Современный Русский фольклор и языческий метал

Современный Русский фольклор и языческий метал

Кто мы? Откуда и куда идём? На эти вопросы нет точного ответа, но это вовсе не значит, что их бессмысленно обсуждать. Наоборот, вопрос о том, какое место тот или народ занимает в мире, волновал всех прогрессивных личностей, вне зависимости от эпохи. Значимость отечественной литературы, классической музыки, театра, балета трудно переоценить, но они всё-таки являются достижениями, которые связаны с общеевропейской творческой эволюцией. Мы же обратимся к тому, что не могло появиться в каком-то другом месте, кроме России – фольклору (вернее, лишь к одному его разделу - народной музыке). К тому, что живёт, вопреки массовому забвению. 

Не секрет, что творчество – один из наиболее эффективных способов познания окружающей среды, внутреннего мира личности. Наши предки не обладали детальной информацией об устройстве мира, не существовало тогда для них ни философских школ, ни религиозных течений, поэтому природные явления постепенно наделялись человеческими свойствами – так зародилась мифология. Обожествление природы, зависимость от погодных условий, урожая – такими чертами характеризовался быт наших предков. Как человек мог повлиять на погоду, чтобы она была более снисходительна к нуждам простого смертного? Помимо подношения идолам существовал и другой способ – задобрить словесно. Здесь следует небольшое отступление. Отношение к Слову у прародителей было трепетное и нежное, Слово никогда не употреблялось просто так. Сакральность Слова – важная черта той далёкой эпохи. (Как же этого нам не хватает сейчас!). Мир населён чистой и нечистой силой, и сказать Слово невзначай, просто так, ни о чём, никто себе не позволял. Слово – часть тебя, твоя душа, твоя плоть, твоя суть. Вполне естественно, что наиболее бережным было отношение к имени.

Любое важное жизненное действие (рождение, свадьба, похороны, начало полевых работ, сбор урожая и другие) сопровождалось особенным ритуальным действием, которое имело свою особенную функцию. Рождение – уберечь дитя он злых духов, заложить в него жизненные силы. Похороны – достойно проводить усопшего, дабы его дух не беспокоился сам и не беспокоил других. В разных регионах нашей страны обряды проходили по-разному, но функции у них были приблизительно одни. Если же посмотреть на эти явления с точки зрения творческого подхода, то мы увидим, что у всех обрядов есть одна общая черта – синкретичность. Что же это такое? Всё не так просто, как кажется, но и особой тайны здесь нет.

То, что мы, современные люди, называем народным творчеством, для самих творящих не было творчеством в нынешнем значении этого слова. Новаторский подход отображения действительности, выражение собственной индивидуальности, своего я, неповторимого видения мира - эти черты не были присущи творцам прошлых веков. Наоборот, коллективная жизнь диктовала необходимость создания традиции, то есть общего для всех восприятия того или иного события. Никакого авторского права не было в помине. Это потом, много веков спустя, для ярких одарённых индивидуалистов традиция станет рамкой, шаблоном, штампом. Творчество роднило человека и окружающий мир, было жизненно необходимо для познания. Не было творческих профессий – поэт, актёр, танцор, певец. Процесс того или иного обряда имел целостный вид, пение, лицедейство, ритмичные движения – всё это было крепко спаяно между собой. Мир воспринимался целостно, поэтому и обряды были неделимы.

Христианство, безусловно, повлияло на мировоззрение народа, но вытеснить древние традиции полностью не сумело, в результате чего сформировалось уникальное, присущее в основном русскому народу состояние духа – двоемирие. Логическому осмыслению это явление не поддаётся, ибо в ментальности русского человека языческие верования и обряды отлично сочетаются с уставами православия, и ничего, что это противоречащие друг другу верования. Народное творчество в полной мере отразило это неоднозначное и загадочное явление.

