Блеф Ньютона

Некоторые причины кризиса физики, энергетики и космонавтики

Часть 2. Блеф Ньютона

Дежавю

Однажды мне принесли книгу Рона Хаббарда «Саентология». Как-то рассеянно взяв её в руки, я подумал: «Учёный. Скандинав?». Но, прочтя несколько страниц, пришёл к другому мнению: «Нет, не скандинав, вообще не настоящий… Меня, родившегося желанным первенцем в положенный после свадебной ночи срок, он желает обратить в свою подлую «научную веру». Либо самому поверить, будто меня выковыривали спицей в попытке аборта, либо прикинуться поверившим в это, и став «клиром», обращать в зомби других, побуждая их зауважать меня, отказавшись уважать родителей!!!»

Встречаясь ли с мастерами пиара, сетевого ли маркетинга, или перечитывая то-другое о Ньютоне, Эйнштейне, Марксе, меня с тех пор посещает дежавю. Попробуйте взглянуть «другими глазами». Возможно, и на Вас вдруг резко пахнёт от всего этого апологетикой, риторикой, сектантством:

«Абсолютно между всеми телами во Вселенной существуют силы притяжения или, другими словами, силы всемирного тяготения.

Первым такое явление обнаружил и сформулировал в виде закона Исаак Ньютон. Закон всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу, при этом сила их притяжения прямо пропорциональна массе каждого из тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

F = G * ( m_1 * m_2 ) / r^2 ,

где F величина вектора силы притяжения между телами, m_1 и m_2 массы этих тел, r расстояние между телами, G гравитационная постоянная.

Гравитационная постоянная численно равна силе, которая существует между телами массами 1 кг, находящимися на расстоянии 1 метр. Эта величина найдена экспериментально: G=6,67*〖10〗^(-11) Н* м^2⁄〖кг〗^2 .»

«…Два человека, отстоящие на 1 метр друг от друга, притягиваются взаимно с силой, составляющей около одной сороковой доли миллиграмма. Два линкора водоизмещением по 25 000 тонн, разделённые расстоянием в 1 километр, притягивают друг друга с силой в четыре грамма…

…в 1738 году поставлен опыт, в котором наблюдалось отклонение отвеса вследствие притяжения огромной горы Чимборасо в Андах…

…Угол, на который отклоняется отвес, можно определить с помощью точных астрономических инструментов и затем вычислить, во сколько раз притяжение отвеса к Земле сильнее, чем притяжение его к горе» - ну и так далее.

Ньютон: личность…

Что в нём обращает на себя внимание? Математический талант, финансовая карьера и, как сейчас говорят, «классная пропиареность» в сочетании с «безрукостью» в экспериментах, интриганством и плагиатом. Типаж скорее лицедея, чем первопроходца.

После смерти отца, старший сын Исаак Ньютон помогать семье по хозяйству не умел и не хотел, зато нашёл покровителей, давших ему возможность получить высшее образование. Как преподаватель не был популярен, в модной тогда алхимии не преуспел. Но посты, титулы и деньги поступали на самом высоком уровне. Так, правительственной наградой Ньютона за ученые заслуги, стало возведение его королевой Анной в 1705 г. в рыцарское достоинство, давшее право на титул "сэр". Ньютон добился (очевидно, не без помощи земляков, наушничавших о фальшивомонетчиках) должности смотрителя, а затем и директора Королевского Монетного двора. Который с тех пор и поныне плотно удерживают ньютоны и исааки.

Исаак Ньютон буквально подавлял своих критиков такой точностью результатов, которая не оставляла места для споров. Его биограф Ричард Уэстфол на основании документов описал, как Ньютон подгонял свои вычисления скорости звука и точного времени солнцестояния, как изменял корреляцию переменной в своей теории гравитации таким образом, чтобы добиться точности, превышающей 0,001.

…И достижения

Учёному прочат достижения: «Ньютон первым построил гелиоцентрическую модель. Он создал смешанный телескоп-рефлектор. Обогатил физику моделированием с последующим доказательством процессов. Благодаря закону всемирного тяготения астрономы открыли неизвестные ранее звезды и планеты (Нептун и Плутон), изучая влияние их тяготения на движение других космических тел».

