Яшма: камень архитекторов и ювелиров

Яшма: камень архитекторов и ювелиров

Согласно легенде, полированная пластина из яшмы украшала центральную часть нагрудника святого Петра. Яшма была одним из двенадцати камней, превратившихся в основание города Иерусалима. Такое отношение к ней вполне объяснимо, достаточно вспомнить, от какого слова происходит название камня: “яспис” в переводе с греческого означает “пестрый”, “яркий”. Природная окраска яшмы уникальна, именно поэтому уже тысячи лет она ценится не только ювелирами, но и архитекторами.

 

Дар богини

Было бы несправедливо упоминать роль яшмы в легендах, относящихся только к христианству. Человечество было знакомо с ней задолго до появления этой религии, и высоко ценило камень и за красоту, и за набор полезных качеств. Среди археологических находок, относящихся к эпохе палеолита, числятся яшмовые наконечники для стрел. Сколы камня были достаточно прочными и острыми, чтобы первобытные охотники проявили интерес к яшме и вооружились стрелами, несущими удачу: ведь цвет такого наконечника напоминал цвет крови, а, значит, охота будет плодотворной. Примерно в том же ключе относились к изготовлению орудий труда. Вера во всесильность яшмы привела к тому, что вскоре из нее начали изготавливать амулеты, предметы быта и украшения. Пока готовила статью, попыталась вспомнить — был ли на свете камень, не прошедший через сито эзотерики и оккультизма, камень, в котором не видели панацею для решения проблем в какой-то области? Поразмыслив, пришла к выводу, что такого камня нет и никогда не было. Яшма тоже не стала исключением. Одна из легенд, связанных с ней, появилась в Японии. В Стране восходящего солнца верили, что императорский род ведется от Ниниги но Микото — внука богини солнца Аматэрасу. Перед тем, как отпустить Ниниги на землю, Аматэрасу вручила ему множество даров, каждый из которых обладал волшебной силой. Среди них был меч, вселяющий во владельца доблесть и силу, зеркало, отражающее его внутреннюю чистоту и мудрость (и помогающее сохранить и то, и другое), и яшмовое ожерелье. Роль последнего состояла в том, чтобы усиливать некоторые черты характера своего обладателя, в частности, благородство, любовь к человеческому роду и щедрость. Для бога, чья миссия выполнялась среди людей, каждая из этих черт была незаменимой. После завершения своей задачи на земле (помочь остальным богам японского пантеона свойти к людям и освоиться среди них) Ниниги оставил сокровища Аматэрасу своим потомкам. Правящая династия передавала их из поколения в поколение, и, как говорят, дары богини до сих пор хранятся в святилище императорского дворца.

Врачеватели, в великом множестве имевшиеся среди античных греков, рекомендовали своим недавно родившим пациенткам носить яшму в качестве укрепляющего средства. То же относилось к новорожденным младенцам: считалось, что камень бережет неокрепшие организмы от болезней и злых сил. Гиппократ, основываясь на каких-то своих медицинских выводах, советовал носить яшму людям, страдающим от эпилепсии и лихорадки, так как полагал, что камень облегчает течение обеих болезней. Римляне переняли у греков очень многое, включая и отношение к яшме: там тоже обращались за помощью к этому камню, но действовали немного иначе: на гладкой поверхности минерала следовало вырезать имя больного, и потом уже “пользовать” яшму при любой болезни. Все-таки панацея.

Но судьба яшмы с приходом христианства все же отличается от большинства ее минералогических собратьев. Последние чаще всего получали статус “бесовского отродья”, и Церковь старалась всячески отлучить прихожан от использования камней в лечении, искренне считая, что с их помощью вызывают демонов и портят жизнь окружающим. Словом, сплошной негатив. Яшму подобное отношение обошло стороной, даже наоборот: камень в глазах верующего человека стал олицетворением стойкости и скромности, одухотворенности, чистоты души. Естественно, с таким отношением христиане использовали яшму везде и всюду, где только была возможность. Инкрустации из яшмы появились в украшениях священников, окладах икон, церковной утвари и внутреннем убранстве храмов. Будучи верующим человеком, Мануил, один из византийских императоров, как-то преподнес жителям Афонской обители яшмовую чашу: он считал, что вода или пища, употребленные из этой чаши после искренней молитвы, не нанесут никому вреда. Чаша должна была обезвредить яд, который мог содержаться в питании насельников, и поддержать их здоровье во время отшельничества.