Систематизация жанров устного народного творчества продолжается и до сих пор, но некоторые отличительные черты в научном мире уже выделены:

Календарные обрядовые песни (Святочные, масленичные, весенние, семицкие песни, летние, песни жатвы и так далее). Семейные обрядовые песни (колыбельные, плачи и причитания, свадебные и др). Песни игровые и хоровые.

К фольклору причисляется и творческое (в том числе и песенное) наследие определённых социальных групп: (солдатский фольклор, бурлацкий рабочий, казацкий и так далее).

Естественно, что пение и пляски не замыкались на себе, мастера на Руси создали немало уникальных музыкальных инструментов, способных передать всё многообразие неспокойной и загадочной русской души. Существовали как примитивные предметы, использующиеся в качестве инструментального аккомпанемента (их ещё полноценными музыкальными изобретениями и назвать-то нельзя), к такому виду смело можно отнести ложки, так и уже серьёзные конструкции, созданные непосредственно для извлечения мелодий и ритмов. Трещотки, бубенцы, рубель (аналог современно утюга) думаю, многим знакомы с детства. А вот кокошник (да, именно музыкальный инструмент, а не женский головной убор) должен заинтересовать многих. Что же это такое? Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей, бычьим пузырем (обтягивались лишь две широкие стороны каркаса). По ним и будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулеметную дробь.

Не менее интересным изобретением отечественных умельцев стали…Дрова! Что нам чужой ксилофон?! Нам своё, родное подавай! Брусья сухого выдержанного дерева (клён, береза, ель), разные по толщине и длине, располагали вертикально и "настраивались” под тот или иной звукоряд. Идёт человек с дровами за спиной, устал, сел отдохнуть. А потом как выстроит своё ударное хозяйство, как задаст веселыё удалой ритм, так и пойдёт всё живое в пляс. До чего же была богата выдумка наших предков!

Духовых инструментов умельцы Руси-матушки тоже страсть сколько создали! Кутиклы (многоствольные флейты), свистульки (это грех, граждане, не знать!), свирели – это свистящие духовые. Жалейка, волынка, сурна, брёлка – язычковые духовые. Кстати, о волынке. У многих современных молодых людей этот интереснейший инструмент ассоциируется с Шотландией. Но всё не так поверхностно, как может показаться. Первые сведения о волынке в России относятся к 16—17 векам. В то время это был весьма распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках. Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления — Волыни — области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси.

И, конечно же, какая музыка без струнных! У каждого народа есть свой волшебный, легендарный инструмент. Арфа – политический символ Ирландии, кифаристами славилась Древняя Греция, хакасы играли на чаттыгане, нарс-юх прославил хантов Дальнего Востока. А чем же наша Родина знаменита? Ой, вы гусли, мои гусли! Именно на них великий Боян спускал десять пальцев-соколов, с ними через невероятные жизненные испытания прошёл купец Садко. На данный момент выделяют три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные. Искусство гусляров отличалось особым разнообразием. Он и поэт, и сказитель, и музыкант. Гусляры, как правило, отличались богатым внутренним миром, особыми манерами, если по-современному, - харизмой. Но не гуслями едиными жив был музыкант.

Домра – самый распространённый среди скоморохов инструмент. Пиры, свадьбы, и прочие народные гуляния не обходились без присутствия этого помощника бродячих актёров. Домру трудно назвать сугубо российским изобретением. Одни музыковеды считают, что она ведёт свой род от египетской пандуры, кто-то предполагает наличие родственных связей с монгольскими, киргизскими, татарскими народными инструментами. Небезосновательна и версия о том, что домра пошла от лютни, постоянной спутницы менестреля (Европейский аналог скомороха). Как бы то ни было, инструмент прижился. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности — все это обеспечило домре всенародную популярность. На сегодняшний день различают два вида русской домры – трёхструнная и четырёхструнная.

