Менгиры

Менгиры

Менгир в переводе с нижнебретонского обозначает men — камень и hir — длинный - "длинный камень" и представляет собой грубо обработанный дикий камень в виде столба. Камни могут стоять как по одиночке так и представлять целую группу менгиров, расположенных недалеко друг от друга. 

Менгир, это по-русски человек-гора. Мэн=Ман=Манж=Муж=Человек (по правилам словоизменения в исторической лингвистике) Хир=Хор=Гор. В Британию приходили пикты, входящих в скифскую группу, язык у них был скифский, относящийся к арийский группе, и известный нам как древнерусский.

Менгир, это по-русски человек-гора. Мэн=Ман=Манж=Муж=Человек (по правилам словоизменения в исторической лингвистике) Хир=Хор=Гор. В Британию приходили пикты, входящих в скифскую группу, язык у них был скифский, относящийся к арийский группе, и известный нам как древнерусский.

Менгиры можно считать первыми рукотворными сооружения наших предков сохранившихся до наших дней. Предположительно менгирам пять, а то и шесть тысяч лет.

Менгиры можно считать первыми рукотворными сооружения наших предков сохранившихся до наших дней. Предположительно менгирам пять, а то и шесть тысяч лет.

Менгиры могут быть устремлены вверх или лежть на земле, другие наклонены, и кажется, что падают.

Менгиры могут быть устремлены вверх или лежть на земле, другие наклонены, и кажется, что падают.

Размеры Менгиров достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн). Форма, как приянто, неровная, часто сужающаяся кверху, порой близкая к прямоугольной.

Размеры Менгиров достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн). Форма, как приянто, неровная, часто сужающаяся кверху, порой близкая к прямоугольной.

Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань.

Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань.

С Менгирами связывают великое множество легенд, рассказывают, что в пельваны превращаются живущие под землей карлики, когда на них попадает солнечный свет. А под этими камнями якобы спрятаны несметные сокровища. Ну кончено же это все мифы.

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения.

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения.

Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы

Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы

Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые.

Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые.

Предполагают, что менгиры это надгробия. Возможно, маяки. Или Как передача информации, как получение информации, как астрономический календарь. Или визиры. Известны группы менгиров, стоящие таким образом, что от одного можно видеть второй, от второго третий, от третьего четвертый и так далее — это могло служить сигнальной системой.

Предполагают, что менгиры это надгробия. Возможно, маяки. Или Как передача информации, как получение информации, как астрономический календарь. Или визиры. Известны группы менгиров, стоящие таким образом, что от одного можно видеть второй, от второго третий, от третьего четвертый и так далее — это могло служить сигнальной системой.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Человечество не раскрыло тайну менгиров, но возможно разгадка таится в будущем.

Человечество не раскрыло тайну менгиров, но возможно разгадка таится в будущем.

Менгиры

Менгиры, которые кричат 

О менгирах — каменных столбах, рассеянных по разным уголкам нашей планеты, рассказывают немало легенд и романтических историй. По преданию, друиды устраивали возле этих каменных монолитов свои сакральные ритуалы. Считалось, что ночь, проведенная у такого камня, может излечить женщину от бесплодия. А о самом крупном чешском менгире рассказывают, что, на самом деле, это и не камень даже, а окаменевший пастух, который каждую ночь на шажок приближается к местной церквушке. Секреты чешских менгиров не могли оставить равнодушным и нашего собеседника, публициста и путешественника Ивана Мацкерле.
Полюбоваться на менгиры в Чехии сейчас можно в более чем 20 местах, главным образом, на северо-западе страны — области, которая раньше была заселена кельтами. Чехи, как правило, дают этим каменным сооружениям прозвища. Менгир в Клобуках у Праги зовется «окаменевшим пастухом», камень у деревеньки Драгомышль — это «заколдованный монах», у Славетина же стоит «баба». Не все знают, что один из священных камней подпирает забор частного дома в пражском районе Хабры.

«Владельцы участка, на котором стоит менгир, специально поставили свой забор так, чтобы он огибал камень. Они привыкли, что к менгиру приезжают люди, прикладывают к нему руки, а потом рассказывают о своих странных ощущениях — у некоторых немеют руки, кое-кто чувствует тепло, некоторых подташнивает»,
- рассказывает Иван Мацкерле.
Геологами было доказано, что многие чешские менгиры были откуда-то привезены на территорию Чехии, но возраст каменных блоков до сих пор остается загадкой. Сначала археологи приписывали установку мегалитов кельтам, появившимся в Европе 3 тысячи лет назад, но потом пришли к выводу, что настоящим создателем менгиров был древний народ, живший в каменном веке. По словам Ивана Мацкерле, по одной из теорий, эти культовые сооружения аккумулируют энергию Земли.

«Ученые выяснили, что при восходе солнца, особенно в период солнцестояния, менгиры кричат, излучают звук, но в области, не слышимой для человека. Измерения показали, что древние менгиры обладают мощным магнитным полем. Так появилась гипотеза о том, что менгиры являются точками сосредоточения энергии Земли. Они, как акупунктурные точки на теле человека, являются точками пересечения невидимых жил-туннелей, магнетических потоков, проходящих по поверхности Земли».
Загадку магнитного поля одного из чешских менгиров постарался разгадать и пан Мацкерле.

«У нас в Чехии самый большой менгир расположен в Клобуках — деревне примерно в 30 километрах от Праги. Там мы с одним физиком проводили эксперименты во время Летнего солнцестояния. Физик фиксировал параметры магнитного поля у менгира во время восхода и заката солнца. Результаты нас поразили. Магнитная аномалия, обнаруженная в одном месте до восхода солнца, после восхода переместилась на один метр на запад, хотя камень не сдвинулся с места».

Спустя два года исследователи повторили свой эксперимент с использованием ультразвуковой и инфразвуковой техники, но ничего странного уже не зафиксировали.
- Кстати, а что это за история о менгире, который движется по направлению к костелу?
«Как гласит легенда о менгире в Клобуках, каждую ночь, когда в ближайшей деревеньке колокол бьет полночь, менгир приближается к костелу на один шажок длиной в песчаное зернышко, а когда дойдет до костела, то настанет конец Света».

Менгиры Локмариакера

Провожая нас в бретонский городок Локмариакер, друзья напутствовали:
— Городок, конечно, маленький, но скучать вам не придется вокруг одни дольмены и менгиры. Будет чем заняться.

Действительно, буквально на каждом шагу, стоило только выйти из города (а он заканчивался, не успев начаться), мы обнаруживали огромные камни: некоторые стояли, как столбы, другие громоздились один на другом, как гигантские столы, а из третьих были сложены целые галереи. Об этих камнях на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтверждаемых якобы научных гипотез.

Менгиры Локмариакера

Долгое время считалось, что все эти сооружения (они встречаются в Западной Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты — суровый и воинственный народ. Камни эти, мол, служили храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения.Что ж, многие и до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше — археологи называют дату 4800 лет до нашей эры. А множество племен, которых мы называем кельтами, появилось гораздо позже — в середине первого тысячелетия до нашей эры.

К тому же, если говорить о тех гигантских камнях, которые находятся на территории Великобритании и Франции, то их, скорее всего, действительно использовали друиды, пришедшие на смену неизвестным нам более древним жрецам; ведь эти сооружения строились как языческие капища, а свято место пусто не бывает, и каждая новая религия использует его по-своему.

Только вот ведь незадача: на Кавказе, например, друидов и в помине не было, откуда же там взялись такие камни? Впрочем, в фантастических и ненаучно-популярных книжках можно встретить самые неожиданные объяснения всему. Например, что друиды — это засланные к нам инопланетяне или чудом выжившие жители Атлантиды. Если так, то все возможно…

Но настоящие ученые мужественно признаются в собственном неведении: мы не знаем, говорят они, как назывались народы, построившие эти сооружения, не знаем, для чего и как эти постройки использовались. Мы только можем установить их возраст и предположить, что они как-то связаны с культовыми действами. Это не так интересно, как гипотезы романтиков-псевдоученых, но, по крайней мере, честно.

длинный камень

На самом деле никто даже толком не знает, как правильно назвать эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, — дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж,— кромлехами. В любом путеводителе написано, что эти слова — бретонские, первое означает «длинный камень», второе «стол-камень», а третье — «закругленное место». Это так и не так.

