ТрансСиб. Век на службе человечества


Транссиб! Как много в этом слове для сердца путешественника слилось. Вот уж не зря в сталинское время был создан хит "Широка страна моя родная...". Величайшая железно-дорожная стройка в истории человечества, она чудом была закончена за год до "красного октября 1917-го". Транссиб — это главный строительный подвиг наших людей, совершивших невозможное. Почти 10 тыс км протяженности (9,3 тыс. км; точное значение 9288,2 км), 1,5 млрд рублей потрачено из царской казны (в пересчете на современные деньги эта сумма чуть меньше внешнего долга США, хотя я даже где-то и преувеличиваю). 25 лет труда, миллионы жизней, две войны: русско-японская и Первая мировая. Сегодня это пожалуй главная дорожная артерия страны. Она проходит по территории 13 областей, 4 краев, 2 республик, 1 автономной области и 1 автономного округа. На всей протяженности магистрали 87 остановочных пунктов. Технические возможности магистрали позволили ежегодно обслуживать более 100 млн тонн грузов. В регионах, по которым проходит Транссиб, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны, добывается 65% угля, выпускается 25% древесины и осуществляется 25% нефтепереработки. В этом году главная магистраль мира отмечает 125 лет с начала строительства и 100-летие со дня его окончания.

Транссиб или Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена её полная электрификация.

Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы.

Результатом строительства транссибирской магистрали стала возможность к 1905 году пассажирским поездам, впервые в истории следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря у́же — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Начальный пункт: Москва, Ярославский вокзал. Конечный пункт: Владивосток.

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь). На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (по данным советской энциклопедии), в итоге израсходовано было в 5 раз больше.
Часть грузов для строительства магистрали была доставлена Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея.

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в регулярную («правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

5 октября 1916 года в Хабаровске был открыт для постоянного движения последний участок Транссибирской магистрали – мост через реку Амур

Сооружение длиной 2568 метров на тот момент стало крупнейшим мостом в Евразии, благодаря чему было названо «Амурским чудом».

0-вой километр Транссиба в Москве. Ярославский вокзал
Транссиб соединил Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога проходит через 8 часовых поясов и по территории двух частей света: Европе (19,1% длины) и Азии (80,9%). На пути магистрали находится 11 областей, 5 краев, 2 республики, 1 автономная область (Еврейская) Российской Федерации, 88 городов, 16 крупных рек.Ярославский вокзал в Москве
Сегодня Транссибирская магистраль – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами управления, информатизации и связи. Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД.
Фирменный поезд "Россия"
По магистрали проходит самый длинный маршрут пассажирского поезда в мире, который пользуется популярностью не только у жителей России, но и у многочисленных иностранных туристов. Расстояние из Москвы во Владивосток поезд № 1/2 «Россия» преодолевает за 6 суток и 10 минут.

Последний километровый столб Транссиба во Владивостоке с отметкой "9288"
Транссиб играет огромную роль в социально-экономическом развитии страны. В регионах, по которым проходит магистраль, добывается 65% российского угля, осуществляется 20% нефтепереработки и 25% выпуска древесины.

С 2013 года ОАО «РЖД» реализует проект развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей). Его завершение к 2020 году позволит российским предприятиям ежегодно вывозить дополнительно до 66 млн тонн грузов, что будет способствовать росту промышленного производства, созданию рабочих мест, формированию условий для устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока. Общий объём инвестиций в осуществление проекта составит 562 млрд рублей.

Железнодорожный вокзал во Владивостоке
За 2013-2015 годы на модернизацию БАМа и Транссиба направлено 148,1 млрд рублей. Выполнены работы по развитию и удлинению станционных путей (97 км), построено 154 км вторых путей, модернизировано и реконструировано около 3 тыс. км пути, уложено 1,5 тыс. стрелочных переводов, сообщает пресс-служба ВСЖД.

11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.

Транссиб в районе Свердловска (Екатеринбурга)
Направления Транссиба
Северное: Москва — Ярославль — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Томск (Тайга) — Красноярск — Владивосток.
Новое: Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Томск (Тайга) — Красноярск — Владивосток.
Южное: Москва — Муром — Арзамас — Канаш — Казань — Екатеринбург — Тюмень (или Петропавловск) — Омск — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск — Владивосток.
Историческое: Москва — Рязань — Рузаевка — Самара — Уфа — Златоуст — Миасс — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Томск (Тайга) — Красноярск — Владивосток.

Транссиб в "столице Сибири" Новосибирске. Факт: железнодорожный вокзал Новосибирска — самый крупный по площади в нашей стране (30 тыс м2!) и вмещает одновременно до 5 тыс. пассажиров!

Факты
Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — мыс Астафьева и Восточный порт.

Тайшет — пол-Транссиба (4546 км)
По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности.

По состоянию на октябрь 2014 года, самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.

Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия».

На Ярославском вокзале Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке)

В ближайшем времени планируется соорудить туннель, который свяжет материковую часть России с островом Сахалин.

С юбилеем тебя, родной Транссиб! Спасибо за то, что ты верно служишь человечеству! Надеюсь, что когда нибудь ты свяжешь всю Евразию от Владивостока до Лиссабона, воплотив мечту всей евразийской цивилизации в реальность! И вас, дорогие наши железнодорожники, поздравляю с этим знаменательным событием! Пусть путешествие по главной магистрали в истории человечества для вас будет мечтой, которую вы обязаны осуществить при жизни! Доброго вам пути и искренних пассажиров в ваших вагонах!

Использованные источники: Википедия, vetta.tv, baikal-daily.ru

Похожие статьи:

Альтернативная историяСеверная колыбель человечества

КультураМонументы должны порождать гордость за предков

ПоэзияПоэма Аркаим

Документальные фильмыДикая природа России (6 серий) / Wild Russia (6 episodes) (2009) SATRip

ФилософияРусские - Древний и монолитный народ

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+1

просмотров

1167

комментариев

6
закладки

Комментарии