И домра и гусли инструменты знаковые, культовые, без них русская музыкальная культура попросту немыслима. Но воистину всенародным инструментом, пожалуй, является балалайка. Первое из известных письменных упоминаний о балалайке относится к 1688 году. В документе под названием "Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ” упоминается "посадский человек Савка Федоров... да Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозчичье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли...” Многие относятся к этому живому памятнику народной традиции с пренебрежением в силу того, что на балалайке всего три струны, а так же к тому, что он якобы несовременен и является предметом эпохи отсталой и по сему ненужной. Всем скептически настроенным согражданам настоятельно рекомендую посмотреть на игру Алексея Витальевича Архиповского. Этот 43-летний гений наглядно продемонстрировал миру весь спектр возможностей этого внешне простого, но на самом деле загадочного инструмента.

Ещё один "монстр” музыкальной культуры – гитара – появился на свет не в России, однако этот факт не помешал ему оказать на исполнительскую традицию нашей страны колоссальное влияние. Русские не были бы русскими если бы оставили след в гитарной истории. Мало того, что наши предки оставили за собой право на "русскую” (семиструнную) гитару, так ещё и инструментов этим овладели так, что и родоначальники диву давались, откуда у нас такая прыть! В Москве и Санкт-Петербурге гитара стала известна с 1769 года, однако особой популярностью не пользовалась. Расцвет гитарного искусства напрямую связан с цыганами, именно этот кочевой вечно весёлый народ популяризовал этот инструмент о семи струнах. К 20-ым годам 19-ого столетия приходится пик увлечения гитарой. Ни один аристократический кружок, претендующий на модность, не обходился без подруги семиструнной. Основная роль – аккомпанемент певице или певцу, которые исполняли популярные стихотворения того времени (вот вам, пожалуйста, и романс!). Постепенно шестиструнный вариант вытеснил семиструнку, во многом этому поспособствовал Михайлович Иванов-Крамской (1912—1973). Именно он создал первые переложения русских народных песен романсов для исполнения на традиционной, шестиструнной гитаре. До того за эти жанры полностью отвечала семиструнная гитара.

Здесь, как мне кажется, наиболее уместно соединить мостом берег прошлого с берегом нынешнего, гитара, знаете ли, подталкивает меня на этот шаг. В наше время и романсы, и авторская песня не затерялись в безбрежном океане жанров. Гитар и голос, что ещё нужно? Советские авторы-исполнители, (Б. Окуджава (1924-1997), Ю.Визбор (1934-1984) В. Высоцкий (1938-1980), Сергей и Татьяна Никитины) создали новый творческий мир, пусть не всем понятный, но всё-таки уникальный. Среди современной молодёжи наибольшую популярность обрели такие исполнители как Александр Литвинов (Веня Д”ркин, 1970-1999), Александр Непомнящий (1968-2007), Игорь (Егор) Летов (1964-2008) (В 1989 Игорь Фёдорович записал альбом "Солдатский Сон”, материалом для которого стал современный военный фольклор, связанный с войной в Афганистане), Яна (Янка) Дягилева (1966-1991), Александр Башлачёв (1960-1988), Михаил Науменко (1955-1991), Виктор Цой (1962-1990). Опираясь на традицию русского романса, творят такие коллективы как Оргия Праведников (Лидер группы, Сергей Калугин признанный виртуоз акустической гитары, вершина творчества – альбом "Уходящее Солнце”, 2007 год), Белая Гвардия. Некоторые группы, исполняющие тяжёлый рок, также отдали дань музыкальной культуре прошлого. Группа Монгол Шуудан, которая посвятила львиную долю своего творчества описанию Гражданской Войны, знаменита переложением на музыку стихов Александра Пушкина и Сергея Есенина ("Да! Всё решено”). Анатолий Крупнов (1965-1997), безвременно ушедший от нас лидер группы Чёрный Обелиск, после роспуска своего коллектива записал несколько вещей, так или иначе связанных с наследием прошлого. Среди них вариация на Владимира Высоцкого ("Песня про то, что случилось в Африке”), собственная аранжировка военно-фольклорной песни "Плещут Холодные Волны”, а также романс "Иди За Мной” на одноимённое стихотворение Зинаиды Гиппиус, полностью исполненный под аккомпанемент бас-гитары, новая версия песни "Аве, Цезарь”, автором которой является малоизвестный бард Симаков.

