Макияж: как все начиналось

Макияж: как все начиналось

Вряд ли современная женщина представляет свою жизнь без косметики. С детства запомнился аромат маминой помады и духов, и тот — не побоюсь этого слова — ритуал, которым был для нее процесс накладывания макияжа. Пудра, тени, тушь и помада — все чем она пользовалась. Подчеркнуть там, замаскировать здесь — казалось бы, макияж всегда для того и был предназначен.

 

Косметика в стране Клеопатры

Однако историки склоняются к другому мнению. Краска на тело наносилась и с другой целью, например, для создания росписи на теле перед боем. Считалось, что боевая раскраска оберегала воина во время схватки от ранений, и к тому же была своеобразным оберегом. Более того, узоры имели строгое значение: некоторые выражали почтение к богам, другие обозначали, что этот боец отлично ведет себя в рукопашной, а третьи служили чем-то вроде паспорта, позволяя персонифицировать своего носителя. Имел значение не только узор, но и цвет, и место его расположения.

Декоративная косметика берет истоки в Древнем Египте. Именно там около 4000 лет назад появились первые благовония, мази, и масла. Уточнить дату позволили археологические находки в гробницах. Сохранились и более поздние письменные документы, содержащие рецепты создания косметических средств.

В Древнем Египте и женщины, и мужчины старались подводить глаза. Как мне казалось — для красоты и пущей выразительности, ан нет. Никакого отношения к внешнему виду такая подводка не имела, ее целью была защита. Египтяне верили, что злой дух может завладеть душой человека, проникнув в нее через глаза, потому и отгоняли их при помощи черной краски, в основе которой лежала сурьма и сажа. Позднее добавилась и зеленая. Подводка наносилась тонкой кисточкой от внутреннего уголка глаза к внешнему, и дальше за его пределы — на виски. На веки наносили тертый малахит, пепел, охру; румяна делали на растительной основе, используя цветы и ягоды. Египтянки красили ногти и волосы хной, пудрились и румянились, наносили на губы смесь из пчелиного воска или животного жира с добавлением красного пигмента. Словом, не скупились на средства. Знаменитая Клеопатра даже написала целый трактат с рецептами разнообразных косметических средств, известный как "Лекарства для кожи".

Средства для античного макияжа

Мир Древней Греции и Рима перенял навыки египтян около 1500 лет назад, и вскоре античные красавицы уже вовсю пользовались косметическими средствами. Предприимчивые дельцы очень быстро на этом разбогатели, и вскоре в продаже появились свинцовые белила, которыми щедро раскрашивались барышни побогаче. Они были опасны для здоровья, но применялись до самой Эпохи Возрождения. Так как средний класс и более бедные девушки тоже не желали отставать от моды, то в ход шла пшеничная мука или толченые до порошкообразного состояния бобы. Позднее в Испании появился прообраз нынешней компактной пудры, который готовился из листов пергамента и клея (очень часто такое "средство" вызывало сильное раздражение на коже). Сам Гиппократ не поленился включить в свои труды список средств, которые позволяли женщинам стать красивее прежнего. Модницы осветляли волосы травяными отварами, красили ресницы сажей, делали помаду на основе кошенили или некоторых пигментов (сурик, киноварь), которые довольно негативным образом сказывались на здоровье. Видимо, с тех самых пор и закладывался фундамент для фразы, ставшей афоризмом — красота требует жертв.

О вреде сурика и киновари писал римский врач Клавдий Гален. Думаете, к нему кто-нибудь прислушался? Отнюдь. Более того, римлянки делали из мух, муравьиных яиц и сажи адскую смесь, которая использовалась в качестве туши для ресниц. Но в целом они вполне продвинулись в искусстве макияжа: и женщины, и мужчины пудрили лицо и подводили губы, пользовались румянами и тенями для век. Там же начинает свое становление восковая эпиляция и появляются маски против прыщей на основе ячменной муки и масла. В тот же период при помощи пемзы ухитрялись отбеливать зубы. Именно греки и римляне создали макияж в современном понимании этого слова — процесс нанесения декоративной косметики.

Япония и Китай

Традиционный образ гейши знаком многим: белоснежное лицо, черная подводка на глазах, алые губы. Белый грим — все те же свинцовые белила — не лучшим образом сказывался на состоянии кожи, а потому перед тем, как нанести макияж, гейша натирала лицо и шею небольшим кусочком воска.

