Экологические традиции сельского населения Печорского района Псковской области

Экологические традиции сельского населения Печорского района Псковской области

Жизнь народа взаимосвязана с окружающей его природой. Знания, накопленные человечеством в течение тысячелетий, закреплялись в форме народных традиций и передавались от поколения к поколению, как коллективный общественно-исторический опыт. Они входили во все сферы человеческой жизни. 

Столетиями природопользование жителей сел и деревень не нарушало природного равновесия. И это не оттого, что людей тогда было меньше, а потому что в традиционном природопользовании учитывались все мельчайшие особенности той природной среды, в которой располагалось село или деревня.
Население приграничного Печорского района, на территории которого расположен наш профильный лагерь «Эколог», неоднородно по своему этническому, возрастному составу; люди имеют разное образование и разную веру. В результате миграционных процессов XX и начала XXI века население района характеризуется сравнительно низкой долей коренных жителей и, соответственно, высокой - пришлых, что не способствует закреплению природоохранных традиций, положительных стандартов экологического поведения.

Территория наших исследований находится в зоне регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». 

В 2007 году в списке исследовательских работ, предложенных участникам учебно-полевой практики в лагере «Эколог», появилась абсолютно новая тема под названием «Экологические традиции местного населения». Под «экологическими» подразумевались традиции природопользования и охраны природы, а также традиции, связанные с верованиями, праздниками, почитанием объектов природы. 
Эта работа заинтересовала нас по многим причинам.
Во-первых, население деревни в основном люди пожилые, но именно они берегут традиции родного края. В ходе нашей исследовательской работы мы узнали об этих традициях и записывали их. Значит, они не пропадут, что крайне важно.
Во-вторых, в ходе нашей работы мы имели дело с живыми людьми, каждый из которых по-своему интересен.
В-третьих, тема была интересна для нас своей новизной. Мы не знали, что получится у нас в конце, и поэтому стремились сделать больше и лучше.
С нашей точки зрения, изучение экологических традиций населения будет способствовать пропаганде и сохранению этнокультурного наследия края, и поэтому мы решии начать изучение экологических традиций населения Печорского района Псковской области.

Природа Руси

В ходе работы мы хотели:
1. Выяснить, какие виды растений, и каким образом используются в домашнем хозяйстве местных жителей.
2. Установить, связан ли сбор «даров леса» для личных нужд с нанесением вреда природе?
3. Выяснить, с какими видами животных, обитающих в окрестных лесах, происходили встречи людей, к каким животным есть особенное отношение (негативное или позитивное).
4. Выявить фольклорно-этнографический материал о мире леса.
5. Определить отношение местных жителей к растущей рекреационной нагрузке на лес со стороны отдыхающих.
6. Установить, какие правила природопользования люди считают безопасными для леса.

Материалами нашей работы являются сведения, полученные в ходе опросов жителей деревни Раково и Трынтовских хуторов Новоизборской волости Печорского района Псковской области.
В начале работы мы определили предметную сферу вопросов. Составив несколько вариантов опросников, выбрали наиболее подходящий, с нашей точки зрения, вариант. С помощью одной из местных жительниц составили примерный список людей, рассказ которых мы хотели бы услышать. В ходе работы мы, предварительно договорившись о времени визита с человеком, шли к нему домой, опрашивали его, записывая рассказ на диктофон. Кроме этого, с согласия респондента фотографировали его. Обработка записи включала в себя ее прослушивание на компьютере, расшифровку и паспортизацию. В конце нашей работы мы систематизировали полученные данные и сделали выводы, оформили работу и представили ее на итоговой конференции в лагере.

Используемые нами вопросы:
1. Что Вы берете от леса?
2. Какие породы деревьев используются в Вашем доме для дров?
3. Используете ли Вы в хозяйстве сок деревьев?
4. Делаете ли Вы какие-либо настои, отвары, заготовки из даров леса?
5. Есть ли в Вашей семье какие-то обычаи, связанные с лесом?
6. Ходили ли в Вашей семье когда-нибудь на охоту?
7. Есть ли у Вас какие-нибудь способы (заговоры) для охоты?
8. Любите (используете) ли Вы мед / откуда Вы его берете?
9. Есть ли у Вас какие-нибудь приметы, связанные с лесом, его обитателями?
10. Какие животные в Вашей семье считались особенными?
11. Слышали ли Вы о каких-нибудь животных, связанных с нечистой силой?
12. Знаете ли Вы песни/легенды о лесе, его обитателях?
13. Используете / использовали ли Вы лес как место отдыха?
14. Как Вы думаете, что нельзя делать в лесу? 

