7 самураев (1954)/七人の侍 - Shichinin no samurai (1954)


Жанр: историческая драма
Режиссёр: Акира Куросава
Продюсер: Содзиро Мотоки
Авторы сценария: Акира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
Оператор: Асакадзу Накаи
Композитор: Фумио Хаясака
Кинокомпания: Toho
Длительность: 203 мин.
Бюджет: 2 млн $
Страна: Япония
Язык: японский
Год: 1954
 

Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…
Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.
Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.

В ролях:
Семь самураев
Такаси Симура — Камбэй Симада (яп. 島田勘兵衛 Симада Камбэй), лидер группы
Ёсио Инаба — Горобэй Катаяма (яп. 片山五郎兵衛 Катаяма Горо: бэй), второй самурай, нанятый Камбэем
Дайсукэ Като — Ситиродзи (яп. 七郎次 Ситиро: дзи), третий в группе
Минору Тиаки — Хэйхати Хаясида (яп. 林田平八 Хаясида Хэйхати), самурай, нанятый Горобэем
Исао Кимура — Кацусиро Окамото (яп. 岡本勝四郎 Окамото Кацусиро), юноша из аристократической семьи
Сэйдзи Миягути — Кюдзо (яп. 久蔵 Кю: дзо:), мастер меча
Тосиро Мифунэ — Кикутиё (яп. 菊千代 Кикутиё), седьмой член группы

Крестьяне
Кокутэн Кодо — Гисаку, старейшина деревни
Каматари Фудзивара — Мандзо
Кэйко Цусима — Сино, дочь Мандзо
Ёсио Цутия — Рикити
Юкико Симадзаки — жена Рикити
Бокудзэн Хидари — Ёхэй

Бандиты
Харуо Накадзима — Бандит

***
В связи с тем, что 15 августа Япония объявила о своей капитуляции во Второй мировой войне, я решил по данному случаю добавить изюминку Востока — самое известное произведение Акиры Куросавы "7 самураев". Фильмы Куросавы сегодня показывают достаточно редко. Широкую известность Куросаве принесла картина "Расемон", снятая по мотивам рассказов Рюноскэ Акутагавы. В России он снял картину "Дерсу Узала" по роману В.К. Арсеньева. Данный фильм описывает Японию времен начала Нового Времени (XVI — XIX вв.). Фильм появился во многом благодаря тому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки» (историческом фильме о боевых приключениях самураев), причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство из-за небольшого промаха, допущенного в течение этого дня. Но сценарий не складывался, Куросава поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии, и появился сюжет о самурае, нанявшемся за пищу и жильё защищать крестьян от разбойников.
Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма — какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.
Длительность оригинальной версии «Семи самураев» составила 203 минуты; даже для проката в Японии фильм был сокращён почти вдвое (оригинальная версия демонстрировалась только в крупнейших городах). Ещё один сокращённый вариант — до 141 минуты — был создан специально для экспорта, в этой версии фильм шёл в Европе и в США; лишь в 1975 году зрители увидели авторскую версию «Семи самураев».
Премьера фильма в Японии состоялась 26 апреля 1954 года; «Семь самураев» быстро завоевали популярность как в стране, так и за рубежом и стали объектом многочисленных подражаний, из которых наиболее известным является фильм Джона Стерджеса «Великолепная семёрка». Премьера в советском прокате состоялась в апреле 1988 года.

Ценность фильма
Фильм занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.

В фильме «Семь самураев» впервые введен такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён.

В фильме впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного самурайского холодного оружия и огнестрельного, которое воспринимается как несовместимое с воинской честью. Ружья в фильме есть только у бандитов, из самураев делает выстрел из ружья только «недосамурай» Кикутиё, и только один раз. Впоследствии в других фильмах Куросавы этот мотив был усилен и подчеркнут — например, в «Телохранителе», — и достиг кульминации в фильме «Тень воина», где сначала Такэда Сингэн был смертельно ранен из ружья снайпером, а в финале все войско клана Такэда уничтожено ружейными залпами. Подобный способ показан и в фильме «Последний самурай» с Томом Крузом и "Затойчи" с Такэси Китано.

Сюжетная завязка «Семи самураев» использовалась во многих фильмах. Даже сюжет анимационной картины «Приключения Флика» студии Pixar в первой половине фильма почти полностью копирует «Семь самураев». В роли крестьян выступают муравьи, в роли бандитов — саранча. В одном эпизоде был почти дословно процитирован эпизод из «Семи самураев», а именно момент, когда убитые горем крестьяне понимают, что даже если их деревня откупится от бандитов, её жителей всё равно ждёт голодная смерть.