В Японии была весьма интересная традиция — девушкам, вступающим во взрослую жизнь, чернили зубы особым лаком, изготовленным на основе черных металлов, танина или устричного порошка. Позднее этот обычай почти исчез, и остался только у женщин среднего возраста, гейш, и публичных женщин.

Если в стране восходящего солнца в макияже присутствовал некий минимализм, то в Китае девушки красились "и за себя, и за того парня". Обилие косметики на лице больше напоминало маску, и красавица даже улыбнуться не могла из-за скованной мимики. Однако это было даже к лучшему — чем сдержаннее и бесстрастнее была девушка, тем лучше считалось ее воспитание. Улыбка или иные проявления чувств не соответствовали этикету того времени и были признаком дурного тона. Особое внимание китаянки уделяли ногтям: у аристократов были даже личные маникюрши, которые следили за состоянием хозяйских ручек и нефритовыми палочками наносили на них лак, сделанный из воска, яичных желтков и природных красителей. Ноготки старались отращивать длинными, и тщательно за ними ухаживали: были даже специальные наперстки, которые часто делали из драгоценных металлов и богато украшали, тем самым подчеркивая социальный статус их хозяйки.

Европа

Средневековая Европа не обращала внимания на остальные страны и взрастила свою моду, согласно которой девушка должна быть худой и бледной. Церковь была категорически против любых действий, направленных на украшательство себя, любимого, но мода диктовала свои условия, поэтому те, кому недоставало аристократичной бледности, щедро пудрили лицо и немного подкрашивали губы. Как и в Китае, приветствовалась высокая линия лба, поэтому волосы подбривали соответствующим образом, часто вместе с ними удалялись и брови. Такой тип лица — бледный, болезненный, с высоким лбом и полностью отсутствующими бровями — считался европейским идеалом вплоть до эпохи Ренессанса, в которую мнение церкви немного отошло на второй план. С XVII века французский двор вносит свою лепту в историю макияжа: бледное напудренное лицо, яркие губы и ногти были в почете и среди женщин, и среди мужчин. Пудрились и обрабатывались ароматическими растворами и тела, и парики. Впрочем, духи применялись не столько для создания приятного шлейфа за аристократичной особой, сколько для того, чтобы заглушить вонь, которую она источала. Мыться там не любили. Зато подводили линии вен голубой краской, подчеркивая тем самым свое высокое происхождение.

В Англии при Елизавете I старались не использовать косметику, считая, что она вредна для здоровья. Вместо этого слегка пощипывали щеки. придавая им румянец, и покусывали губы, чтобы они казались ярче.

Красны девицы на Руси

Сведения о макияже русских девушек довольно противоречивы, и большая их часть идет из иностранных источников. Но все исследователи сходятся в одном: красились на Руси сильно, ярко, и не всегда уместно.

«В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».

Забавно, но Олеарий, которому принадлежат эти строки, в чем-то был прав. В качестве пудры действительно часто использовалась пшеничная мука. Но в чем нужно отдать должное русским красавицам, так это в том, что очень большое внимание уделялось гигиене и состоянию кожи. Для ухода за внешностью применялись отвары и примочки из трав, которые попросту не могли навредить — натуральные средства оказывали только положительное действие. Но вот сам макияж… Густой слой белил, сверху — яркие румяна, и очень часто — густо накрашенные брови. В качестве румян и помады повсеместно применялись соки красных ягод и свекла, для бровей и ресниц — черная сажа или коричневая краска. Причем было признаком дурного тона выйти на улицу не накрашенной, и наносить слой грима приходилось даже красивым от природы женщинам. Окрашивали и волосы, придавая им золотистый оттенок луковой шелухой, отбеливая ромашкой и шафраном. Словом, украшались, как могли.

Сейчас средств для нанесения макияжа столько, что глаза разбегаются. Тональная основа, основа под тональную основу (тавтология намеренная, ибо так и есть), сотни видов кремов, пудры, теней, помад и прочего. Макияж стал настоящим искусством, на поприще которого трудятся тысячи людей, и плодами их труда пользуется большая часть женщин.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

1706

комментариев

13
закладки

Комментарии