Яйца Фаберже: достояние мира

Яйца Фаберже: достояние мира

    Знаете ли вы, что такое Яйца Фаберже? Как и из чего они создавались? Кто их автор? Какая судьба постигла прославленного ювелира и его семью? Где сейчас эти изысканные шедевры, ставшие символами России? Читайте об этом в статье.

    От слов «Яйца Фаберже» ювелиры приходят в восхищение, у коллекционеров перехватывает дыхание, а музеи с мировым именем мечтают пополнить ими свои коллекции. Но для обычных людей эти слова означают великолепную роскошь, богатство и красоту. Прославленные шедевры Дома Фаберже внесли большой вклад в мир эстетики, дали название виду ювелирных изделий и вошли в неофициальные списки символов России. Но много ли мы знаем о них?

    Яйца Фаберже – это 71 изысканное изделие, выполненные из дорогих материалов и инкрустированные драгоценными камнями. Работы принадлежат Карлу Фаберже и его ювелирам. Первый экземпляр под названием «Курочка» увидел мир в 1885 году, а работа над последним («Созвездие») была прервана Первой мировой войной в 1917-ом.

    Известно, что за этот промежуток времени ювелиры создали 71 уникальное яйцо, причём 52 из них принадлежали и были выполнены по заказу семьи Романовых. Но до сегодняшнего дня уцелело только 62, местонахождение остальных неизвестно.

Великий золотарь

    Создатель этих уникальных работ – Петер Карл Густавович Фаберже (1846 – 1920). Будущий золотарь родился в семье обрусевшего немца, имел французские и датские корни, жил и работал в столице Российской Империи Санкт-Петербурге. Его отец владел ювелирной фирмой, основанной незадолго до рождения сына. Поэтому Карлу задумываться о роде своей деятельности не приходилось – он должен был стать золотых дел мастером и наследовать в будущем бизнес отца. Обучение профессии Карл прошёл в Дрездене и Франкфурте, а уже в 1870-ом (ему тогда было 24 года) принял семейное предприятие в своё управление.

   12 лет активной деятельности фирмы не принесли большого признания Карлу Фаберже. Но вот, после одной из выставок 1885 года его творения были замечены императором Николаем II: он приобрёл для своей жены маленькое пасхальное яичко «Курочка». Оно представляет собой точную копию куриного яйца, покрытой белой эмалью с золотым горизонтальным разрезом посередине. Внутри него – золотой желток, в нём – несушка, а в ней – императорская корона с бриллиантами.

    Благодаря этой работе Фаберже удостоился покровительства императора, а его имя узнала вся Европа. Семья Романовых делала заказы ежегодно и дарила в подарок его изделия своим родственникам – августейшим особам всего Старого Света, а сам мастер не раз удостаивался зарубежных почётных званий, наград и орденов.

    Но его триумф, к сожалению, был недолог: с приходом большевистской власти фирма Фаберже была национализирована, драгоценности и изделия конфискованы, а некоторые из них распроданы за границу. Сам Карл Фаберже, стараясь избежать ареста, был вынужден эмигрировать в Германию в 1918 году. Оправиться от такого удара он не смог, и умер в Швейцарии два года спустя, предположительно от болезни сердца.

    Его четверо сыновей, имевших ювелирное образование, в разное время тоже покинули родину. Старший и третий сын, Евгений и Александр, эмигрировали в Париж, где работали в филиале своей фирмы. Второго сына Агафона постигла трудная судьба. Отец несправедливо подозревал его в краже драгоценностей, и из-за этого скандала Агафон не мог покинуть родину с семьёй. В 1927 году он бежал в Финляндию, где в бедности прожил до 1951-ого. Младший сын Николай ещё в 1906-ом уехал в Англию, где работал в местном филиале отцовской фирмы.

Работа над шедеврами

    Как же создавались эти восхитительные изделия? Первым делом стоит упомянуть, что Карл Фаберже работал не один – у него была интернациональная команда мастеров, художников, ювелиров и других специалистов. Все изделия коллекции созданы совместными усилиями всей команды.

    Сначала художники разрабатывали эскиз будущего шедевра. Затем мастера приготовляли материалы, а потом собирали их воедино. Иногда авторство на яйцо принадлежало одному мастеру, например, «Зимнее яйцо» разработала Альма Пиль, финская женщина ювелир. Создание каждого комплекта (подставка, само яйцо и сюрприз в нём) требовало около года скрупулёзной работы.

    Размер яиц часто повторяет натуральный, но иногда превышает его: самой большое изделие достигает 20 см высоты (на подставке). Подлинность работ подтверждается клеймом Дома Фаберже.

    Прославленный мастер не скупился, и материалами для его шедевров служили золото, серебро, платина, горный хрусталь, слоновая кость и даже ценная древесина. Украшались яйца драгоценными камнями, эмалью, жемчугом.

Судьба изделий

    На сегодняшний день 9 из 71 известных яиц Фаберже считаются утерянными. С приходом большевиков изделия фирмы конфисковали и перевезли в Алмазное хранилище Кремля. С 1930 года 14 из них по приказу Сталина за бесценок распродавали на аукционах за границу. Сейчас некоторые яйца Фаберже можно увидеть в мировых музеях и частных коллекциях. В России они находятся в Государственном Эрмитаже, в Оружейной палате, а Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана и в частном собрании Вексельберга (музей Фаберже).

Похожие статьи:

ЗдоровьеМиф: употребляешь «культурно» — никаких проблем

КультураРоссии больше не нужна Культура? (письмо учителя русского языка и литературы)

КультураМеждународный день музеев

ФилософияУбить или Обезвредить?

ИсторияШкольные учебники и славяне-рабы

Рейтинг
последние 5

Любава

рейтинг

+2

просмотров

1053

комментариев

9
закладки

Комментарии