Кушать подано... I

Часть первая

Не люблю встревать в разговоры "ни о чём".  Но очень интересно выяснять, "кто есть кто", в смысле "кто чем дышит" и как. Так пропустил  мимо "ушей" статью  "Вегетарианская кухня славян или что ели наши предки", но внимательно ознакомился с комментариями. Не скажу, что они меня удивили, но то, что не порадовали так это точно. Думаю кроме Силваяра вряд ли кто  вспомнит (если знал), что обозначился я на сайте первой серией статей (лишь через год своего внедрения) о том как выжить в сложных условиях.

 


 

 Вместо предисловия.

Этим "штучкам" научила не только жизнь от Дальнего Востока  до Анголы, но и почти дясятилетнее вождение туристических групп по дорогам нашей необъятной Родины СССР ( у кого она какая, у меня СССР).  А где-то в период с 1988 по 1998 год еще и занятие с населением: с мальчишками рукопашным боем, с взрослыми мужиками атлетической гимнастикой и силовым троеборьем, а с женщинами  помимо атлетической гимнастики еще и тем, что нынче называют фитнес, тогда это была смесь аэробики и атлетики. И в любом из названных направлений одним из существенных моментов является питание. Отчего тема известна мне не по наслышке  и хотя я уже почти  15 лет "не у дел", иной раз приходят старые ( в прямом и переносном смысле) клиенты за тем или иным советом.


Цену я себе "набил" теперь к сути. В ней я пойду прямо по статье. Не в пику, а лишь, чтобы было удобно " вести тему".
Первая историческая ошибка, точнее так, ошибка не историческая, а общеинформационная. В виду того, что одна и та же информация качует с одного ресурса на другой и не только в определенном, узком  аспекте, но и в подтверждение многих других, мало связанными  друг  с другом  тем,  она (информация)  рано или поздно, в виду  своей не академичности как бы "засоряется". То есть обрастает тем мехом который у рыбы ( т.е. у сюжетной линии) по определению быть не может.


Та вот данным "рыбьим мехом" является утверждение, что наши предки были вегетарианцами. Даже если при этом использовать смягчающую оплошность типа " чуть-чуть". Невозможно быть  "чуть-чуть" вегетарианцем, как невозможно быть "чуть-чуть" беременной ( извините за банальное сравнение).


Вегетарианство и это уже методологическая ошибка не является бытовой формой пищевых предпочтений, вегетарианство это идеология. И даже не смотря на то, что данные предпочтения в еде иной раз имеют различные причины, будь то религиозные, экономические, медицинские и даже экологические. Термин вегетарианство появился в середине 19 века и связан с небезызвестным Вегетарианским обществом организованным в Англии в 1847 году. Именно члены этого общества узурпировав историческое название англ. vegetable (растение, овощ) утверждали, что "латинское слово vegetus легшее  в основу  термина vegetarian ( вегетарианец) имеет значение -бодрый, свежий живой  и имеет отношение не к состоянию к примеру человека, а к появлению нового в процессе старого". 

 

Этот термин в первую очередь закрепился в структуре психологического анализа, а затем уже и в биологии. Отсюда так называемая вегетативная  (нервная) структура организма ( от которой и берет начало добавленные определения к первичному "свежий" (стебли, листья, почки, цветы) определения "бодрый и живой" — есть отдел нервной структуры организма, регулирующей деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфотических сосудов. Именно потому, что она (ВСС) играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных, она и определена в качестве "движущего элемента жизни". И это совсем не значит, что вегетарианцы более подвижны или более приспособлены к этой жизни люди. Это значит, что нормально функционирующая вегетососудистая структура ( в науке -система.  Но я к слову "система" отношусь более ответственно, поэтому считаю, что это всего лишь структура организма) позволяет  быть более приспособляемым или более адаптируемым к условиям жизни.

 


Отсюда в первую очередь необходимо понимать, что такое вегетососудистая структура организма, на чем она зиждется и чем чревато её "разбалансировка".Попутно добавлю, что  на латинском  vegetatio — возбуждение, от лат. vegetativus — растительный). Пожалуй в этом кроется некоторая степень лукавства. Латинский как язык преимущественно медицинский, определял данный термин.

 


Гиппократ в своё время  сказал, что: «Мы то, что мы едим». Связывая историю  своего народа с теми или иными предпочтениями, по нашему  вольному разумению, приличествующие  якобы нашим предкам (наше воображение и "угол зрения"  играют  тут не маловажную роль)  , мы подчас упускаем такую существенную  деталь, как традиционная кухня. А ведь,  именно народная кухня – один из факторов проявления этнической культуры. Употребляемые в пищу продукты, говорят не только об умении или неумении людей вести хозяйство, а и о том, каковы были внешние проявления того, что человек употреблял в пищу. Хотим мы того или нет, но именно химические реакции происходящие в нашем организме становятся условием внешнего проявления нашей ментальности (воспитание и тем более образование в перечьне, влияющем на наши реакции и  внешние проявления, находится на   десятом месте. Хотя и вполне существенном).

                                                                               I

Как это не приятно звучит, но первой едой любого живого существа, а тем более человека ( обделённого и клыками и когтями) все же являются насекомые и черви, коренья и плоды. Извините, но другая пища человеку вряд ли поддалась бы. А она как вы понимаете, ну совсем не вегетарианская. До "засеивания полей и выращивания животных" ой как еще  было далеко. Отчего человеку было лучше жить в лесу, и естественно в лиственном. Там хоть пчелы, хоть орехи, хоть ягоды и грибы. С грибами поосторожнее, их человек начал употреблять в пищу лишь тогда когда у него появился достаточно стабильный  огонь.
Всё остальное они "добывали" в лесных пожарищах. Кстати, там же имелась и животная пища. И что вы думаете, человек брезгливо отворачивался о  жирного, хорошо прожаренного мяса на косточке,  и даже не смотря  на то, что у него от всевозможных ягод и насекомых, какую неделю был сильный понос.


Должен отметить, что самая быстро перевариваемая пища это белковая пища, т.е. животная. При её употреблении быстрее происходит метаболизм организма и она также быстрее разлагаясь на составляющие и образующиеся при этом шлаки быстрее  выводится из него. Другое дело всевозможная трава, т.е. клетчатка. Абсолютное большинство научных исследований было проведено преимущественно  на овощах и фруктах. Но этим во-первых, не исчерпывается перечень продуктов "богатых" клетчаткой, а во-вторых, никогда и нигде не являлись основным питанием человека (разве, что кратковременно или по дикой необходимости. 


