Интервью с Всеволодом Ивановым

Интервью с Всеволодом Ивановым

Его яркие и незабываемые картины будоражат воображение, возвращают зрителя в сказку, в былую реальность. Увидев единожды старинный, Ведический мир на полотнах художника, его уже невозможно забыть… а хочется лишь воплотить. 

Одному из талантливейших и выдающихся художников современной России Всеволоду Борисовичу Иванову задавала вопросы сотрудница Музея Славянской Мифологии Ольга Павлова:

Всеволод Борисович, думается, обращение к истории Руси Изначальной не могло быть случайным. Как Вы пришли к теме Ведическая Русь?

Интерес к углубленному изучению истории сложился еще в подростковом возрасте. Но только не благодаря школьным учителям. Школьные программы по истории и качество преподавания были безнадежно скучными. В основу движущей силы истории был положен антагонизм классовых обществ. Отбрасывались в тень и история искусств, и роль личностей и, вообще, все краски прошлого, кроме черного и белого. Оставался один сухой костяк. Вольно или невольно, но учебники по русской истории можно образно представить следующим образом: сплошной серый фон, на ближнем плане отдельные яркие «точечки» едва-едва освещают этот полумрак, а на дальнем плане — непроглядный туман. Вот оттуда, из части бывших школьников вырастали «Иваны, не помнящие родства». Вот и развивалась у части русских психология предателей, низкопоклонство перед Западом, что и сказалось очень негативно во времена Горбачева и Ельцина.

Во второй половине шестидесятых годов на экранах кинотеатров прошли яркие и интересные фильмы, посвященные античной мифологии и истории. Много было приключенческих кинолент по мотивам западной средневековой истории. Тогда мной была прочитана целая масса историко-приключенческой литературы. Я полюбил мир античности, мир западного средневековья. А уж легенды об Атлантиде светили самой яркой звездой на фоне моих интересов.

Естественно, что интерес к Ведической Руси был нулевой. В Советские времена на эту тему не было никакой информации. Но психологически и эмоционально я был готов открыть для себя этот мир.

Когда в восьмидесятые годы я прочитал произведения В.Щербакова — абсолютно смелые и прорывные для тех лет, тогда медленно мой интерес стал сдвигаться к познанию древней Руси. Дальше — больше. Появились книги, написанные великим подвижником науки В.Н. Деминым и другими замечательными авторами. Да и знакомство с Ю.М. Медведевым — искусствоведом и писателем и В.В. Коваленко — профессором МГУ окончательно определило мой путь в творчестве — Ведическая Русь. По этому пути я буду двигаться и дальше до конца жизни.

Да и вообще когда Вы ощутили себя художником? Когда по-настоящему увлеклись живописью? (Можно выделить особые вехи в становлении Вашего творчества).

Любил рисовать еще с первого класса школы. Но с середины шестидесятых годов стал особенно много рисовать цветными карандашами на бумаге. Позже стал в рисунках применять гуашь и акварель. Хотелось выразить свой мир и впечатления на бумаге. Естественно, основными темами были античные мифы и Атлантида. Сохранилось несколько рисунков от тех уже далеко ушедших лет, да и горячий интерес к научно-фантастической литературе способствовал полету воображения.

Стать художником я решил для себя еще в 10-м классе школы. Художником-графиком я ощутил себя в 1972 году. В 70-е и 80-е годы основным интересом в творчестве у меня была графика. Живописью занимался гораздо реже.

После окончания художественного училища, где 4 года одним из основных предметов была живопись, я десять лет почти не прикасался к палитре. Работа художником-оформителем отнимала много времени. С 1988 года тяга к живописи стала возрастать. До 2004 года мной было создано много картин, чаще небольшого формата. Темы — античность, средневековье, церкви, терема, пейзажи миров космоса, диковинные звери. Уже тогда написал 50 больших картин на темы Гипербореи, Атлантиды, Средневековой Руси. С 2004 года создаю полотна исключительно по тематике Ведической Руси, Гипербореи (Даарии), Атлантиды.

