Как впервые была измерена скорость света

Скорость света в вакууме составляет «ровно 299,792,458 метров в секунду». Мы сегодня можем с точностью назвать эту цифру потому, что скорость света в вакууме является универсальной постоянной, которая была измерена при помощи лазера.

Когда речь идет об использовании данного инструмента в эксперименте, трудно поспорить с результатами. По поводу того, почему скорость света измеряется настолько целым числом, можно сказать, что это и неудивительно: длина метра определяется с помощью следующей константы: «Длина пути, проходимого светом в вакууме за промежуток времени 1/299,792,458 секунды».

Пару сотен лет назад было решено или, по крайней мере, предполагалось, что скорость света не имеет предела, хотя на самом деле она просто очень высока. Если бы от ответа зависело, станет ли она подругой Джастина Бибера, современная девушка-подросток ответила бы на этот вопрос так: «Скорость света чуть медленнее самой быстрой вещи во Вселенной».

Первым, кто обратился к вопросу о бесконечности скорости света, был философ Эмпедокл в пятом веке до н.э. Еще спустя столетие Аристотель не согласится с утверждением Эмпедокла, и спор будет длиться еще более 2,000 лет.

Голландский ученый Иссак Бэкмен был первым известным специалистом, кто в 1629 году придумал реальный эксперимент, чтобы проверить, есть ли у света какая-либо скорость. Живущий в столетии, далеком от изобретения лазера, Бэкмен понял, что основой эксперимента должен стать взрыв любого происхождения, поэтому в своих экспериментах он использовал детонирующий порох.

Бэкмен расположил зеркала на разном расстоянии от места взрыва и позже спросил у наблюдавших людей, видят ли они разницу в восприятии вспышки света, отражающейся в каждом из зеркал. Как можно догадаться, эксперимент был "неубедительным". Аналогичный, более известный опыт, но без использования взрыва, возможно, был проведен или, по крайней мере, придуман Галилео Галилеем только десятилетие спустя, в 1638 году. Галилей, как и Бэкмен, подозревал, что скорость света не бесконечна, и в некоторых своих работах делал ссылку на продолжение эксперимента, но уже с участием фонарей. В своем эксперименте (если он когда-либо его проводил!) он разместил два фонаря в миле друг от друга и пытался разглядеть, была ли задержка. Результат эксперимента тоже был неубедительным. Единственное, что Галилей смог предположить, так это, что если свет и не был бесконечным, то он был слишком быстрым, и опыты, проводимые в таком маленьком масштабе, были обречены на провал.

Так продолжалось до тех пор, пока к серьезным экспериментам со скоростью света не приступил датский астроном Олаф Ремер. Эксперименты с фонарями на холме, проводимые Галилеем, выглядели как научный проект школьника по сравнению с опытами Ремера. Он установил, что эксперимент должен проводиться в открытом космосе. Таким образом, он сосредоточил свое внимание на наблюдении за планетами и представил свои новаторские взгляды 22 августа 1676 года.

В частности, во время изучения одного из спутников Юпитера Ремер заметил, что время между затмениями изменяется в течение года (в зависимости от того, движется Юпитер в направлении Земли или от нее). Заинтересовавшись этим, Ремер делал тщательные записи о времени, когда спутник Ио, за которым он наблюдал, появлялся в поле зрения, и сравнивал, как это время соотносилось с моментом, когда он обычно ожидался. Через некоторое время Ремер заметил, что так же, как Земля, вращаясь вокруг Солнца, становится дальше от Юпитера, время, когда Ио попадает в поле зрения, будет сильнее отставать от времени, отмеченного ранее в записях. Ремер (правильно) предположил, что это происходит из-за того, что свету необходимо больше времени, чтобы пройти расстояние от Земли до Юпитера, если само расстояние увеличивается.

К сожалению, произведенные им расчеты погибли в огне во время пожара в Копенгагене в 1728 году, но у нас есть большой объем сведений о его открытии из историй современников, а также из докладов других ученых, использовавших расчеты Ремера в своих работах. Суть их в том, что с помощью многих расчетов, связанных с диаметром Земли и орбиты Юпитера, Ремер смог сделать вывод, что свету потребуется около 22 минут, чтобы пройти расстояние, равное диаметру орбиты Земли вокруг Солнца. Христиан Гюйгенс позже преобразует эти вычисления в более понятные цифры, показывая, что, по оценке Ремера, свет проходит около 220,000 километров в секунду. Эта цифра еще намного отличается от современных данных, но мы вскоре к ним вернемся.

Когда коллеги Ремера по университету выразили озабоченность по поводу его теории, он спокойно ответил им, что затмение 9 ноября 1676 года произойдет на 10 минут позднее. Когда так и случилось, сомневающиеся были поражены, ведь небесное тело подтвердило его теорию.

Коллеги Ремера были крайне изумлены его вычислениям, так как даже сегодня его оценка скорости света считается удивительно точной, учитывая, что она была сделана за 300 лет до того, как придумали лазеры и Интернет. И пусть 80,000 километров – это слишком медленно, но, беря во внимание состояние науки и технологий в то время, результат действительно впечатляет. К тому же Ремер полагался лишь на собственные догадки.

Что еще более удивляет, причина слишком маленькой скорости была не в расчетах Ремера, а в том, что не было точных данных об орбитах Земли и Юпитера в то время, когда он проводил свои вычисления. Это означает, что ученый ошибся только потому, что другие ученые были не так умны, как он. Так что, если вы поместите существующие современные данные в оригинальные вычисления, которые он проводил, расчеты скорости света будут верными.

И хотя вычисления были технически неправильными, а Джеймс Брэдли нашел более точное определение скорости света в 1729 году, Ремер вошел в историю как человек, доказавший первым, что скорость света можно определить. Он сделал это, наблюдая за движением гигантского газообразного шара, расположенного на расстоянии около 780 миллионов километров от Земли.

Аспирант