Да, слово «менгир» пришло во французский язык, а вслед за ним и во все другие из бретонского. Но в бретонском языке такого слова нет, а стоячий камень обозначают совсем другим словом «пельван» — «столб-камень». Как же так получилось? Дело вот в чем: когда ученые, да и просто любители древностей, впервые заинтересовались этими диковинными сооружениями (а было это еще в начале XIX века), они решили выспросить у местного населении, как эти странные штуки называются. Местное население по-французски в те времена изъяснялось с трудом.

Так что с самого начала пошли сплошные недоразумения и недопонимания между носителями местной традиции и исследователями.

Дальше — больше. Те «новые легенды», которые создавали в своих произведениях писатели-романтики — про друидов и певцов-бардов, черпавших свое вдохновение в тени менгиров, ничего не имеют общего с теми преданиями, которые из уст в уста передавали бретонские крестьяне. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные.

Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Первые священники были умными людьми и понимали, что раз местные жители привыкли поклоняться камням-идолам на протяжении не одной тысячи лет, глупо, а то и опасно пытаться в одночасье убедить их в том, что это — грех. И вместо того, чтобы бороться с языческими камнями, священники решили их «приручить», как когда-то уже не раз делали жрецы других религий. Стали же священными источники, почитавшиеся волшебными еще в древности. Чаще всего достаточно было высечь на вершине менгира крест. Иногда даже и этого не делали: просто какая-нибудь старинная церемония с шествием к камню превращалась в крестный ход. И волки сыты, и овцы целы. А что народ рассказывает о странных камнях сказки и легенды — так это естественно.

Менгиры

Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, которая находится в Верхней Бретани, неподалеку от местечка Эссе — называемая «камни фей». Говорят, что для того, чтобы ее построить, знаменитый Мерлин силой своего волшебства перенес тяжелые камни издалека. Что интересно, археологи с удивлением подтверждают: многотонные плиты, из которых сложена аллея, действительно проделали многокилометровый путь, прежде чем их установили около Эссе. Только вот как это делали? И кому, а главное, зачем это понадобилось?

По другой легенде, эту каменную аллею построили феи. Каждая из них должна была за один раз принести три огромных камня для постройки — по одному в каждой руке и один на голове. И горе той фее, которая не удержит хотя бы один камень. Уронив его на землю, она уже не сможет поднять его и продолжать путь — ей приходилось возвращаться и начинать все сначала.

Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число — кто сорок два камня, кто — сорок три, а кто и сорок пять. Даже если один и тот же человек возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится — каждый раз число камней будет разным. «С дьявольской силой не шути, — говорили в старину, — никто и никогда не мог сосчитать эти камни. Дьявола не перехитришь».

Но влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старые времена юноши и девушки приходили в ночь новолуния к аллее старинных камней. Юноша обходил их справа, а девушка — слева. Сделав полный круг, они встречались. Если оба насчитали одинаковое число камней, то их союз должен был быть счастливым. Если кто-то из них насчитывал на один или два камня больше — то судьба им предстояла далеко не безоблачная, но, в общем-то, счастливая. Ну а если разница между двумя числами оказывалась слишком большая, то о свадьбе, по поверьям, лучше было и не думать. Впрочем, влюбленных не останавливали даже предостережения фей.

О менгирах тоже ходили легенды. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер. Рассказывали, что каждый год в ночь под Рождество к камню прилетает дрозд и приподнимает его, так что можно увидеть лежащие на земле луидоры. Но если кто-нибудь захочет воспользоваться этим моментом и выхватить деньги, то огромный менгир раздавит его своей тяжестью.

А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку.

Мы, конечно, не собирались искать сокровища, тем более, что до Рождества было еще далеко. Просто было любопытно посмотреть на камни, о которых столько говорят и пишут. Первым делом мы отправились в небольшой музей под открытым небом, где за скромную плату можно было лицезреть самый большой менгир Бретани — 20 метров в длину, весящий примерно 280 тонн. Правда, гигант не стоял, как положено порядочному менгиру, а лежал на земле, расколотый на несколько частей. Случилось это, скорее всего еще в древности, а от чего — никто не знает. Может быть, древних строителей подвела гигантомания, и они просто не смогли установить чудо-камень и уронили его. Возможно, камень все же постоял какое-то время, но потом обрушился из-за землетрясения. Местные жители утверждают, что его разбила молния. Кто знает, как было на самом деле?

Кстати, далеко не все менгиры и дольмены гигантские. Однажды, еще в студенческие годы (я училась в бретонском городе Ренн), со мной произошел забавный случай. Это было в городке Пон-Лаббе, куда нас с подругой пригласил однокурсник, уроженец этого городка. В числе прочих достопримечательностей он решил показать нам целую поляну дольменов. Мы дружно погрузились в его старенький «форд» и проехали расстояние, которое вполне смогли бы осилить пешком. Выйдя из машины, я начала недоуменно оглядываться: а где же обещанные дольмены?
— Да вот же они, — подсказали мне, — посмотри вокруг.

И действительно, полянка была усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходил мне до колена. Я невольно рассмеялась, однако мой гид стал защищать карликовые дольмены, утверждая, что они не менее древние, чем те многометровые гиганты, которые так любят показывать туристам. Этого я отрицать не стала, но все же полянка произвела на меня несколько гнетущее впечатление и вовсе не из-за размера дольменов. Вспомнились московские лесопарки после майских праздников: под дольменами валялись фантики, окурки и несметное количество пустых бутылок, говоривших о том, что здесь регулярно совершались отнюдь не ритуальные возлияния.

— Да, — вздохнул мой провожатый, — не берегут у нас дольмены с менгирами, не берегут… Это еще ничего, это убрать можно, а вот лет двадцать-тридцать назад у нас насмотрелись фильмов про вашу целину и тоже принялись объединять мелкие поля, уничтожать межи… Под горячую руку и менгиры подворачивались: представь себе, стоит посреди поля менгир, вроде никому не мешает. В список памятников не занесен по причине маленького роста. Конечно, можно каждый раз аккуратно объезжать его на тракторе, только это и времени требует, и внимания, и лишней траты топлива. А как же экономия? Вот и выкорчевывали менгиры, о которых ученые и не слышали. Сколько таких камней пропало, никто не знает.

Большим менгирам с дольменами действительно повезло. Их усиленно охраняет государство. В Локмариакере вплотную к ним не подойдешь; они огорожены веревочками, и десятки посетителей бродят толпами по узким дорожкам, глазея направо и налево. За пределами города, правда, есть подземные галереи, по которым можно свободно полазить. Около каждой установлен указатель и панно, объясняющее историю памятника на четырех языках: французском, бретонском, английском и немецком.

Самой красивой мне показалась галерея в местечке Керере, у мыса Керпенхир, километрах в двух от Локмариакера. Мы отправились туда с утра пораньше, чтобы насладиться красотой древнего памятника, не сталкиваясь лбами с себе подобными. Снаружи вид не ахти какой: каменные плиты на вершине небольшого холма, некое подобие норы, у входа в которую небольшой — чуть выше человеческого роста — менгир. Спускаемся в галерею. Пахнет солью и сыростью — не мудрено, ведь море совсем рядом. Идти приходится на четвереньках: за несколько тысячелетий огромные плиты успели основательно врасти в землю. Хотя, скорее всего, изначально своды галереи и не были очень высокими; люди были гораздо меньше: вспомните хотя бы рыцарские доспехи в музеях — в них влезет не каждый тринадцатилетний мальчик. Что уж говорить про людей пятитысячелетней давности! Им-то, наверное, такие галереи казались высокими и просторными. Как бы то ни было, но нам, людям двадцатого века, приходится беречь головы.

В полный рост можно распрямиться только в конце галереи, в маленьком зале. И то если рост у вас не выше среднего.

На панно, установленном неподалеку, нарисован план галереи и обозначены две плиты, на которых высечены загадочные рисунки. Однако увидеть их невозможно; в галерее царит мрак, и только изредка кое-где сквозь щель между потолочными плитами пробивается лучик солнца. Пробираться приходится на ощупь, отчего галерея кажется еще более таинственной: неожиданно поворачивает, так же неожиданно оканчивается. Однако нащупать плиты с рисунками мне удалось. Более того, удалось их сфотографировать со вспышкой. И только когда фотографии были готовы, мы смогли узреть послание, оставленное нам древними художниками.

