Н. А. Римский-Корсаков. Опера Млада.

Млада это волшебная опера балет великого Русского композитора, дирижёра и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова в четырёх актах. Либретто написано самим композитором по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова. Премьера состоялась 20 октября 1892 года в Мариинском театре.




Млада это волшебная опера балет великого Русского композитора, дирижёра и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова в четырёх актах. Либретто написано самим композитором по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова. Премьера состоялась 20 октября 1892 года в Мариинском театре.

Действия происходят в княжестве полабских славян Ретре. Не совсем кратко, но всё же хочу пересказать сюжет оперы.

Первый акт.
Воислава, дочь ратарского князя Мстивоя влюблённая в князя Арконы Яромира отравила его невесту с помощью обручального кольца. Мстивой помогал родной дочери извести Младу. Но его мотивом было не счастье дочери а элементарная политика. Он хотел подчинить Ретре Аркону. Но Яромир всё ещё влюблён в Младу и никак не хочет жениться на Воиславе.
Поэтому свои похоронные услуги тут же предлагает богиня Морена. Морена так и говорит:

Княжна!
Аль ты того не знаешь,
что где не слушает богиня Лада,
там ты к другой богине обращайся;
Морена выручит, зови Морену,
зови подземных царств богиню.


Взамен Морена просит сущую мелочь. Чтобы Воислава стала её рабой. Воислава не дёргая левым глазом (правым видать она ужасно косила, раз её Морена смогла склонить с сотрудничеству) приняла условия Морены. Любопытно что Морена (меццо-сопрано) в опере представлена в образе старухи, а Чернобог вообще поёт хором.  
 
Морена честна со своей новоявленной рабой:

На царство света царство тьмы пойдёт,
и за тебя восстанут боги мрака;
но знай: из царства тьмы уж нет возврата.
Мужайся и надейся!


Но здесь начинается самое интересное. Приезжает Яромир. В музыкальном плане это шедевр. Недаром эту оперу сравнивают с операми Вагнера.
Хор оруженосцев по нарастающей поёт:

Из дебрей глубоких с ловитвы отважной
на праздник Купалы спешит Яромир;
и мрачные чащи и дебри глухие
лесов Милетинских не страшны ему.
А звери лесные дрожат и трепещут,
заслышав далёко серебряный рог.
Торопятся скрыться олень быстроногий
и зубр круторогий, кабан и медведь.


И тут взрыв в типичном вагнеровском стиле:

Но острые стрелы Арконского князя
найдут боязливых средь чащей лесных.
Но острые стрелы Арконского князя
найдут боязливых средь чащей лесных.
Слава Яромиру. Слава!


Несомненно это один из лучших музыкальных моментов оперы.

Воислава уже было околдовала Яромира (Яромир поёт тенором, ратарский князь басом, Воислава сопрано) но тут вмешиваются светлые духи и Яромир в видении видит что княжну Младу отравила Воислава.

Прерывают видения оруженосцы. Они кличут его на праздник Купалы. Он разгоняет свои думы. Первый акт завершён. 

Действие второе начинается с торга. Торговцы просят Радегаста удачи в своих делах. Среди торговцев есть даже мавр, торгует он индейскими безделушками. Торговцы каждый поют на свой лад. Там же начинается и кулачный бой между полабами и новгородцами. Останавливают его чехи. Чехи и их певец Лумир на низких частотах начинают скулить о том, что немцы своими кованными христианско-нацистскими лаптями их притесняют, и что они пришли к Радегасту молится (а чего они к Свентовиту не попёрлись это загадка) о помощи, дабы подлых гансов усмирить. 
Народ после такой психообработки естественно в истовой ненависти:

Сердцем к сердцу он поёт.
Правда в песне той святой.
Сердцем к сердцу он поёт.
Горе немцам, горе!
Горе немцам христианам!
С славным князем Яромиром
все мы, все на них восстанем,
нам поможет Радегаст!
Смерть! Смерть! Смерть!

Тут возвещает тиун о приходе князей. Приход князей это так же один из шедевров оперы. Кстати этот отрывок входит в лучшее из произведений Римского-Корсакова. Это его своеобразная визитная карточка, как у Вагнера «Полёт Валькирий». Величественное и торжественное произведение. Заслушаться можно.

После этого начинаются моления. Далее Мстивой просит потешить танцами добрый народ. Сначала пляшут литовские воины. Потом индейские цыгане. Надо сказать что оркестровая составляющая на порядок превосходит сам сюжет оперы. Я его пересказываю так как это единственная опера, во-первых про балтийских славян, а во-вторых о временах языческих. Тем паче я считаю своим долгом пиарить такое прекрасное произведение. Зачастую Русские люди не знают об этой опере. Это, по моему мнению, громадное упущение.  

Далее на празднике Купалы девушки плетут венки и заводят хоровод. Воислава и Яромир уже готовы поцеловаться, но тут между ними встаёт тень Млады. Она мешаем им и после исчезает. Далее тень Млады совсем взбесилась, она уже мешает целоваться не только Воиславе и Яромиру но и всем парням и девушкам. Типа не съем там понадкусываю. В итоге Ярослав уходит с праздника. Так завершается второй акт.

Третий акт.
Ночь. Ущелье при горе Триглав. Млада приводит Яромира в мир умерших. Млада это немой персонаж оперы. Она изъясняется жестами. Она ему объясняет что людская злоба погубила её, но несмотря на смерть она всё так же любит Яромира и предвещает конец разлуке.

