Новый Гулливер (1935)

Жанр: мультипликационный, комедия
Режиссёр: Александр Птушко
Авторы сценария: Серафима Рошаль, Григорий Рошаль, Александр Птушко
Операторы: Николай Ренков, Иван Шкаренков
Композитор: Лев Шварц
Кинокомпания: Московская кино-фабрика
Длительность: 73 минуты
Страна: СССР
Год: 1935
 

Пионер Петя Константинов в качестве награды как лучшему «Юному осводовцу» Артека получает любимую книгу — «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе с другими пионерами, своими руками отремонтировавшими парусную лодку со звучным именем «Артек», он отправляется на прогулку к ближайшим от пионерского лагеря островам Адалары. Там на отдыхе ребята просят вожатого прочитать им вслух Петину книгу. Сам же «лучший осводовец» во время чтения уснул и… описанные в книге события повторились вновь.

Первый фильм Александра Птушко

В главных ролях: Владимир Константинов, Иван Юдин, Иван Бобров, Фёдор Брест, Михаил Дагмаров, Юрий Хмельницкий

Интересные факты:
Сценаристом фильма был Сигизмунд Кржижановский, но в титрах его имя не указано.
В начальных титрах фильма название «Московкая кино-фабрика» написано с ошибкой: пропущена буква «с».
Многие сцены, в которых участвовали куклы и живой актёр, снимались покадрово, как обычные кукольные фильмы. При этом актёру приходилось долгое время находиться неподвижно, пока снимались фазы движения кукол.
При озвучивании мультипликационной части фильма лилипуты говорили ускоренными голосами взрослых. Петя же, наоборот, говорил замедленным голосом подростка.
Фигурки капиталистов были вылеплены в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые, на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной, индивидуальной. Фигурки же рабочих были менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из пластилина, на проволочном каркасе. Их фигуры целиком из одноцветного материала, с хорошо прорисованными чертами лиц, но при этом невозможно даже понять, есть ли на них рубашки. Сделано это было специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.
В фильме иногда смешиваются эпохи:
капиталисты разъезжают в автомобилях, но в старинных париках;
Фо-Ля изображён во фраке, но носит обтягивающие лосины и парик;
солдаты используют противогазы, но одеты в латы (хотя в целом их силуэт напоминает французских солдат конца Первой мировой — Межвоенного периода).

Начальник тайной полиции одет в «мушкетёрский» костюм XVII века, с ботфортами и широкой шляпой с пером, а первый министр уже по моде начала XVIII — в парике, камзоле и панталонах. В то же время полицейские одеты, как классические английские «бобби» — в плащах-пелеринах и высоких шлемах, а пожарные экипированы в форму, типичную для первой половины XX века и 1930-х годов.
Небольшой ляп: хотя Петя во сне был в английской одежде, при нём нашли спичечный коробок, членскую книжку Осводовца и тетрадь по родному языку, всё с надписями на русском. Лилипуты, разумеется, и читают и говорят на русском, все постановления и указы также на русском. Но на арсенале написано «ARSENAL».
Для Владимира Константинова, на 15 году жизни сыгравшего Петю, это была единственная роль в кино. Через несколько лет он был призван в армию и участвовал в Финской войне. Позже учился в Инженерно-строительном институте имени Куйбышева, откуда добровольцем ушёл на фронт в 1941 году и воевал в 7-й Бригаде морской пехоты КБФ, которую позже переформировали в 72-ю стрелковую дивизию (позднее 72-я Павловская Краснознаменная стрелковая дивизия). Погиб 26 марта 1944 года южнее населённого пункта Вайвара-Кирик, в 18 километрах западнее Нарвы.
В книге «Одноэтажная Америка» Илья Ильф и Евгений Петров упоминают, что во время прогулки по Бродвею видели «Нового Гулливера» в американском прокате.
О фильме за его техническое новаторство с похвалой отзывался Чарли Чаплин

Похожие статьи:

Русское делоА нас Рать

Художественные фильмыЗолотой ключик (1939)

Художественные фильмыИлья Муромец (1956)

Художественные фильмыСадко (1952)

Художественные фильмыРуслан и Людмила (1972)

Magyar Szabad

рейтинг

0

просмотров

1376

комментариев

1
закладки

Комментарии