Для меня оказалось новостью, что в России на яшму не обращали особого внимания вплоть до XVIII века. Дело в том, что крупное месторождение, “материал” с которого можно было бы использовать в промышленных масштабах, было открыто как раз в середине XVIII века. Мелкие кусочки породы, которые удавалось найти до этой поры, применялись для изготовления небольших поделок вроде крестиков и крошечных иконок. Настоящий расцвет яшмы начался с разработкой уральского месторождения, и здесь уже мастера-резчики смогли проявить весь свой недюжинный талант, не ограничиваясь ни в области применения изготавливаемых предметов, ни в их размерах. В стране появились и стали очень популярными яшмовые светильники и вазы, мебель, инкрустированная камнем самых разнообразных оттенков, а во дворцах и домах знатных особ — комнаты, для отделки которых использовалась все та же яшма.

Михайло Васильевич Ломоносов среди прочих своих интересов уделял огромное количество времени минералогии, и предложил издать указ, в котором население страны привлекалось бы к сбору различных горных пород:

Малые, а особливо крестьянские дети, вешнею и летнею порою, играя по берегам рек, собирают разные камешки и, цветом их увлекаясь, в кучки собирают, но, не имея отнюдь любопытства, ниже зная пользу, оставляют или в реки бросают для забавы.

Ломоносов собирал информацию для книги “Российская минералогия”, в которой стремился предоставить информацию обо всех горных породах и минералах страны. Яшму же он называл одним из главных сокровищ российских недр, и приравнивал ее значимость к ценности янтаря, хрусталя и жемчуга. С особым трепетом к яшме относился Пушкин: известно, что поэт был очень суеверным человеком. Он выбрал именно этот минерал в качестве одного из своих многочисленных амулетов, верил, что именно браслет из зеленой яшмы приносит ему удачу в любовных делах, а потому не расставался с ним, если предстояло свидание с очаровательными музами.

Минеральный коктейль

На фоне сказанного выше о времени обнаружения уральского месторождения и, соответственно, начала добычи яшмы в России, информация о том, что именно Россия занимает первое место в мире по качеству этого минерала и его разнообразию, вызывает некоторый диссонанс. Именно в нашей стране находятся самые лучшие месторождения — в окрестностях Орска и Миасса, и возле Змеиногорска. Что касается всемирного распределения залежей яшмы, то тут практически нет ограничений — она встречается везде, начиная от Индии и Японии и заканчивая Францией, США и Германией. Но — не то качество.

Если смотреть на яшму с научной точки зрения, то минералогия определяет ее как ювелирно-поделочный, декоративный камень. Основной “состав” — кварц и халцедон, но, благодаря наличию в породе примесей, цветовая палитра яшмы весьма велика. В основном ее цвет определяется окислами железа и марганца, поэтому чаще всего встречается зеленый и красный камень. Но природа не терпит однообразия, — ни один минералог не может предугадать, сколько процентов, какого окисла и какого качества встретится в следующем камне. Яшма может быть светло-серой, черной, голубой, коричневой, желтой или красной. Очень редко на свете появляется однотонный камень — не зря же ее прозвали “пестрой”, поэтому в ходу крапчатые, полосатые или пятнистые экземпляры. Впрочем, это ничуть не умаляет ее красоты. Отдельно хочу отметить существование в природе так называемой пейзажной яшмы. Над этим камнем природа потрудилась особо: его срез представляет собой полноценный пейзаж, причем даже присматриваться особо не нужно.

Такие самородки относятся к одной из условных групп, на которые ученый мир разбил данный вид минерала — пестроцветной, или пятнистой яшме. Эта группа отличается большим разнообразием рисунков и структур: пятна или концентрические кольца, реже — “парчовый” или “ситцевый” узор. Следующей условной группой выделяют одноцветные минералы, с большим процентом гранита в составе: здесь встречаются красно-серые, серо-синие, кофейные, серо-зеленые и буро-красные камни. Еще одна часть минерального семейства — полосчатые, или ленточные камни. Их внешний вид можно предугадать уже по названию: слои разной толщины и цвета чередуются, образуя уникальный узор на срезе. В этой группе преобладает зеленый цвет, но нередки розовые, желтые и темно-красные “ленты”.