1965 год — Повышенный интерес к рисованию

1967 год — Решение стать художником

1974 год — Состоялся как художник-график (Выставки разного уровня)

1988 год — Начало интенсивной работы в живописи

1999 год — Потерял работу художника-оформителя на стадионе и решил больше не связывать свою жизнь с этим видом деятельности. Переучиваться на дизайнера — значило все время отдать этой профессии без малейших надежд заниматься живописью. Выбрал путь свободного художника.

2004 год — Сложился как исторический живописец. Основная тема — Дохристианская Русь.

Кого из русских художников Вы можете назвать своими учителями? Кого цените из нынешних художников и писателей?

Н.Рерих, братья Васнецовы. (Ю.Клевер, К.Сомов, Корин, Рассохин и многие другие.), художники неоакадемического направления 2 половины XIX века.

Кто Вам близок в русской и зарубежной литературе?

М.Ломоносов, А.С. Пушкин. Драмы Островского, А.К. Толстой. Лучшие произведения русской и советской фантастики. Из зарубежных авторов — Г.Уэллс, А.Дюма, К.Дойль, немецкие романтики. Э. Хемингуэй. Р.Брэдбери. Ценю художников, любящих историю Руси, на чьих полотнах присутствуют объективный или романтический взгляд, или то и другое, без догматизма и «нетерпимости». Таких авторов тоже наберется немало. Как известных, так и неизвестных. Позже пришлю список имен этих талантов. Люблю публицистику А. Проханова, Э.Лимонова и других писателей, активно сотрудничающих и работающих в газете «Завтра».

Как Ваше окружение, родные, близкие, «коллеги по цеху» относятся к выбранной теме творчества?

Родные и близкие с пониманием и уважением относятся к выбранной теме творчества. Большинство «коллег по цеху» — никак. Но большинство — это не значит — все.

Такой философский вопрос: А кто такие творцы? Почему люди творят? Вот вы зачем рисуете? Только для собственного удовольствия? Или вы хотите, чтобы ваши работы видели люди, восхищались, переживали?

Художники — это всегда творцы. Как и люди многих профессий.

Один автор стремится сделать что-то новое в живописи, искать свой путь. Другого вполне удовлетворяет дублирование и копирование уже кем-то достигнутых рубежей. Каждый работает на своего зрителя. Один зритель — безнадежный обыватель, другой — новатор и поисковик. Один автор без особого воодушевления будет на холсте создавать авторское повторение своего оригинала. Потому что поиск прошел. Можно только внести больше красивости и технического совершенства, устранив мелкие недочеты. Но третий раз писать одну и ту же композицию настоящему художнику будет мучительно и неинтересно. Иной автор будет многократно копировать произведения других живописцев. Как правило, у него главная цель от такой работы — финансовый расчет. И тот и другой называют себя художниками. И тут не трудно понять, что настоящий творец всегда первичен. Он творит, потому что хочет, чтобы его мысли и грезы не оставались только в его мозгу. Воплощенная на холсте мысль становится достоянием многих. Хорошо при этом, чтобы автор получал денежное вознаграждение за труд, пусть минимальное, но делающее его свободным художником. Если этого нет, то нищета загубит творчество. Как душа человека в этом мире не может жить вне физического тела. Очень хочется, чтобы люди видели картины. Даже те художники, которые работают «в стол», не теряют надежды. Конечно, автору хочется, чтобы зрители понимали, восхищались, переживали, а не ненавидели, глумились или клеветали.

О высоком предназначении искусства. Как Вы определяете Смысл и Назначение своей деятельности, назначение искусства?

Мы живем в довольно сложное и жестокое время. Черноты и серости в мире с избытком. Назначение искусства, в частности и моего творчества, в следующем: в меру своих сил делать жизнь для людей интереснее, познавательнее, красивее, содержательнее. Быть на стороне прогресса и противодействовать регрессу.