Как на деле? Действительно прекрасный комбинированный телескоп-рефлектор, позволявший открывать звёзды и планеты, создан, со второй попытки, безвестными мастерами частной лаборатории Ньютона, по проекту Джеймса Грегори.

Флемстид, Лейбниц, и многие другие учёные пострадали от «заимствований» своих работ И.Ньютоном. Скажем, классический опыт по разложению луча белого цвета на спектр с помощью призмы впервые осуществил профессор Пражского университета Ян Маркус Марци. Причём в 1848 году, за восемнадцать лет до того, как его повторил Ньютон. Кроме того, Марци задействовал для выяснения природы этого оптического эффекта не одну (как Ньютон), а несколько призм. Именно дополнительные призмы позволили Маркусу наблюдать любопытное явление: преломляясь под различными углами белый луч, изначально разлагался на несколько цветов, но, ни один из полученных цветных лучей при встрече со второй и последующими призмами далее уже не подвергался разложению. Оказалось, что сам Марци отправил письмо с изложением методики экспериментов и полученных основных результатов Ньютону как большому авторитету в научном мире с просьбой дать оценку его работам. На то время уже слегка «ошпаренный» серией скандалов Ньютон, втихомолку повторил опыт Марци и отложил его в «долгий ящик». Через 6 лет, в 1672 году, когда Марци уже не было в живых, Ньютон доложил об эксперименте с призмой как о собственном открытии.

В 1666 г. Гук пришел к выводу, что движение планет есть суперпозиция падения на Солнце благодаря силе притяжения к Солнцу, и движения по инерции по касательной к траектории планеты. По его мнению, эта суперпозиция движения и обусловливает эллиптическую форму траектории планеты вокруг Солнца. Однако доказать это математически он не смог и послал в 1679 г. Ньютону письмо, где предложил сотрудничество. В этом письме было также изложено предположение об убывании силы притяжения к Солнцу обратно пропорционально квадрату расстояния. В ответ Ньютон заметил, что ранее занимался проблемой движения планет, но оставил эти занятия. Когда Ньютон готовил к публикации свои «Начала» (где был изложен «закон всемирного тяготения»), Гук потребовал, чтобы тот в предисловии оговорил приоритет Гука относительно закона тяготения.

Прибегнув к трюку, Ньютон возразил, что Буллиальд, Кристофер Рен и сам Ньютон пришли к той же формуле независимо и раньше Гука. Льстя мнимому честолюбию двух заурядных учёных Буллиальда и Рена, он привлёк их в союзники, отказав Гуку.

Роберт Гук был реальным создателем разнообразных приборов, истинным автором большинства «открытий Ньютона». Особенно плодотворно Ньютон «кинул» Гука посмертно, опубликовав его достижения и открытия в оптике под своей фамилией.

Концепция множества планет, обращающихся вокруг своих звёзд-солнц, а также идея обитаемости многих из них принадлежит Джордано Бруно. Коперник и Галилео Галилей отстаивали вращение планет вокруг Солнца. Кеплер полагал, что движение планет управляется тремя исходящими от Солнца силами. А именно: одна, круговая, подталкивает планету по орбите, действуя по касательной к траектории (за счёт этой силы планета и движется), другая то притягивает, то отталкивает планету от Солнца (за счёт неё орбита планеты является эллипсом) и третья действует поперек плоскости эклиптики (благодаря чему орбита планеты лежит в одной плоскости). Круговую силу он считал убывающей обратно пропорционально расстоянию от Солнца.

Моделирование с последующим доказательством работоспособности модели – метод Галилео Галилея, Кеплера. Если Ньютон в создании «закона всемирного тяготения» и прибегнул к моделированию, то в его простейшей форме – экстраполяции. По части «математизации бытия» и «чистого детерминизма» Ньютон первопроходцем также не был, следуя стопами француза Рене Декарта.

Созданная для описания наблюдаемого движения крупных астрономических объектов, с применением эмпирического поправочного коэффициента G, формула третьего закона Ньютона была экстраполирована во «всемирное тяготение», с утверждением величины G в качестве гравитационной константы – без каких-либо на то оснований, исходя только из «математической убедительности».

Крупнейшее реальное достижение Ньютона и когорты исаакоподобных последователей в том, что преодолев картезианство (не на деле, а по части формальных приоритетов), они породили на его базе «финансизм» - течение для своих нужд, в стиле избыточной математизации наук и общественно-политической власти финансистов. Теперь это - «модный тренд», известный под именами неолиберализм, олигархат, многоярусный мир, глобальное казино, диктатура псевдодемократов, обновлённый культ Золотого Тельца.