Яшма в литотерапии

Помимо привычного использования в ювелирном деле и архитектуре, яшма занимает не последнее место в камнелечении. Со времен Гиппократа (а, может, и раньше) лекари верили, что одно из свойств яшмы — помочь организму в восстановлении сил, обновлении, избавлении от негативных влияний окружающего мира и выведении шлаков. Даже Авиценна, многие из трудов которого спасли в свое время жизнь не одного человека, верил в чудодейственные свойства яшмы и всегда носил ее при себе: арабский врач считал, что она предотвратит кишечные заболевания, поэтому крепил камень на одежде, в области тела, нуждающейся в защите.

Здесь обязательно надо отметить, что “сфера действия” яшмы напрямую связана с ее цветом. Красные камни повышают артериальное давление, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, лечат “женские” болезни и останавливают кровотечения. Зеленые больше относятся к психическому здоровью, нормализуя сон владельца и вытаскивая его из затяжной депрессии. Синие или голубые прожилки на яшме говорят о том, что этот экземпляр будет верным помощником в лечении мочеполовой, дыхательной и зрительной систем, а оранжевый камень поможет привести организм в тонус и восстановить привлекательный, свежий внешний вид.

Оккультисты любят яшму за ее способность аккумулировать положительную энергию, передавая ее носителю, и вытягивать из него отрицательную. Примечательно, что многое зависит от формы камня: яшмовый шарик послужит аккумулятором, а вытянутый шлифованный кусочек минерала — магнитом.

Раньше родители нерадивых школяров стремились подсунуть заветный камешек под подушку чада. Считалось, что, если ленивый ученик поспит в таком положении хотя бы одну ночь, то уже наутро в нем проснется непреодолимая тяга к знаниям. Хотелось бы проверить, если честно — не скажу, что нерадивая, но порой информация усваивается не так быстро, как хотелось бы. А яшма как раз способствует активизации работы головного мозга, поэтому считается амулетом для путешественников, исследователей, и вообще любого человека, чья жизнь связана с наукой. Кроме того, минерал помогает наладить более прочные связи с окружающим миром: укрепить дружбу или семейные отношения, установить нормальное, живое общение с коллегами.

Изделие из яшмы, будь то шкатулка или вазочка, станет комнатным источником чудес, если его поставить на видном месте: поможет выправить финансовую ситуацию и защитит от ссор.

Дело рук человека

Говорят, что дело мастера боится. Интересно, боялась ли яшма прикосновений резчика, чьей задачей было изготовление очередного предмета роскоши? Если принимать во внимание тот факт, что оттенков яшмы хватит на воз и маленькую тележку, то неудивительно, что ее использовали в качестве поделочного и отделочного материала еще со времен царя Гороха.
В Средние века яшма относилась к числу самых ценных трофеев, добытых в ходе войны, а знатные вельможи и высокопоставленные представители Церкви не брезговали принимать ее в дар. Последние, рассмотрев яшму повнимательнее, тут же подвели под нее свою “доказательную базу”: дескать, красная яшма олицетворяет кровь Христа, зеленая — благочестивые помыслы, а желто-коричневая — отпущение грехов. Ловко, не поспоришь.

Изобретение станков для резки по камню несколько упростило (и вместе с тем усложнило) жизнь мастеров-камнерезов. Невероятные запасы уральской яшмы сподвигли отечественных умельцев на создание вещей удивительной красоты, причем напольные вазы — далеко не самые сложные творения их рук. Твердый минерал идеально подходил для изготовления облицовки, которую использовали в отделке колонн и залов, а также каминов и статуй, деталей мебели (вроде столешниц) и огромного количества предметов интерьера, призванных украсить ту или иную комнату: подсвечников, посуды, обрамлений картин и зеркал, шкатулок и многого другого!

Чтобы вы могли представить себе масштабы изделий, которые творили наши мастера, приведу в пример Большую Колыванскую вазу. Иногда ее именуют “царицей ваз”, причем весьма справедливо: эта красавица из зелено-волнистой яшмы является самой большой вазой в мире. Вес громадины — 19 тонн, внешний диаметр — чуть больше пяти метров. Когда “девушку” доставили в Эрмитаж, то ей пришлось четыре года ждать, прежде чем ваза заняла свое место в экспозиции музея. Дело в том, что в течение этого времени мастера возводили отдельный фундамент для яшмовой “царицы”, а потом пришлось еще и стену разбирать, чтобы доставить ее к “месту поклонения” — в двери музея ваза просто не проходила.

 

Велена

рейтинг

0

просмотров

455

комментариев

6
закладки

Комментарии