Народная музыка – очень гибкий творческий материал, поэтому нет ничего удивительного в том, что к нему обращаются исполнители разных жанров. Фольклор слился и с эстрадно-джазовым направлением (Людмила Георгиевна Зыкина (1929-2009), Пелагея Ефимович, Алевтина Леонтьева, Инна Желанная, Елена Ваенга), и с тяжёлой (и не очень) андеграундной музыкой, породив массу интереснейших сочетаний.

Одной из самых известных фолк-рок России групп является Калинов Мост. Она ведёт свою историю с 1986 года. За двадцатипятилетнюю историю коллектив Дмитрия Ревякина (бессменный лидер этой новосибирской формации) выпустил десять полноформатных альбомов. Наиболее значимым среди них являются альбомы "Пояс Ульчи” 1994 года, (магический, ведический, языческий, родноверческий – таковы наиболее часто встречающиеся эпитеты, которые возникают при обсуждении данного творения), и "Ледяной Походъ” (2007 год), который, наоборот, впитал в себя музыкальные традиции белого казачества. Этот альбом концептуален, он полностью посвящен Великому Сибирскому Ледяному Походу 1920 года. Помимо казацких мотивов, сильное влияние на эту пластинку оказали традиции русского романса. Также прослеживается и влияние христианских песнопений.

Молодая (с 1999 года), но не менее популярная фолк-рок группа Мельница также внесла ощутимый вклад в популяризацию отечественной культуры. Наиболее известный альбом - "Перевал” увидел свет в 2005 году. Жалейка, арфа, виолончель и другие инструменты (как исключительно русские народные, так и европейские) активно используются коллективом и во время записи, и во время концертных выступлений.

В том же 1999 году в Москве был собрана группа Ветер Воды. В составе коллектива всего пять человек, но, вопреки всему, инструментальный арсенал группы невероятно широк. Лика Казакова - блокфлейты, варган, балалайка и перкуссия, Фёдор Ветров – гобой, жалейки, гитара, волынка, Денис Скурида - блокфлейта, жалейка, окарина, ирландская свирель, поперечная бамбуковая флейта, гитара, мандолина, балалайка, гусли; этническая перкуссия. Сочетание народных инструментов, невероятно красивые голоса (мужской и женский) а также эмоциональное поведение на сцене – всё этого помогло обрести группе широкую известность среди интересующихся подобной музыки людей. Ветер Воды выпустили всего два альбома: "Свистопляска” (2005) и "Водоворот Времён” (2009). Однако в непродуктивности группу никто не упрекает, их музыка невероятная красива, поэтому никто артистов к микрофону не гонит. Они и так знают, что и когда надо делать.

Группа Соколиная Охота, образовавшаяся в 2003 году, выпустила всего один альбом – "Славянская Хроника” (2006), который стал поворотным в истории отечественного современного фолк-рока. ("Славянская Хроника” - исторический источник, написанный немецким священником Гельмольдом Фон Бозау (около 1125 — после 1177) и рассказывающий об экспансии католичества на Восток). В 2007 году была издана акустическая версия альбома. Соколиной Охоте удалось соединить литературный текст, фольклорные мотивы и современную музыку в уникальное полотно. Примечателен тот факт, что на альбоме сознательно допущено десять исторических ошибок. Таким интересным способом музыканты провоцировали слушателей расширять свои познания в области истории.

Пластинку высоко оценили и критики и рядовые слушатели, однако на сегодняшний момент группе чрезвычайно трудно развиваться. На большой сольный концерт 27 марта 2011 года пришло всего 32 человека. Отсутствие интереса со стороны публики неуклонно приводит к нестабильному финансовому положению музыкантов, поэтому запись нового материала отложена на неопределённый срок. Вот в таком незавидном положение находятся интересующиеся родной культурой творческие люди.