Что обозначают орнаменты из галереи Керере — неизвестно, однако один из них очень напоминает традиционный мотив бретонской вышивки. Надо полагать, что местные кустари испокон веков повторяли орнамент, когда-то увиденный при свете факела в подземных галереях. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите дольмена острова Гавриниз (что в переводе с бретонского значит «Козий остров»), отстоящего от Локмариакера на четыре километра. Ученые предполагают, что это две части одной, когда-то расколовшейся четырнадцати метро вой каменной стелы, которую поделили между собой два храма. Только неизвестно, на чем можно было вести такую тяжесть по морю до самого острова Гавриниз?

…После кромешной темноты летнее солнце ослепляет. Такое впечатление, что мы совершили путешествие во тьму веков — в буквальном смысле этого слова.

Севастопольские менгиры

Севастопольские менгиры — это вертикально поставленные в виде обелисков каменные глыбы, один из самых известных памятников первобытного человека. Можно сказать, что это своего рода севастопольский Стоунхендж, хотя количество камней, конечно, гораздо меньше «оригинального» варианта.

Севастопольские менгиры

На сегодняшний день сохранилось два менгира. Размеры первого из них таковы: высота 2,8 м., поперечное сечение — 1х0,7м. Второй менгир несколько ниже, его высота составляет 1.5м., в сечении 1,2х0,55м. Вес более крупного камня более 6т., и это удивительно, поскольку поблизости нет каменоломен. Это означает, что глыбы были доставлены с Крымских гор.

Менгир Стоунхенджа: пяточный камень

Стоунхендж — местность на болотистой равнине Солсбери в юго-западной Англии, о которой наслышаны любители детективного жанра. Именно там разворачивались леденящие душу события повести Конан Дойля «Собака Баскервилей». Внимание Шерлока Холмса было поглощено другим, иначе проницательный сыщик наверняка обратил бы всю мощь своего дедуктивного метода на разгадку тайны монолитных каменных глыб, усеявших болота Стоунхенджа. Причем не беспорядочно, а, как выяснилось, в строжайшей математической последовательности.

Стоунхендж — мегалитическое сооружение, принадлежащее к кромлехам — кольцевым строениям, состоящим из врытых в землю каменных монолитов. В Англии и Шотландии таких сооружений диаметром от 2 до 113 метров обнаружено несколько сот. Хотя, как известно, остатки кромлехов встречаются и во многих других странах мира, однако развалины Стоунхенджа поражают своим величием и загадочностью. Это неповторимое сооружение, возведенное за несколько столетий до падения гомеровской Трои, т.е. почти четыре тысячи лет назад. Не будет никакого преувеличения, если сказать, что во всем мире нет ничего подобного этим суровым руинам.

Давайте хотя бы мысленно совершим экскурсию по каменному сооружению… В центре Стоунхенджа находится камень размером 4,8х1,0х0,5 метра. Вокруг него в виде исполинской подковы диаметром около 15 метров высятся пять трилитов. Трилит — это сооружение из двух вертикальных камней, на которые положен третий. Высота трилитов изменяется от 6,0 до 7,2 метра и увеличивается к центру подковы.

Трилиты в свое время были окружены тридцатью вертикальными камнями высотой около 5,5 метра. На этих опорах лежали, образуя кольцо, горизонтальные плиты. Диаметр этого кольца, которое называют сарсеновым, составляет около 30 метров. За сарсеновым кольцом располагалось еще несколько кольцевых сооружений. Одно из них имело диаметр около 40 метров и насчитывало 30 лунок. Другое — кольцо диаметром примерно 53,4 метра — также имело 30 лунок. Следующее кольцо, диаметр которого равняется 88 метрам, получило свое название в честь первого исследователя Стоунхенджа Дж.Обри, жившего в XVII веке. Кольцо Обри образует 56 лунок. Далее, за этим кольцом шел внутренний меловой вал. Его диаметр примерно 100 метров, ширина насыпи около 6 метров и высота чуть менее двух метров. И наконец, весь комплекс сооружений окружал внешний земляной вал диаметром 115 метров, ширина насыпи составляла 2,5 метра, ее высота — 50-80 сантиметров. Вход в Стоунхендж сделан с северо-востока, именно в эту сторону открывалась подкова трилитов. В том же направлении, на расстоянии примерно 85 метров от центра комплекса стоит каменный столб — менгир высотой до 6 метров и весом примерно 35 тонн. Его часто называют «Пяточным камнем», хотя никакого углубления в форме пятки на менгире не имеется.

Какому назначению служил древнейший памятник, созданный людьми, от которых не осталось на Земле других материальных свидетельств бытия? Что это — храм Солнца? Место ритуальных церемоний? Странное сооружение породило множество легенд. Сотни научных экспедиций (в том числе в наше время) исследовали загадочные руины. На вопрос «когда?» ученым помог найти ответ радиоуглерод. Радиоактивный анализ сожженных при захоронении человеческих останков надежно установил наиболее вероятную дату строительства комплекса — это, как уже сообщалось выше, 1900-1600 годы до нашей эры.

На вопрос «как?» — как были перевезены и установлены эти огромные камни — пока однозначного ответа не найдено, но выявлено много интересного материала для археологов, инженеров и всех тех, кто интересуется способностями и возможностями доисторических людей… В этом отношении небезынтересны работы чехословацкого инженера П. Павла, раскрывшего секреты установки статуй острова Пасхи. Исследователя давно интересовал вопрос, как предки англичан тысячелетия назад сумели взгромоздить на менгиры каменные пятитонные плиты? Павел был уверен, что исконные жители Британии без кранов и прочих современных устройств могли поднимать на значительную высоту такие тяжести. Он хотел провести эксперимент на месте, но англичане отказались. Тогда в конце 1990 года в чешском городе Страконице появился фрагмент Стоунхенджа: два бетонных столба — точная копия тех, что тысячи лет стоят в туманном Альбионе. А рядом легла бетонная плита в пять тонн. С помощью канатов 18 добровольных помощников Павла, отнюдь не богатырей, смогли поднять эту плиту наверх. Так спустя тысячелетия 35-летний инженер, возможно, раскрыл вполне безопасный и простой метод древних строителей Стоунхенджа…

Что же касается основного вопроса «зачем?» — с какой целью был построен Стоунхендж, — то он решался достаточно сложно. Уже с давних пор высказывалось предположение, что Стоунхеидж был не только храмом, но и своеобразной астрономической обсерваторией. В самом деле, наблюдатель, находясь на центральной площадке комплекса, мог видеть сквозь одну из арок сарсенового кольца, как в день летнего солнцестояния дневное светило восходит прямо над менгиром. Во все последующие (как предыдущие) дни точка восхода солнца лежит справа от менгира.

Разоблачение епифанского менгира

Сегодня обсерватории каменного и бронзового веков известны на всех континентах, исключая Антарктиду. Их возводили, начиная с V-VI и до II тысячелетия до нашей эры включительно. На редкость богатой астрономически ориентированными сооружениями оказалась Европа. Самые древние пункты наблюдения за звездами в Старом Свете обнаружены на Мальте и в Португалии. При этом далеко не все мегалиты (сооружения из камня или каменных блоков) имеют астрономическую привязку, хотя общее количество обсерваторий впечатляет.

Академические ученые придерживаются мнения об утилитарном назначении и независимом происхождении каменных сооружений в разных культурах: с переходом от первобытно-общинного строя к земледелию и скотоводству человек начал повсеместно наблюдать за движением светил, чтобы знать, когда пахать-сеять и перегонять скот. Романтически настроенные исследователи выдвинули теорию об остатках неизвестной высокоразвитой цивилизации, чьи представители «наследили» по земному шару, настроив циклопических обсерваторий.

Россия всегда старалась быть родиной слонов. Естественно, что рано или поздно свой Стоунхендж должен быть появиться на ее просторах.

Еще в 70-х годах появились первые сообщения об отечественных «астрономических» мегалитах. Под Нальчиком нашли камень с чашеобразным углублением, якобы повторяющими рисунок созвездия Большой Медведицы. Неоднократные упоминания о почитаемых камнях, по некоторым параметрам подходящих под астрономические обсерватории, попадали на страницы региональной прессы или в научно-популярные книги по истории.

Прорыв произошел в позднее советское время. Тульский краевед Александр Левин пришел к мысли об астрономической ориентации некоторых необычных по форме камней, расположенных на юге Тульской области. Затем тульский же публицист Валерий Шавырин написал книгу «Муравский шлях». Одна из глав не претендующего на историческую точность произведения как раз и рассказывала об изысканиях Левина и найденных им камнях, якобы служивших в древние и не очень древние времена каменными обсерваториями и даже сакральными солнечными календарями предков славян, а потом и русских средневековья.

