Аокигахара: страшная легенда Японии

Аокигахара: страшная легенда Японии

… Они некоторое время слоняются неподалеку перед тем, как пойти по тропинке, а еще они стараются ни с кем не встречаться глазами.

Кадзуаки Амано, кассир торгового центра “Lava Cave”

 

Аокигахара — буквально “Равнина синих деревьев” — очень живописный национальный парк. Он расположен на острове Хонсю, неподалеку от Токио, у самого подножия царственной Фудзи. Другое название — “Дзюкай”, море деревьев. Туристы питают к этому месту самые нежные чувства, и здесь часто можно увидеть отдыхающих из ближайших городов — чистый воздух и красивая природа так и манят гостей из мегаполисов. Помимо пикников, можно выбрать один из туристических маршрутов на Фудзияму по ее северной стороне, или пройтись по огороженным тропинкам в самом лесу, осмотреть “Ледяную” и “Ветряную” пещеры.

Лес полностью оправдывает имя Дзюкай — деревьев там действительно много: в масштабах Японии, когда каждый клочок земли эксплуатируется во благо населения, отдать почти 35 км² во власть природы — серьезный шаг. Правда, он не совсем добровольный.

Ученые так и не установили точную причину, по которой лава с последнего крупного извержения Фудзиямы (1707 год) обошла стороной один из склонов. На тонком плодородном слое, который появился здесь с предыдущего извержения, и зародилась Аокигахара. Земля здесь — вулканическая порода, которую чрезвычайно сложно было обрабатывать простыми ручными инструментами вроде лопат или мотыг, а потому люди попросту ее забросили и хвойные деревья взяли верх. Их корни не смогли пробиться вглубь, и во многих местах выходят наружу, образуя причудливые переплетения среди кусков скальной породы, давным-давно выброшенных из жерла вулкана и уже покрытых вековым слоем мха.

Со стороны это выглядит так, словно кто-то огромный пытался выкорчевать лес, да только не довел дело до конца, оголив корни и бросив свою задумку. Это еще больше подчеркивается множеством пещер и расщелин: некоторые из них изнутри покрыты слоем льда, растопить который не под силу даже летнему зною.

Держитесь тропы

И сотрудники национального парка, и бессчетное множество предупреждающих табличек на границе Аокигахары, и яркие заголовки в путеводителях и на туристических сайтах предупреждают — ни в коем случае нельзя отклоняться от безопасного маршрута. Дело в том, что в этом лесу очень легко заблудиться: кривые корни и стволы вековых гигантов похожи, как близнецы, а оглушающая тишина, обеспеченная густотой леса и его расположением в низине, только усиливают паническое состояние. А, как известно, нет хуже врага, чем паника — если растерялся и испугался до истерики, то вряд ли получится самостоятельно покинуть Аокигахару. Компас не поможет: он тут не работает из-за магнитной аномалии, образованной огромными залежами железной руды под лесом, и это тоже изрядно давит на психику.

Практически все аномалии, которыми природа наделила Дзюкай, можно объяснить с научной точки зрения, но суеверный человек только пальцем у виска покрутит — ведь точно известно, что люди не могут выбраться из Аокигахары, потому что их не отпускают юрэй — полчища призраков. “Классический” юрэй — светящаяся безногая фигура с рубиново-красными глазами. Японцы верят, что после смерти встретиться с духами предков смогут не все: если не был соблюден погребальный обряд, или причина ухода в мир иной далека от естественной, то покойный превращается в “беспокойного” и становится юрэй — мстительным демоном.

В некоторых японских селениях до сих пор популярны рассказы об обычае убасутэ. Его суть состоит в том, что “лишние рты”, которые семья не могла прокормить — стариков и детей — увозили в Аокигахару на верную смерть. На самом деле это было невозможно, так как подобный поступок не только был уголовно наказуем, но и противоречил самому восточному менталитету, а потому подобные рассказы заслужили свою популярность именно несовместимостью с реальной жизнью. Но, как говорится, осадочек остался — и Аокигахара превратилась в достопримечательность с весьма печальной историей, лесом, где стена деревьев молча наблюдала за страданиями несчастных, и глушила их плач своей тишиной. Плакали они, пока были живы — а потом злоба одерживала верх над скорбью. Местные жители, сильнее прочих подверженные суевериям, до сих пор считают, что юрэй практически “отлавливают” на краю пешеходных тропинок одиноких путников, и их души пополняют призрачное сборище.