В этой опере сказывается то, что писали её христиане. Они зачем то приплели к славянской мифологии Бегемота, Астарота, Тенемоса, Аксафата и Сабатана. Что этим существам чужих народов делать в славянском мире я ума не приложу. Но злые духи именно так призывают своих. После чего появляются уже знакомые нам по детству обаятельные Кикиморы, обворожительные ведьмы и некоторые другие тёмнопигментированные существа. И опять же начинают выкрикивать фашистские лозунги вроде: Чух, Маяла, Каяла, Аллегремос. Спасибо что хоть Зигхайлоса здесь нет.
Этими дикими чёрными танцами ведьмы вызывали Чернобога. Чернобог появляется. Морена ему рассказывает что несмотря на все её ухищрения тень Млады смущает душу Яромира. Чернобог поручает местному группенфюреру Кащею разобраться с этим безобразием. Кащей подобно капитану Очевидности заявляет:

Доколе душа Яромира
под чарами прелести женской
дней первой любви не забудет,
не знать Чернобогу удачи,
не ведать Морене победы.

Чернобог вызывает из бренного тела душу Яромира. Перед Яромиром предстаёт египетская Клеопатра (английские учёные пока не открыли, что Клеопатра делает в славянской опере) и начинает соблазнять его. Но Млада защищает своего возлюбленного. Чуть было Клеопатра не соблазнила танцами Яромира но его спасает петух (нет не педик, хоть и с перьями, а самой что ни есть труъ петухъ) который предвещает утро. Чернобог и весь его зондербатальон мрака проваливается под землю. С квадратными глазами Яромир просыпается. Он понимает, что ответы на его вопросы может дать только Радегаст. 

Третий акт завершён.

Четвёртый заключительный акт. Действие происходит внутри храма Радегаста. Внутри храма происходят моления разных людей. Некоторые отрезки очень напоминают католическое пение.  Там же в храме мы встречаем Лумира, это того как вы помните кто жаловался о засилии немцев на чешской земле. Лумир это меццо-сопрано что довольно мерзко, когда поёт мужчина. От такого голоса невольно начинаются ассоциации с нынешними унтерменшами под флагом радуги. Но на самом деле это всё прелюдия. Когда немного темнеет в храм приходит Яромир. Он обращается к жрецу. Рассказывает что с ним приключилось и просит помощи. Вегласный жрец заявляет ему что его хранят Род и Рожаницы, и советует остаться в храме на ночь.    

Начинаются глюки, или как говорят видения. Сначала появляется князья Само и Чех. Они объявляют что Младу отравила Воислава и призывают отомстить. Далее появляются князья Руси Кий, Щек и Хорив и говорят тоже самое. После с таким же макаром в лице прокуратуры и палача появляются славян вегласные княжны Ванда и Любуша. Говоря коротко, Воиславе капут. Помянешь гада он и появится. Входит Воислава. Происходит душещипательный диалог между ними. Духи предков требуют мести и Яромир убивает Воиславу. Но прежде чем отбросить лапти Воислава желает чтобы Морена извела Яромира, и желательно вместе со всем миром. Морена расстроена гибелью своей рабы. Она мстит за Воиславу и рушит храм Радегаста.  

Далее цитирую по либретто:
«Сцену заволакивают облака. Буря стихает. Облака рассеиваются. Видна спокойная поверхность воды; из неё торчит только вершина Буж-камня. Яркая радуга. Вдали видны дождевые полосы. Солнце прорывается сквозь густые разорванные тучи. На вершине Буж-камня появляются призраки Млады и Яромира. Они обнимаются. Радуга исчезает. По остаткам облаков нисходят боги: Радегаст, Жива, Водник, Утренница, Вечерница, Лель и Лада в сопровождении светлых духов. Призраки Млады и Яромира созерцают видение»

То есть все померли, все счастливы. Конец оперы.

Из 15 опер великого Русского композитора Римского-Корсакова «Млада» занимает и лично для меня особое место. Многие признают, что в сей опере сценарий намного ниже самой музыки. В опере мало драматизма, хотя эпическое полотно как основа для наслоения более мелких деталей придающих шарм и особый интерес к опере присутствуют. Некоторые считают что именно либретто не дало такого аншлага, который несомненно данная опера заслуживает. Здесь сказался Русский менталитет. Если для западных стран слова в музыке не так важны, то для Русских они наверное на первом месте. В итоге премьеры везде проваливались. Но провалившаяся опера не означает того что она плохая. Случай с «Младой» это убедительно доказывает. Сам композитор знал слабые места своей оперы, но скоропостижная смерть не дала реализовать ему свои планы.

Если немцы могут похвастаться своими языческими операми Вагнера, то мы Русские тоже вполне имеем право гордится своей языческой оперой. Не будем забывать, что Римский-Корсаков не был философом как Рихард Вагнер, но он был, есть и будет величайшим Русским классиком. 

Первую оперу Римского-Корсакова, которую я послушал, была именно «Млада». С тех пор даже великолепные оперы этого же классика как «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» или «Снегурочка» не могут поколебать во мне в любви к «Младе». Это шедевр Русской оперной сцены.   


Скачать данную оперу вы можете или на сайте посвящённому творчеству Римского-Корсакова или на торренте.
http://www.rimskykorsakov.ru/mlada.html
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1421301

Приятного прослушивания! Я уверен вам понравится. Надо только вникнуть. Даже можете не разбирать слова, просто слушайте эту чудо-оперу!
 

Похожие статьи:

АудиокнигиЗавещание Никлота (2011)

ФилософияНаш ответ "Чемберлену" или какие очки носить

ПраздникиСтарословянский месяц - Ярило!

КнигиЗавещание Никлота

Blood & HonourО Гербе национал-социалистической Германии

Рейтинг
последние 5

Vratislav Vinterskald

рейтинг

+2

просмотров

3069

комментариев

2
закладки

Комментарии