Лес

Кроме того, мы поддерживали разговор, если респондент говорил о чем-то дополнительно.
В связи с тем, что традиционно сельские поселения Печорского района малолюдные (система хуторов и малых деревень), всего нами было опрошено 11 человек в возрасте от 42 до 84 лет.
За период исследований было сделано 14 фрагментов аудиозаписи общей продолжительностью 6 часов 38 мин.
Среди наших респондентов преобладают женщины в возрасте от 50 до 70 лет, имеющие высшее образование. Примерно одинаковое количество людей проживает в Печорском районе или всю жизнь, или небольшой срок, до 10 лет. В общем можно сказать, что население очень неоднородно.
Вся жизнь местного населения тесно связана с лесом.
В питании сельских жителей важное место занимают продукты собирательства: грибы, ягоды, лесные орехи.
Из ягод у местных жителей наиболее популярны земляника, черника, клюква, малина, брусника. Реже собирают голубику (гоноболь) - 2 опрошенных, по 1 человеку вспомнили про калину, рябину, ежевику, клубенику.

Интересны способы заготовки ягод: например, клюкву перетирают деревянным пестиком с сахаром и хранят в погребе, заливают водой, варят с яблоками, замораживают. 
Главина Е.Т. считает клюкву не только вкусным продуктом питания, но и лекарством от высокого давления: в возрасте 82 лет сама собирает ягоды в значительном количестве («…в мяня летось было 3 ведра смолото…»).

Некоторые из опрошенных нами людей считают, что самая полезная ягода – свежая, заготовок почти не делают, зато едят в сезон вволю (Горлова К.В.).
Из грибов собирают белые, подосиновики, подберезовики и лисички, сыроежки и моховики, белые грузди, маслята, рыжики, сморчки и строчки. В одной из семей сбор лисичек является статьей дохода: сами они их не любят, считают «резиновыми», но собирают и сдают. Грибы сушат, солят, маринуют, замораживают, жарят и варят. Практически все опрошенные сказали, что любят собирать грибы, даже если употребляют их в небольшом количестве. Некоторые респонденты сказали, что грибов сейчас стало меньше, чем раньше; жаловались на профессиональных сборщиков грибов, которые, приезжая на поезде в Ливомяэ, освоили окрестные леса.
Двое респондентов сообщили, что заготавливают красные мухоморы, но используют их не в пищу, а для приготовления лекарства. Причем рецепт приготовления практически одинаковый (спиртовая настойка), но Кадаямяги А.И. рекомендует это лекарство исключительно для наружного применения и рассказывает о случае отравления мужчины, случайно выпившего этот настой; а Анашихина Н.И. говорит об этом препарате еще и как о лекарстве для приема внутрь при онкологических заболеваниях.

Более 60% опрошенных нами людей в сезон используют березовый сок, некоторые раньше заготавливали его на зиму. Его собирают двумя способами: надламывают веточки березы и на них подвешивают бутылки, или в стволе дерева просверливают отверстие. 

Из трав местные жители используют зверобой, тысячелистник, чабрец, подорожник, мать-и-мачеху, сабельник, душицу, ромашку, землянику, мяту, лопух, крапиву. 
Травы заваривают, как чай, и пьют повседневно, или используют как лекарство. Лопух и подорожник используют в свежем виде как пластырь на раны. В семье Горловых очень любят щавель, варят из него щи и даже заготавливают на зиму. Попова В.В., кроме традиционных настоев и отваров, делает растительные ароматические масла, а так же ранозаживляющую мазь на основе живицы (смолы деревьев хвойных пород).
Главина Е.Т. заготавливает веники из веток разных деревьев и кустарников для кормления коз.

Природа

Кадаямяги А.И. использует мох в качестве подстилки в хлеву для домашнего скота. Говорит, что когда подстилка со мхом, навоз получается хороший, «легкий». 
Банные веники заготавливают из березы и, реже, из дуба; Главина Е.Т. парится еще и «страпивой» (крапивой).
В заготовке дров выделяется три подхода: часть населения используют сухостой, буреломные деревья, старые деревья из сада; часть - бревна от старых построек; часть населения заготавливает дрова в лесу или покупает их у заготовителей. Из пород деревьев для отопления используются: береза, сосна, ольха, липа, яблоня, причем большинство указывает, что предпочтения определенной породе деревьев нет. Главина Е.Т. рассказала нам, что недавно приобрела в Соколове «хоромину» - т.е. бревна от разобранного старого дома, для отопления своего.