Этого оказалось достаточно для рождения легенды о «тульских Стоунхенджах». Краеведов нисколько не смущал тот факт, что в средней полосе России древние святилища из камней науке неизвестны. А если они и были, то, из-за дефицита каменной породы, их давно бы растащили на хозяйственные нужды — как в XIX веке и в советское время для строительства дорог или зданий разбирались фундаменты бывших церквей и средневековые могилы с каменной обкладкой — жальники.

Стоунхенджи на родине самоваров и оружейников продолжали радовать воображение впечатлительных граждан. Год от года легенд становилось все больше. Вот уже вездесущих инопланетян стали записывать в авторы каменных обсерваторий. Но почему-то практически никто, даже бывая у камней, не удосуживался проверить исходную информацию об их астрономической ориентации.

Час расплаты настал в прошлом году. Группа «Лабиринт» объединяет любителей научного туризма, увлекающихся поиском и введением в научный оборот малоизвестных природно-исторических объектов со всей России. Тут и спелеологи, и физики, и зоологи, кого только нет. Не только ищут сами, но и проверяют информацию коллег. Вдохновителем отряда ученых мужей с рюкзаками стал калужанин Андрей Перепелицын.

«Лабиринт» предпринял первую попытку комплексного полевого исследования мегалитов Тульской области: объехали камни и опросили местное население. Результаты оказались весьма неожиданными.

Первой жертвой экспертов стал так называемый Епифанский менгир. Уникальность камня, по Левину с Шавыриным, а также целому ряду авторов, повторивших их умозаключения, в вертикальном расположении. Менгир в классификации мегалитов как раз обозначает камень, воткнутый в землю вертикально. Если бы подтвердились данные о древнем происхождении, то сенсация была бы налицо — менгиров на территории Русской равнины больше нет.

Участники экспедиции «Лабиринта» сразу сильно засомневались в аутентичности камня. Менгир хорошо просматривается с дороги, к нему можно подъехать на машине, расположен он не посреди топей и болот, как писал Левин, а чуть ли не на колхозном поле. Вокруг менгира просматривались следы активной человеческой жизнедеятельности последних лет. Камень явно стал местной туристической достопримечательностью.

«Епифанское чудо» ориентировано по линии север-юг, имеется у него и грань, расположенная в плоскости небесного экватора. Вместе с тем около камня лежали не только водочные пробки и окурки, но и другие сходные по структуре камни. Бывшие в экспедиции люди с геологическим образованием определили природный выход песчаника, что характерно для лесостепной зоны Тульской области.

Окончательное разоблачение случилось в ближайшем населенном пункте. Местные жители не без гордости поведали, как лет десять назад тракторист на спор поставил камень вертикально. Удалой колхозник выиграл в споре бутылку и отправился наслаждаться жизнью. (Другая часть аборигенов утверждала, что колхозник пытался выдрать камень из земли для фундамента, но чего-то там не получилось.) А через некоторое время к просматривающемуся с трассы «каменному гостю» зачастили проезжающие. Так и родилась легенда о первом русском менгире. Теперь деревенским очень нравится наблюдать за «дураками — городскими», которые ездят к камню «поклоняться».

После облома с менгиром экспедиция направилась в соседний район, к Цыган-камню. По предварительной информации, в нем имелись высверленные отверстия, указующие прямо на Полярную звезду, на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния 22 июня и так далее.

Географическое положение камня снова подкачало. Мегалит лежит на склоне оврага. Получается или обман, или мировая сенсация — первая обсерватория в овраге, а не наверху местности. Только вот зачем мучиться и следить за светилами снизу, совсем непонятно. Обследование показало, что сквозное отверстие на камне только одно. Есть, правда, еще несколько неглубоких глухих «дырочек», но все они с высокой долей вероятности имеют природное происхождение. Такие углубления образуются на месте корней древних растений в процессе выветривания. Ведь песчаник — осадочная порода, сцементированный песок «пляжей» каменноугольного периода. Его пронизывали корни растений, которые, сгнивая, оставляли «дырки от бублика»…

Не исключено, что «дырка» в Цыган-камне слегка подработана людьми. Жители окрестных деревень сообщили, что когда-то у камня стоял цыганский табор. Его обитатели приспособили дырки под мини-печки для приготовления пищи. Отсюда и название объекта.

Главной целью экспедиции оставался Конь-камень на берегу одной из тульских рек. Более точные координаты «Лабиринт» просил не давать ввиду популярности каменных горок и садов камней среди российских дачников.

По сообщениям краеведов и местной прессы, Конь-камень представляет собой внушительную многотонную глыбу на искусственно замощенной площадке. Держится камень на трех опорах, да так хитро сконструированных, что, дескать, древние могли его натурально поворачивать вслед за светилами! А наверху камня вырезан желобок для «прицеливания». Движущийся мегалит — уникум из уникумов.

При приближении к камню «лабиринтовцы» немного приободрились. В отличие от «колхозных менгиров» и обсерваторий в овраге, Конь-камень величественно возвышается над излучиной реки. Коренные жители рассказывали легенду о явившемся с неба всаднике, обратившемся в камень. И будто бы их бабушки-дедушки ходили к Конь-камню на Троицу.

Детальное обследование мегалита опровергло предположение об искусственном происхождении. Во-первых, под камнем нет никакой площадки. Конь-камень в самом деле стоит на трех опорах — камнях из естественного обнажения породы на берегу, один из которых уже практически развалился — это к вопросу о перемещениях мегалита. Опоры, как и сам камень, имеют сугубо природное происхождение, никто их не обрабатывал. Вместо желобка вверху небольшая крестообразная бороздка.

Перепелицын предположил естественный характер углубления, другой же член экспедиции, Илья Агапов, допускает, что оно рукотворно и может быть связано с попытками православной церкви в Средневековье закрестить языческий символ. Астрономически ни бороздка, ни сам камень никак не ориентированы. Однако величие Конь-камня поражает.

В конце июня этого года Андрей в одиночку предпринял еще одну попытку изучения тульских мегалитов. После его возвращения из экспедиции мы связались с калужским исследователем.

«Как там древнерусские обсерватории?» — спрашиваю Андрея. «Окончательный разгром мегалитов под Тулой, — смеется он в ответ. — Ночь с 21 на 22 июня я специально наблюдал за восходом Солнца у Цыган-камня с измерительными приборами. Увы, отверстие не показывает на восход не только в день солнцестояния, но и вообще никогда — направлено в мертвую зону горизонта, где солнца не бывает».

К сожалению, никто до сих пор не систематизировал информацию о российских мегалитах. Поэтому группа «Лабиринт» — а ребята верят, что астрономические обсерватории в России еще найдутся, — призывает каждого россиянина отнестись к проблеме поиска каменных обсерваторий серьезно. «Если вы видели что-то похожее на мегалиты, обязательно сообщайте нам, — говорит Андрей, — приедем и обязательно разберемся. С этой работой надо спешить, ведь деревни вымирают, предания забываются, а камни теряются и зарастают…»

Менгир Бахчисарая

Бахчисарайский менгир находится у южного обрыва Внутренней гряды Крымских гор неподалеку от села Глубокий Яр. В сердние века здесь было поселение Балта-чокрак. Чокрак — источник по крымскотатарски, а балта — топор или молоток.
Менгир по общепринятой международной классификации — это одиночный, вертикально стоящий каменный столб, представляющий памятник мегалитической культуры ( от греч. мегас-большой и литос-камень).

Менгир у Глубокого яра — один из немногих сохранившихся в Крыму там, где его установили в древности. По вычислениям ученых это могло быть около 1900 года до рождества Христова. Другие памятники каменного века в этой округе подтверждают, что местное население обладало очень сложными навыками обработки камня и инженерными знаниями для перемещения многотонных глыб на большие расстояния. Выше в горах у села Высокое, например, были обнаружены две стеллы из диабаза, на которых с помощью плавиковой кислоты и бронзовых орудий были высечены достаточно сложные по сюжетам и графике ритуальные изображения. Одна из этих стел выставлена в Республиканском краеведческом музее в Симферополе, прямо в вестибюле.

Таким образом, Бахчисарайский менгир не может считаться случайной игрой природы. Это специально созданное астрономическое сооружение. Наряду с другими мегалитическими памятниками оно свидетельствует о наличии в те времена авторитарных вождей, мудрых жрецов, умелых мастеров и в общем. достаточно высокого уровня жизни.
Высота менгира — 4 метра, ширина — 2 м.