Грамотные специалисты знают, что сбалансированное питание включает в себя и продукты богатые протеином и жирами и клетчаткой. Увеличение количества клетчатки по отношению к прочим продуктам приводит не к улучшению здоровья, а к его ухудшению.
Итак основными источниками клетчатки в наших продуктах являются: фасоль, чечевица, зеленый горошек, малина, груша, яблоко, киви, а также ячмень лущенный, овсянные хлопья, цельнозерновой хлеб (отруби), цельнозерновые печенья. Короче все зерновые культуры до обработки.


Как и все в этом мире существует две категории клетчатки: растворимая и не растворимая. Нерастворимая собирая флору нашего желудка выводится из организма через пищевой тракт, при этом мало, что "оставляя" для нашего организма. То есть по сути бесполезна, разве, что создаёт разного рода иллюзии. Правда надо отметить каловых масс становится при  этом много  больше и лучше работает прельстатика желудка (хоть такая польза). Но для того, чтобы чем то сходить в туалет надо что-то съесть и это совсем не продукты с нерастворимой клетчаткой. К таким продуктам относятся мучные продукты из муки грубого помола и соответственно зерновые каши.


Для нормального функционирования желудка достаточно употреблять  подобной клетчатки не более 25-30 гр. в сутки. С возрастом организм теряет способность к перевариванию большого количества нерастворимой клетчатки. Отчего наши предки были вынужденны "изобресть" мельницу и молоть зерновые до состояния пыли. В таком состоянии активность продукта уменьшается в разы, что способствует её лучшему усвоению и соответственно  это отражается на здоровье. Так знаменитая полба уступила место пирогам, блинам и хлебу.


Так  и детям до 9-ти лет нерастворимая клетчатка не особо в пользу.  И не надо идеализировать прошлое, все что ни делается все к лучшему. Ведь даже во времена Ивана III на Руси смеялись над теми, кто употреблял в пищу полбу, это считалось признаком лени и глупости. Что кстати нашло отражения и в сказках того времени. Балда не мог ничего заработать кроме каши из полбы. Мотайте на усы, у кого они есть. А у кого нет, мотайте на шею...

 

Растворимая клетчатка  в свою очередь  способна разбухать в воде. Этим она  задерживает воду  в организме чем  быстро создает  ощущение сытости. Но так же быстро и удаляется из организма, создавая непреодолимое ощущение голода, тем, что  она снижает абсорбцию жиров, глюкозы и желчи, а также способствует росту нормальной кишечной микрофлоры. Которая в свою очередь "разогретая" легкой пищей" не имея объекта для воздействия начинает "пожирать" внутреннюю среду самого человека.  Отсюда и метиоризм и отрыжка и желудочные колики, а там глядишь и гастрит с перетонитом, ну и другие прелести. Растворимой клетчатки  много в сливах, моркови, цитрусовых, бобовых, репе и т.д.


Я не буду писать о том откуда взялся миф о клетчатке скажу лишь одно полезность клетчатки и овощей и фруктов это разные вещи. Но и последние не могут быть основными рационом питания человека, иначе ваша жизнь превратится в сплошной сортир.


Итак резюмируя относительно блюд из овощных культур. Данные блюда в силу малого количества каллорий способствуют похуданию, но весьма негативно отражаются на работоспособности человека, и уж совсем не кстати переводят его "стрелки" существования из "нападающего" в  "защищающегося". Что это значит думаю будет ясно несколько позже.


Так, что пока  люди не научились сушить ягода фрукты и надо сказать овощи, пока не было огня, человек ел всё в свежем (относительно) виде и даже не мыл перед едой руки, так как никогда не подтирался. Всё пролетало без задержки, со свистом. Это я так шучу!


Теперь относительно мёда,  смею заметить, что  славяне, как живущие в степной полосе, мёда не знали вообще, так как леса  боялись ( читайте славянские сказки большинство всяких страшилок у них про лес) и более того считали, что живущие в лесу люди не люди, а звери. Русам было проще они лес знали, любили и дорожили им, так как пользовались в полную силу. Быстрее о мёде знали жители Кавказа, чем славяне, там хоть горный мед был, вот он то и попадал иной раз к  тем, кто потом назовётся славянами, живущим в Хазарии. Но и русы не все знали о мёде и не потому, что не любили его или опа ались  пчёл, а потому, что не та у них антропология, чтобы по деревьям шастать. Как кстати русы не таскали и яйца из птичьих гнезд. Вопрос знатокам "Почему?
Зато рыбная ловля роднила и славян, и русов и всех кто был к ней был причастен.


Первым орудием для добычи рыбы была острога, проще говоря  тонкое копьё. Именно данное копье дало название сооружению состоящему из заостренных кольев острием вверх, предназначенному для защиты о  "непрошеных гостей" в первую очередь от зверья во вторую от чужаков- острог. Именно это оружие ( копьё) в дальнейшем стало отличительной чертой именно русов. Русы ни когда не метали копья, разве, что маленькие сулицы, но и это было редкостью. Со временем стали пользоваться бреднями ( обратили внимание на то, что в опущенный в воду материал, так выбеливали, попадалась рыба. Знаю знаю, что выбеливали иной раз в росе. Но роса даже в средней полосе Руси появляется в ночь и утро довольно не продолжительный период. Так, что, выделку материала откладывать?)


В качестве витаминной добавки наши предки употребляли помимо березового   и  кленового сока еще и рыбий жир. "Фу какая гадость этот рыбий жир".


Да к тому же из 100 видов клена в  России произрастает всего  20-ть видов  (в европейской части 4-ре вида на Дальнем Востоке 10 видов, в Крыму- 4-ре вида, на Кавказе + к европейским еще 6-ть видов.).
И так как клен цветёт в конце зимы, а стало быть в тех местах где зима длится всего один месяц (январь-февраль), а собирать сок при цветении уже поздновато, то сок можно получить всего с четырех видов клена Клён сахарный (произрастает в Канаде), красного клена (произрастает в Канаде), черного клена или татарский клен (но это по сути дела кустарник. В природе встречается в степной и лесостепной зонах европейской части России, на Кавказе, в юго-восточной части Западной Европы, на Балканах, в Иране и Турции), и остролистного клёна (европеская часть Росии). 


Как я уже сказал клёны цветут в конце зимы или ранней весной, у большинства видов сразу после появления листьев, а у некоторых и до. Цветки зелёные, жёлтые, оранжевые или красные, и хотя каждый из них очень мал, при цветении некоторых видов у человека издалека возникает ощущение полностью цветущего дерева. А вот сок можно получить лишь из тех видов которые произрастают там где ну очень ранняя весна. Так что о "витаминной добавки" в виде сока клёна,  жителям Руси оставалось только мечтать.


Ага, северяне получали его в консервированном виде...

