От канонов к свободе: история русской живописи

От канонов к свободе: история русской живописи

    Когда зародилась и как развивалась русская живопись? Каков был её путь к свободе от старых церковных догм? И как Иван Грозный сам того не желая, дал толчок к развитию нового жанра?

    Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства. А в 16 веке живопись начала служить и политическим целям: это породило исторический жанр. Окончательно светский жанр складывается и освобождается от церковного влияния лишь в 18 веке – во время реформ и преобразований Петра Великого.

Греческие каноны

    До принятия христианства в изобразительном искусстве славяне владели только росписью посуды и других предметов быта. Но во время правления Владимира Святославовича (980 -1015 гг.) русский народ не только обрёл новую веру, но и сделал большой шаг вперёд в культурном развитии. После крещения Руси каждый новый князь стремился построить храм или церковь. Делали они это для того, чтобы показать свою набожность и этим самым снискать популярность среди народа. Для строительства церквей, их росписи и украшения иконами нанимали мастеров из Византии. Так как для Руси все эти виды искусства были совершенно новы, то византийские каноны были приняты как образцы.

    Греческие мастера привезли на Русь иконопись и искусство создания фресок и мозаик. Русские ученики быстро переняли новое мастерство. Ярким доказательством этого служит храм св. Софии в Киеве, построенный в середине одиннадцатого века. Он богато украшен мозаиками и фресками, созданными совместными усилиями греческих и русских художников. Роспись этого храма считается одним из памятников древнерусской живописи.

    С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Но, как ни странно, именно в это трудное время начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. К сожалению, памятников живописи этой школы сохранилось достаточно мало. Одним из них является икона св. Дмитрия Солунского.

Народный колорит

    Следующее столетие знаменуется нашествием Батыя (1237-1240 гг.) и установлением монголо-татарского ига до конца пятнадцатого века. Русь отдалилась от стран Европы и Средиземноморья. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Пусть это и так, но по существу живопись обрела национальный колорит.

    Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

Возрождение

    После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

    Во время правления Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в живописи начал складываться новый жанр – исторический. Царь хотел прославить свои дела и укрепить в сознании народа идею «божественности» своей власти. Он действовал на массы разными методами, в том числе и через живопись. Для этого Иван Грозный заказывал иконы с изображением исторических событий. Так появилась «Церковь воинствующая», написанная в память о Казанском походе.

    И пусть русским мастерам было ещё далеко до создания картин, свободных от религии, но «самореклама» царя послужила началом складывания самостоятельного светского жанра.

Освобождение

    Впервые настоящее «обмирщение» живописи началось в семнадцатом веке. После всех кровопролитных смут и войн в стране у власти встала династия Романовых. Россия вышла на мировую арену и начала сближение с Западом. Это не могло не сказаться на живописи. В Россию проникали европейские картины, гравюры, офорты. И, конечно, русские художники стали пробовать себя в новых видах изобразительного искусства. Так церковные каноны начали терять власть над живописью, а в русской культуре появился целый ряд новых жанров и новых техник изобразительного искусства.

    Распространению светского жанра способствовало всё: переоценка ценностей, ослабление церковного влияния, развитие книгопечатания, мода на европейский стиль и усиление связей с Западом. «Обмирщению» подверглась даже религиозная живопись – образы на фресках и иконах стали более реалистичными, телесными.

    А при Петре I церковная живопись бесповоротно уступает главенство светскому жанру. Теперь юных мастеров отправляли учиться не иконописи в Грецию, а портретному искусству в Европу. А стены дворянских домов украшали не только иконы, но и картины.

Рейтинг
последние 5

Любава

рейтинг

+1

просмотров

672

комментариев

6
закладки

Комментарии