Кавендиш

Учение о всемирном тяготении изложено И.Ньютоном в трёхтомнике «Математические начала натуральной философии», изданном в 1687 г.

Говоря об экспериментальной проверке теории «всемирного тяготения», в первую очередь ссылаются на проведенный более чем через 100 лет опыт Кавендиша. В 1790 г. тот использовал крутильные весы, измеряя силу притяжения двух сфер, определяя гравитационную постоянную, массу и среднюю плотность Земли.

Минул ещё почти век, и в 1879 г. об этих опытах стало известно – британский физик Дж. Максвелл издал богатые архивные рукописи Кавендиша.

Из научных трудов Кавендиш публиковал только те, научная достоверность которых не вызывала сомнений, к формальным достижениям научной карьеры был достаточно равнодушен. Известно, что этот закоренелый алхимик и сторонник теории флогистона (открыл водород, синтезировал воду) был очень замкнут, со слугами общался условными жестами. В Лондон он приехал бедным, но, не прибегая к финансовым манипуляциям, непонятным образом разбогател. Подчёркнуто избегая женщин, однажды он спас даму от разъярённого быка, избегая развлечений, своему увлечению экспериментами и книгам предавался сполна.

Судя по косвенным данным, Кавендиш был от природы щедро наделён интуицией, а упорными упражнениями и тренировками (наподобие йоги, дзен) достигал сверхинтуиции, перепроверяя и развивая свои достижения экспериментально, делая открытия и зарабатывая деньги. Что он испытывал к Исааку Ньютону – равнодушие? Как знать, во всяком случае, его тяжело заподозрить в стремлении закрепить научно и подтвердить экспериментально закон «всемирного тяготения». Вероятно, «проинтуичить» величину гравитационной постоянной G Кавендишу потребовалось именно для оценки массы и средней плотности Земли.

«…Возникают технические трудности, которые вряд ли Кавендишу удалось преодолеть при том развитии (в конце XVIII в.) техники. Как известно, закон Гука справедлив для любого твердого тела (будь-то железный стержень, кость или кирпич), но лишь до предела, определяемого линейной упругостью данного материала. Упругое удлинение тела зависит не только от приложенных сил и материала, из которого он изготовлен, но и от его геометрических размеров, а также от температуры окружающей среды. Эти факторы можно учесть в законе Гука, если включить их в коэффициент k, что для такой прецизионной установки, как крутильные весы, практически невозможно. Отсюда следует, что измерения силы тяготения по схеме Кавендиша возможно проводить «со все возрастающей точностью» только на одной и той же установке и непременно при одних и тех же лабораторных условиях, что с позиции принципа верификации для научных целей делает эти измерения ничтожными. Ведь главное условие научного эксперимента — в его повторяемости в любое время при известных начальных и граничных условиях. В данном случае начальные и граничные условия становятся неопределенными.

…Даже в чисто лабораторных условиях эксперимент по схеме Кавендиша технически необычайно сложен, несмотря на кажущуюся его простоту, и насколько мне известно его повторили лишь несколько раз без вариаций, т. е. попросту дублировали исходные данные, заложенные Кавендишем "со все возрастающей точностью". Ну представьте, что будет, если значение G окажется другим или вообще выяснится, что это пустая цифра? А она вписана во все справочники, энциклопедии и нобелевские речи. Всю физику переписывать придется вплоть до ОТО. Ведь там та же G присутствует. Кто на это может решиться в здравом уме и твердой памяти? Только какой-нибудь участник форума.

…Гравитационное взаимодействие как физическая реальность существует, но при этом равновесие в Космосе достигается не по закону всемирного тяготения Ньютона, а согласно 3-му закону Кеплера.

Гравитометры измеряют гравитацию, а что измеряют «крутильные весы»?

Существующие высокоточные приборы, - гравитометры, разновидность акселерометров, - совершенно не фиксируют горизонтального притяжения массивных тел. Зато они отмечают гравитационные неоднородности на поверхности Земли и Океана, причём трёх порядков - линии, сети и узлы Хартмана, Виттмана, Карри. Но ньютоновцы предпочитают всерьёз «не замечать» ни данных реальной гравитометрии, ни гравитационных неоднородностей, обнаруженных, кстати, и на других планетах, на Солнце.