"Так, что молока мы не дождемся. А почему? Да потому-что это бык". 
Придётся из рациона русов и соответственно большей части русских, кленовый сок изъять. У славян он может остаться, но тогда термин "наши предки" не совсем корректен, ибо лично мои предки, как и предки большинства русских, были не из славян и притянуты к ним за "длинные заячьи уши", торчащие из шляпы фокусника.

 

Еще одно несоответствие в предлагаемой многими статьями, информации. Информация относительно  сиропа  из березового сока ( да впрочем и кленового).


Первоначально просто рассмотрим технологию приготовления сиропа. Соответственно без сахара, ведь не думает  кто-то, что наши предки имели в наличии сахар и что главное в развесовой упаковке?
Эта технология гуляет по инету как кошка -сама- по себе, без привязки к реалиям прошлого. Почему? Об этом чуть ниже.

Технология:

1. В широкую посудину с плоским дном ( запомните-только широкую. Вопрос: где у наших предков были тазики). Наливаем до половины объема березового сока.
2. Ставим на огонь.
3. Своего сахара в соке  якобы всего 3% ( на самом деле не более 1.2-1.6%).Выпариваяем из сока воду до повышения уровня сахара до  60-70%. Предлагается использовать свой природный " сахомер" т.е. глаза. Когда сироп пожелтеет  значит в нём  уже образовалось  указанное количество сахара.
4. При этом  постоянно удаляем пену, что появляется на поверхности кипящей жидкости.
5. В уварившийся, до консистенции  жидкого мёда,  сироп, добавить еще порцию сока… и так пока в тазике не будет достаточно для использования сиропа.


В среднем на один тазик необходимо почти три-четыре часа.Ведь выпаривать необходимо на медленном огне. Хорошо у кого имеется печь или даже регулируемый очаг (такие что были у славян: "крутанул ручку-замолчало").  При этом авторы технологии сразу предупреждают, что для получения 1-го литра сиропа надо 100 литров сока ( 1:100). На "достаточную порцию" необходимо до 8-ми часов "мучений".


6. Сироп хранить в закрытой посуде в прохладном месте не более двух лет. Но перед упаковкой  уже готовое изделие ( имеющее консистенцию хорошего мёда) необходимо пропустить его через двойную марлю  (???).

А теперь попробуем посчитать.

1. Собирать сок можно не более 20-ти дней ( движение сока начинается за месяц до набухания первых почек). Кстати при низких температурах ( не выше  + 5-ти гр.) сок движение прекращает. Замедляется движение сока и в ночное время суток ( с 22 до 06-ти часов утра)

2. Не все березы могут пойти "под нож",  а лишь те которые достигли  почти 10-ти летнего возраста, да и те, что имеют  в диаметре не менее 30 см.

2. За один сезон с одной берёзы высотой до 20 м. и диаметром ствола можно набрать до 20 л. ( в промышленных масштабах до 2-3 л/сутки). Фигню про 60-ти дневный сезон и  150 литров даже обсуждать не хочется, ибо простая арифметика показывает, что тогда с дерева в день надо "надаивать" до 7 литров (150: 20 = 7.5 или 150: 30 = 5л) Даже многолетние наблюдения  Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛБП) в Московской области не подтверждают указанную цифру.


3.При том, что в среднем в березе указанного размера одномоментно бывает не более 3-5 л. сока. При этом  сок движется непосредственно под корой на глубине до 3- 4 см. ( в глубине массива его нет), а суточный "прогон" равен порядка ( по исследованиям японцев посредством изотопных впрыскиваний и считывания специальным прибором температуры ствола в месте прохождения изотопов) 0.5 м/час. Получается, что 5л. сока проходят по всему стволу (замещаются) условно за 40 часов.
Отнимая у дерева больше чем 1-2 литра в сутки вы лишаете его возможности  нормально жить или же оно "гонит" вам уже не качественный сок ("Жить захочешь не так раскарячишся").


4. Для приготовления 1л. сиропа нужно "обездолить" порядка 50-100 деревьев. При  учете, что на 1 л. сиропа требуется 100 л. сока. Отсюда  от "наполовину наполненного" тазика: 5-6 литров сока останется в лучшем случае 0, 06 л., т.е. вязкая грязь на дне тазика. И наш народ нашел выход добавлять новую порцию сока в уже уменьшенный от кипения в четыре раза объем.


5. Но это еще не все "беды" бедной березы от  неразумности человеческой. В свежем березовом соке не так уж и много  "всяких  полезных веществ" и это не белки и жиры, а немножечко углеводов. При этом  "полезные"  свойства березового сока приписывают комплексу витаминов и микроэлементов в его составе: преимущественно это аскорбиновая кислота — около 5 мг/100 мл и витамины группы В — В6 и В12 (не более 5мг/л. Наличие в составе железа (0.25мг), магния (0.06мг), марганец (0.1мг), калия (27.3мг), натрия (1.6мг), кальция (12.3мг), кремний (0.1мг) фтора (2.5 мг) и фосфора (0.07мг) обусловливают его терапевтический и лечебный эффект. В незначительных количествах в нем содержатся медь, марганец, титан, кремний, барий". Всё прочее особого значения не имеют.


6. Но уже с указанными надо как говорится "разобраться по полной".
Итак. Суточная потребность человека в витаминах и микроэлементах.

 

Наименование                  Рекомендуемая норма         Потребность

Водорастворимые витамины

C    Аскорбиновая кислота 60–80 мг                       1000 мг    
B1    Тиамин                    2 мг                                50 мг    
B2    Рибофлавин            3 мг                                50 мг    
B3          Ниацин            20 мг                                150 мг
B5    Пантотеновая кислота    10 мг                                100 мг    
B6    Пиридоксин            2 мг                                50 мг    
B12    Кобаламин            2 мкг                                100 мкг    
PP    Никотиновая кислота    10 мг                                250 мг    

Жирорастворимые витамины

A    Ретинол                    5000 МЕ                       10000 МЕ    
—    Каротин (?)            10000 МЕ               15000 МЕ    

D    Кальциферол             100 МЕ                       500 МЕ    
E    Токоферол (?)            30 МЕ                       400 МЕ    
—    Токотриенолы    —    100 мг                     300 мг    
K    Филлохиноны            100 мкг                       300 мкг

Витаминоподобные вещества

H    Биотин                 200 мкг               300 мкг    
B9    Фолиевая кислота       200 мкг                       1000 мкг    
—    Биофлавоноиды           20–50 мг                       500 мг    
—    ПАБК                   50 мг                       200 мг    
—    Инозит                 500 мг                       1000 мг    