В творчестве многих Художников явно отражается дух эпохи, общественные веяния. Как повлиял и влияет на Вас наш стремительный век? Совместима ли Славянская Традиция и жизнь в современном большом городе – мегаполисе?

Да, за свои 58 лет я явился свидетелем многих перемен в жизни страны. Каждые 20 лет мир меняется разительно. Была эпоха советская. Тоже непростая. В моей жизни хватало и успехов и неудач. И я нашел в ней свое скромное место, которое меня удовлетворяло. Была работа художником на спорткомплексе, которую я любил и проработал на ней 19 лет. Думал, что проработаю здесь до пенсии. Но ветер ельцинского времени коснулся всех. Минусы и плюсы советской эпохи сменились на плюсы и минусы нынешней. Хронический дефицит информации в советское время приводил тогда ко многим искаженным взглядам на мир. Был проделан эксперимент, когда русские люди стали советскими. На это ушел почти весь 20 век. Теперь из советских хотят создать россиян. Все это совпало со стремительным развитием техники. Черно-белые, затем цветные телевизоры. Видеомагнитофоны и плееры. Компьютер. Интернет.

Однако для большей части людей совершить поездку от Москвы до Владивостока так же нереально, как и во времена землепроходцев. Разница между шалашом бомжа и дворцом олигарха такая, которую не помнит мировая история. На эту тему можно много говорить, но что имеем, то и имеем. Людям пожилым трудно привыкать и успевать за новшествами, экспериментами и т.д. В «новороссиянские» времена возникла такая социальная система, которую иначе как жестко кастовой и не назовешь. Только на место шудр поставлено очень много русских людей на своей русской земле. Если нищий или бомж — то русский. И тут плавно перехожу к ответу на вопрос о совместимости славянской традиции и жизни в городах.

Я твердо убежден, что труднее всего выжить славянской традиции по сравнению с другими традициями. Биологический ветхозаветный эксперимент на планете земля подошел к концу. Последнюю тысячу лет русский народ — остаток великого суперэтноса русов-ариев, слабеет от поколения к поколению. С каждым столетием русские проливали своей крови все больше и больше. И уже деяниями небожителей кажутся походы Святослава. Да и на льду Чудского озера или при Раковоре, сила, выносливость и воинское умение даже простых ратников была на уровне современных спецназовцев. Еще суворовские чудо-богатыри побеждали малой кровью. Чем слабее становится русский дух, тем тяжелее становилось русским. А выветрить его старались и стараются многие, как на Западе, Юге и Востоке, так и своя «пятая колонна». Да и о чем говорить, когда русский народ потерял свою государственность свыше пятисот тридцати лет назад, когда под напором так называемой Московской Руси пали последние русские государства Новгород и Тверь. Многие народы Российской Федерации имеют свои автономии, где созданы условия для развития их народных традиций.

У русских такой возможности нет. Плевки, брошенные окурки, изгаживание природы, мучительная смерть животных для создания мяса — это малая часть общей жутковатой картины. Если прочитать заповеди Русских Богов — то получится, что современная жизнь в русских землях во всем являет им противоречие. А какое междоусобие царит между русскими. «Нашисты» обязательно хотят бороться с фашистами, даже если те живут только на планете Нептун. Коммунисты не любят «жириновцев» и наоборот. И т.д. и т.п. Все большее влияние приобретает английский язык — этот обрубок русского языка, по правильному мнению пародиста М.Задорнова. Можно приводить много данных «за» и «против», но русская традиция в городах и весях переживает тяжелые времена. Хочется верить, что к кострам героев — одиночек будет примыкать все больше и больше мыслящих или даже просто разочаровавшихся людей. Искра еще не потушена, и пламя может разгореться. Только те народы, в ком сильно национальное самосознание смогут уцелеть на этой планете. Только тот человек, в ком сильно национальное чувство, имеет поддержку богов — наших космических покровителей.

Только национальная культура в ее художественном и эстетическом измерении ведет в будущее народ.

