О средневековых замках отечества. Часть 2.

О средневековых замках отечества. Часть 2.

К пятой статье я осознала, что кратенько, так сказать конспективно, изложить наболевшее не получается (и даже несколько приуныла).

Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. (1)

Очень хотела бы поговорить о разных конструкциях срубов (славянских и русских) и особенностях их отопления, ну да, о тех самых черных избах и почему топившие их люди не угорали толпами, но… Верю, что добрые читатели простят мне это и все то недорассказаное, о чем напишут (я надеюсь) другие.

Так уж повелось, что в начале каждой новой статьи я немного дополняю и уточняю предыдущую, даю обобщение или выводы ранее сказанному. В этот раз дополнений немного. Первое из них относится ко времени правления Петра Первого.

В 1707 году полки Карла XII двинулись на Русь и угрожали Москве. Это обстоятельство вынудило Петра I обратить внимание на укрепление Москвы и кремля. В кремле активно готовились дать отпор шведским захватчикам. Однако Москве не пришлось встречать неприятеля. Сражения русских войск со шведами под Нарвой и Полтавой решили исход войны в пользу России. Несколько дней ликовала Москва, отмечая победу.( https://www.russkoekino.ru/books/kremlin/kremlin-0025.shtml )

Иверские ворота. 18 век. А. Васнецов. (2)

И второе дополнение о том, как столетие назад, знаменитой осенью 1917 г. Московский кремль был занят  дважды — сначала юнкерами, а потом красными.  

На кремлевской стене. 1917 г. (3)

У многих современников представление о событиях 1917 г. сводится к тому, что Аврора (крейсер такой, про него потом песню сочинили "Что тебе снится, крейсер Аврора, в час когда утро встает над Невой....") в Санкт-Петербурге один раз бабахнул залпом и… революция свершилась… (4)

Про московские кровопролитные бои тех дней говорить не принято… Хотя некоторые историки считают, что именно с московских событий началась Гражданская война… (5)

При артиллерийских обстрелах сильно пострадал Московский кремль, многие здания и сооружения были уничтожены… Жертвы, разумеется, были...

Пушки направленные на кремль.1917 г. (6)

Следы артобстрелов Московского кремля. 1917 г. (7)

Кстати, пострадало масса других зданий вне кремлевских стен. Количество погибших, в том числе в уличных боях и при артеллерийских обстрелах не считалось.

Захоронение погибших у кремлевской стены. 1917 г. (8)

"Похороны жертв революции 1917 г." В. Московских. (9)

Траурная процессия. 1917 г. (10)

Кое-что повторяя и подводя итоги прошлым четырем статьям могу сказать, что  острог — это заградительно-оборонительная конструкция представляющая собой замкнутый (прерывистый или незамкнутый — линейный) контур из отвесно вкопанного тына (бревен). А теремом вплоть до 18 века было принято называть верхний (это важно) жилой ярус древнерусских хором или палат, располагавшийся над горницей, подклетом или воротами, так же теремом называли чердак или вышку (Высокий — достаточно точно). Принимая к рассмотрению острожно-теремной тип я обобщила любые комбинации заградительно-оборонительных конструкций из тына (заостренных или нет бревен, вкопанных вертикально) и теремов( на подклетах, основаниях хозяйственного или иного назначения, на проездных воротах и пр.). А если учесть факт того, что одно и тоже место в процессе своего исторического развития могло претерпевать множество, даже допустимо что непоследовательных (и даже обратных, как отход к более примитивному) этапов, то вполне логично что на каком то этапе острожно-теремной тип перерастает в крепость (в понятии крепость как крепкое укрепление, хорошо укрепленное, защищаемое место) и замок (как здание (или комплекс зданий), обычно обнесённое основательной (капитальной) стеной и сочетающее в себе оборонительную и жилую функции), которые абсурдно возводить без цели долговременного или нет (тут уж по обстоятельствам) проживания.

Мне знакомо мнение о том, что крепость, не есть замок, а замок не есть крепость. Оно вызывает улыбку, т.к. и то (крепость), и другое (замок) имеют общим оборонно-жилое назначение, по существу являются хорошо укрепленным местом, защищенным стеной. По этому склоняюсь к мысли о том, что крепостью разумнее считать то, что имеет преимущественно оборонное использование, а замком — то, что имеет преимущественно жилое использование.