Минералы

B    Бор                   2–5 мг                        2–5 мг    
Br    Бром                   0,8 мг                        —
Vn    Ванадий                   20–30 мкг                20–30 мкг
Fe    Железо                   10–20 мг                        10–20 мг    
J    Йод                   150–200 мкг                150–200 мкг    
Ka    Калий                   1–2 г                        1–2 г    
Ca    Кальций                   800–1200 мг                800–1200 мг    
Si    Кремний                   20–30 мг                        20–30 мг
Mg    Магний                   300–400 мг                300–400 мг    
Mn    Марганец           2–5 мг                        5–10 мг    
Cu    Медь                   1–2 мг                        1–2 мг    
Md    Молибден           50–100 мкг                200 мкг    
Na    Натрий                   4–5 г                        4–5 г     
Se    Селен                   50–70 мкг                100 мкг    
S    Сера                   500–1000 мг                500–1000 мг    
P    Фосфор                   400–1200 мг                2000 мг    
F    Фтор                   2–4 мг                        2–4 мг
Cl    Хлор                   4–5 г                        4–5 г    
Cr    Хром                   50 мкг                        200 мкг    
Zn    Цинк                   10 — 20 мг                10 — 20 мг    

Жиры

L    Лецитин                      3 г                        3 г    
Q3    ДГК и ЭПК              1 г                        1 г    
Q6    ?-линоленовая кислота      1 г                        1 г    

 

Для того чтобы "удовлетворить"запрос организма необходимо "выжрать" ( исходя даже из одного кальция) в  сутки не менее 98 литров сока на "рыло" ( до 100 деревьев). "Спасает" от данного самоутопленичества то, что иные необходимые вещества находятся в прочих продуктах питания (предполагаются). По крайней мере "наш предок" имел возможность их употреблять в свеже-добытом виде. Не в полном объеме конечно, но всё же...

 

Но сначала констатация по выше приведенной аргументации. Хотя какая аргументация, на все можно ответить без лукавства и жеманства, что древнего человека не интересовал витаминный ряд, а тем  более вес или длинна калорий. И тем не менее его не интересовали и всякого рода закидоны "цивилизованного", т.е. обремененного урбанизацией человека и ...

1. Ни кому и в голову не приходило варить сиропы, до  того времени когда сок стали "доить" в промышленных масштабах. Да и там не всё так гладко как кому -то кажется. ( ведь это сколько надо спалить так необходимых в хозяйстве  дров, которых надо заготовить угробив не один топор).

2. При консервации соков их полезность уменьшается в разы, и...

3. Запомните, уважаемые господа, одну простую вещь. Всё, что однажды было обработано термическим способом все в обязательном  порядке ( как бы нас не убеждали в обратном) теряет свои первичные свойства и соответственно теряет все свои природные качества, к ним относятся и соли  и минералы, тем более витамины. Что же остается? Остается специфический (характерный для того или иного продукта) вкус и запах. ВСЁ!

4.Суточная потребность в витаминах полученных в результате употребления сока незначительна, а отсюда...

5. Есть ли смысл сегодня  уродовать деревья? Да и раньше этим пользовались лишь в тот период когда просто другого не было в наличие. Отсюда никаких традиций в этом вопросе нет и быть не может. А посему можно лишь вскользь упомянуть, что наши предки наряду с крапивой употребляли и сок березовый.

6. Добывали, разве, что для лечения, но чаще обходились чагой, являющейся застывшим соком.

 

Теперь об утверждении, что "славяне были искусными рыбаками. Именно рыба являлась главным заменителем мяса. Из неё приготовляли множество блюд, в том числе знаменитую уху. Ловили тогда при помощи специальных ловушек – вятелей, которые плели из ивовых прутьев".

Как можно быть исскусным рыбаком боясь воды (и это  при наличии рядом такой реки как Дон). Даже когда славяне массово заселились в нынешней новгородской области они и там умудрились не пристраститься к рыбной ловле. Для этого им понадобился Александр Ярославич, который и научил ловить неводом (острогой они не научились ловить и по сей день).

И теперь когда связывают рыбную ловлю ( и вообще отношение к воде) всегда имеют в виду именно русских как якобы одну народность из многочисленных славянских семей. Не хочу повторяться, но русские стали славянами, когда приняли христианство, по определению же (антропологически) славянская общность это разномастная разно-этническая солянка.


                                                                         II

Попытаюсь обосновать своё "заявление".


Вот, например, отрывок, характеризующий ране-славянскую культуру с точки зрения археологии: 

"Следует также учесть, что памятники всех культур ране-славянского круга очень бедны. Это небольшие посёлки, преимущественно в низинах и поймах рек, существовавшие относительно недолго и оставившие очень мало следов. Из предметов хорошо сохраняющихся в земле встречается преимущественно керамика, металлических изделий практически нет. Погребения очень скромные, и в отличие от кельтов и германцев, ранние славяне и родственные им племена не клали туда оружия. Вследствие этого памятники этих культур были открыты относительно недавно, практически все они были обнаружены и исследованы в течение последних пятидесяти лет. (К примеру памятники гальштаттской культуры в Австрии привлекли внимание археологов и начали раскапываться ещё в первой половине XIX века!) Таким образом картина археологических культур эпохи выхода славян на арену письменной истории до конца ещё не выяснена".


Если кому не понятно для чего я привел вышеозначенный отрывок, то я скажу лишь одно, что быт и "гастрономические изыски" как часть их, всегда связанны друг с другом. И нет  в мире народа у которого быт был бы скудным, а стол ломился бы от  явств.


И тем не менее русская кухня отличалась не только многообразием продуктов, но и что самое существенное разнообразием блюд. Кстати уже в начале Средних веков на юге Европы основных  продуктов на столе насчитывалось не более  пяти (если не считать разнообразную зелень и приправы- злаковые, мясо домашних животных, домашняя птица, рыба, овощи ), на Севере Европы не более четырех ( мясо диких животных, дикая птица, рыба, злаковые). На Востоке (Китай, Индия, Япония) не более пяти (злаковые, мясо диких животных, рыба, червяки и тараканы, корнеплоды), а на столе русского боярина их могло быть до восьми ( злаковые, мясо диких животных, мясо домашних животных, птица дикая, домашняя птица, рыба, корнеплоды,  поверхностные овощи).

 

А как там в Европах?

Возьмем к примеру конец Средневековья 16 век или его начало век эдак 5-й Кресьтьяне вставали "за сетло" . Они не могли уделять много времени завтраку, поэтому ограничивались глотком воды (пива, кто побогаче — вина) и куском хлеба. Обед, принимаемый около полудня, также был скуден: простое питье и легкая закуска, хотя для аристократов понятие «легкая» было весьма условным.


