"80-летний лязг". Уралвагонзаводу исполнилось 80 лет

В 1931 г., когда это предприятие только начинало строиться, никто наверное, даже сам товарищ Коба не могли себе представить, что скромный вагоностроительный (только по названию) завод вымахает в индустриального колосса, который будет возвышаться над всем миром. Задумывавшийся изначально как для гражданских целей, предприятие от статуса Федерального Государственного Унитарного Предприятия выросло в научно-производственную госкорпорацию выпскающей продукцию самого разного назначения. Военная (УКБТМ), гражданская, вагонная, строительная — сегодня все эти виды продукции востребованы как в России, так и за ее пределами. В следующем году УВЗ отметит еще один юбилей: исполнится 10 лет с того момента, когда Президент России В.В. Путин подписал указ о преобразовании ПО ФГУП "Уральского вагоностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского" в ОАО НПК "УралВагонЗавод", включающую в себя множество дочерних предприятий. Самая известная из них — Челябинский тракторный завод (неудивительно, почему хоккейная команда Челябинска носит название "Трактор"). Урал всегда был и остается навечно "опорным краем державы". Благодаря уральскому металлу Россия смогла прорубить "окно в Европу" в Северной войне, добыть Победу во Второй мировой войне. Все эти успехи были бы невозможными, если бы в свое время Петр I не обратился за помощью к хозяину Урала Никите Демидовичу Антуфьеву, с которого и ведется начало династии Демидовых. Справедливости ради стоит отметить, что основатель династии Демидовых был родом с… Тулы! Когда речь заходит о Туле (конечно не об острове Туле в Северном море), многие сразу вспомнят тульские самовары и пряники. Но главное не это: Тула, в первую очередь, оружейная мастерская страны. Во многом этот фактор сыграл одну из ключевых ролей в становлении Урала как опорного края державы, этакого "евразийского тыла", который сегодня исправно и верно служит на благо страны. На сегодняшний день площадь индустриального колосса составляет 0,83 км2, а численность сотрудников превышает 30 тыс. человек, что составляет примерно 8-9% от общей численности населения Нижнего Тагила

Начало строительства вагоногиганта
По счастливой иронии судьбы официальной датой начала строительства самого крупного предприятия в мире было выбрано 8 мая 1931 г., когда была создана дирекция Вагонстроя, а начальником строительства предприятия был назначен инженер В.А. Вторыгин. Получается, что УВЗ в этом году отмечает аж тройной юбилей: в феврале исполнилось 50 лет нынешнему генеральному директору УралВагонЗавода Олегу Сиенко, в канун 71-ой годовщины Победы завод отметил 85-летие с начала своего строительства а 11 октября исполнилось 80 лет с момента выпуска первого товарного вагона, с которого и ведется летопись завода.

Строительство завода велось в крайне тяжелых условиях. Изначально на месте завода рос лес, который нужно было вырубать. Осложняло работу состояние почвы, на месте которой должен вырасти будущий гигант; она была болотистой. Неудивительно, ведь за Уралом, на востоке начинается Сибирь, а именно — Западно-Европейская равнина, которая известна своими запасами торфа. Если Урал гордо носит звание "опорного края державы", то Сибирь сегодня называют "Ноевым ковчегом", который нужно беречь как зеницу ока, и не допускать незваных гостей из-за океана в случае глобальной катастрофы под названием "Йеллоустоун". Как говорят в России "незваный гость хуже татарина", поэтому лишний раз будет полезно позаботиться как о безопасности границ, так и о целостности своей территории.

Многие люди, строившие завод, не выносили местных условий. Фиксировались случаи ухода квалифицированных специалистов. Уже 13 августа местная газета "Тагильский Рабочий" забила тревогу: за пять дней со строй площадки ушло полторы сотни человек, треть из которых составляли плотники. Позднее неожиданно исчезли лошади, а стройплощадка осталась без транспорта. Судите сами: работа на Урале носила каторжный характер и ее можно было сравнить с ссылкой в Сибирь, которая практиковалась во времена царской России. С наступлением уральских холодов стройка пришла в запустение.

