Бронза, гипс и мрамор

Бронза, гипс и мрамор

Сложно сказать, сколько всего памятников установлено в мире. Не все из них посвящены каким-то серьезным событиям — приличная часть выполнена в довольно шутливой манере, и идея создания таких изваяний пришла к скульпторам благодаря местным байкам, или происшествиям, описанным в литературных произведениях. В Санкт-Петербурге тоже есть оригинальные скульптуры, которые полагается потрогать, потереть или кинуть монетку на счастье — некоторым из них и посвящена эта статья.

 

Бронзовая Тоня

Небольшой бегемотик из бронзы появился в 2005 году, и сразу “взобрался” на гранитную подушку, установленную во дворе одного из факультетов Санкт-Петербургского госуниверситета. Тоня — так окрестили бегемотиху — была идеей декана филфака, Сергея Богданова, а воплотилась в осязаемую зверюшку благодаря скульптору Владимиру Петровичеву. С самого первого дня ее существования Тоню наделили волшебным даром: соединять одинокие сердца. Рядом с африканской гостьей установили табличку, надпись на которой гласит: “Девушка, мечтающая найти жениха, должна подержаться за правое ухо бегемотихи, а молодой человек, если он хочет найти невесту, — за левое”. Вообще, бегемот у многих народов символизирует мощь, единство и духовную силу. Видимо, не случайно Тоня поселилась именно во дворе филфака — с такой поддержкой никакая сессия не страшна, да и в личной жизни все наладится.

А что касается таблички с многообещающей надписью, то на ее почве появилась целая легенда “под старину”. Знаете, как искусственно состаривают вещи, чтобы они походили на раритет? Вот так бывает и с легендами. Согласно местной байке, веке этак в XVIII жила в городе на Неве влюбленная пара. Но, как это часто бывает, родители оказались против их союза. Не в силах противостоять воле родителей и вынести превратности судьбы, парень с девушкой взялись за руки и прыгнули с моста в серые волны. Но что за легенда без красивого конца? Невесть откуда взявшаяся в северных водах бегемотиха поднялась на поверхность и не дала влюбленным утонуть. Девушка держалась за правое ухо спасительницы, а юноша — за левое. Родные, проникшись такой самоотверженностью, все-таки позволили молодым людям пожениться, а бегемотиху с тех пор и прозвали Тоней.

Она до сих пор оберегает влюбленных, теперь уже в виде скульптуры. Оба уха бронзовой Тони, натертые до блеска ищущими свою любовь людьми, ярко сияют на солнце, словно маячок, влекущий сердца.

Самсоны Демут-Малиновского

Скульптор создал их в 1827 году, и изначально пара мощных быков была установлена на входе в Скотопригонный двор. Уже после революции их переместили в более “подходящее” по духу место, и творение Василия Демут-Малиновского стало украшать въезд в “Самсон”, в 1936 году являвшийся крупнейшим мясокомбинатом в СССР. Быки настолько гармонично влились в обстановку, что две трети ленинградцев были уверены — для “Самсона” их и ваяли. Почти вековая разница в возрасте никого не смущала.

С началом блокады быков и подобные им произведения искусства старались спрятать понадежнее. Самым оптимальным местом была земля — большинство скульптур закапывали и закидывали дерном. Быков переместили на территорию Александро-Невской лавры, но что-то пошло не так — бронзовых животных не удалось укрыть так же, как их собратьев. В итоге изваяния всю войну простояли неподалеку от могилы своего создателя, а потом вернулись “сторожить” ворота “Самсона”. Считается, что Демут-Малиновскому когда-то приснился сон, в котором ожившие бронзовые быки явились к нему на поклон. Если такое действительно было, то сон оказался вещим: быки, конечно, не ожили, но это не помешало им посетить скульптора.

Как у бегемотихи Тони сверкают натертые ушки, так и у быков имеется отполированная часть бронзового тела. Согласно местной примете, мужчина, прикоснувшийся к детородному органу скульптур, надолго будет обеспечен мужской силой.

Передовое социалистическое искусство

В 30-х годах прошлого века аллеи в домах отдыха и парки культуры украшались множеством девушек. Девушки это были не обычные, а выполненные из гипса — стройные реалистичные скульптуры. Они отличались только деталями — наличием или отсутствием одежды, прической, ростом. Объединял красоток материал, из которого они были изготовлены, имена скульпторов (Иван Шадр и Ромуальд Иодко), и длинное, в полтора-два раза выше самой девушки, весло.