Если ужин богачей приходился на праздник, то масштабы пиршества выходили за все разумные пределы, в следствии чего иной раз пиршество для некоторых кончался летальным исходом. В связи с этим некоторые монархи законодательно ограничивали состав и количество кушаний, выносимых к столу во время ужина. Русский обычай подавать по одному блюду за раз пришел в Европу лишь в 18 веке.

 

Для того чтобы не быть голословным беру с полки "The Forme of Cury",  английскую поваренную книгу 1390 года, изданную под патронажем  самого Ричарда II. Можно конечно почитать и "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера. Там о кухне намного интереснее, но за неимением последней остановимся на указанной "Cury" ( по сути дела "копии" в русской транскрипции, а в английской так вообще "книга").
Основным продуктом данной книги является как это ни странно-хлеб.Самый распространенный вид хлеба, «суржик» (“maslin”) выпекался из смеси озимой пшеницы с рожью. Часто в муку добавляли не зерновые растения, особенно в годы неурожая. Бобы, горох и даже желуди становились компонентами дешевых сортов хлеба.


Обычный или поджаренный хлеб использовали в основном как ингредиент для приготовления других блюд. Хлебные крошки добавляли в соус и в заварной крем для густоты.

Вторым распространенным продуктом была рыба.
Она была столь же важным продуктом питания, как и хлеб. Римская католическая церковь, объединявшая все население к примеру  Англию и Германию, постановила, что по пятницам и до позднего вечера по субботам и средам запрещается употреблять мясо; мясо, яйца и молочные продукты, также запрещались на время Поста. Таким образом, половину дней в году приходилось есть рыбу. Но уже с 14-го века, эти ограничения становились  менее  строгими и к концу 16-го века соблюдались лишь во время официальных приемов.


Простой народ  как ел рыбу так и продолжал её есть вылавливая  в речках, прудах и озерах. Морская рыба которую употребляли богатые им была не по карману. Точнее она "била по карману" и очень больно. Аристократы с упоением трескали так любимые советским народом камбалу, пикшу, скумбрию. Но к примеру англичане "переплюнули" будущих советских людей они  употребляли  в пищу  тюленей, а также так называемую «королевскую рыбу» ( кит и дельфин).Осетрину которую привозили с Руси ел только король. Популярными продуктами питания были также крабы и лобстеры.

 

В средние века  нормандцы очень кстати стали заниматься овцеводством. Овца называлась  mutton  ("баранина"). Коров почти до  конца 16 века не разводили. Но и в 16 веке баранина была вторым по популярности мясом после говядины. И все же и говядина, и баранина («красное мясо») уступали «белому мясу» — телятине и козлятине, из которых получалось более сытное жаркое.


Свинина была своего рода НЗ, который употребляли в сложных экономических ситуациях, поэтому рецептов из ней в книге почти нет.

  Читаем из анатации к рецептуре ( со слов популяризатора):

"Домашняя птица считалась исключительной собственностью Нормандских королей и знати. Браконьеры жестоко наказывались нанесением увечья или смертной казнью. В то время как охота на диких буйволов, кабанов и оленей оставалась привилегией аристократов, с начала 13-го века бедняки получили возможность охотиться на зайцев и кроликов. Оленей и буйволов со временем становилось все меньше. В то же время кабаны в большом количестве водились вплоть до времен династии Тюдоров. Студень из кабаньей головы долгое время оставался традиционным рождественским блюдом феодалов. Куски поджаренной оленины и мясные пироги считались деликатесом для почетных гостей, а «внутренности» — печень и легкие – шли на пироги для охотников и других гостей, сидящих в «нижней» (менее привилегированной) части стола.


Помимо соколиной охоты на дичь аристократы часто нанимали специально обученного птицелова или же договаривались о поставках дичи с местным торговцем. Они также нередко держали собственные голубятню и птичник для разведения фазанов, куропаток, кур, уток и гусей, которых специально откармливали. Крестьяне тоже держали кур и, кроме того, нередко охотились на диких птиц. Популярным блюдом было мясо дрофы. Откормленные для подобных торжеств птицы весили до 11-12 кг – при таком весе они едва могли летать!


Среди других распространенных видов дичи были журавль, цапля обыкновенная (в особенности молодые особи), белая цапля, чайка, кроншнеп, перепелка, ржанка, бекас, черный дрозд (самая дорогая из «малых птиц»), чибис, дрозд, выпь, зеленушка. Блюда из птиц готовили во всех зажиточных домах, как миряне, так и духовенство. За праздничным столом подавали не менее 20 блюд из различных птиц! ( какой бы русский стал всё это есть?)


В средние века широко использовалось молоко – коровье и козье. К 16 веку коровье молоко завоевало большую популярность, поскольку подоить одну корову было легче, чем 10 коз – для получения того же количества молока. Молоко, а также сливки, масло и сыр, изготовлявшиеся из молока, как и яйца, именовали «белым мясом».


В средние века обязательным компонентом рациона каждой семьи, вне зависимости от положения и обеспеченности, была похлебка. Готовили ее на основе бульона с вареными овощами и мясом, часто добавляя зерно или бобовые. Такая похлебка была похожа на сегодняшний «шотландский суп» (Scotch broth) и могла иметь как жидкую консистенцию, так и очень густую – иногда загустевшую похлебку можно было резать ножом на кусочки.


Одной из известных и поныне разновидности такой похлебки является так называемая "frumenty" — сладкая пшеничная похлебка на молоке. Другие, более изысканные виды похлебок, назывались "mortrews". Простые крестьяне обычно довольствовались гороховой похлебкой, напоминающей рыхлый гороховый пудинг.


«Зеленая похлебка» (“green porray”) была тоже очень популярна: ее варили из зеленых овощей, добавляя в нее петрушку и другие травы. Запах от такой похлебки, сваренной на травах, должно быть, стоял вкуснейший! К сожалению, эту похлебку, скорее всего, часто переваривали на открытом огне, из-за чего она получалась не слишком питательной.


К сырым фруктам и овощам житель средневековья относился с подозрением, поскольку считалось, что они вызывают лихорадку и понос. Однако дикие ягоды, например дикая вишня, употреблялись в пищу достаточно свободно. Виноград выращивали, в основном, для употребления в сыром виде, как и сливы и тернослив (мелкая черная слива). Яблоки и груши, в том числе большие твердые плоды груш под названием “wardens”, обычно запекали".


