Тайны Сигирии

Тайны Сигирии

Очень часто, не имея возможности побывать воочию в какой-либо интересной для меня стране или местности, я оказываюсь там в своем воображении, собирая информацию и готовя очередную статью. Описывая достопримечательности, факты и легенды, словно переносишься в это место, и знакомишься с его историей — с самых глубин времени.

 

Почти в центре острова Шри-Ланка находится Сигирия. Круглое плато скалы с таким красивым названием поднимается на 170 метров над равниной, — некогда здесь был вулкан, но он давным-давно потух, а на из его магмы родилась Сигирия. Место оказалось пригодным для жизни, и вскоре здесь поселились буддийские монахи — словно специально для них время создало пещеры в скале. Многим позднее, почти через тысячу лет, Сигирия была избрана для строительства уникального в своем роде дворца, появление которого стало логическим завершением истории, наглядно показавшей — придворное закулисье, интриги и жажда власти прекрасно чувствуют себя в мире людей как сейчас, так и в V веке, — об этих событиях рассказывает эпическая поэма, весьма популярная на Шри-Ланке.Тогда Шри-Ланкой правил царь Дхатусена. У него было два наследника — старший Кассапа, рожденный наложницей, и младший Моггаллан, законнорожденный, появившийся на свет в браке с супругой Дхатусены. Именно Моггаллан должен был взойти на престол после своего отца, и стать вторым в этой королевской династии Шри-Ланки, однако Кассапа был категорически не согласен с подобным положением вещей, и в 473 году он получает вожделенный трон — с этого момента он известен в истории как Кассапа I. Сговорившись с придворным военачальником, который давно точил зуб на государя, сын наложницы успешно осуществляет дворцовый переворот. Дхатусена в тюрьме, и у него слишком мало влиятельных сторонников, чтобы вернуть законному правителю корону, но Могаллан — наследник престола все еще жив, и уже вне досягаемости. Справедливо опасаясь скорой расправы, он сбежал из родной страны в Южную Индию, где затаился на неопределенное время.

Военачальник был очень убедителен: Кассапа искренне верил, что где-то во дворце отец хранит несметные сокровища. Он навестил заключенного, и потребовал выдать местоположение драгоценностей. Дхатусена не стал спорить или отпираться, но вместо желанного золота и самоцветов перед взором Кассапы предстал огромный оросительный резервуар. Свергнутый правитель не утратил гордости: он заявил узурпатору, что этот резервуар — его единственное сокровище. Это привело к трагедии, после которой Кассапу начали называть Отцеубийцей — в ярости он приказал замуровать Дхатусену в стене.

Порицание Кассапы в народе было столь велико, а страх перед возвращением брата столь силен, что ему пришлось позаботиться о собственной безопасности и перенести свою столицу из Анурадхапуры в большую цитадель, для строительства которой была выбрана неприступная скала, впоследствии получившая имя Сигирия, что в буквальном переводе с сингальского означает “Львиная скала”. Рядом с цитаделью появился город с довольно сложной планировкой — Кассапа выбрал удачное место, с вершины Сигирии прекрасно просматриваются все окрестности, и враг не пройдет незамеченным. Это существенное стратегическое преимущество: пока армия противника приближается к городу, есть все шансы продумать действия его защитников.

Все годы, которые Кассапа провел на троне, он продолжал строить и благоустраивать свой дворец. За это время Сигирия покрылась огромным количеством бассейнов и фонтанов, которые, кстати, и сейчас находятся во вполне рабочем состоянии. Грамотно продуманная система орошения питала роскошные сады — Львиная скала утопала в зелени.