9 человек из 11 опрошенных любят и употребляют мед, покупают его у окрестных пасечников (Раково, Малы). Анашихина Н.И. рассказала, что она сама и ее родные пьют мед диких пчел и ос через соломинку, если случайно зацепят гнездо. Главина Е.Т. лечится укусами пчел и считает этот способ очень эффективным
Из млекопитающих животных наши респонденты отмечают следующих: лисы, белки, ежи, хорьки, зайцы, лоси, кабаны, олени, косули, бобры, волки, енотовидные собаки. Зограф И.А. говорила об одичавших котах. Некоторые отмечают активность животных вблизи человеческого жилья: кабаны роют картошку в огороде, лиса «...недавно прокрАдалася, боялась, что курят утащит…». Некоторые из опрошенных особо выделили активность лис, говорили о бешенстве, которым заражены эти животные.

Из птиц местные жители отмечают следующих: куропатки, утки, рябчики, журавли, серая цапля, белый лебедь, совы, гуси на пролете, чайки, ласточки, аисты.
На охоту ни в одной из семей в настоящее время не ходят.

Интересно расхождение мнений по поводу гадюк. Трое из наших респондентов их панически боятся, Анашихина Н.И. даже перестает собирать ягоды и уходит из леса или из болота, если видит гадюку. Двое респондентов сказали, что вообще-то к змеям относятся спокойно, но убили нынче гадюк, так как они заползли прямо на их усадьбы. Кадаямяги А.И. сказала, что убивает гадюку всегда, как только ее увидит: «…если встретила гадюку, то обязательно должна ее убить!». Она же рассказывает, что убитую змею она кладет в бутылку и заливает водкой, делая растирку для лечения ушибов и синяков. А вот Главина Е.Т. змей не боится, говорит о себе: «…ходит баба бОсая…». 

А Зограф И.А. рассказала два интересных случая. По ее словам, когда они жили на лесном хуторе, внук выходил к лесу и свистел, и на свист выползала гадюка. Второй случай связан с рецептом, как избавиться от гадюк на участке. По словам Ирины Аркадьевны, этот совет ее знакомым дала пожилая местная жительница: ни в коем случае нельзя говорить слово «гадюка», так как это обзывательство, обидное для змей. Нужно назвать их «ползучие» и вежливо попросить уйти. 
На вопрос о связи каких-либо животных с нечистой силой большинство людей отвечали, что не верят в это.

Как место отдыха лес используют почти все опрошенные нами люди. Некоторые имеют свои любимые места, считают, что прогулки по лесу успокаивают нервную систему. У некоторых есть любимое время прогулок, например, после дождя. Пожилые люди выражали сожаление, что не хватает сил ходить в лес.

Природа России

Вспоминая приметы и обряды, связанные с лесом, многие скрытничали, стеснялись, отказывались говорить, ссылаясь на то, что ничего не знают и не помнят.
Тем не менее, практически во всех семьях на Троицу около дома ставят березку. Одна из приезжающих на лето женщин нам сказала, что «…на Троицу ставим березку, чтобы местные жители не шипели…». И если в некоторых семьях втыкают веточки березы, то кое-кто ставит деревца. Главина Е.Т. рассказала, что из своего детства она помнит, что на Троицу ставили целое дерево «…посерёд улицы…», а детей угощали крашеными в желтый цвет яйцами. После праздника дерево использовали для топки печи. Желтый же цвет яиц обусловлен тем, что их красили не в отваре луковой шелухи, как на Пасху, а в отваре березовых листьев. Эти сведения целиком соответствуют описанию празднования Троицы в книге «Историко-этнографические очерки Псковского края».
Раквер З.И. сказала, что к Иванову дню она ставит к иконам цветы «баженки».