А теперь просто перечислю рецепты:

1.ЗРАЗЫ (ОЛИВКИ) ИЗ ГОВЯДИНЫ ИЛИ БАРАНИНЫ
2.ЖАРЕНЫЕ СТЕЙКИ ИЗ ОЛЕНИНЫ ИЛИ ГОВЯДИНЫ
3.ВАРЕНАЯ КУРИЦА, ФАРШИРОВАННАЯ ВИНОГРАДОМ 
4.ФАРШИРОВАННЫЙ ЦЫПЛЕНОК
5.ГОВЯЖЬЯ ПОХЛЕБКА С ОВОЩАМИ
6.ЛЕБЕДЬ ИЛИ ПАВЛИН 
7.ТУШЕНАЯ БАРАНИНА 
8.САЛАТ 
9.РАСТОН (маленькие круглые буханки хлеба)
10.НАПИТОК С ГОРЯЧИМ ВИНОМ
11.МИНДАЛЬНОЕ МОЛОКО
12.ПОСТНОЕ РАГУ  ( лук, мёд, хлеб, миндаль, подсолнечное масло)
13. ВЯЛЕНая РЫБа
13. ЩУКА С СОУСОМ «GALENTYNE»
14.СОУС ЗЕЛЕНЫЙ («VERT») (петрушка, мята, чеснок, яблочный уксус)
15.ПЮРЕ ИЗ СУШЕНОГО ГОРОХА С РОСТКАМИ 
16.ОВОЩИ В МАСЛЕ 
17.ГОРОШЕК И ЛУК С ГРЕНКАМИ 
18.МЕДОВЫЕ ТОСТЫ С КЕДРОВЫМИ ОРЕШКАМИ
19.ЛОМТИКИ ФИНИКОВ С ПРЯНЫМ ВИНОМ
20.ГРУШИ В ВИННОМ СИРОПЕ
21.СЛАДКИЙ СЫРНЫЙ ФЛАН
22.ТВОРОЖНЫЙ ФЛАН

Пожалуй хватит, представление о том, что европейская кухня была преимущественно вегетарианской сделать можно и на этом материале, добавлю лишь, что в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. 


Мясные и рыбные запасы в средневековье зачастую засаливали, чтобы они как можно дольше не испортились и не стали бы причиной болезни. Разные специи при этом нужны  были для того чтобы  заглушать не только запахи но и вкус — вкус соли. Или кислятины.

Если нам скажут сегодня, что  жареное мясо в средние века зачастую еще и доваривали в бульоне, а приготовленную курицу, обваляв в муке, добавляли в суп ( хотя в мою бытность проживания в Москве там поступали так же), нас это несколько позабавит, ведь при такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус. Но иначе — не разжевать. 


Надо отметить, что качество зубов средневекового человека был не намного лучше чем у первого кроманьонца, если у последнего в этом вопросе дела обстояли все же лучше ( не употреблял ни соли ни сладостей).Так словами тридцатилетней  кормилицы  Шекспир описал её отношение к героине (Джульетте):

Четырнадцать зубов своих отдам 
(Хоть жаль — их всех-то у меня четыре), 
Что ей еще четырнадцати нет.

Представляете нашу "красаву" всю в ботексе и всего с четырьмя зубами, вылитый "кролик  Сеня". Одним словом не мылись не чистили зубы- вонь над Европой стояла несусветная. Да и вегетарианцем станешь поневоле. Сложно разжевать  мясо  беззубой челюстью, разве, что пососать.


Кто не наловчился сосать, тот мясо сушил,  разминал в ступке до кашеобразного состояния. Затем в это крошево добавляли яица и муку, а полученная масса обжаривалась на вертеле в форме вола или овцы. Также иногда поступали с рыбой, особенностью этой вариации блюда было то, что «кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, а затем варили или жарили. 
Вот так из всякой дряни европейцы научились изготавливать внешне благовидный продукт.


Первым, кто начал подавать овощи к столу порезанными на кусочки был метр Мартино при Генрихе VIII ( 1491- 1547). А сам Генрих  Тюдор был  признан кулинарным революционером за то, что привил своему двору любовь к обильным мясным блюдам. До него, конечно, мясо ели, но не в качестве главного блюда. В качестве приправ использовали разные уксусы и недопереваренные остатки животной пищи вместе с потрохами. Так король любил мясо и женщин ( кто мясо не есть тому женщины не нужны). 


И это те кто в верхних эшелонах находился, а как же обстояли дела  у бедноты. Им по понятным причинам даже сосать не приходилось ( так, что сия пагубная привычка пошла от аристократии) отсюда они и ели всякого рода каши. Правда их кашу быстрее было назвать лепешкой, так как она не варилась в посудине, а пеклась на противне.НО самое существенное в это каше могло оказаться, что угодно, даже и то, что по определению есть было нельзя. Из каши запивая водой состояло "первое блюдо" второе представляло ту же кашу залитую кипятком, что то вроде соуса, а "третьим блюдом была колодезная или речная вода ( в праздники пиво или вино).


Представляете какая радость обуяла европейцев, когда  жители далекой Америки "добровольно" подарили им свой национальный продукт-картофель, долгое время называвшийся просто трюфелем.И такое положение вещей сохранялось вплоть до 18-го столетия. На ужин вместо каши использовалась тюря из хлеба: «Вечерняя трапеза нередко заключалась в тюре из остатков хлеба, размоченных в молоке». (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. Т.1. – М., 1986. – С. 292)


Как я уже упоминал национальная кухня крестьянина французского, немецкого, или английского в средние века горячих блюд не имела. У французов был «луковый суп» — когда луковицу в воду стругают, плюс еще некоторые другие овощи. Но его не варили, очень трудно было с дровами. Простой народ не имел права рубить леса для собственных нужд. Как правило при поимке порубщика вешали тут же. К тому же времени относится и запрет на охоту.

Отчего когда начинают рассказывать об охоте в Средние века с гепардами или соколами я всегда пытаюсь понять почему Азиатская традиция вдруг попала в Европу. И после даже небольшого экскурса в историю понимаю, что это домыслы досужих умов.

Да знать охотилась, точнее это считалось, что охотилась, больше шумела, разгоняя дичь и на каждом перегоне выпивала по несколько галлонов вина. Понятно дело, что через час такой охоты многие загонщики сами становились "дичью".

 

И вы думаете, что вопрос продуктовой недостаточности  появился лишь в 21 веке? Ни как нет. Во все времена главной мыслью целых городов  Европы была "А что будем есть завтра?". Утверждение, что «Мясо это  вред» придумали вовсе не писатели ( Ильф и Петров). Отсюда и всевозможные религиозные осуждения обжорства, как и само обжорство ( вроде как напихать в брюхо впрок). Всевозможные указы относительно того чего есть например простолюдин не мог, а богатый лишь в определенные дни и по особым случаям.