В скале к востоку от менгира на расстоянии около 400 м в естественном гроте есть искусственное сквозное отверстие. В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) солнце встает из-за этой скалы, луч солнца проходит через отверстие в гроте и попадает точно на вершину менгира.

Таким образом этот менгир еще в древности служил для местного населения точным астрономическим календарем, наподобие знаменитого Стоун-хенджа в Великобритании.

Остается загадкой, что это были за племена, на каком языке они говорили, насколько прочными были их духовные и торговые связи с другими племенами, оставившими мегалиты от Сибири до Англии.

Крымские менгиры

Много в Крыму есть загадочного и таинственного. Вот взять менгиры — большие неотесанные камни, поставленные вертикально (от греч. «мегас» — большой и «литос» — камень). Зачем и когда они были созданы — на этот счет одни только предположения и догадки. Стоят эти древние истуканы и молчат о каких-то забытых обычаях и сторонах жизни давно исчезнувших цивилизаций…
На полуострове известно несколько менгиров: два — в селе Родниковском в Байдарской долине, три — обнаружены при раскопках святилища на Неаполе Скифском, ещё один — самый большой — находится в балке Богаз-Сала в 7 километрах от Бахчисарая.

Бахчисарайский менгир находится в верховьях урочища Богаз-Сала, неподалеку от села Глубокий Яр. За бахчисарайским кольцом на трассе Севастополь-Симферополь первый поворот направо и едем через персиковый сад. Вскоре дорога взбирается на правый (орографически) борт балки. Дороги там поначалу как бы и нет, просто поле, а потом вдруг вырисовывается. Миновав сосновую полосу, через вырубленный в скале проезд, добираемся… нет, пока что не до менгира.

Здесь нас интересует грот, зияющий в монолитной скале. Стены небольшой пещерки закопчены дымом костров. Ясно видно, что грот и прилегающая к нему территория долгое время использовались для хозяйственных целей. В известняке много различных вырубок: ступени, круглые и прямоугольные гнезда для столбов, а также большое отверстие, похожее на дверь. По технике создания вырубки, в том числе «дверь», относят к позднему средневековью — именно тогда было широко распространено создание подобных сооружений.

Очевидно, что во все времена грот использовали как временное пристанище пастухи, пасущие скот на склонах балки. В пользу этого предположения говорит тот факт, что раньше внешняя открытая сторона грота была «зашита» досками, пазы от которых хорошо сохранились в полу и потоке грота. Одинокая фигура пастуха с небольшим стадом коров и сейчас маячит внизу.

Бахчисарайский менгир оказался тем, чем и должен был оказаться — грубо отесанным прямоугольным каменным блоком 4х2 метра. Одного взгляда достаточно, чтобы убедиться в том, что камень этот — не случайная игра природы, но дело рук человеческих.

Еще в конце 90-х годов появилась гипотеза, согласно которой четырехметровый камень и грот с отверстием на противоположном склоне — это своего рода солнечный календарь древних. Менгир и отверстие, находящиеся на одной оси «восток—запад», являются как бы частями колоссального оптического инструмента. В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) солнце встает из-за скалы, луч солнца проходит через отверстие в гроте и попадает точно на вершину менгира. Это было точкой отсчета времени.

Менгиры являются благодатной темой для фантазий, в том числе научных. Основная версия появления таких каменных стел — некие культовые цели. Эзотериков и убеждать не надо, что стоят менгиры в особых «зонах силы», где сходятся энергетические потоки, уходящие в Космос. Еще одно предположение — менгиры являются древними обсерваториями. Стоунхендж стал местом паломничества туристов после того, как выяснилось, что в пору летнего солнцестояния главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, туда, где в самый длинный день в году восходит Солнце. Кстати, причастность бахчисарайского менгира к астрономии, устанавливал именно сотрудник Крымской астрофизической обсерватории А.Лагутин, много лет проводивший наблюдения, встречая восход солнца у менгира.

Вообщем версий много, можно выбрать по вкусу. В любом случае, менгир необычайно привлекателен своей одинокостью и загадочностью.

Скельские менгиры

Скельские менгиры (III – II тыс. до н.э.) – культовое астрономическое сооружение каменного века. Самым известным такого рода сооружением в мире является Стоунхендж. Сохранились у села Родниковое (Скеля), при въезде в село, слева, у первого каменного дома (клуб). Скельские менгиры — это вертикально поставленные в виде обелисков каменные глыбы мраморовидного известняка. Их два: большой, высотою 2,8 м, другой – приземистый, его высота меньше 1,2 м. Стоял и третий, высотой 0,85 м, но в 50-х годах его выкопали при строительстве водопровода. Местное название этого места – Текли-Таш («поставленный камень»). Вес более крупного составляет более 6 тонн, но поблизости нет каменоломен, а ближайшие скалы виднеются лишь в нескольких километрах. Менгиры, говорят, хорошо исцеляют. Одинокий менгир стоит над подземным потоком воды, причем в точке, где реки пересекаются друг с другом. Предполагают, что вода – это сосредоточение накопления и сохранения энергии и информации. И в месте, где реки сплетаются в клубок, вода приобретает свойства магического кристалла. Другие исследования показали, что менгиры, словно змейкой, обвиты энергетической лентой, уходящей вверх. И стоят они в точках скопления отрицательной энергии, преобразуя ее в положительную. В народе такие места зовут зонами Силы. Стоит прикоснуться к мегалиту – и руки как будто омываются незримым потоком воды.

Байдарские (Скельские) менгиры

Самый известный памятник первобытного человека в окрестностях Севастополя находится в центре Байдарской долины, в селе Родниковское (бывшее Скели) — древнейший пример сознательной строительной деятельности человека, первый образец архитектуры.

Менгир по-бретонски значит «длинный камень». Этим словом обозначают вертикально врытые в землю длинные каменные истуканы, являющиеся культовыми памятниками эпохи неолита и бронзовою века. Они известны в Западной Европе, Северной Африке, Индии, Сибири. Есть они на Кавказе и в Крыму. Скельские менгиры — самые крупные из известных в Юго-Восточной Европе. Они были обнаружены у села Скеля (ныне — с. Родниковское Бахчисарайского района) 85 лет назад археологом Н. И. Ренниковым. По-татарски эти каменные обелиски называются «темке-таш» («поставленный камень»).

Менгиров два, это монолитные глыбы мраморовидного известняка, покрытые трещинами, мхами или лишайниками. В 1978 г. их обследовал А. А. Щепинский. Он отметил, что менгиры своим «фасадом» и «тылом» расположены почти по линии север — юг, а уплотненными сторонами ориентированы на восток и запад. И хотя подобные памятники довольно часто встречаются в Европе и Азии (в Сибири, на Кавказе, самый большой менгир, более 20 м в высоту, находится во Франции, в Бретани), но памятники Байдарской долины — самые крупные из найденных в юго-восточной Европе. Он считает, что они имели культовое значение, и относит их появление к III — началу II тысячелетия до н.э. Не исключено, что установившие их древние обитатели этих мест, подобно создателям знаменитого английского Стоунхенджа, имеющего тот же четырехтысячелетний возраст, занимались астрономическими наблюдениями.

К этому же выводу пришел и симферопольский историк и археолог А. А. Столбунов. Скельские менгиры возвышаются на ровной площадке у здания Родниковского сельского клуба. Один из них — Большой — с надземной высотой около 2,6 м (в поперечнике до 1 м), другой — Малый — имеет высоту 0,85 м (ширина до 0,8 м). Изготовлены они из мраморизованного известняка, слагающего Главную гряду Крымских гор. Поблизости нет ничего похожего на каменоломню — он доставлен с гор и, видимо, издалека. Представьте себе, каких усилий потребовала транспортировка менгира и установка его в вертикальное положение.
Вершина Большого менгира имеет коническую форму, Малого — уплощена Памятник изучен далеко не полностью. Только в 1960-е гг. был раскопан в Родниковском третий менгир (обломок), а в 1989 г. обнаружен четвертый, поваленный менгир, высотой около 2,4 м (в поперечнике — до 0,8 м). Скельские < менгиры охраняются в составе Байдарского ландшафтного заказника, созданного в 1990 г.

Аллея менгиров Аркаима

Наверное, в современном мире нет человека, который интересовался бы древней историей и не слышал о таких колоссах культовой архитектуры Евразии, как Стоунхендж или ряды менгиров в Ле-Менеке. Однако многие ли знают, что и в наших зауральских степях в эпоху позднего бронзового века был весьма развит мегалитический культ? Аллеи менгиров и одиночные менгиры Южного Зауралья не отличаются колоссальными размерами, но памятники мегалитического характера были широко распространены, а выразительные особенности их постройки красноречиво говорят об особой сакральной значимости этих комплексов в культуре населения эпохи поздней бронзы наших степей. Один из таких памятников – Симбирская аллея менгиров – в настоящее время представлен среди объектов исторического парка музея-заповедника Аркаим.

