О домостроении, золотой рыбке и ...

Литературно выразительно о домостроительном. 

Так и не решила в какой раздел поместить сей шедевр)

  Чем дольше живу и больше читаю, есть такой грешок, тем больше осознаю — не пишет только ленивый и младенец, последний в силу отсутствия навыков, а так — кто на что горазд и на любые темы. Особенно появилось в последнее время много доморощенных (или таковых еще где растят?) "знатоков" отечественной этнографии. И ну пускаются на разные лады рассуждать как оно там и тогда было, не все же в курсе, что многого быть не могло, просто отсутствовало полностью, но оказалось подробнейшим образом описано в "трудах" якобы кому-то известных (сомнительный момент) "специалистов". И знают де енти специалисты ну всё про всех — как рожали, как жили, как детей растили, как дома строили и прочая, и прочая, и прочая… Ну взять хотя бы про жилье — чё насочиняли-навыдумывали, переврали-туфту подсунули?

  Ну попробуем порассуждать здраво, абстрагируясь от доступной информации и дезинформации. Нравится кому или нет, а человек хоть и хомо сапиенс, но из семейства гоминид отряда приматов. Но чтобы не называть его зверушкой (хотя это и так) и не отпугнуть поклонников инопланетного происхождения землян  поделикатней назову человека представителем биологического мира планеты Земля. А этот мир вполне изучен и даже начинающий биолог не задумываясь расскажет любому желающему о том услышать как биологические объекты, во всем своем красочном разнообразии, обзаводятся себе жильем. У всех по разному получается — кто норки строит, кто на спине свое жилье отращивает, типа всё своё всегда при мне, этакая разновидность пожизненного проживания в туристических трейлерах, кто вообще чужое жилье занимает, попросив хозяев "на выход", вроде как "так принято", традиции и всё такое. Можно долго слушать завораживающие рассказы биологов, но не это было темой моего краткого (или не очень?) повествования.

  Вернемся к домостроительству, прошу не путать с домостроем, хотя и на эту тему как-нибудь поговорю.  Исхожу из простых представлений о том, что некому биологическому индивиду, да без разницы как его имя-отчество, нужна защита от внешнего, практически всегда опасного и агрессивного мира (даже в теплой Африке по сколько то месяцев дожди идут, что уж говорить о среднерусской возвышенности энд компани? О самом крайнем севере даже разговаривать ознобливо). И эту самую защиту он должен обеспечить себе и своей семье в целях выживания и последующего размножения. Вот с этого момента и начинаются разногласия — как строили, из чего, какими методами, пилой-топором али из глины лепили. Думается мне каждый исходил из своих представлений и возможностей, это до сих пор так. Желающих оспорить сей момент приглашаю на обзорную экскурсию по ближайшему дачному массиву. Не надейтесь, теремов с резными наличниками не увидите, а вот всевозможной экзотики в виде разномастных землянок-шалашей-бытовок-мазанок и иже с ними обозреете немало. Да, можно с умным видом долго рассуждать о том, а насколько это можно назвать жильем в современном понимании, опять же заявленный в начале формат не позволяет "поговорить за жизнь" подробно.

  Посему начнем с малого — защиты тела. Значит закреплялись-обустраивались исходя из планов долгосрочности оседания в данной местности (в смысле туристу мало надо, но он и не надолго) и имеющегося на местности материала. Это в Мачу-Пикчу по горам и долинам каменные блоки летали и сами собою выстраивались террасами с полигональной кладкой  на горных вершинах (очень забавная версия), а у нас строили из того что было буквально под рукой, "я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила...". Выбор местного или привозного материала для строительства, а так же качество и количество оного, использованное в строительстве объекта предназначенного для жилья определяли исключительно финансовые (и иные, например вероятность использования подневольного труда) возможности застройщика, а так же климатические параметры местности и перспективы отопления и вентиляции жилого строения. Для любителей поспорить на тему "печка справа" — "печка слева" константирую — этот параметр зависел от того была ли потенциальная хозяйка жилья левшой или правшой!!!  И окон на север не делали по вполне логичной причине сохранения максимального тепла — дружно смотрим розу ветров.

  Ну не знакомы мне случаи рытья землянок и проживании в оных в болотистых областях, и другие подобные нелогичные жилища, хотя дураку море по… Я же о здравомыслящих и законопослушных размышляю. Кстати, законно установленного типового строения и в наше время не отменили. Новое — это хорошо забытое старое. Разница только в том, что современные жилища строят исходя из возможностей производителей стройматериалов, длина там, ширина. А в незабвенном прошлом была удобная пядевая система соизмеримая непосредственно с человеком. Собрался мужчина жениться-семьей обзавестись, так и строился исходя из своего размера и размеров (ой, чуть не сказала — габаритов) будущей хозяйки дома и количества  предполагаемого потомства в пядевом исчислении масштабов.  

  Вот исходя из вышеприведенного по новому раскрывается сказка г-на Пушкина о золотой рыбке. Жили были старик со старухой (33 года!!!)  и буквально дословно "в ветхой землянке"  - дед в молодости не озаботился пространством для потомства, а старуха не наполнила дом детьми (причины того, как это произошло Пушкин оставил "за кадром", стало быть и мы не станем на это отвлекаться). И поэтому старику на старости лет в одиночку пришлось напрягаться рыболовством. А желания то были у старушки вполне человеческие — новое корыто, без которого она самые простые хозяйские функции исполнять не могла. Потом дом, который дед ей так и не построил (а замуж когда звал обещался наверное).

"А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты."

(Как проникновенно классик описал следующий шаг в устройстве жилья!) Потом старуха захотела стать столбовой дворянкой, т.к. только принадлежность к потомственному дворянству давало ей какие-то имущественные права, хотя бы на избу и корыто.

"Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала."

(Ну какое уж тут уважение к мужику, продержавшему женщину 33 года в землянке??? Да можете не отвечать и уж тем более не оправдывать мужскую особь.)

"На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила."

Ну и финал, конечно грустный, так как иного и в реальности не реализовалось бы никогда.

"опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто."

  Так о чем сказка то? О том, как можно всю жизнь прожить в землянке на подножном (ах, извините, подводном) корме с непочтительной спутницей жизни...

Но это один из возможных сценариев — будет возможность автора и желание читателей рассмотрим другие. Как-то неловко плагиатить любимую фразу Сергета "Продолжение следует..."

 

 

 

Похожие статьи:

ФилософияТайна мегалитов или взгляд с другой стороны! Часть третья

Русское делоПочему мы так плохо живем?

ФилософияКто такой Человек и где его искать?

ФилософияКак появился человек на Земле?

ЖизньИдеальная семья

Рейтинг
последние 5

Анна

рейтинг

+3

просмотров

743

комментариев

32
закладки

Комментарии