Забытое значение слова "вертеп"

Забытое значение слова "вертеп"

Сейчас слово “вертеп” в большинстве случаев употребляется в своем втором значении (а то и третьем), и применяется в отношении всякого рода уголовных элементов, притонов и оргий. Но совсем недавно вертепом именовали пещеру, и чаще всего не простую, а Святой Вертеп — место, где, согласно легенде, появился на свет Иисус Христос. Одно полностью зависело от другого — пещера в скале стала первым домом новорожденного Христа, и христиане утверждают, что она находится в Вифлееме, под амвоном базилики Рождества Христова. Немногочисленные письменные источники, сохранившиеся с тех времен, упоминают о ней примерно в 150 году.

 

В итоге обозначение пещеры дало толчок к появлению еще одного названия, относящегося уже к совсем другой сфере. Теперь вертепом именовали театральное представление, посвященное рождению Иисуса.

Поначалу подобные действия имели строгую религиозную направленность, и определенную тематику — Рождество. Но время, время! Оно внесло свои коррективы, и на месте оригинального вертепа постепенно образовался самый настоящий народный театр, в истоках которого стоит западно-европейская церковная традиция, относящаяся еще к седому Средневековью. Тогда на время празднования Рождества было принято украшать церкви яслями, рядом с которыми стояли фигурки Марии, держащей на руках младенца Иисуса, Иосифа, пастухов и волхвов. Позднее добавились животные — бык и осел. Если изначально фигурки были неподвижными, то со временем они превращались в настоящих марионеток, а сами представления с их участием перестали ютиться в церковных помещениях и вырвались на свободу — туда, где их могло увидеть гораздо большее количество людей. Вертеп “переехал” в переносной ящик, и был доступен каждому, кто проходил через площадь, на которой расположился кукловод.

Примерно в XVII-XVIII веках вертеп появился в России, прибыв к нам через Украину и Белоруссию. Для кукловодов не было никаких ограничений: управлять фигурками мог как профессионал, так и любитель, коим часто оказывался бродяга, священник, крестьянин, а то и мещанин. Никаких разделений в плане сословий: чувствуешь тягу к организации мини-театра — дерзай! В итоге кукловодов окрестили вертепщиками. Никто из них не засиживался надолго на одном месте, в течение года они занимались своими делами, а вот ближе к Святкам открывали мини-балаганчики, и разгуливали с ними по всем окрестностям вплоть до самой Масленицы.

Стоимость входа на представление составляла максимум 10 копеек, и за положенное время работы вертепа порой набиралась вполне приличная сумма, но когда это человек довольствовался сезонным доходом? К XIX веку вертепщик практически превратился в отдельную профессию, позволявшую кормить семью и жить припеваючи. Когда заканчивалось время рождественских представлений, вертепщик собирал свой кукольный скарб и отправлялся в долгое путешествие по губерниям необъятной, ориентируясь уже не на Святки, а на любую мало-мальски людную ярмарку.

Сказочный ящик

Немаловажную роль в путешествии и представлении играл переносной ящик, в котором хранились фигурки и разыгрывалось действие. Ящик изготавливали из того, что было под рукой — чаще из досок, реже из картона. Обычно он состоял из двух ярусов, одно- и трехъярусные встречались редко. Зритель видел только одну сторону, которую вертепщик старался украсить как можно богаче, затягивая отрезом красивой яркой ткани, часто исполнявшей роль занавеса. В редких случаях ящик оснащался ставнями. Для зрителя они выглядели лишь частью декораций, но на самом деле хитрец-кукольник прятал за ними свои руки, чтобы представление выглядело максимально волшебным, а куклы — без пяти минут живыми. “Пол” обоих ярусов прорезали: это было необходимо для перемещения кукол. Чтобы со стороны наблюдающих за представлением прорезей не было видно, “пол” устилали кусочками меха, очень удачно маскирующего все лишнее и не сковывающего кукольных движений. Картину завершал десяток крошечных фонариков, разноцветными огоньками освещавших разыгрываемое представление в вечернее время.

Сами же куклы зачастую изготавливались из дерева, реже — из глины. Мастер старался сохранить пропорции как людей, так и животных, но рост фигурок не превышал 20 см. Искусно раскрашенные лица, одежда из ткани или бумаги, и обязательно — стержень из дерева или проволоки, который крепился к ноге куклы. Именно за его счет она получала возможность двигаться, влекомая рукой хозяина. А тот, скрываясь от почтенной публики за занавесом, на все лады рассказывал свое повествование, меняя голоса по ходу действия, а в нужный момент подмигивая хору или музыкантам, ежели таковые присутствовали.
Верхний ярус ящика именовался “хлевом”, или “небом”. Там разыгрывалось именно рождественское представление: декорации в виде пещеры или голубого неба, усеянного звездочками из фольги, предназначались для придания максимального сходства со Святым Вертепом. Там же, на верхнем ярусе, “оборудовалась” пещера со всеми полагающимися атрибутами и действующими лицами рождественских яслей. На нижнем ярусе (“земля”, “дворец”) ставили сценки из библейской жизни, чаще всего показывали злодеяния и расплату царя Ирода.

Но это в западно-европейской традиции. У нас же представление строго делилось на две части: религиозную и бытовую. Первая, как полагается, показывала Рождество, но русские вертепщики решили не растягивать хорошо знакомое предание, и изрядно его сократили, до отказа набив остаток местным колоритом. Как вам Рахиль в образе барыни, а то и крестьянки?

Вторая часть вертепа не имела никакого отношения к религии, и ее персонажами становились простые и не очень люди, чьим призванием было высмеять человеческие пороки. Жадный землемер Межевой с супругой, Цыган, Барыня недалекого ума, и другие герои, с чьей помощью кукольник потешался над жадностью и глупостью, кичливостью и завистью. В этой части вертепа главенство оставалось за простыми сценками из жизни, можно сказать, бытовыми анекдотами. Нередко ставились и исторические представления, но самую большую популярность имел вертеп, показывающий реальную жизнь в определенной губернии.

Считается, что распространению вертепа способствовало украинское студенчество, ухитрившееся занести его далеко на север. В России этот народный театр просуществовал около 200 лет, на Украине последнее упоминание о вертепе относится к 1928 году.

Любимое развлечение малышни и взрослых оставалось таким вплоть до революции, после чего тихо сошло на “нет”.

 

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+1

просмотров

498

комментариев

6
закладки

Комментарии