Аллея была раскопана в 1990 году отрядом археологической экспедиции Челябинского государственного университета под руководством И.Э. Любчанского при проведении археологических исследований в зоне строительства Ильясского водохранилища в Кизильском районе Челябинской области. После проведения исследовательской работы аллея была демонтирована и перевезена в заповедник с целью сохранения памятника, который находился в зоне планируемого затопления. Симбирская аллея менгиров – пример неизвестного культа, широко распространенного в зауральских степях в древности.

Исследованные и открытые в Южном Зауралье памятники можно разделить на 4 типа:

* Одиночные менгиры.
* Аллеи менгиров в виде прямой линии.
* Аллеи менгиров в виде дуги.
* Комплексы менгиров.

Какой конкретной культуре эпохи позднего бронзового века принадлежали менгиры и аллеи менгиров? Какому культу они были посвящены – солярно-лунарному, фаллическому? Что символизировал вкопанный в землю менгир? От кого охраняла аллея? Какую роль играли мегалитические памятники в освоении культурного пространства древним населением евразийских степей? На все эти вопросы сейчас пытаются ответить археологи. Сегодня эти загадочные камни изучены недостаточно, но в ходе исследований разных лет выявились некоторые интересные закономерности.

Практически все изученные мегалитические комплексы находятся в непосредственной близости от памятников эпохи поздней бронзы. Чаще всего это поселения, реже – могильники. Известны случаи, когда комплекс памятников одного времени и расположенных в непосредственной близости представлен: поселение – общинный культовый объект (мегалит) – общинный некрополь (например, памятники микрорайона Система в Карталинском районе Челябинской области, разведки и раскопки В.П. Костюкова в 1989 году и Ф.Н. Петрова в 2001 году). Мегалитические памятники не просто расположены вблизи поселений, но занимают строго определенное положение относительно них. Памятники как бы выстраиваются по некой смысловой линии: поселение – мегалит – могильник/холм. В ландшафте это выглядит следующим образом: река – поселение (например, на первой надпойменной террасе) – далее, по плавно поднимающейся местности – менгир или аллея менгиров (практически во всех случаях это склон ближайшего, зачастую совсем невысокого холма) – далее, на указанной линии будет располагаться вершина описанного выше холма. В некоторых случаях, когда поселения рядом с менгиром или аллеей менгиров не зафиксировано, имеется как бы часть указанной схемы выше схемы: мегалит – могильник. Могильник и в этом случае будет располагаться в ландшафте выше мегалита, как бы заменяя собой или предваряя холм, господствующий над окружающей местностью (например, аллея менгиров Песчанка, раскопки С.С. Маркова, 2002). Преимущественно указанная линия или ось проходит по линии север-юг зачастую с отклонениями. Вероятно, это связано с общим устройством ландшафта, в котором аллея обязательно должна находиться на склоне холма, например, в случае с Симбирской аллеей менгиров аллея находилась к востоку от поселения, то есть поселение соответственно находилось на запад от ближайшего холма. Видимо, расположение культового мегалитического комплекса именно на склоне холма имело особенно важную роль при его устройстве, даже если (в очень редких случаях) рядом с мегалитом не было зафиксировано поселений или могильников. Например, две исследованные в полевой сезон 2002 года аллеи менгиров на массиве горы Чека в Кизильском районе Челябинской области (Чека I и Чека II). В непосредственной близости от этих памятников не обнаружено поселений или могильников, однако, обе аллеи, подобно большинству аллей менгиров Южного Зауралья были выстроены по линии запад-восток и расположены на склоне холма.

Раскопки мегалитических памятников дают самые разнообразные данные. И это, по-своему, еще больше затрудняет их анализ. В сущности, на сегодняшний день исследователи могут с известной долей уверенности сказать лишь то, что хронологическая принадлежность большинства зауральских мегалитов – эпоха поздней бронзы. Это время тесных контактов на территории нашей области алакульских (восточных) и срубных (западных) племен.

Основными результатами раскопок в степной зоне являются материальные следы именно таких контактов. Кроме того, имеется пока единичный случай получения в ходе раскопок материалов черкаскульских (лесных) племен (раскопки мегалитического комплекса Ахуново в зауральской части республики Башкортостан, Ф.Н. Петров, 2003). Также в результате этих раскопок были получены материалы, предположительно датированные более ранним периодом – энеолитом.

В ходе раскопок некоторых мегалитических памятников Южного Зауралья были обнаружены остатки захоронений (трупосожжений и трупоположений, что само по себе говорит о различных культурных традициях или смешении таковых). Являлись ли они следами особых погребений сказать сложно. В случае с трупосожжениями ни могильной ямы, ни соответствующего инвентаря (сосудов или жертвенников) найдено не было. Единственный встреченный случай полного погребального обряда зафиксирован на одиночном менгире Лисьи Горы (раскопки Ф.Н. Петрова, 2003). Погребение было произведено по срубному обряду.

Что же означали эти погребения, совершенные вне традиционного некрополя общины? Может быть, имел место случай аномальной смерти (например, странная болезнь)? Либо умерший имел при жизни некий особый статус? В случае с менгиром Лисьи Горы, где было обнаружено захоронение женщины с двумя грудными младенцами, можно предполагать или смерть от естественных причин, или ритуальное убийство – принесение общиной в жертву близнецов, рождение которых, возможно, считалось дурным знаком, и их матери. Также погребения на мегалитических памятниках могли являться «строительной жертвой» широко известной в культовой практике разных народов (Тайлор, 1989).

Есть и еще одно относительно новое направление в изучении памятников древности и в том числе мегалитических – это археоастрономия. Исследователи, работающие в этом направлении, предполагают, что на мегалитических памятниках могли проводиться некие обряды астрономического характера, связанные с земледельческими циклами. Например, в ходе раскопок Симбирской аллеи менгиров были найдены остатки кремации, располагавшиеся внутри некой деревянной или каменной конструкции. Их расположение выделяет северо-восточное направление относительно центра аллеи. Это направление является общезначимым для пригоризонтной астрономии, так как маркирует направление на восход Солнца в дни летнего солнцестояния, и имело особую значимость в ритуальной (в том числе и погребальной) практике древности. Уместно также упомянуть тот факт, что при раскопках на самом, пожалуй, известном мегалитическом памятнике Европы – Стоунхендже (это одна из наиболее древних обсерваторий) также встречались следы кремации (Дж. Вуд, 1981. С. 227–228). Возможная аналогия в данном случае не позволяет говорить о некоем родстве или преемственности культур, однако может подчеркнуть самим наличием человеческого жертвоприношения особую значимость мегалитического культа в жизни древних обществ.

Особое место в изучении мегалитов Южного Зауралья занимает вопрос о художественной подработке, встречающейся на камнях – зооморфной или антропоморфной, крайне редкой для менгиров данной территории. Почему это так? У исследователей нет никаких оснований считать, что люди бронзового века – создатели удивительной по красоте посуды из глины и мелкой каменной пластики – не умели воспроизводить художественные образы. Известны более древние по времени, относительно менгиров Южного Зауралья, окуневские стелы, на которых можно проследить и достижения в обработке камня, и необыкновенную стилистику. В сущности, все художественные творческие навыки были восприняты человечеством на самом раннем этапе его развития – в древнем каменном веке. «От XXX до X тыс. до н. э. освоены все основные принципы изобразительного творчества – в ансамбле и в отдельных его компонентах, в композициях и в декоре. Создание священного пространства «храма»; канон развернутой на плоскости фигуры; фризовое и геральдическое построение сцены; соотношение вещи и ее воплощения; взаимодействие формы предмета и изображения. К чему бы мы ни прикоснулись, все имеет свои посттипы, постобразы, все получает развитие в последующей многотысячелетней истории искусства человечества» (Лаевская, 1997. С. 23). Однако среди менгиров Южного Зауралья, среди которых лишь в нескольких случаях встречена с трудом угадываемая попытка придания камню какой-то не вполне ясной формы, имеется лишь один достоверный случай нахождения изображения – это одна из двух центральных стел мегалитического комплекса Ахуново. Судя по состоянию изображения на этом камне, а оно весьма плачевное, можно предположить, что само время (геологическое выветривание, которому постоянно подвергался камень) стерло с памятников работу древних мастеров. Но это лишь версия.