В Вербное воскресенье практически все респонденты ставят к иконам веточки вербы, некоторые «стебают» в Вербное воскресенье или в Егорий (6 мая) скотину вербой, чтобы не болела. 
В отношении примет наши респонденты дали нам не очень много информации. Тем не менее, приметами поделились Вариксоо Г.Н., Раквер З.И., Григорьев Н.И., Главина Е.Т.
Евгения Трофимовна очень образно рассказала о своей примете: «Стали мы у дОму елки сажать, а лесник-то и говорит: «Хозяйка, зря ты елки сажаешь, в домУ ни онново мужика не будя…». Она считает, что эта примета сбылась, т.к. вскоре умер ее муж, дочь разведена, а внучка пока не замужем. Вариксоо Г.Н. назвала нам много примет, связанных с предсказанием погоды. Но, в основном, это приметы «книжные», хотя, как сказала Галина Николаевна, «…они действуют…». А вот Зограф И.А. считает, что в связи с изменением климата все в природе сбилось и приметы «не работают».
Люди, проживающие на этой территории 10 лет и более, сходятся во мнении, что за последние годы произошло резкое увеличение количества отдыхающих в окрестных лесах, что совсем не радует местное население. Жители говорят, что очень часто на этой территории проводятся туристические слеты, соревнования по ориентированию, туристические походы школьников и другие подобные мероприятия, сопровождающиеся одновременным пребыванием на ограниченной территории огромного количества человек (до нескольких сотен). В связи с увеличением количества личного автотранспорта берега Обдеха стали очень доступны и популярны для неорганизованных отдыхающих из Печор, из Пскова и даже Санкт-Петербурга. Главина К.В. выразилась так: «… безумное количество туристов…». С сожалением люди отмечают, что в лесу вырубаются деревья, увеличивается количество мусора и кострищ, уменьшается количество грибов и ягод. Григорьев Н.И. выразил мнение, что поджоги хороших участков леса производятся лесозаготовителями специально, для дальнейшей вырубки.
Вот какие правила советуют соблюдать приходящим и приезжающим в лес местные жители:
Не мусорить - 8 человек.
Не жечь костры - 7 человек. Зограф И.А. уточняет: «…не разводить костры на новых местах…».
Не рубить здоровые деревья – 2 человека.
Собирая грибы, срезать их аккуратно (Григорьева Т.П.), Раквер З.И. уточняет: не «выбарывать» мох.
Ягоды собирать вручную, без специальных приспособлений – 1 человек.
Не охотиться – 1 человек.
Кроме интересной информации по природопользованию и охране природы, мы узнали от опрошенных людей некоторые интересные исторические и этнографические факты.
Несмотря на то, что Раково и окрестные хутора находятся в зоне проживания сето, большинство опрошенных с сето общаются мало. Тем не менее, у Анашихиной Н.И. мать русская, а отец сето; а у трех женщин мужья – сето. Их называют «полуверцами», говорят, что у них свои традиции и обычаи, что живут они обособленно. В то же время, у Григорьева Н.И. хорошие отношения с «соседями за речкой» - представителями сето.

Лес

Также в ходе опроса мы узнали, что часть деревни Раково называлось Подгорье, что одно их популярных мест не берегу Обдеха называют «Ливакерве», что в переводе по смыслу: «песчаный берег». Узнали, что раньше на Обдехе располагалось не менее 5 мельниц, которые принадлежали братьям Егору и Михаилу.
В семье Вариксоо мы увидели домотканое свадебное полотенце с очень интересным народным узором, которое передается в семье по женской линии уже около 200 лет, и ее дочери это полотенце подарила бабушка - сето. В отношении фамильного серебра – женских украшений – она пересказала нам рассказ своего свекра: «…последний раз я видел «тяпочки» (цепочки) когда Юкка (муж Г.Н.) был маленький, к лисапеду прикручены, ён по грязи ездил. Наши тяпочки (пуд серебра), в какой-то луже в Махнове потеряны…». Она же выразила сожаление, что в советское время не ценилась старина, потеряны корни.
Зограф И.А. говорит, что большинство песен полуверцев с очень заунывным мотивом, больше похожим на плач или стон. Горлова К.В. вспоминает из своего детства очень красочные певческие праздники в Печорах. А от Кадаямяги А.И. мы услышали припев одной из песен, которую пела ее свекровь - сето примерно 45 лет назад, и назвать ее «заунывной» никак не можем.

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что:
1. Местное население очень неоднородно по возрасту, образовательному критерию.
2. Местное население активно использует ягоды, грибы, сок, лекарственные растения в личных целях, наиболее употребляемыми являются: земляника, черника, малина, белые грибы, подосиновики, подберезовики и лисички.
3. Дары леса используются в пищевых и лекарственных целях; как корм и подстилка для скота; для отопления домов.
4. Окрестности леса населены достаточно большим количеством животных, с которыми происходят встречи наших респондентов. Некоторые животные страдают от людей.
5. Большинство опрошенных нами людей негативно воспринимают растущую рекреационную нагрузку на лес, знакомы с правилами экологически грамотного поведения.
6. В ходе опроса мы попутно получили интересный этнографический и исторический материал. Небольшое количество информации по обрядам, песням объясняется тем, что респонденты не помнят их или скрывают, некоторые стесняются.

Результаты своего исследования мы представили на итоговой конференции лагеря «Эколог», на IV Международной научно-практической конференции «Изборск и его округа», а также на Финале Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Папина Наталья, объединение «Исследователи природы» МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»; 
Жирова Диана Николаевна, заместитель директора МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»

Похожие статьи:

ПриродаМагия природных духов

Кухня7 самых полезных русских продуктов

ДеревняЛечебный сад

ПриродаПтичья спевка в утреннем лесу

Александр Морган

рейтинг

+6

просмотров

5682

комментариев

0
закладки

Комментарии