Злые заокеанские языки только причмокивали языком, да потирали от наслаждения руки: дескать, ничего у русских не получится, не те условия, да и технологии того времени они освоить не в состоянии. Особенно это касалось строительства цехов и освоения Гриффин-технологии. К счастью, американцы жестоко просчитались. В конце сентября 1935 г., в первую смену было отлито 371 колесо и на 21 форму перекрыто установленное для цеха колес сменное задание. Свою лепту внесли и стахановцы Иван Вернигора, Василий Свердлов, Павел Иванов, Виктор Малинин и Дмитрий Сазонов. Комсомольцы писали в местную газету о том, что они счастливы жить и учиться в ту велкую эпоху и горды тем, что вступили в великое народное трудовое движение. Сегодня любой из нас подписался бы под этими словами.

Тогдашний комсомолец, первый кузнец стройплощадки Георгий Пелад вспоминает: "В Свердловске мы увидели как много на Урале стахановцев. Со времени рекорда Алексея Стаханова не прошло и трех месяцев. Центральный универмаг обслуживал только их. В клубе строителей всю ночь до раннего утра продолжался бал. Праздник запомнился на всю жизнь".

Рождение
В июле 1936 г. в канун 10-летия со дня смерти "Железного Феликса" ЦИК СССР постановил присвоить предприятию имя первого шефа ВЧК и наркома путей сообщения Союза ССР. 1 сентября того же года, в годовщину стахановского движения на Вагонке впервые услышали голос гудка, поданного с ТЭЦ, а уже через 1,5 месяца была собрана первая гондола под серийным номером Т-1 046901. Руководители Наркомата путей сообщения приняли ее с оценкой "хорошо". С нее УВЗ и начал свою летопись.

Техник колесного цеха, Павел Михайлович Ялышев отразил приподнятое настроение, вызванного радостным событием, в стихах:

Где горы Урала богаты рудою,
Лесов необъятна ширь,
Бойцов пролетарского стана рукою
Заложен завод-богатырь.
И люди Урала, Волги, Алтая
На стройку гиганта пришли.
Цехов корпусами тайгу раздвигая,
Завод вырастал из земли.
Здесь бывший батрак управляет
Вагранкой, машиной, станком,
К прекрасной жизни шагая
Стахановцем, большевиком.
А рядом сияет соцгород
Цветами электроогней.
Красуются светлые школы
Счастливейших наших детей.
Дороги асфальтом покроем
В соцгороде, возле цехов.
Ухабы разгладим, зароем,
Раскинем газоны цветов.
В огнях утопая, задышит
Могучим дыханьем завод.
С конвейера, темп набирая все выше.
Вагон за вагоном пойдет!
Товарищи!
Жизнь-то несет нам какую
Построенный нами завод!
За жизнь эту в битву пойдем мы любую,
В решительный, грозный поход.


То, о чем мечтали партийные вожаки Уралвагонстроя отец известного барда Булата Окуджавы Шалва Степанович, а вместе с ним С.И. Яновский, М.В. Чевардин, И.И. Глаголев и все рабочие стройплощадки, ради чего жили и работали, сбылось. Одолев тайгу и болото за пять лет были выстроен красавец завод, а район, носящий имя Дзержинский, с тех пор стали привычно называть Вагонкой.
Старое название УВЗ
Война
В год своего 5-летнего юбилея на УВЗ было эвакуировано 14 предприятий из западных регионов СССР, среди которых Харьковский, Ленинградский и Сталинградский заводы. За год до начала Великой Отечественной войны конструктор Михаил Ильич Кошкин сконструировал легендарную "тридцатьчетверку", которая станет символом Победы. Его так и назовут "танк Победы". Увы, но сам конструктор так и не доживет до начала войны: в 1940-ом его не станет, а 11 апреля 1942 г. ему (уже посмертно) и еще двоим его сподвижникам Александру Александровичу Морозову и Николаю Алексеевичу Кучеренко присудят Государственную премию страны за разработку "Танка Победы". В суровые годы войны руководство Уральским Танковым заводом было возложено на Юрия Евгеньевича Максарева. Полномасштабное и бесперебойное производство Т-34 началось в 1943 г., когда была окончательно закреплена Сталинградская победа, после которой необходимость поставок по ленд-лизу автоматически отпала. Сегодня этот танк стоит у здания проходной УВЗ и напротив краеведческого музея.