Можно также высказать предположение о том, что на большинство менгиров степного Зауралья какие-либо изображения не наносились вовсе. Совсем иной, никак не привязанной к морфологии отдельных камней, была смысловая нагрузка комплексов, аллей и одиночных менгиров. «Сущность древнего искусства, особенно монументального, определялась его особой функцией, отличающейся от функции современного искусства. Не столько отражение, копирование реальности, сколько воссоздание мировоззренческих основ бытия с целью воздействия и на реальную, и на иллюзорную сферы жизни общества – эти представления обусловили специфику создания и функционирования древних памятников такого рода. Искусство создания монумента (стелы, менгира, изваяния и т.д.), таким образом, мыслилось и воспринималось как демиургический религиозно-магический процесс, призванный обеспечить нормальное взаимодействие мира людей с миром богов, предков и героев» (Самашев, Ольховский, 1996. С. 218). Таким образом, мы можем предположить, что для южноуральских строителей мегалитических памятников наиболее значимым могло быть как само устройство, «архитектура» сооружения, так и положение его внутри или вне культурного «цивилизованного» пространства общины.

Итак, как мы видим, проблема исследования мегалитических памятников весьма многогранна. Это относительно новое направление в изучении древних обществ Южного Зауралья. Здесь представляются широкие перспективы для исследований в самых различных областях как собственно археологии, так и поисков в области мифологии, религиоведения, искусствоведения. В полевой работе археологов уже принимают активное участие палеопочвоведы и астрономы, полученные ими данные, расширяют возможности археологов в плане уточнения хронологии и реконструкции духовной жизни древних обществ.

Не утихают споры по поводу корректного наименования памятников. Правомочно ли именовать их «мегалитами»? В самом деле, зауральские менгиры в основной своей массе не так уж велики, хотя встречаются отдельные камни весьма внушительных размеров. Но нам думается, что основным критерием является вовсе не величина конкретного камня. Стоит задуматься над этим культурным феноменом глубже. Неолитические стелы с «личинами», оленные камни разных культур и эпох, скифские «каменные бабы», тюркская поминальная скульптура и, наконец, Эр-Гра и Стоунхендж. На огромной территории евразийской степи тысячи лет стоят древние камни. Установка их не всегда являлось таким уж трудозатратным делом, однако требовала усилий и интеллектуального потенциала всей общины. Так что употребление термина «мегалит» представляется нам вполне правомочным в значении не «большой камень», но «больше, чем камень».

Энергия, вложенная в строительство аллей менгиров или установку одиночных камней, имела скорее духовную природу нежели физическую, и следы этой духовной культуры, оставленные нам древним населением южноуральских степей, еще ждут своей разгадки.

Менгир Северного Кавказа

В различных странах мира и на различных континентах: и в Азии, и в Америке, и в Европе можно посмотреть на мегалитические сооружения под названием дольмены. Кроме дольменов на территории Земли, как в прибрежных частях света, так и в глубине материка можно увидеть загадочные, и довольно странные столбы, которые называют менгирами. Это огромные столбы, которые изготовлены из цельного камня.
Размеры и масса менгиров необычайно большие, например, каменный столб или менгир, который находится во французском городе Локмариакере, достигает в высоту двадцать три метра, а его масса триста тридцать тонн. Когда-то в далёком прошлом он был разрушен, возможно, от рук человеческих, возможно от природного явления. И теперь этот менгир разрушен на 3 части, каждая из которых массой в несколько тонн. Подобные мегалитические строения как менгиры одни из самых распространенных на Земле. Так в некоторых районах Западной Европы можно встретить до 100 менгиров. Кроме того дольмены и кромлехи часто расположены рядом с менгирами, что говорит о их взаимосвязи, которая современному человеку не понятна.

В России имеются дольмены, которые находятся на Кавказе, и их довольно много, а вот менгиров практически нет, либо они разрушены. Те, кто строил эти огромные каменные сооружения, посчитали, что менгирам здесь не место, что вполне вероятно. Но все, же на Северном Кавказе есть один менгир, который считается классическим представителем таких сооружений. Данный менгир располагается в небольшом поселении под названием Хамышки. Менгир, который здесь является местной достопримечательностью, посещают толпы туристов из разных городов России, и даже других стран мира. Этот менгир стоит на левом берегу реки, которую называют Белая, а рядом с ним стоит дольмен корытообразной формы. На этом дольмене написаны петроглифы, а рядом есть каменная чаша. Дольмен был спасён от разрушения, когда его перенесли на сто пятьдесят метров от постройки шоссе, соединившего Гузерипль и Майкоп, на территорию частного парка.

Дольмен стоящий рядом с менгиром ранее был похож на цветок, который поднимался из земли, но скала, из которой сделан этот цветок, раскололась прямо, где находится отверстие. Часть дольмена лежит на боку, а именно та часть, которая была на самом вверху. Рядом с этим местом расположился менгир, он чуть меньших размеров, чем другой, о котором говорилось выше. Тут же есть огромная каменная чаша, которая возможно имела функцию сосуда для жертвенной крови или для священной воды.
Частный парк, на территории которого находятся все эти каменные сооружения, только начинает строиться. Этот парк уже можно посещать, и здесь довольно уютно и приятно побывать. Кроме того, в посёлке Гончарка есть «Музей камней», в котором можно посмотреть на мегалитические каменные менгиры.

Обратимся к некоторым особенностям установки менгиров. Это не вкопанные в землю каменные столбы, а это столб из определенного вида камня. Менгир ставился на плоскую каменную плиту, которая лежала горизонтально поверхности земли, а в ней было сделано специальное углубление. Это углубление было оборудовано специальной вставкой, на которую ставился сам мегалитический каменный менгир. Низ камня засыпался грунтом, укреплялся камнями и дёрном, что бы менгир смог простоять долгое время.

Ахуновские менгиры: послание древних

Последние десятилетия ознаменовались неослабеваемым ростом интереса человечества к своему далекому прошлому, перепросмотру фундаментальных основ дарвинизма, открытию археологических памятников, дающих новые представления о древних укладах жизни нынешней человеческой расы. Среди них — Стоунхендж, Аркаим, Рязанские Спасские Луки, Тибетская гора-пирамида Кайлас и … башкирский Стоунхендж — Ахуновские мегалиты Учалинского района.

Заинтригованные рассказами о башкирских менгирах, мы направились в сторону Ахуново. Нас встретил и.о. главы местной администрации, историк по образованию Амир Харисов.

- В 2003 году археологи из Челябинского научного центра «Аркаим» произвели раскопки на месте установки менгиров, нашли артефакты, взяли их, но с тем условием, чтобы вернуть находки, представляющие ценность для истории Башкортостана. Слово они свое не сдержали. Последние публикации в газетах говорят о том, что в нашем краю много тысячелетий назад проживали представители древнейшей цивилизации — арии, которые затем и построили Аркаим и ушли на восток. Об этом хорошо знает наш краевед Жавдат Аитов — открыватель и хранитель местных памятников истории. Он нигде не учился, сам все постигает и очень многое может вам рассказать.

В том, что Ахуновские менгиры — пригоризонтальная астрономическая обсерватория, Амир Харисов не сомневается. По имеющейся информации, как показали научные исследования руководителей историко-археологического центра “Аркаим” Ф.Н. Петрова, А.К. Кириллова, с помощью мегалитического комплекса жрецы наблюдали за звездным небом, движением солнца и луны, что позволяло вести систематический календарь, содержащий ключевые астрономические даты: дни летнего и зимнего солнцестояния — 22 июня и 22 декабря, а также весеннего и осеннего равноденствия. Полученные данные, утверждают ученые, позволяют рассматривать мегалитический памятник Ахуново как одну из наиболее крупных по количеству наблюдаемых астрономических событий древнюю обсерваторию Евразии. По совокупности археологических и археоастрономических данных можно предположить, что он был построен в IV тысячелетии до нашей эры. Черепки глиняных горшков и кости животных, найденных на комплексе, относятся к позднему палеолиту, то есть им более10 тысяч лет.

Единственным прямым аналогом мегалитического комплекса Ахуново, известным на настоящее время на территории Евразии, является более крупный, но имеющий принципиально аналогичную структуру и отражающий близкий уровень астрономических знаний, английский мегалитический памятник Стоунхендж.