Группа Рось (образована в 1997 году), точно так же, как и Соколиная Охота, записала один альбом – называется он "Русалка” (2006). Жанр, в котором выполнена эта работа, принято характеризовать как альтернативный фольклор. Нестандартные аранжировки, образность и многогранность мелодических рисунков, а также переосмысление лирики Сергея Есенина в контексте современной музыки – всё это даёт нам полное право назвать эту пластинку знаковой. Эта очень нестандартная, яркая и аутентичная работа, которую, увы, постигла участь многих – мизерный, практический совсем ничтожный интерес со стороны СМИ и слушателей.

Отдельно стоит упомянуть об фольклорных альбомах, которые были созданы музыкантами, чье творчество гораздо шире заданных рамок. Это "Русский Альбом” (1992) группы Аквариум, сольный диск Сергея Калугина (лидера группы Оргия Праведников) "Nigredo” (1994) и пластинка "Бессонница” (2004) от коллектива Рада и Терновник.

"Русский Альбом” – третий в дискографии Аквариума. Пластинка насыщена как христианскими, так и языческими образами и полностью опирается на русскую песенную традицию. Подобных альбом группа больше не выпускала.

"Nigredo” – творческий эксперимент Сергея Калугина. Основу музыкального материала составляет акустические гитарные партии, а плане лирики – серьёзные филофско-религиозные искания, основанные на мотивах христианства и язычества (как европейского, так и российского).

"Бессонница”. Группа Рада И Терновник изначально творила в психоделическом ключе, потом работа в стиле авангардного джаза и нойза. В 2004 году коллектив решил попробовать себя в жанре фолк.

Существует и более экстремальный взгляд на этническое наследие. Этот жанр получил название фолк-металл. Наиболее известными коллективами, работающими в этом жанре, являются группы Butterfly Temple, Аркона, Невидь (+проект Крамола), Калевала, Алконост, Сварга, Иван Царевич, Arisk Priest, Дрыгва (Белоруссия). Их творчество необычайно разнообразно и многопланово, как в музыкальном плане, так и в идейном. Butterfly Temple и Аркона, например, активно используют религиозные мотивы славянской культуры, из-за этого некоторые слушатели и журналисты характеризируют их творчество как "славянский”, или "языческий” металл. Алконост известны своим тягучим звучанием, Калевала – неповторимым женским вокалом , Иван Царевич – сочетают тяжёлый рок с гуслями. Arisk Priest постоянно экспериментируют, из приведённого выше списка пока что только эта группа выпустила новый альбом, который называется "О Чём Плачут Ивы” (2011). Эта великолепная работа, по уже сложившейся традиции, осталась без внимания широкой общественности. Существуют и такие нестандартные коллективы, которые смешивают фольклорные элементы с электронной музыкой (Moon Far Away, Mysterra и другие). И, как говорится, в семье не без урода – есть такие индивидуумы, которые сочетают фольклорные мотивы с национал-социалистической идеологией (Темнозорь).

Как мы видим, богатые фольклорные традиции живы до сих пор. Он них мало говорят, ещё меньше пишут и почти не показывают. Однако, вопреки всему, интерес к музыкальной культуре своих предков не остывает в сердцах современных творцов. Не прав тот, кто думают, что народные инструменты используются лишь как музейные экспонаты, что сохранением великого наследия заняты только народные ансамбли. Фольклор жив, он растворился в современной культуре и не пропал, но это не значит, что ему не нужна наша помощь. 

Похожие статьи:

МузыкаHellveto - Medieval Scream (2004)

МузыкаAlkonost - On The Wings Of The Call (2010)

МузыкаWoodtemple - Sorrow Of The Wind (2008)

МузыкаОгнеколо - Криця Духу [Demo] (2010)

МузыкаSlavland - Lechita (2009)

Фолк

рейтинг

+11

просмотров

7317

комментариев

23
закладки

Комментарии