Но скульпторы просто физически не могли снабдить всю страну гипсовыми феями с веслами наперевес, а потому в скором времени такие скульптуры начали копировать. Зачастую это копирование было настолько бездарным, что получившиеся творения могли дать сорок очков форы Венере Милосской по количеству отсутствующих конечностей. Скорость изготовления — выше, материал — хуже, мастера — бездарнее. В итоге “Девушка с веслом” была обезличена, и к середине 1950-х вызывала вместо умиления (или что ей полагалось вызывать) только сардонический смех. Ее превозносили, приводили в пример как отличный образец передового социалистического искусства, а ныне гипсовая барышня расценивается в лучшем случае как один из символов секуляризации, характерной для того времени.

Из-за влияния атмосферных осадков гипс быстро терял форму, приданную ему скульпторами, и вскоре в нежных белых телах местами начала просвечивать арматура. Изваяния убрали. Но в 2011 году копия скульптуры была выставлена в Третьяковской галерее, и планировалась ее установка в одном из московских парков.

Давным-давно, в июле, за селом,

В стогу душисто пахнущего сена

Я ласковую девушку с веслом

Любил, как медицину — Авиценна

А. Габриэль

Нос майора Ковалева

В основу одного из самых необычных питерских памятников лег персонаж гоголевской повести. Рукопись критиковали еще до издательства, и только при ходатайстве Пушкина “Нос” был опубликован в “Современнике”.

Горожане познакомились с памятником осенью 1995 года. Серая известняковая плита, с расположенным на ней розовым мраморным носом, была установлена на проспекте Римского-Корсакова, украсив фасад дома №11. Мрамор доставили с родины писателя, а над носом с легкой горбинкой высекли надпись — “Нос майора Ковалева”, чтобы точно никто не спутал.

У скульптурного органа с его литературным прообразом была прямо-таки мистическая связь. Как нос Ковалева гулял отдельно от своего хозяина, так и памятник однажды “ушел” со своего места, и улетучился в неизвестном направлении, несмотря на центнер веса.

Что делать? Скульпторы снова взялись за работу. Нос был создан заново, но получился уже меньшего размера, так как подходящего куска мрамора для точного повтора первого памятника уже не нашлось. Перед самой установкой неожиданно нашелся оригинал — он спокойно лежал в подъезде соседнего дома и ждал, когда же его водрузят на законное место. И для меня осталась загадкой цель этого хищения: если нос был слишком тяжелым, чтобы его тащить — не проще ли было бросить на улице? Зачем заносить в подъезд? Может, хотели украсить квартиру? И второе — если злоумышленники вдруг решили, что скульптура им не пригодится, то зачем вообще ее снимали? Вопросов больше, чем ответов. Все-таки в России живут загадочные люди.

А копию, которую не успели установить на подготовленное место, разместили в Чернорецком переулке, на фасаде дома №2, в котором располагается Музей городской скульптуры.

Зверинец для баснописца

Удивительной красоты скульптура работы анималиста Петра Клодта с 1885 года украшает Летний сад. Это последняя работа, созданная знаменитым художником, и подходил он к ее созданию с особым тщанием. По замыслу скульптора, пьедестал, на котором сидит Крылов с раскрытым блокнотом, должен был полностью скрыться под изображениями персонажей из его басен.

И Клодту это удалось — все они воссозданы без искажений; но кто бы знал, каких трудов это стоило! Ведь ваятель обзавелся целым зверинцем, чтобы достоверно изобразить животных! Барельеф украшают собаки и кот, лягушка, овца и ягнята, волк, обезьяны, лиса, медведица и медвежонок — и все эти животные довольно долго обитали под присмотром Петра Клодта. Единственные исключения, ради которых ему пришлось оторваться от работы и посетить зоосад — слон и лев. Старания мастера не прошли даром — задумка удалась на славу.

Меня поражает талант любого человека, способного творить. Воплощая созданную им самим фантазию, такой человек словно наделяет ее внутренней, душевной, особой красотой, и предлагает увидеть то же самое всем, кто знакомится с его творчеством.

 

Велена

рейтинг

0

просмотров

676

комментариев

14
закладки

Комментарии