Факты
Актёр Сэйдзи Миягути, который играл мастера меча Киудзо, на самом деле никогда не владел фехтованием. Впечатление его боевого мастерства создано правильно выбранными ракурсами съемки боевых эпизодов и филигранным монтажом.
Студия Toho несколько раз пыталась остановить съёмки фильма, так как по общему мнению его ждал полный финансовый провал, а режиссёр постоянно выходил за рамки отведённого ему бюджета. Каждый раз Куросаве приходилось настойчивыми уговорами убеждать продюсеров возобновить финансирование.
Съёмки финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей.
В одном из эпизодов фильма есть момент, который позволяет установить точную дату происходящих событий. В украденном свидетельстве о рождении Кикутиё сказано, что он родился во втором году периода Тэнсо, что соответствует 1574 году, и Камбэй заключает, что, следовательно, Кикутиё сейчас всего 13 лет. Учитывая особенности отсчета возраста в Японии (новорожденный ребёнок считается однолетним), события «Семи самураев» разворачиваются в 1586 году.
Все погибшие самураи, включая «недосамурая» Кикутиё, погибли от огнестрельного оружия.
Роль Кикутиё стала любимой для актёра Тосиро Мифунэ, который всю жизнь помнил каждое произнесённое его героем слово.
В 1960 году вышел американский ремейк «Семи самураев» — фильм «Великолепная семёрка». Действие в нём было перенесено на Дикий Запад, где семеро ковбоев-стрелков защищают от бандитов мексиканскую деревню. Акира Куросава считал этот ремейк достаточно верным оригиналу (с учётом разницы культурных традиций Японии и США). Любопытно, что по желанию Н. С. Хрущёва американский фильм был закуплен для показа в Советском Союзе, а после отставки советского руководителя советская кинокритика писала об искусстве Куросавы в хвалебном тоне, осуждая профанацию гуманистического японского сюжета в американском боевике, что, тем не менее, не поспособствовало выходу «Семи самураев» на широкий советский экран вплоть до 1988 г. (тогда как «Великолепная семёрка» продолжала появляться в советских кинотеатрах и на телеэкране). Впоследствии были поставлены ещё несколько ремейков, гораздо менее значительных и художественно состоятельных (например, «Великолепная семёрка гладиаторов», «Битва за пределами звёзд»). Существует аниме «7 самураев» (2004), в котором сюжет, имена и характеры главных героев повторяют фильм Куросавы, но действие перенесено в будущее. Также 17 эпизод 2 сезона анимационного сериала Star Wars The Clone Wars посвящён Акире Куросаве. В основе сюжета этого эпизода лежит такая же история, но действие происходит на одной из планет вымышленной вселенной. Перед началом серии появляется титр с посвящением памяти Акиры Куросавы (англ. in memory of Akira Kurosawa).
В 1981 году киностудией им. Горького был выпущен фильм «Шестой», в котором в первые годы после гражданской войны в провинциальном городке молодая советская милиция вступает в схватку с бандитами.
Все огнестрельное оружие в фильме абсолютно исторично: это старинный японский мушкет: танегасима.

Цитаты фильма:
— Что ты делаешь?
— Знамя. Это то, что поднимает боевой дух. Вот — это крестьяне, но имеется в виду вся деревня.
— А эти круги?
— Это мы.
— Но их шесть! А как же я?!
— Ты — особенный, тебя я нарисовал в виде треугольника.

Каждая хорошая крепость нуждается в изъяне, чтобы привлечь противника.

Замечательно. Вы все похожи на пугал. Только бандиты не вороны!

— Семь…
— Ты сказал четыре, так что я старался.
— Вообще-то я подумывал о десяти самураях, но решил, что если я скажу десять, вы приведете пятнадцать человек.

Если наездник хорош, даже кляча побежит галопом.

Несмотря на то атакуешь ты или защищаешься, ты бежишь. Если не можешь бежать, сражение заранее проиграно.

Личная рецензия
Поделюсь своими впечатлениями от фильма. О нем я узнал достаточно давно, еще лет в 10-12, когда увлекался историей Японии. Багаж с тех пор у меня накопился приличный, сохранилось множество литературы, включая сборник японских легенд и преданий "Волшебная Япония", а также собрание японских мифов "Кодзики". Однако посмотреть мне удалось его лишь 10 лет назад, и то — случайно. Я в то время изучал французский, причем приходилось делать это на дому у преподавательницы, и случайно заметил у нее DVD фильма, который решил взять домой на просмотр. Картина произвела на меня глубокое впечатление, причем я так увлекся его просмотром, что чуть пропустил игру Кубка УЕФА между ЦСКА и "Осером", которую армейцы крупно выиграли со счетом 4:0. В итоге я досматривал последние 20 минут матча, когда игра была по сути сделана. Позже я глянул тот матч полностью в записи. Отрадно, что ЦСКА 10 лет назад стал первым обладателем еврокубка среди российских команд, но тем не менее, я не пожалел, что посмотрел самую известную работу Акиры Куросавы. Так что всем, кто забыл или еще несмотрел, настоятельно рекомедую. Фильм-легенда и никакие ремейки с его оригиналом в сравнение не идут! Жизненный и во многом утверждающий фильм, ничуть не уступающий западным историческим картинам, а в чем-то и превосходящий их.

Похожие статьи:

ПолитикаЖириновский-Эдельштейн призывает к переселению японцев в Россию

РемеслаО Матрешке

ПолитикаУничтожено много подземных баз Нового Мирового Порядка. Часть 1

ЭкономикаТокио вновь оскорбился на визит российских чиновников на Курилы

ПолитикаУничтожено много подземных баз Нового Мирового Порядка. Часть 2

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+2

просмотров

1262

комментариев

5
закладки

Комментарии