Но и здесь народ да и само духовенство пыталось обойти строгие правила и постов и указов.  Так среди них  существовала поговорка: «Порося, обратись в карася!», как мольба  монаха, стремящегося обойти правила через посредство  «божьего чуда». И именно из скудности продуктового рациона виртуозами своего дела стали повара, которые из г-на могли сделать конфетку. Это нынче производители из хорошего сырья делают удобрение, а раньше классный повар ценился на уровне крутого военоначальника. Это они творили чудеса, изготавливая фальшивых цыплят и яйца из икры, миндального молока и филе рыбы.


А какая радость постигла Европу когда после нашествия  "Черной смерти", которая уничтожила   половину её населения, мясо стало более доступным. Стало больше рабочих мест ( кстати большинство умерших были белые, а их заменили полукровки, арабы и семиты прибывшие в Европу в качестве беженцев с Ближнего Востока после походов в их земли военного блока НАТО..., тьфу ты, Ордена Крестоносцев), которые не имея другой квалификации осваивали заброшенные поля превращая их по своему обыкновению в пастбища для скота.


Так, что картошка  и в Европе появилась в 16 веке, чай в 17 веке, а кофе, как и бананы аж в 18-м.

Для сохранения продуктов европейцы  обычно  их провяливали на ветру, просушивали на солнце, либо изолировали от воздуха при помощи меда или жира. Копчение применялось реже — к рыбе и колбасам. Молоко ферментировали в сыр, масло сильно солили; яйца, рыбу и овощи закатывали в горшки с солью и уксусной кислотой.

                                                                            IV
И еще...

Мало кто знает, что Ч.Дарвин свой путь к "Эволюции"  начинал через Клуб обжор Кембриджского университета ( был Председателем клуба). В этом клубе жрали (другого слова не могу применить) всё..., что препарировали студенты н учебных занятиях. Так однажды был сожран орангутанг и старый филин. 
Своё пристрастие будущее "светило науки" не забросил и в известном путешествии (корабль "Бигль"). И  жрал  он при этом всё что попадалось ему на пути (от попугаев до броненосцев).


А коль скоро мы затронули картошку попутно хочу сделать некоторые уточнения.
Считается, что картофель пришел к нам из Южной Америки.  И родина картофеля — это Чили, Перу и Боливия. Даже сегодня, в наше время, в Андах можно увидеть, как в дикой природе произрастает картофель. Но всем также известно, что индейцы культивировали картофель, т.е. употребляли не дикие его сорта, а те, к которым приложен человеческий труд.

И тут возникает вопрос,"а не могло ли так произойти, что картофель индейцы сами завезли в Америку ( ведь это единственный плод который они культивировали).

Не так давно ( по историческим меркам) на Алтае в захоронении был найден скелет. Время обладателя " потерянного" скелета датировали 24-ю тысячами лет назад. Так, что отрицать, что люди жили в таких суровых условиях не приходится.


Ученые с трудом, но выделили из скелета остатки ДНК. Расшифровали путем исследования митохондриального ( женское направление) генома.
Надо отметить, что проведенные исследования были недостаточны для того чтобы выявить функцию генов, но вполне хватило чтобы установить родословную.


Выяснилось, что нынешгние предки Алтайского "скелета" живут в Америке и в Сибире, а также в Европе и даже в Северной Африке ( через Западную Азию).
А при исследовании ДНК человека жившего здесь же 14 тысяч лет назад оказалось, что именно эти люди освоили ( кому-то больше нравится завоевали) большую часть мирового пространства под историческими именами краманьонца, сармата, скифа, саргата, савира, гунна, гота, венеда, татаро-монгола и соответственно руса.
Ибо всё это название одного и того же народа в разных старинных источниках.

 

Европейская ученая братия в последнее время  стала подвергать сомнению происхождение индейцев от сибиряков. Некоторые исследователи теперь даже высказывают мысль, что самыми первыми американцами вполне могли быть… европейцы. И их почему-то не смущает, что на территории Европы тех времён был ледник, а на территории России уже жили люди.

Когда как поводом для отрицания происхождения индейцев от сибиряков, послужил скелет человека, обнаруженный на отмели реки Колумбии рядом с Кенневиком (штат Вашингтон). Радиоуглеродный анализ показал: возраст останков 9 тысяч лет. Кем был кенневикский человек со своими явно европейскими чертами лица и каким образом он попал в Новый Свет? Над этими вопросами теперь ломают головы археологи многих стран.

 


Ну "да и хр… флаг им в руки", у нас проблема другого масштаба.

 

Общеизвестный, якобы факт, что индейцы  монголоиды. Если еще при этом вспомнить антропологические исследования каменных голов индейцев ольмеков ( Мексика) одной считающейся одной из шести древнейших "цивилизаций".

 
Вылитый, т.е. высеченный из камня монгол.


А монголоиды являются  как и семиты смешанной расой. При этом индейские языки не имеют ничего общего с семитскими языками.  Международная группа исследователей из университетов Женевы, Берна, Лозанны на основе исследований огромного биоматериала (ДНК) еще раз подтвердили гипотезу, что обе Америки  были заселялись начиная с 15 000 лет назад через перешеек соединяющий Восточную Сибирь и Аляску. Так кто же "намешал эту солянку?

Представлю лишь визуальные материалы, ибо моя тема нынче не антропология, а пищевые предпочтения или я бы сказал возможности.


 


А вот согласно результатов исследований, полученных от самих же американцев из лаборатории в 2002 году, где они подтверждают, что возраст самого нижнего культурного слоя Костенок 12  ( дамаю все еще помнят где это) может опуститься до 50.000 лет вместо традиционных 40.000 лет для верхнего палеолита.

 

Российским ученым, не смотря на недофинансирование отрасли,   удалось обнаружить стоянку человека в Восточной Сибири эпохи великого оледенения.  И первой по этому поводу "разродилось"  британская телерадиокомпания ВВС,  о стоянке, которая может принадлежать предкам американских индейцев, примерно вдвое древнее, чем первые свидетельства их существования, обнаруженные в Монте-Верде (Чили). 
Возраст стоянки, обнаруженной на реке Яна, составляет около 30 тыс. лет, то есть человек жил в Восточной Сибири, когда большая часть Европы, вся Канада и северная часть США были покрыты льдом.


А дальше "пошло поехало"  в Омске, в 2008 году, при обследовании берегов Иртыша и его притоков на предмет ископаемых останков животных, была найдена бедренная кость человека. Вот что сообщалось в СМИ: " В этой работе также приняли участие коллеги из Тюмени и Екатеринбурга — антрополог Дмитрий Ражев (Институт проблем освоения Севера СО РАН) и палеонтолог Павел Косинцев (Институт экологии растений и животных УрО РАН). На данном этапе к работе подключились ученые из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, находящегося в Лейпциге (Германия). Именно они уже около десяти лет активно занимаются изучением ДНК древнейших антропологических находок в Сибири, включая знаменитого "денисовского" человека из одноименной пещеры на Алтае (жил более 40 тыс. лет назад). Окончательная расшифровка генома денисовского человека подтвердила, что его нельзя отнести ни к неандертальцам, ни к Homo sapiens ".

