Залом ржи

Залом ржи

Залом (в.-слав. завитка, закрутка, запертенъ, кукла, венок и т. п.) — суеверие у восточных славян (кроме русского Севера) и в пограничных районах Польши (Подлясье), состоящее в том, что пучок скрученных, сломанных или связанных узлом колосьев в житном (реже овсяном), а также льняном, конопляном поле может магическим образом отнять урожай, погубить скот, навлечь болезнь (особенно ломоту рук и ног, головную боль, колтун) или даже смерть на хозяина поля и его близких. 

Крачковский Иосиф Евстафьевич. Вечерняя жатва.     Залом делали в правую и левую сторону, закручивали в узел вместе с золой и присыпали у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия. Вредоносный эффект залома обусловлен характером действия над колосьями (кручение, ломание, связывание) и сопровождающими его вербальными формулами (заговорами) и наступает при условии непосредственного контакта с заломом, поэтому во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить.

Крачковский Иосиф Евстафьевич. Вечерняя жатва.

Залом делали в правую и левую сторону, закручивали в узел вместе с золой и присыпали у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия. Вредоносный эффект залома обусловлен характером действия над колосьями (кручение, ломание, связывание) и сопровождающими его вербальными формулами (заговорами) и наступает при условии непосредственного контакта с заломом, поэтому во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить.

Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы.     Временем наведения порчи посредством залома является период цветения злаков, а также ночь на Ивана Купалу, у русских — Семик перед Троицей; делать залом надо было ночью или в предрассветный час и втайне от всех. В русских духовных стихах залом причисляется к самым тяжким грехам.

Мясоедов Григорий Григорьевич. Косцы.

Временем наведения порчи посредством залома является период цветения злаков, а также ночь на Ивана Купалу, у русских — Семик перед Троицей; делать залом надо было ночью или в предрассветный час и втайне от всех. В русских духовных стихах залом причисляется к самым тяжким грехам. 

Николай Корнилович Пимоненко.     Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет "снопаться", то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.

Николай Корнилович Пимоненко.

Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет "снопаться", то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.

Орловский Владимир Донатович. Жатва.     Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачурованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагают еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.

Орловский Владимир Донатович. Жатва.

Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачурованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагают еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.

Прокофьев А.М. К концу лета.     Жил некогда старик, которого всюду возили "развязывать" заломы старинным и очень мудреным способом. Он вставал по три зари до восхода солнца и нашептывал на воду. А шептать надо долго, так что иной шевелит-шевелит губами и языком, да так и заснет. Нашептанной водой обрызгивал весь загон и потом уже залом срезали и сжигали. Старик этот приносил с собой на загон изломанное колесо, срезанный залом клал в ступицу и сжигал на глазах хозяев: "Залом-залом, взвейся под огнем, рассыпься пеплом по земле, не делай вреда никому! Огонь очищает, болезнь прогоняет", — так говорил он в поле и притом обыкновенно поднимал руку кверху, держа ладони обращенными к огню.

Прокофьев А.М. К концу лета.

Жил некогда старик, которого всюду возили "развязывать" заломы старинным и очень мудреным способом. Он вставал по три зари до восхода солнца и нашептывал на воду. А шептать надо долго, так что иной шевелит-шевелит губами и языком, да так и заснет. Нашептанной водой обрызгивал весь загон и потом уже залом срезали и сжигали. Старик этот приносил с собой на загон изломанное колесо, срезанный залом клал в ступицу и сжигал на глазах хозяев: "Залом-залом, взвейся под огнем, рассыпься пеплом по земле, не делай вреда никому! Огонь очищает, болезнь прогоняет", — так говорил он в поле и притом обыкновенно поднимал руку кверху, держа ладони обращенными к огню.

А.М. Герасимов. Крик перепелов во ржи. 1953     Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы.

А.М. Герасимов. Крик перепелов во ржи. 1953

Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы.

Иван Иванович Шишкин. Жатва. 1850     Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит. Когда опытные хозяева замечают прожин, то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение "Святцам" (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.

Иван Иванович Шишкин. Жатва. 1850

Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит. Когда опытные хозяева замечают прожин, то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение "Святцам" (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.

Зорюков Александр Васильевич. Время жатвы.     Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.

Зорюков Александр Васильевич. Время жатвы.

Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.

Маковский Н.Е. Крестьянский обед во время жатвы. 1871

Маковский Н.Е. Крестьянский обед во время жатвы. 1871

Дубовской Николай Никанорович. Жатва. 1906

Дубовской Николай Никанорович. Жатва. 1906

К. И. Горбатов. Урожай.

К. И. Горбатов. Урожай.

Пластов Аркадий Александрович. Жатва.

Пластов Аркадий Александрович. Жатва.

Куликов Иван Семенович. Жатва. 1930

Куликов Иван Семенович. Жатва. 1930

Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Жатва. 1915

Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Жатва. 1915

Борис Михайлович Кустодиев. Жатва. 1914

Борис Михайлович Кустодиев. Жатва. 1914

Венецианов Алексей Гаврилович. На жатве. Лето.

Венецианов Алексей Гаврилович. На жатве. Лето.

Похожие статьи:

ТрадицииСпожинки - домашний обряд

ПраздникиДидух – древнеславянский родовой новогодний символ

ТрадицииВесенне-летние обряды

ПраздникиС праздником, славяне! С 7522 НовоЛетием!

ЭкономикаНа Украине грядет катастрофа с посевной

Александр Морган

рейтинг

+8

просмотров

3904

комментариев

2
закладки

Комментарии