Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге

Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге

 

Эта трагедия, сучившаяся 34 года назад на Волге в районе Ульяновска, унесла жизни свыше 170 человек. Злой рок словно преследовал теплоход «Александр Суворов» – спустя четверть века после того жуткого происшествия судно вновь потерпело крушение. 

 

Как и почему все произошло

 Четырехпалубнику «Александр Суворов», самому крупному на тот момент речному пассажирскому судну Светского Союза, на день крушения исполнилось всего два года, теплоход по заказу Волго-Донского речного пароходства сделали в Чехословакии. В тот роковой июньский день 1983 года «Суворов» совершал по Волге туристический маршрут от Ростов-на-Дону до Москвы.

В десятом часу вечера 5 июня теплоход на почти максимальной скорости протаранил не предназначенный для судоходства пролет Ульяновского моста, серьезно повредив конструкцию самого надречного инженерного сооружения. Теплоход двигался со скоростью 25 км/ч (для такого судна она почти максимальная). В результате столкновения полностью снесло рубку, кинозал, срезало дымовые трубы. Несмотря на заглохшие двигатели, «Суворов» после аварии «на автомате» преодолел порядка 300 метров.

Текст переговоров штурмана «Александра Суворова» Евгения Митенкова с Ульяновским речным портом говорит о том, что Митенков проявил преступную халатность (к слову, за нее штурман заплатил и своей жизнью): габариты судна явно не соответствовали тому пролету, через который теплоход шел. Явную и не менее преступную беспечность продемонстрировал также рулевой судна. Кроме того, к моменту крушения уже стемнело, а на мосту не было соответствующих сигнальных огней. Будку путевого обходчика, стоявшую на роковом пролете, в темноте очевидно приняли за сигнальный щит, который в таких случаях показывает, что теплоход может проходить в этом месте под мостом.

Жуткие последствия крушения

Столкновение произошло в тот момент, когда по мосту двигался товарняк в составе 53 вагонов. После удара 11 из них сошли с рельсов. Поезд перевозил древесину, уголь, зерно. Из опрокинувшихся вагонов все это полетело на теплоход. Застрявшая в фермах цистерна с горючим едва не рухнула на «Суворов».

Вместе с экипажем, обслуживающим персоналом, их родственниками и знакомыми, пассажирами на «Александре Суворове» находилось свыше 400 человек. Из них погибли более 170 (до сих пор называются разное количество жертв). Был теплый летний вечер, многие отдыхающие смотрели кино или веселились на танцплощадке на верхней палубе. И кинозал, и танцпол при крушении снесло. Очевидцы вспоминают, что по трапам, ведущим на верхнюю палубу, лились ручьи крови, а зрелище, которое открывалось при взгляде на место трагедии, было неописуемо из-за чудовищности открывавшейся картины – сплошное кровавое месиво из шевелящихся человеческих тел.

Многие пассажиры после крушения прыгали за борт. Персонал ульяновских больниц экстренно подняли по тревоге, и помощь медиков спасла многие жизни «суворовцев».

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

Юзом к шлюзу

Теплоход восстановили, и он до сих пор на ходу. Девять лет назад с ним приключилась еще одна авария – «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. Вышла из строя система управления судна, движение теплохода застопорилось. На этот раз пострадавших не было.

Источник: Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге
© Русская Семерка russian7.ru

=================================================

За тридцать с лишним лет я так и не забыла эту трагедию. Большинство посетителей сайта — молодые люди "до 30", которые, возможно, и не знают о том трагическом событии. Но и "за 30", даже "за 40" о нём вряд ли помнят по причине малолетнего возраста.

За несколько лет до происшествия я, с целью подработки помимо основной работы в КБ, закончила курсы экскурсоводов. Получив "корочки", стала по выходным дням работать с туристами, прибывающими в наш волжский город на теплоходах. Это сейчас туризм по Волге значительно сократился, в то время прибывали теплоходы один за другим, часто причаливая один к другому из-за того, что не было свободного причала. Туристы выходили на набережную, минуя иногда 2-3 теплохода. Групп много, экскурсоводов мало. 

Я перед тем памятным событием ушла в декретный отпуск, была свободна от основной работы, здоровье позволяло активно включиться в экскурсионную деятельность. 

Теперь о грустном… в один из дней по расписанию я проводила экскурсию с группой туристов с того самого рейса теплохода "Александр Суворов", когда он направлялся вверх по Волге. Ничего особенного, обычная экскурсия. 

И вдруг, спустя несколько дней - ошеломляющее известие о трагедии, произошедшей в Ульяновске… В тот день я собиралась на очередную встречу с туристами другого теплохода.  Я была психологически раздавлена новостью об этой трагедии, плюс — жара за 30 градусов. Из памяти никак не выбросить лица тех туристов, которых ещё совсем недавно я знакомила с достопримечательностями нашего города… Хотелось думать, что именно с "моими" туристами беда не случилась, хотя это было слабым утешением.

Дольше обычного прождала троллейбус, к очередной группе туристов задерживаться было нельзя, поэтому пришлось пробежать немного в своём "интересном" положении. Вижу столпившуюся у причала "бесхозную" группу туристов, несусь к ним, и… (до сих пор вспоминаю с ужасом!) громко спрашиваю: "Это теплоход Александр Суворов? Вы туристы с Александра Суворова?". Люди от меня молча шарахаются, но я всё не понимаю — почему, повторяю свой вопрос. Наконец, одна женщина, схватив меня за руку, вразумила… Я отдышалась, привела себя в порядок, подхожу к ожидающей группе, представляюсь им. Группа отказывается идти со мной на экскурсию, требует другого экскурсовода. Мои извинения, объяснения и пр. не помогли. Думаю, какой-то ужас охватил людей от одного вида растрёпанной, пузатой, запыхавшейся, по предположению — невменяемой женщины, которая искала туристов с только что потерпевшего крушение теплохода под Ульяновским мостом.

Я не могла настаивать, зашла к тур.операторам внутри реч. вокзала и попросила замены для меня другой группы, а тех, напуганных туристов взяла другая девушка, которая ждала группу с ещё не прибывшего теплохода.

Первое время меня долго мучали все эти воспоминания (и о трагедии, и о моей внезапной "невменяемости", испугавшей туристов, которые и без того находились под впечатлением от случившегося... 

Рождение сына и связанные с этим хлопоты заставили  меня прекратить свою тур. деятельность, со временем я вспоминала о трагедии и о моём ужасном конфузе всё реже, потом и совсем забывать стала...

Не знаю — зачем написала об этом сегодня, прочитав статью о том трагическом событии. Всё вспомнилось, будто случилось вчера.

Похожие статьи:

ВидеороликиКрымск. Обратная сторона (2013)

СобытияНиколай Левашов и его “героический поступок”. (взгляд в прошлое)

Гостиная26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Рейтинг
последние 5

Лидия

рейтинг

+2

просмотров

838

комментариев

13
закладки

Комментарии