Великое землетрясение Хансин

Великое землетрясение Хансин

Когда-то город Кобе, расположенный в Японии, был самым крупным портом страны, и одним из крупнейших в Азии. Сейчас там проживают чуть больше полутора миллионов жителей, а порт стремительно восстанавливает свои позиции, и находится сейчас на четвертом месте в рейтинге крупнейших японских портов. Через него проходит треть товарооборота страны — весьма приличное значение.

 

Япония привычна к капризам природы, выражающимся в регулярных землетрясениях и цунами. Однако к катастрофе, случившейся в 1995 году, даже видавшие виды японцы оказались не готовы. Сейчас это землетрясение, названное Великим землетрясением Хансин, считается одним из самых “дорогих” — на восстановление города были потрачены колоссальные суммы.

17 января, на часах — 5:46. Всего в 20 км от Кобе, на острове Авадзи, был зарегистрирован первый подземный толчок. Сейсмографы зафиксировали его силу: 7,3 балла по шкале Рихтера. Среди огромного количества ежегодных землетрясений всего 10 приходится на эту магнитуду. Сравнить силу такого толчка можно с ядерным взрывом мощностью в одну мегатонну, они практически эквивалентны. В итоге близость эпицентра и сила толчка сыграли роковую роль: за несколько секунд цветущий Кобе превратился в груду развалин.

Сильнее всего пострадал центр города и порт. Специфика работы последнего предполагала наличие большого количества складских помещений и техники, используемой для перемещения грузов, в том числе — высотных кранов. Все это было повалено на землю и искорежено. Газопровод потрескался, утечка повлекла за собой множество пожаров: уже в первые минуты по всему Кобе насчитывалось более трех сотен очагов возгорания. Большинство строений были деревянными, поэтому можно представить, с какой скоростью распространялся пожар. Хуже всего то, что пожарные бригады не имели возможности добраться ко всем очагам: одно дело, если бы не хватало машин, и совсем другое, когда и без того узкие улочки были напрочь завалены обломками, а сама дорога покрыта сеткой крупных трещин. Автомобильное движение в Кобе остановилось.

Главная достопримечательность Кобе, бетонная автострада Хансин, именем которой в итоге и было названо землетрясение, тоже не выдержала нападок разгулявшейся стихии и похоронила под своими останками сотни людей. Верх инженерного искусства вывел из строя еще несколько автострад. Практически одновременно были уничтожены железнодорожные пути. За несколько минут землетрясение сравняло с землей все строения, а те, которые не успело — уничтожил пожар. То, что каким-то чудом уцелело, было переоборудовано в убежища. Люди были рады хоть какому-то крову, несмотря на отсутствие электрообеспечения и воды.

Нет электричества — нет телевидения. С радиовещанием тоже были перебои, и, по сути, Кобе оказался в парализованном состоянии. Уже после катастрофы удалось подсчитать, что погибло почти 6500 человек. Медицинская помощь была оказана еще 26 тысячам, которых удалось спасти из-под обломков города. В общей сложности страна понесла убытки на 10 трлн иен, или $102,5 млрд. Почти 2,5% ВВП Японии на 1995 год.

Оборотная сторона

Практически все пути в Кобе оказались перекрыты. Ближайшие к городу аэродромы вышли из строя, про автомагистрали и говорить не приходится, как и про железную дорогу. Выжившим горожанам уже начинало казаться, что их бросили на произвол судьбы — ведь они не получали абсолютно никакой помощи, и приходилось справляться своими силами, так, как могли. Отсутствие государственной поддержки привело к изменению настроений в городе, но для возмущения Кобе был слишком обескровлен.

И в итоге произошло нечто, из ряда вон выходящее. На арену вышли якудза. Ранее они не особо показывались в открытую, из тени контролируя игорный бизнес города, но только не сейчас. Якудза повели себя очень интересно. С их стороны не было ни мародерства, ни каких-то ущемлений — отнюдь. Группировка резко перестроилась, и город ожил. Лидеры якудза приказали своим людям организовать все, что необходимо для нормальной жизни, и в самом скором времени в Кобе снова появилось электричество, вода и газ. Платы никто не требовал. Якудза помогали восстанавливать дома, и, по сути, отчасти превратились в социальных работников, снабжая стариков продуктами и необходимыми медикаментами. На какое-то время именно они были представителями власти в городе: тогда как официальное правительство не могло толком решить ни одну проблему города, якудза ухитрялись правдами и неправдами поддерживать нормальную жизнедеятельность в Кобе. Это привело к тому, что авторитет членов группировки, а также их влияние на горожан, возросли в несколько раз. Полагаю, что последствия благотворительности якудзы сказываются до сих пор, но это уже совсем другая история. Как знать, может, они действительно решили проявить милосердие и бескорыстно помочь городу, оказавшемуся в сложнейшей ситуации?

Полному восстановлению Кобе изначально отводилось 10 лет — на этот срок был рассчитан план реконструкции. В два года были заново отстроены все дороги, мосты, и, самое главное — порт, лёгкие города. Неизвестно, сколько зданий планировалось возвести изначально, но уже через 8 лет после трагедии Кобе сиял новенькими 200 тысячами домов. Каждый из них строился по строгому плану, предполагающему антисейсмические меры: катастрофы, которые ждут Японию в будущем, больше не должны принести таких серьезных последствий.

Через 10 лет после землетрясения, когда, согласно расчетам, Кобе должен был только-только восстановиться, он уже входил в число 30-ти самых крупных портов мира. Это говорит о невероятных темпах, которыми велась реконструкция. К сожалению, в Японии действует та же система, что и в России — “пока гром не грянет, мужик не перекрестится”, поэтому только после Великого землетрясения Хансин были выделены приличные суммы из бюджета страны на исследование причин землетрясений и создание точных прогнозов сейсмической активности.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

321

комментариев

7
закладки

Комментарии