Проходная завода
После Победы
После завершения Второй мировой войны УВЗ не сбавил оборотов и продолжил наращивать выпуск все более новых видов продукции. Танки, выпущенные УВЗ, сегодня стоят на вооружении практически во всем мире, за исключением США, Канады и Австралии. Легендарная "тридцатьчетверка" до сих пор используется Вооруженными Силами Корейской Народно-Демократической Республики, но сегодня Пхеньян налаживает выпуски своей собственной продукции, во многом напоминающей старые советские и китайские аналоги. Прорывом послевоенного времени стал танк Т-72, активно использовавшийся вплоть до начала 2000-ых и памятник которому стоит в Нижнем Тагиле. Незадолго до распада СССР инженер-конструктор УКБТМ Владимир Иванович Поткин разработал модель танка Т-90, который был принят на вооружений ВС РФ в 1993-ем г. и начавший экспортироваться за рубеж с началом нового тысячелетия. Благодаря усилиям и личным качествам Владимира Ивановича, завод удалось спасти в лихие 90-ые.
Т-90С
В 1986 г. завод отметил свой полувековой юбилей. Пожалуй это был самый знаковый и запоминающийся юбилей, в ходе которого была заложена капсула времени, вскрыть которую надлежит в 2036 г. в год 100-летия предприятия. Сегодня у каждого, кто работал на УВЗ в 80-ые есть набор памятных медалей УВЗ, кухонные сервизы и книга "Гордость моя — Вагонка", выпущенная специально к 50-летию предприятия.

Т-72
По случаю круглых дат руководство корпорации постоянно получает различные подарки и сувениры как из России, так и из-за рубежа. Накануне 80-летия главного оборонного предприятия страны Президент РФ наградил коллектив завода грамотой "За заслуги в укреплении оборонноспособности государства".

УВЗ славится не только своими военными разработками, презентация которых проходит раз в два года на международной выставке вооружений RAE, последняя из которых — танк Т-14 "Армата". Он также специализируется на продукции гражданского назначения, регулярно участвует в выставках ИННОПРОМ. На столь крупном событии, прошедшем с 11 по 14 июля в Екатеринбурге УВЗ представил свой новый экскаватор ЭО-41211. Многие травмвайные вагоны в Нижнем Тагиле украшены в цвета УВЗ, а в Екатеринбурге активно используются трамваи производства УВЗ.

Последняя гражданская разработка УВЗ на июль 2016 г.: ЭО-41211. Екатеринбург, ИННОПРОМ-2016. Выставочный центр "Екатеринбург-Экспо"
К своему 80-летию УВЗ зарекомендовал себя как универсальное и конкурентноспособное предприятие на внутреннем и внешнем рынке, на чью продукцию всегда будет высокий спрос. Выросший до уровня индустриальной агломерации УВЗ и дальше будет радовать своими техническими новинками потенциальных покупателей и всегда выходить победителем в непростой конкурентной борьбе. Одну из будущих новинок, БМП "Бумеранг" планируется представить на выставке вооружений RAE-2017.

Сегодня Уралвагонзавод – крупнейший производитель подвижного состава на «пространстве 1520», единственный в России производитель танков. За прошедшие восемь десятилетий здесь изготовлено более 1 000 000 единиц подвижного состава и более 100 000 бронетехники, что является абсолютным мировым рекордом. 9 сентября 2016 года с вагоносборочного конвейера сошел 10 000 инновационный полувагон модели 12-196-02.

С юбилеем, родной УВЗ! Новых разработок и новых побед на гражданке и на фронте!
 

Похожие статьи:

ПоэзияПоэма Аркаим

ФилософияРусские - Древний и монолитный народ

Альтернативная историяСеверная колыбель человечества

Художественные фильмыВаршавская битва 1920 (2011)/1920 Bitwa Warszawska (2011)

КультураМонументы должны порождать гордость за предков

Рейтинг
последние 5

Magyar Szabad

рейтинг

+1

просмотров

1833

комментариев

4
закладки

Комментарии