Но, если бы Кассапа так и жил во дворце в неге и изобилии, то не было бы этой истории. Младший брат, законный наследник престола, собрал армию за время своего пребывания в Южной Индии, и вернулся домой. Неприступная Сигирия не выполнила своей роли: Кассапа с солдатами вышел на равнину, чтобы встретиться с Моггалланом лицом к лицу. Ничего хорошего ему такое решение не сулило: более опытный в сражениях претендент разнес армию узурпатора в пух и прах. Представляя, что может ожидать его в ближайшем будущем, Кассапа не стал испытывать судьбу и покончил с собой, не позволив брату отомстить за отца. Так в 495 году закончилось правление Кассапы I, и на трон взошел Моггаллан I. Месть уже мертвому врагу состояла в том, что новый правитель повелел разрушить дворец: столица была перенесена в другое место, а Львиная скала покрылась руинами, которые вскоре снова заселили монахи.

Шри-Ланку колотило в междоусобных войнах, которые снова и снова делили ее на десятки мелких государств, а затем опять перекраивали их зыбкие границы. Примерно в XV веке Сигирия оказалась на территории королевства Канди и стала прибежищем для приграничного гарнизона. В XIX веке про нее забыли окончательно — королевство было оккупировано британскими колонистами, и о древних руинах никто не вспоминал. Только в 1907 году о дворцовом комплексе снова заговорили: в ходе исследований Джон Стил поведал миру об уникальных фресках, которые украшали огромные залы. Неизвестные художники выполнили заказ царя, и изобразили на фресках наложниц Кассапы, подтвердив это фразой “500 юных красавиц в своем великолепии подобны венцу славы королевских сокровищ”. У исследователей была и другая версия: дескать, все эти изображения полуобнаженных женщин есть не что иное, как множество лиц богини Тары, которую называют женским воплощением Будды, и не художники Кассапы вовсе их создали, а монахи. Но у этой стройной теории есть существенный недостаток: рядом с фресками обнаружили “келью царя”, место, где Кассапа проводил время с наложницами. Наблюдать изображение богини во время этого времяпрепровождения было бы святотатством, а вот смотреть на других своих подруг — легко. Поэтому, скорее всего, именно красотки из гарема запечатлены на стенах. На сегодняшний день уцелело всего 18 портретов — примечательно то, что даже в силу своего внушительного возраста ни один из них не утратил яркости красок. Обратимся к словарю:

Фреска — живопись по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную пленку, делающую фреску долговечной.

Представьте возраст фресок Сигирии и условия, в которых они находились больше тысячи лет — нанесенная на гранит штукатурка не отслоилась, не отвалилась, не рассыпалась, а изображения не утратили своей красоты даже при всех прелестях тропического климата и нахождения под открытым небом. В составе краски, которую использовали древние мастера, удалось обнаружить яичный белок и пчелиный мед, но ни остальные ингредиенты, ни их пропорции исследователям неизвестны.

Львиная скала сейчас — самое привлекательное место для туристов, прибывающих на Шри-Ланку. Осмотр Сигирии принято начинать с нижней части скалы, в которой и находится большая часть садов и террас вперемешку с бассейнами. Еще во времена Кассапы здесь был устроен защитный ров, заполненный водой: он окружает почти всю скалу, а сейчас туда время от времени пытаются заселить крокодилов — так сказать, восстановить истинный исторический облик. С того же времени сохранились широкие мраморные ступени, по которым можно подняться на вершину.

Чтобы попасть собственно во дворец, нужно пройти через Львиные ворота, “дизайн” которых подарил название всей горе: изначально это был огромный лев, через пасть которого посетитель проникал внутрь, но время, пощадившее фонтаны, уничтожило фигуру зверя, оставив только лапы по обеим сторонам лестницы. Примечателен тот факт, что на каждой лапе всего по три пальца, да и когти как-то не тянут на львиные — скорее они напоминают лапы динозавра, нежели льва. Напрашивается теория, что в V веке ланкийцы каким-то образом ухитрились познакомиться с допотопными ящерами.

Если для долговечности фресок и львиных лап, больше похожих на лапы динозавра, официальная наука еще дает хоть какие-то мало-мальски убедительные объяснения (из серии “я художник, я так вижу”), то ее версия касательно тронного зала совсем уж не внушает доверия. Дело в том, что и трон, и все, что находится рядом с ним, будь то ограждение или площадка, — все это идеально ровное, без сколов или иных изъянов. Вырезать такое в цельной гранитной скале, да еще с таким качеством обработки, под силу разве что современной технике, — так откуда она тогда взялась во времена Кассапы?

