Комета Галлея

Когда в 1682 году Эдмунд Галлей изучал в телескоп небо, он вряд ли мечтал о том, что комета, за которой он столько времени следил, однажды сделает его бессмертным. В конце концов он пришел к убеждению, что движущееся тело, за которым он наблюдал, регулярно посещало Солнечную систему, давая о себе знать на протяжении многих столетий.
Эдмунд Галлей родился в Лондоне в 1656 году. Способности к наукам проявились у него очень рано, и уже в девятнадцать лет после окончания Королевского колледжа он опубликовал трактат о движении планет, после чего отправился в путешествие из Африки на остров Святой Елены, расположенный в южной части Атлантического океана, чтобы составить каталог не отмеченных на карте звезд Южного полушария.

В 1720 году он стал полноправным членом знаменитого Лондонского королевского общества и вторым астрономом при королевском дворе в Англии. Помимо того, что Галлей был выдающимся астрономом, он внес также большой вклад в развитие геологии и картографии. Но наибольшую известность ему принесла идентификация кометы, которую люди неоднократно видели в небе, начиная, по крайней мере, с 240 года до н.э.

Все известные ученые того времени полагали, что движение небесных тел подчинено неизменным физическим законам, однако им никак не удавалось обосновать вывод математически. Галлей обратился к помощи кембриджского математика и был ошеломлен, узнав, что Ньютон еще несколько лет тому назад сделал то, что не удавалось астрономам.

Галлей был настолько восхищен потрясающим открытием, что даже обеспечил финансовую поддержку изданию труда “Математические начала натуральной философии" И. Ньютона, в котором тот количественно определил силу притяжения, возникающую между двумя телами. Сегодня эта работа считается одним из величайших научных достижений.

С помощью положения о наличии телами Галлей сам пришел к удивительному выводу. Под действием силы тяжести кометы в Солнечной системе движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, каждый раз возвращаясь в одну и ту же точку после прохождения всей орбиты. Галлею удалось доказать, что небесные тела, виденные в 1531, 1607 и 1682 годах, были не чем иным, как одной и той же кометой, наводившей ужас на многие поколения.

Так два гения подставили плечо друг другу, благодаря чему выиграли и они, и наука.

Кирилл