Этот вывод как "бальзам на душу" сторонником инопланетного происхождения человека ( об этом шел и еще будет идти разговор в статье "Разговор за антропологию").

А ведь находка каменного браслета датируемого  возрастом в 45-50 тысяч лет опровергла утверждение, что украшения изготавливались не ранее 10-12 тысяч лет назад. 

 

Так что Новый Свет был освоен очень давно. Но  западные ученые не желают согласиться, что человек вышел не из Израиля и по мере движения на север дичал и при этом умудрялся строить "аэропланы".Отчего и пытаются доказать, что через Беренгов пролив человек "перелетел" уже по второму кругу, т.е. сначала из Африки, как потерянное звено израильского народа ( что пытались доказать путешественники на "Контики"), попал в Америки, а затем вернулся в Европу. А так как корабль сломался, решил идти  домой пешком, ведь ему было известно что земля круглая, отчего периодически падает со спины держащих её слонов, которые переминаются на спинах утонувших китов.


Сами индейцы говорят о своем происхождении, что их предки пришли с другой стороны моря под названием Тулан, "где были зачаты и рождены нашими матерями и отцами". Тулан в летописях американских майя и Туран русской Сибири — это пожалуй  одно и то же. 

Но в наших  сказаниях Великий Туран — это исконная земля ариев, т.е. земля Велеса ипостасью коего  помимо прочих был и Тур (Бык), который кстати и "обрюхатил" Европу.  И вновь " баба Яга против"  делается все, чтобы связать название Туран с тюрками произнося его как Тюран-типа "страна тюрков". 


Им же неизвестно, что наши предки поначалу если и были последователями Завета, то что связывают с греческим словом "договор"  по др. русски называлось "вътъ" (наставление, наказ), аналогичные слова Въде ( Веды), въче ( Вече- собрание старейшин), въще (слово, сказанное, произносимое. Отсюда до сих пор мы вроде в шутку говорим по нынешнему несуразицу, типа  "сказал вещь"), въра- ( вера, т.е. клятва, присяга) и так далее, то в дальнейшем стали определять как последователи Въд ( Вед). 


Это на санскр. veda – «знание»,  учение, а на русском языке так обозначался глагол "понимать". Отсюда русы стали "понимающими", а не как в случае с  Заветом "принимающие" и уж точно не как в понятии Закон  ( "следующий", "исполняющий"). А именно так позиционируют себя тюрки (Тюра-Закон)- законопослушные, т.е. "следующие", "исполняющие" ( тут думать совсем и нет необходимости).

 

Но уже  с 12 века термин «зав; тъ» благодаря церковно-славянскому влиянию фиксируется в древнерусской литературе  в значениях: завет, договор, непреложное повеление, предписание.…  Когда как  слово "закон" производное от слова "конъ" (предел, край). Нарушить закон- выйти за край. Как видим и славяне-христиане, так и тюрки-мусульмане это по большому счету "один барабан", т.е. те кто "следует" "исполняет", то что ему втюхают их вожди.

 


А наша картошка между тем "сварилась".

Описание картофеля мы находим в "Хронике Перу" Педру Чиеза де Леоне. Он очень подробно и понятно описал это растение, да так, что им заинтересовался   король Испании, который и  отдал приказ привезти   этот продукт в страну. Что и было исполнено в 1565 году. 
Из Испании картофель  перекочевал в Италию ( здесь сменил название с "паппу"  на  "тартуф- фоли"), а впоследствии в Бельгию. 


Но лишь после ого как мэр Монса (Бельгия) передал несколько клубней для исследования своему другу и знакомому в Вену, тот будучи ботаником описал свойства этог корнеплода в своем труде "О растениях". Благодаря ему у картофеля появилось собственное научное название — Солянум туберозум эскулентум (паслён клубненосный). 
в 1590 году картофель попадает в Ирландию,  где впервые картофель был применен для изготовления местной разновидности водки. 


Но популяризатором кортофеля всё же была Франция. «Среди бесчисленного множества растений, которые покрывают поверхность суши и водную поверхность земного шара, нет, быть может, ни одного, которое с большим правом заслуживало бы внимания добрых граждан, чем картофель». Так написал Антуан Огюст Пармантье – военный фармацевт аптекарь и агроном. И по сей день во Франции есть «Академия Пармантье» («Великий орден изумительного клубня»).

 

 

Затем через Голландию в 18 веке корнеплод попадает и в Россию.Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка — "Чертово яблоко", сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Им же никто не объяснил, что паслены- ягоду растения есть нельзя -сгинешь. Но уже к концу 18 века в России вряд ли бы можно было сыскать более знаменитый плод. И употребляли и выращивали его "от южных до северных морей".


Да так усиленно употребляли и культивировали, что сей продукт опять "перескочил" через океан и оказался в Русской Америке. Вот такой вот "круговорот картошки в природе". А кто скажет, что своё начало она берет не на Азиатском континенте? Никто не подтвердит, как и не опровергнет.


А ведь в наших (Сибирских) краях имеется очень похожее на картофель растение.Это водяная стрела, или стрелолист.Научное назва ние стрелолиста: сагиттария сагиттифолия (Sagittaria sagittifo — li а); от латинских слов "сагитта" (sagitta)—"стрела" и "фолиум" (folium)—"лист". Опять получается двойное название: "стрела стрелолистная".

Листья его, как стрелы, торчат из воды. На стебле — соцветия белых цветков, расположенных мутовками по три цветочка. Верхние цветки тычиночные, нижние — пестичные. Каждый цветок имеет шесть лепестков, но кажется, что их три. У верхних цветков лиловые тычинки.


Под водой у стрелолиста листья лентовидные, мягкие, под землей — корневища, на концах которых образуются клубни величиной с  грецкий орех. Клубни стрелолиста в полтора раза менее водянисты и намного богаче крахмалом, чем картофель. В них в пять раз больше белков, чем в картофельных клубнях. Свежие клубни  имеют вкус сырых орехов, в вареном виде напоминают горох, а печеные — совсем как картофель.


Кстати он растет и в  Северной Америке. Многие племена североамериканских индейцев с незапамятных времен употребляли в пищу клубни и корневища стрелолиста. В Северной Америке он так и называется: "белый картофель индейцев".


( продолжение следует)

Рейтинг
последние 5

Сергет

рейтинг

+2

просмотров

589

комментариев

5
закладки

Комментарии