Так что буквально сто лет назад Московский кремль напрямую выполнял функцию крепости, что продолжает делать и поныне. Но незаконченная прошлая статья называлась "О средневековых замках отечества".

Борисоглебский монастырь в Дмитрове. (11)

Вот о средневековых замках отечества я и продолжу рассказ. Под средневековьем (средними веками) принято подразумевать период охватывающий с 5 по 15 века нашей эры. Собственно к средневековым замкам Руси, помимо приведенных ранее деревянных (острожно-теремного вида) и комбинированных (с появлением каменно-кирпичных стен и башен, но с деревянными сооружениями внутри стен), было бы правильным отнести старые монастыри (далеко не всегда изначально полностью каменно-кирпичные).

Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. (12)

Согласно традиционной летописной хронологии крещение Руси принято относить к 988 году современного летоисчисления. Хотя ряд авторов крещение Руси трактует это как процесс распространения христианства на Руси в 10-12 веках. Именно к этому времени относится масштабное, можно сказать тотальное омонастыривание московского региона. Для справки сообщаю монастырь — религиозная община монахов (или монахинь), имеющая помимо единого устава, комплекс строений разного назначения (жилые, хозяйственные, богослужебные), т.е. коммуна (форма совместной жизни людей, основанная на обобществлении имущества и труда всех её членов).

Николо-Угрешский монастырь в Дзержинске. (13)

В большинстве своем монастыри возводились на землях (не на пустых, конечно) пожертвованных крупными землевладельцами — боярами. Очень интересно узнать трактовку слова бояре, представляется что-то типа ярые воины или что-то в этом духе (знатными они уже потом себя посчитали), т.е. те, кто эту землю захватил в свое личное владение силой. Судя по всему было что по собственной инициативе замаливать боярам делая богатые вклады и основывая монастыри. Не так было? А как? А как бывает и ныне? Совершил некто противное своим убеждениям (или родня его чего набедокурила), совесть мучает — спать не дает, а ему вкрадчиво так и говорят — покайся, поделись (а то и вовсе избавься от неправедно нажитого) и простятся тебе все прегрешения твои и на земле и на небе, а уж мы за тебя и всю родню твою денно и нощно молиться будем, и будет тебе умиротворение на земле и рай на небе. Или бояре просто не смогли удержать за собой свои приобретения и расставаясь с ними выгадывали нечто? Так или иначе, но остается фактом что именно на наследных землях Сергием Радонежским был основан Троицкий мужской монастырь (в последующим Троице-Сергиева лавра). (14)

Позже похожим образом был основан Симонов Успенский мужской монастырь. Основан учеником и племянником Сергия Радонежского — Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных), здесь была усыпальница его представителей. (Википедия)

Симонов монастырь (фрагмент). (15)

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 г. митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади. (Википедия)

Спасо-Андроников монастырь. (16)

 

 Высо́цкий монасты́рь — православный мужской монастырь в городе Серпухове, один из старейших в Подмосковье. 

Высоцкий монастырь в Серпухове. (17)

Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, опять же, по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Как управляющий городом Радонежем князь Владимир Храбрый обратился с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря к преподобному Сергию Радонежскому. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком приходят в Серпухов и выбирают место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено, и преподобный Сергий совершил на нём молитву. Для строительства обители Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика. Таково церковное предание. (Википедия)

Высоцкий монастырь в Серпухове. (18)

Конечно приведены не все старые монастыри, которые могут быть отнесенными к средневековым замкам, формат статьи не позволяет большего. Как говорится "Кто ищет — тот найдет". Кстати, позволю читателям подумать и над тем, почему приведенные (и не приведенные) старые монастыри были только мужскими.

И на последок я хочу озадачить читателей вопросом — почему после революции простые, в недавнем прошлом православные, люди с ненавистью громили и уничтожали монастыри?

Похожие статьи:

СобытияПро остроги-терема царя-батюшки двора или кое-что о деревянных замках

Русское зодчествоСтроим сказку из бревна

Русское зодчествоТерем в Асташово

ИсторияДревние славяне на берегах Москвы-реки

СобытияРеконструировать историю нужно с умом!

Анна

рейтинг

+3

просмотров

647

комментариев

10
закладки

Комментарии