История художественной печати: как размножались изображения

История художественной печати: как размножались изображения

    А вы знаете, как в прошлые века печатные издатели выпускали календари, рисунки, книги и репродукции картин огромными тиражами? Для этого они пользовались особой техникой гравирования, литографии и шелкографии. Давайте разберёмся, что это такое.

Гравюра

    С появлением в Европе бумаги и книгопечатания, люди задумались над тем, как избавить себя от необходимости рисовать в каждой книге одну и ту же иллюстрацию, один и тот же календарь или репродукцию картины. Проблема эта решилась быстро и просто: уже в 14-ом веке европейцы научились делать на бумаге грубые оттиски с деревянных досок. Но так как качество таких иллюстраций было неудовлетворительным, то художники и изобретатели не остановились на достигнутом. Совершенствуя технику оттисков, они создали новый вид художественного искусства – гравюру.

    Гравюра в переводе с французского языка означает «вырезать рельеф». Это искусство создания на бумаге оттисков с рельефной поверхности печатных матриц. Создание гравюрного изображения происходило в несколько этапов. Сначала художник рисовал на бумаге рисунок в зеркальном отображении. Затем копировальщик переносил его на идеально ровную поверхность печатной матрицы. Потом гравёр вырезал на ней по этому рисунку рельеф, углубляя те места, которые должны оставаться на бумаге белыми. И только после того, как была готова рельефная матрица, мастер делал оттиск на бумаге. Весь процесс занимал достаточно большое количество времени и требовал от коллектива художников и мастеров не только высокой квалификации, но и слаженной работы.

    Получавшиеся изображения назывались эстампами. Изготовить их можно было в любом количестве и даже в разном цветовом решении. По технике изготовления они делились на два вида: эстампы высокой печати (отпечаток на бумаге оставляли «высокие», то есть выпуклые части матрицы) и эстампы глубокой печати (краска вытекала на бумагу из углублений на поверхности матрицы). Самой распространённой, удобной и дешёвой техникой считалась высокая печать. Этой техникой даже сегодня пользуются некоторые издатели во всём мире.

    Раньше с помощью гравюрной техники создавались иллюстрации в книгах, учебниках и альбомах, политические листовки, рекламные проспекты, сатирические картинки, календари и другая печатная продукция. Тематика изображений была самой разнообразной: религиозная, политическая, познавательная, художественная, развлекательная. Тиражируемая гравюра расширяла кругозор и помогала получить образование простому народу – книжки и альбомы с гравюрами стоили достаточно недорого. А в то время, когда ещё не существовало фотографий, эти изображения были единственным способом узнать, как выглядит та или иная страна, животное, предмет или знаменитый человек.

    В зависимости от того, из какого материала изготовлена печатная матрица, выделяют несколько видов гравюр.

    Ксилография (гравюра на дереве). Дерево – самый первый материал, который стали использовать для создания гравюрных матриц. Мастера чаще всего работали с самшитом или пальмой, так как они обладают высокой прочностью, но при этом легко поддаются обработке. С деревянных матриц можно снять несколько сотен и даже тысяч копий.

     Офорт (гравюра на металле). В нём выделяют несколько техник гравирования: акватинта, меццо-тинто, сухая игла и другие. Все они изготовляются приблизительно одинаково: поверхность металлической пластины покрывают особым лаком, затем художник наносит на него линейный рисунок. После этого пластину обрабатывают азотной кислотой, и места, незащищённые лаком, разъедаются и углубляются. Для создания оттиска, в эти углубления заливают краску, а к матрице прижимают мокрую бумагу – получается эстамп.

    Линогравюра (гравюра на линолеуме) появилась в начале 20-го века, когда был изобретён линолеум. Этот материал быстро завоевал популярность у гравёров: он недорого стоит, прост в обработке, и позволяет создавать работы больших размеров.

    Создание гравюр являлось модным веянием в 15-19 веках. Многие художники, прославившиеся своими картинами, занимались также и гравюрами. Ими были Альбрехт Дюрер, Антонелло де Мессина, Рембрандт, Жан Батист Тьеполо и многие другие.

Литография

    Литографию иногда относят к одному из видов гравюры, но на самом деле она принципиально отличается от них всех. Оттиск получается не с рельефной, а с плоской печатной матрицы. К тому же её изготовляют не из дерева, железа или линолеума, а из известнякового камня.

    Как это работает? Очень просто: на матрице покрывают особым химическим веществом те участки, которые должны остаться на рисунке белыми. Покрытие не оставляет следов и отталкивает чернила, которые благополучно переходят на бумагу. Этот способ получения оттисков называется плоской печатью. Литография позволяет создавать цветные эстампы с большим количеством оттенков. Для этого мастер делает один оттиск с нескольких матриц, покрытых разными красками.

    В конце 19-го – начале 20-го веков литография имела огромную популярность в России. Самой крупной типографией было издательство Ивана Дмитриевича Сытина, выпускавшее книги и качественные цветные литографии просветительского характера. Сытин работал только с самыми лучшими художниками, чем и заслужил признание для своего издательства.

    В это же время в России появляются печатные иконы – бумажные литографированные изображения, наклеенные на доску. Визуально они были похожи на настоящие писаные иконы, но стоили копейки. Благодаря этому печатные иконы быстро заполонили рынок, и повергли иконопись в упадок.

Шелкография

    Её тоже определяют к гравюре, но это ошибочно. Шелкография – это печать через трафарет, представляющий собой мельчайшую сетку, на которой закрывают пробельные места особой плёнкой. Преимущество шелкографии перед гравюрой и литографией состоит в том, что изображение возможно напечатать не только на плоскую поверхность, но и на любую другую, на которую можно натянуть сетку. Кроме этого, современные мастера, используя технику шелкографии, наносят на изображение блёстки, например, на поздравительные открытки. Печать изображений и текстов через сетчатый трафарет была известна ещё в древнем Китае, а в Европе она была заново изобретена в начале 20-го века. 

Рейтинг
последние 5

Любава

рейтинг

+3

просмотров

625

комментариев

15
закладки

Комментарии