцев предателями Эллады и сообщает, что фиванский отряд был удержан Леонидом против их воли в качестве заложников. Однако определённая логика в его словах присутствует. Фиванцы вскоре присоединились к армии Ксеркса, и их отряды во время битвы при Платеях (через год после описываемых событий) воевали на стороне персов. Согласно Диодору, в греческом войске осталось не более 500 воинов. Своим решением остаться Леонид также спасал отступающую часть ополчения. Ведь если не задержать основную армию Ксеркса, персидская конница могла догнать пеших греков и уничтожить их на открытой местности.

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, оставшиеся греки приняли бой в отдалении от прежних позиций, в том месте, где проход расширяется. Даже там персы не могли развернуться и погибали массами в давке или будучи сброшенными с обрывистого берега. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими спартанскими мечами в тесной рукопашной. В бою пал Леонид, у персов погибли Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив приближение с тыла персидского отряда, ведомого Эфиальтом, греки отступили к стене, а затем, миновав её, заняли позицию на холме у выхода из прохода. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом, они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.

Спартанцы и феспийцы приняли последний бой. Персы расстреливали последних героев из луков, забрасывали их камнями. По сведениям Геродота, отличились доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон, феспиец Дифирамб.

Диодор передаёт последний бой 300 спартанцев в легендарном виде. Они будто бы напали на персидский лагерь ещё затемно и перебили множество персов, стараясь в общей суматохе поразить самого Ксеркса. Только когда рассвело, персы заметили немногочисленность отряда Леонида и забросали его копьями и стрелами с расстояния.

Дорога через Фермопильское ущелье для персов была открыта.

Царь Ксеркс лично осмотрел поле боя. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол. Под Фермопилами пало, по словам Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков, включая союзников Спарты — даже в последнем бою феспийцы отказались покинуть спартанцев, несмотря на приказ Леонида отступать, и погибли вместе с ними. Но насильно удержанные Леонидом фиванцы перешли на сторону персов.

Однако в моральном отношении самопожертвование греков не было бесплодным. Оно послужило примером для эллинов и оставило неизгладимое впечатление в войске персов, значительно понизив их боевой дух и поколебав уверенность в победе.
Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского:
"Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли"


Оригинал:
Ὦ ξεῖν', ἀγγέλλειν Λακεδαιμονίοις ὅτι τῇδε
κείμεθα τοῖς κείνων ῥήμασι πειθόμενοι.

Позднее тема о подвиге 300 спартанцев под предводительством царя Леонида ляжет в основу художественного фильма. Для справки: в Иране фильм о 300 спартанцах официально запрещен по политическим мотивам!

Нацистская Германия как "Спарта XX столетия". Подготовка ССовцев.
"Germanische Sparta"!- die Seele.
Die Göttliche Ordnung-Mission.
Härte und Glaube- Befehle!.
Der Wille war ihre Vision.
Herzen die Unerschütterlich Schlagen,
Weil ihr Gewissen befahl den Lorbeer des Sieges zu tragen,
Schufen sie Staaten aus Eisen und Reiche aus Stahl.
(Stahlgewitter. "Germanisches Sparta")

Прежде чем начать описание курса подготовки, обязательного для каждого эсэсовца, следует особенно остановиться на причинах, которые приводили человека не в армию, а в СС. Причинах, которые позволяли делать из эсэсовцев фанатичных бойцов, заслуживших прозвище «солдат разрушения».
Каждый новобранец, вступавший в ряды СС, давал клятву в личной преданности Адольфу Гитлеру, причем в тексте клятвы однозначно личность фюрера ставилась выше государства. Вот эта клятва: «Я клянусь тебе Адольф Гитлер, как фюреру и рейхсканцлеру, в преданности и храбрости. Я клянусь тебе и всем начальникам, которых ты назначишь, верно служить до своей смерти. Да поможет мне Бог!»

Так что же побуждало людей идти на службу в СС и давать подобную клятву? На это есть много ответов. Например, Отто Скорцени (Skorzeny) первоначально служил в люфтваффе, но из-за своего высокого роста, мешавшего ему летать в самолетах, был переведен в СС. Но обычно люди вступали в СС из-за своего тщеславия, поскольку считалось, что так можно приобщиться к элите. После того как в 1935 году в Германии снова ввели всеобщую воинскую повинность, средний уровень подготовки в армии значительно опустился. (Прежде, когда численность рейхсвера ограничивалась 100 000 человек, в армию набирали только лучших). Поэтому честолюбивые молодые люди, призываемые в армию, предпочитали становиться первыми на деревне, чем вторыми в Риме.

Армейские начальники вскоре это поняли и начали осуществлять жесткий контроль за численностью СС. Тогда Гитлер начал финансировать СС из бюджета полиции, а не армии. Таким образом армейские чины получили больше денег и уже не так враждебно относились к росту численности СС. Эта враждебность была вызвана тем, что в Германии армия традиционно в одиночку осуществляла оборону государства, и появление конкурентов не вызывало энтузиазма у армейских генералов.