- А наш Жавдат, которому сегодня за пятьдесят лет, еще будучи школьником, когда шло освоение целинных земель, вдруг заявил, — продолжает Амир Искандарович, — что на кургане находится древний могильник и нельзя его тревожить и уничтожать.
Жавдата Талгатовича мы встретили едущим на велосипеде по улице поселка. Он давно работает водопроводчиком, устраняя течи. В машину к нам с велосипеда пересел без лишних расспросов, показывая путь к мегалитам, как и тогда, в 1996 году первым челябинским археологам.

- К месту поклонения этих шаманов я ходил еще мальчишкой, — перво-наперво сказал Жавдат, усевшись в машину. — Моя бабушка с большим уважением относилась к этому месту, ходила туда молиться и считала его древним святилищем, по-нашему: «аулия кабере». В какой-то степени, даже охраняла его. Видимо, по наследству и мне передалась миссия хранителя тайны веков…
Жавдат Аитов знает семь своих поколений, и сколько помнит себя — всегда что-то тянуло его к загадочным камням. Из рода в род передавалась информация о религиозной необычности древнего капища, сельчане обходили его стороной. Даже когда в 1930-х годах неподалеку строили сад колхоза «Красный партизан», камни привозили со стороны, а древний «календарь» не потревожили. Пока не пришло время открыть его миру.
- Именно я показал челябинцам дорогу к камням, — продолжает Жавдат, — а года четыре назад отдал им найденный мною бронзовый медальон — шаманский знак — его носили те, кто установил эти менгиры. Он представляет из себя крест, заключенный в круг. Думал, что они растолкуют его значение, но ни информации, ни креста нет и до сих пор.
Тем временем машина подъехала к берегу речушки Айкреелги и Жавдат указал на несколько отесанных камней (менгиров), установленных вертикально.
- Я сам обратил внимание, что по камням можно определить, в каком месте взойдет солнце, где появится луна. Особенно в полнолуние, — рассказывает Жавдат Талгатович. — Но мне кажется, что у этого «календаря» совершенно другое предназначение. Здесь начиналась шаманская дорога к их святому месту, где они молились Богу. Она проходила между «северным» и «южным» менгиром на восток, в сторону лесов.
«Календарь» представляет из себя 10 менгиров, но еще один, по словам Жавдата, с таинственными рисунками и знаками, жрецы и волхвы взяли с собой или куда-то спрятали.

На западе от объекта располагается гора Услутау высотой 666 метров. Заметим, что вершина Тибетского Кайласа — мирового места поклонения, расположена на высоте 6666 метров. Странное совпадение! Находясь на Ахуновском «Стоунхендже», можно заметить, что весной и осенью, в дни равноденствия, солнце садится именно за Услутау. А это уже не может быть простым совпадением. Услутау в переводе с башкирского означается «пиковая вершина», а Ахуново некоторые фантазеры называют пупом земли. Значит, места расположения менгиров и самого святилища подобраны тщательнейшим образом.
- В древности эта территория почиталась великим истоком и считалась священной, — утверждает челябинец Константин Быструшкин , автор книг «Феномен Аркаима», «Народ богов». — Мегалитический комплекс в Ахуново — более чем обсерватория, более чем Стоунхендж. Для чего древние строители возвели здесь целый мегалитический комплекс?

Ответ на этот вопрос нашелся после тщательных замеров. Оказывается, что линия, проходящая через два центральных менгира, отклоняется от магнитного направления север-юг на 13 градусов. В таком случае северный менгир указывает на главенствующую в этом районе вершину Услутау, расположенную от объекта в 14 километрах. А южный менгир указывает на холм, отделяющий Ахуново от Карагайского бора. А этот холм лежит на одном меридиане с… Аркаимом.
Кроме того, ахуновские «камни» располагаются практически на одной широте с английским Стоунхенджем и с Рязанским «Стоунхенджем» Спасские Луки.

Жавдат Аитов полагает, что подобных «календарей» в окрестностях Ахуново несколько штук, один из них был уничтожен в 1947 году. Все они вместе представляют из себя какой-то завершенный ансамбль, знак, который можно увидеть с высоты, а может даже из космоса. Поскольку, считает краевед, древние люди изучали движение звезд, например, Большой Медведицы, то и наверняка владели секретами астрологии и знали, как влияет расположение небесных светил на земные процессы, и людей. Все ведь в космосе взаимосвязано.

Кстати, уфологии, нагрянувшие в Ахуново, полагают, что данный мегалитический комплекс не что иное, как посадочная полоса для НЛО, или знак для космического разума.. И пара-тройка туристов, приезжающие поклониться «камням», действительно видели над Ахуново летающие светящиеся шары, а Жавдат видел и саму «тарелку», зависшую ночью в 900 метрах от него с бегущими огнями по ее окружности и диаметром около ста метров.

- Обидно, что аркаимцы закроили бронзовый крест, — продолжает возмущаться Жавдат, — не показали, не рассказали миру, а между тем — он символ верования арийцев. Ведь и шаманская дорога ведет на вершину горы — место поклонения и совершения ритуалов, где арийцами сооружена каменная стена длиной 15 метров. Такие громадные камни поднимали, каким способом интересно, если самый тяжелый весит полторы тонны? Там есть два круга. Только показал аркаимцам это место, на следующий год смотрю — там все перекопано… Ну, нельзя так относиться к святилищам… Мне очень обидно… Вот идемте сюда.
Жавдат Талгатович подводит меня к определенной точке святилища.

- Вот здесь стоял главный шаман, жрец и руководил церемонией — обрядом, а вокруг него стояли другие. Они пели, танцевали, били в бубен — разговаривали с богами, стихиями природы. Да и боги жили среди них…
Древние знали, что Бог един и в тоже время множественен, у него много ликов и в качестве природных стихий — огня, ветра, земли, воды. Они знали законы природы и жили с ними в гармонии. Дружа со стихиями и почитая языческого Бога — Рода и божеств — Велеса, Перуна, Митру, Крышня, считает Жавдат, они выращивали прекрасные урожаи, руководили погодой, обеспечивали мир и духовной порядок в селении. Главным божеством у ариев-славян был бог солнца — Ра — бог плодородия, света, ведических знаний, мира, благополучия. Именно ему и был посвящен отданный челябинцам медальон — крест в круге, обозначающий четыре солярных знака в году.
- Кроме того, они обожествляли и исчезнувший третий камень, вероятно, инопланетного происхождения, — удивляет Жавдат. — Черпали от него силы, знания. Где этот камень?

Последние открытия ученых говорят о том, что известный учитель и пророк Заратуштра родился и проповедовал на Южном Урале, около горы Иремель. Он являлся своеобразным проводником божественных знаний о природе, мироустройстве, духовных законах, и одним из основоположников солнечного вероисповедания — зороастризма и митраизма, к которым в последнее время в обществе вспыхнул небывалый интерес. А древние люди, облюбовавшие окрестности Ахунова, никто иные, как зороастрийцы, ушедшие затем в Иран и Индию…

Менгиры лечат от бесплодия?
Одна уфимка, увлекающаяся эзотерикой и всем необычным, рассказала нам, что мегалитический комплекс в Ахуново пользуется славой целителя бесплодных женщин. С чем это связано, узнать не удалось. Может быть, с тем, что центральный менгир имеет фаллическую форму… А может быть и с тем, что здесь почитали бога плодородия… Но
уфимка уверяет, что женщины действительно приезжают в Ахуново и подолгу стоят возле менгира.
- Да, я слышал про это, — подтвердил Жавдат Талгатович. — Наш «календарь» обладает и целительскими свойствами…
… Мы уезжали, а Жавдат продолжал:
- Ахуново располагается между гор, как в тарелке. Где ее центр, главная точка наблюдения жрецов? Надо бы произвести раскопки всех объектов, соединить их мысленно и попробовать расшифровать заложенную в них информацию. Но думается мне, что это никому и никогда не удастся…
А мне подумалось, что мегалитический комплекс несет в себе послание древних нашему времени. Только вот какое? Хорошее или плохое?
Вопрос остается открытым, мы сюда еще вернемся…

Похожие статьи:

АрхеологияАркаим – академия волхвов

ПутешествияАнтон Платов. Мегалиты Русской равнины - Искать не где потерял, а где светло

АрхеологияАрхеологические памятники древних Славян

АрхеологияСтоунхендж - Аркаим: два воплощения одного принципа

АрхеологияКарельский Стоунхендж - Вотто-Ваара

Археолог

рейтинг

+5

просмотров

20131

комментариев

2
закладки

Комментарии