Популярность в ХХ веке

Ваша жизнь является бесценным даром от ваших родителей.

Подумайте о них и о вашей семье.

Вы не должны страдать в одиночку.

Позвоните нам [номер телефона]

Плакаты с такой надписью развешаны при входе в лес. Необычный пейзаж, тишина и легенды о юрэй, окутывающие Аокигахару — три столпа, на которых взросло и поныне зиждется движение самоубийц в сторону Дзюкай. Этот лес — второе в мире место по популярности среди задумавших суицид. Вдумайтесь в эти цифры: начиная с 1970, каждый год там ведется официальный поиск тел, количество которых порой достигает сотни. Буквально несколько десятков шагов в сторону с ближайшей тропинки — и можно воочию увидеть вещи, принадлежавшие тому, кто никогда не вернется из Аокигахары живым: обувь, сумки, предметы одежды, куски веревок и пустые блистеры от таблеток, или иные упаковки от препаратов. Повешение и отравление здешние самоубийцы предпочитают всему остальному.  

Все обязанности по поиску, эвакуации, хранению, передаче родственникам или захоронению найденных тел возложены на три ближайшие деревни: Нарусава, Асивада и Камикуисики. На эти цели в бюджет ежегодно закладывается 5 млн йен, но этого недостаточно, чтобы организовать хранение невостребованных тел: только в 2000 году все спецморги были переполнены, за 230 самоубийцами, которых волонтеры и полиция вытащили тогда в ходе прочесывания из чащи Аокигахары, так никто и не пришел.

Местные органы самоуправления пытаются вести работу по предупреждению новых самоубийств. Цитата в начале этого параграфа — один из плакатов, на котором указан телефон доверия. Дорога и тропинки просматриваются с видеокамер, в местных магазинах не найти веревку или какие-то сильнодействующие медикаменты, а сотрудники супермаркетов и собственно парка всегда начеку: наблюдая за посетителями, они уже научились вычислять потенциальных самоубийц среди обычных туристов. Остается только сообщить полиции, или попытаться предотвратить происшествие самостоятельно. Некоторые “посетители” особенно бросаются в глаза, и не заметить их просто невозможно: обзаведясь привычкой носить строгий костюм в повседневной жизни, они не изменяют ей и в подобную минуту. Мужчина в офисной одежде на тропинках Аокигахары смотрится настолько нелепо, что ему предстоит только одна дорога — в ближайший полицейский участок.

Несмотря на серьезные превентивные меры, найти всех не получается. Некоторые особо упорные в своем стремлении личности забираются в такие дебри, что и следов потом не отыскать — дикие собаки и лисы, коих в лесу в избытке, быстро уничтожают все признаки преступления.

След из прошлого

Япония — довольно благополучная страна. Так откуда тогда столько желающих самостоятельно расстаться с жизнью? Исследователи предполагают, что все дело в менталитете: много веков подряд формировалось понятие чести, напрямую связанной с социальным статусом. Утрата последнего предполагала и потерю первой: то есть, если человек потерял работу, то расценивает это не как временный отпуск и возможность сменить род деятельности, а как худшее из зол, и просто не видит другого выхода. Кроме того, полицейские регулярно находят рядом тела мужчины и женщины. Самоубийство по сговору — если влюбленные не могут быть вместе, то они решаются вместе уйти из этой жизни, чтобы соединиться в следующей. Увы, вера в это столь сильна, что полиция и не пытается разбираться в причинах когда находит рядом два разнополых трупа — для них все очевидно.

Не последнюю роль в увеличении количества паломников, у которых билет только в одну сторону Аокигахары, сыграла литература, в частности, книга, в которой автор характеризует этот лес, как прекрасное место, чтобы умереть. Более 1,2 млн экземпляров этой книги разлетелось по всей Японии, и некоторые из них находят в чаще Дзюкай рядом с телами.

Неудивительно, что самоубийство стало одним из символов Аокигахары, — это тот случай, когда люди сами создали легенду, сами в нее поверили, и продолжают поддерживать всеми силами — за счет жизней 70-100 человек каждый год.

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

1304

комментариев

3
закладки

Комментарии