Были еще два отличия между членами СС и солдатами вермахта. Хотя физические требования к эсэсовцам были гораздо выше, чем к солдатам вермахта, требования к образованности добровольцев не отличались строгостью. Напротив, в СС охотнее брали малообразованных людей. Половина личного состава СС умела только читать и писать, а в офицеры СС специально отбирали людей, уступавших в образованности армейским офицерам. Столь невысокий кругозор эсэсовцев позволял делать из них исполнительных служак с хорошо промытыми мозгами. (Следует заметить, что все вышесказанное применимо только к собственно войскам СС. Но СД — служба безопасности СС, возглавляемая Райнхардом Гейдрихом (Heydrich) — напротив, была в основном укомплектована людьми с высшим юридическим и управленческим образованием).

Другой отличительной чертой войск СС было то, что большинство эсэсовцев поступало на службу из сельской местности, в то время как в армии служили в основном горожане. Такой отбор проводили не случайно. Дело в том, что семьдесят лет назад условия жизни в деревне отличались минимальным уровнем комфорта, поэтому солдаты, набранные из сельской местности, гораздо увереннее себя чувствовали в полевых условиях, чем солдаты, призванные из городов. Эта черта войск СС особенно себя проявила на Восточном фронте. Поскольку главная задача солдата — выжить и быть готовым к бою — подобная нетребовательность к условиям жизни играла немаловажную роль.

Добровольцы, поступавшие на службу в СС, должны были отвечать жестким физическим и моральным требованиям. Командир LSSAH — отряда телохранителей Гитлера — «Зепп» Дитрих (Dietrich) требовал, чтобы в рядах СС были не только прыщавые юнцы, но и достаточно зрелые люди, поэтому в войска СС набирали людей в возрасте от 23 до 35 лет, ростом не ниже 180 см и находящихся в отличной физической форме. В СС не брали людей с преступным прошлым и людей, не способных доказать свое «арийское» происхождение, не говоря уже о тех, у кого в роду имелись евреи. Только когда войска СС понесли на Восточном фронте тяжелые потери, Дитрих был вынужден снизить планку. До этого, он не принимал в ряды LSSAH солдат, имевших хотя бы один запломбированный зуб. Дитрих считал, что его полк должен быть самым крепким, боеспособным и дисциплинированным полком на службе у фюрера.

Когда в 1933 году Гитлер пришел к власти, «Марш Фиолетовых» — организация, объединявшая колеблющихся — слилась с НСДАП и пополнила ряды СА и СС. Количество членов СА достигло небывалой цифры в три миллиона, численность же СС оказалась более скромной — всего около 50 000 человек. Штурмовые отряды СА, возглавляемые представительного вида гомосексуалом Эрнстом Рёмом, считалась национальной революционной армией. Это очень беспокоило фюрера, который видел в СА силу, грозящую его единовластию. Поэтому в июне 1934 года Гитлер с помощью своих людей в черной униформе, а также членов отряда «Мертвая голова» Теодора Айке (Eike) провел операцию «Ночь длинных ножей» — арестовал и уничтожил многих лидеров СА, в том числе и самого Рёма. После такого кровопускания отряды СА перестали представлять какую-либо значительную силу. Похожие проблемы испытывал и Гитлер, поскольку большое количество новичков захлестнуло СС и привело к снижению общего уровня. Поэтому спустя всего несколько месяцев после памятной ночи, рейхсфюрер провел безжалостную чистку и удалил из рядов СС многих «новоприбывших» за алкоголизм, криминальное прошлое, гомосексуализм, или неарийское происхождение. После этого отряды СС вновь могли считать себя «элитой».


КНДР: Спарта с чучхейским лицом
В наше время единственным государством, которое по сей день живет по законам Спарты, является Северная Корея, где под ружьем стоят почти 6 млн. человек (включая срочников и резервистов вместе взятых). По этому показателю страна занимает первое место в мире по числу военнослужащих. Оно и понятно: государство ведет политику вражды в отношении США одновременно занимаясь вопросами объединения страны, что категорически не нравится последним. Независимо от того как будет решаться вопрос объединения Кореи ни Москва, ни Вашингтон, ни тем более Пекин с Токио не должны совать свой нос в корейские дела. Даже если Северной Корее придется стереть США с карты мира, на что у них безусловно есть шанс, такая цель абсолютно оправдана и никакие жертвы не станут барьером для ее достижения.

***
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что жесткое воспитание детей в Спарте – это не миф. Стоит перенять положительный опыт воспитания, приучать детей к самостоятельности и, главное, учить терпению и мужеству. Вне всякого сомнения, Спарта — это великое достижение человеческой цивилизации.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно делал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4. Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить.

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Использованные источники: Википедия, ciwar.ru, war-ellada.narod.ru, 101mif.ru, rushist.com, strategwar.ru, inosmi.ru, kidzi.ru, vospitaj.com

Похожие статьи:

Красота и здоровьеВегетарианские секреты гиперборейцев

Альтернативная историяГиперборея - наша история

Альтернативная историяАлександр Македонский и Древняя Русь

Альтернативная историяГиперборейский ликбез

ГостинаяТри головы змея горыныча – Зерно -Религия -Алкоголь

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+1

просмотров

6829

комментариев

18
закладки

Комментарии