Когда художник творит, он все равно является носителем своей культуры, расы, религии. Даже если и не задумывается об этом. Особенности биологического организма всегда накладывают отпечаток на творчество. Как дымковская игрушка по стилю почти идентична подобным индийским игрушкам. Голос крови ариев? Конечно.

Национальное самосознание — это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности.
Согласны ли Вы с мнением, что национальное самоощущение как интеллектуальный фактор присутствует в творческом процессе? Или, напротив, Художник, погруженный внутрь процесса, не задумывается над этой проблемой, как не задумывается человек над тем, как он дышит.

Искусство сегодняшнего дня не просто повернулось лицом к потребителю. Оно стало его лакеем и холуем. Это о массовом, глобалистическом искусстве. Таких деятелей искусства под девизом «Чего изволите?» или «Родина = Его Превосходительство» хоть «пруд пруди». Но если бы такие люди «творили» и не «изгаживали» чужие творения, то это полбеды. Однако обратных примеров предостаточно. Хоть на соседней улице. Стояло когда-то красивое трехэтажное здание в стиле советского ампира середины XX века. Банкиры его «прихватизировали». Места оказалось мало. Решили пристроить четвертый этаж. Понятно, преисполненные жадности, они отказались от «архитектурных излишеств». Но у архитекторов не оказалось элементарных знаний, чтобы решить задачу правильного соотношения стен и оконных проемов, как это было в классическом стиле. А это букварные азы для любого архитектора. Даже решетку смонтировали какую-то весьма чужеродную. И вот эта «шляпа» легла на когда-то самое красивое здание на этом проспекте. И подобных «шапок» в городе пристроили предостаточно. Или художники-мошенники берут картину малоизвестного датского художника XIX века, что-то подмалевывают и выдают за кисть известного живописца Киселева. Не война или стихийное бедствие уничтожили часть наследия малоизвестного автора. Даже не людской вандализм и тупость. Это более мерзкое явление, которому нет оправдания. Как писал А.С.Пушкин: «Художник-варвар кистью сонной, картину гения чернит». Деятели культуры ушедших столетий никогда не были холуями. Потому и развивалось искусство. Так было, в частности, в общеевропейских стилях барокко, классицизма и модерна, которые коснулись своим дыханием многих граней человеческой деятельности — от заколок и одежды, до архитектуры, музыки и т.д. города были красивыми. Эпохи были красивыми. Каждая страна была ярко индивидуальной. А сейчас низкий ширпотреб в искусстве захлестнул страну. Глобалистическая скука царит в архитектуре. Нет ни одного современного здания, где бы можно было увидеть развитие русской традиции.

Однако в генетике любого здравомыслящего человека не убито чувство прекрасного. Он всегда оценит и поймет художника-творца. Да и русский язык еще не изменился до состояния тарабарского. Так и творчество русского художника должно быть русским, а не «забугорным».

Как вы оцениваете произведения искусства? Нравится — не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы, которыми Вы руководствуетесь и которые позволяют выносить над субъективную оценку?

Нравится — не нравится?

А кто понравится больше — высокий воин-великан, на вершине доблести и духа, как на картине Корина «Александр Невский», или изукрашенный татуировками, обилию которых позавидовал бы людоед из Новой Гвинеи, «паханоподобный» «Новый русский». Кто кому понравится? У каждого свой выбор и вкус. «О вкусах не спорят» — изрекали великие римляне. Как говорил литературный персонаж Питер Блад из книг Р.Сабатини: «У вас есть совершенно свободный выбор — между пером и веревкой». Одному нравится дивная «Корабельная роща» Шишкина или энергетика неистового мазка на полотнах Ван-Гога. Другому — полотна Шагала — напоминающие жутковатые рисунки в диафильмах для детей дошкольного возраста. Какое развитие духа у человека в данный миг жизни, так он и мыслит. Да и «свой свояка — видит издалека». Важно, чтобы такие «свояки» не объединялись в банды или шайки на духовных тропах человечества. 

Рейтинг
последние 5

Инглиизм

рейтинг

+4

просмотров

1617

комментариев

2
закладки

Комментарии