Существует предположение, что для строительства применялась невероятная для той эпохи технология: мастера каким-то образом размягчали камень, превращая его в своеобразный пластилин, и, проведя все необходимые работы, снова восстанавливали его твердость. В наше время подобная “процедура” существует только в теории: например, подобный эффект на камень может оказать огромной силы радиационное излучение, так как оно воздействует на саму структуру камня. У этого варианта есть сразу два колоссальных минуса: во-первых, даже сейчас он потребует невероятного по величине выброса энергии, а во-вторых, жить в таком помещении было бы нереально, и, к тому же, следы радиации сохранились бы и до наших дней, но их нет. Значит, этот способ отпадает, и технология была иной. Какой же?

Еще одна теория опирается на звуковые колебания. Ее приверженцы считают, что ланкийцы тоже воздействовали на кристаллическую структуру гранита, но не радиацией, а звуком, просверливая в определенных местах отверстия и направляя в них разночастотные волны. Более конкретных предположений эта теория не имеет, но в ее пользу говорят отверстия правильной геометрической формы, расположенные в самых разных местах — определить их предназначение пока что не смогли.

Над тронным залом расположен бассейн, выполненный, видимо, по той же технологии, со столь же идеальными стенами и ступенями. Науке известен способ, которым в древности работали с плитами гранита: вдоль по линии “отреза” сверлили отверстия, в которые забивали деревянные клинья. Дерево поливали водой, и оно, разбухая, просто расщепляло монолит на задуманные строителями части, но эта технология оставляла после себя характерные следы, которых не было замечено в Сигирии.Львиная скала таит в себе слишком много загадок, о которых редко говорят в Большом Мире, а на самой Шри-Ланке к ним давно привыкли. Сигирия может похвастать такими сооружениями, аналогов которым нет больше нигде в мире. Например, знаменитая в узких кругах зеркальная стена — конструкция, тянущаяся на десятки метров, изогнутая столь сильно, что если человек будет стоять вплотную к ней, то его не будет видно. Кроме декоративной функции, она еще и служит по прямому назначению, уберегая проходящих мимо от падения в пропасть. Примерно в VIII веке эти самые проходящие ввели моду — оставляли небольшие записки или стихи на полированном фарфоре. Сейчас подобное расценивается, как вандализм, и любому грозит серьезное наказание. И вот, что интересно: фарфор получают в печах, обжигая особую глину — как удалось нанести его на довольно длинную стену? А в самом комплексе размещен каменный монолит, вес которого превышает 2000 тонн. Непонятно ни то, как он туда попал, ни то, как его подняли на подпорки, чтобы при необходимости сбросить на головы захватчиков. Это сейчас есть подобная техника — сомнительно, что она существовала в V веке.

И — вишенка на торте. Несмотря на то, что ланкийцы утверждают, что дворцовый комплекс был построен во времена правления Кассапы, есть ряд причин, вынуждающих исследователей сомневаться в достоверности этой информации. Дело в том, что количество подданных Отцеубийцы не превышало 100 тысяч человек, а погодные условия с преобладающими ливнями и ветром оставляли всего пару месяцев в год на подобные строительные работы, февраль и март. Надвигающаяся война тоже не добавляла скорости строительства, поэтому логично предположить, что Кассапа не строил, а лишь нашел и частично переоборудовал под свои нужды дворец, который уже был построен кем-то до него. Исследователи выяснили, что ряд сооружений был создан минимум за 700 лет до правления Кассапы, но Сигирия не спешит раскрывать свои секреты — ланкийцам, а с ними и остальному миру, еще предстоит узнать о неизвестных строителях, хозяйничавших на Шри-Ланке тысячи лет назад.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

757

комментариев

5
закладки

Комментарии