В основе формулы Ньютона, описывающей «всемирное тяготение», лежит G гравитационная постоянная. В её экспериментальное подтверждение проводили и проводят опыты с «крутильными весами», поскольку другие приборы не позволяют получить расчётных данных.

Современные экспериментаторы, последователи опытов Кавендиша, разводят руками – ну не удаётся добиться длинной-придлинной и точной-приточной величины G – см. http://elementy.ru/news/432079

Давайте рассмотрим принципы работы такого рода «техники».

«Крутильные весы» - это не точный, но удобный прибор, имеющий многотысячелетний народный опыт. Сам строю дома и копаю колодцы. Так вот, «лоза», «рамка» и прочее – это версии исполнения «крутильных весов». В народной практике их используют двояко: во-первых, для выявления наличия/отсутствия зон гравитационных возмущений, иначе называемых геопатогенными зонами («объективный поиск»), а во-вторых, для целенаправленного поиска чего-либо, при помощи вращающейся рамки и собственного биополя человека («субъективный поиск»).

«Объективный» («приборный») поиск. Простейший способ выявить геопатогенную зону в комнате (без кошки) – подвесить на бечёвке грузики, свисающие на нитях. Там, где грузики, в отсутствие сквозняка совершают автоколебания, находятся геопатогенные зоны – туда ставить кровать нельзя. Чуть усложнив «прибор», подвешиваем колечко (золотое без камня) на нить, свесив его с пальца как ёлочную игрушку (провис около 20 см, не напрягаемся). Медленно расхаживая по комнате, находим геопатогенные зоны, и (если помещение в порядке) обнаруживаем их вблизи работающих часов, мобилок и прочих девайсов. На природе лозинку снабжают нитью (в древности - длинным тонким лубяным волокном), подвесив за середину палочку (или медное колечко или квадратную рамку). Автоколебание или вращение грузика укажет «геопатогенные» места, где не ставят дом, но копают колодцы. «Геопатогенные» зоны гравитационных возмущений – реальны, но вот массивные тела не притягивают и не притягиваются друг к другу – ни рамка без «лозоходца», ни отвес такого не показывают.

«Субъективный» («интуитивный») поиск зависим от «лозоходца» - его опыта, настроения, параметров биополя, чёткости постановки и сложности задачи, степени ознакомления с делом. Во время поисков руды или чего другого «лозоходец» может помогать вращению рамки приближением к ней образца или (вольно-невольно) оказывая давление биополем руки, взглядом (шпионы и работники «наружки» прекрасно знают, что давление взглядом – реально).

Понятно, что числовая точность метода крайне низка. «Попыхтев» с крутильными весами, некую эмпирическую «цифру» можно воспроизвести. Но «строго научно доказанным» этот результат не был и не будет. Даже пользуясь одними и теми же крутильными весами, человек, «заряженный» на примерно известный результат, в конце концов, этот результат, получит. Или «получит». «Незаряженный» специалист по точным приборам, скажем часовщик, нанятый «втёмную», «нужной» величины не определит.

Измерения с помощью «крутильных весов» Кавендиша и их современных аналогов являются примером «лозоходства», решающим образом зависимого от локальных гравитационных возмущений, уровня подготовки и личных свойств биополя испытателя.

«Мировой эфир»

Традиционно трепетное отношение к Правде, Знанию, Красоте помогало белым народам совершать великие открытия, изобретения. Но это же трепетное отношение часто застилало глаза, не позволяя заподозрить мошенничество, кражу интеллектуальной собственности или научный подлог.

И всё же, лорд Кельвин в Англии, химики России, математики-картезианцы Франции, физики США по крайней мере интуитивно ощущали, что со «всемирным тяготением» «дело нечисто», добрую сотню лет противостоя экспансии «школы Исаака Ньютона».

Пёструю когорту учёных объединяли представления об уравновешивании сил притяжения силами отталкивания. Главным образом, речь шла об особо летучей, текучей и прозрачной материи – «мировом эфире» («светоносном эфире» по Декарту), заполняющем космическое пространство. Выталкивание тел из мирового эфира с подталкиванием друг к другу, это и есть гравитация.

Последними учёными мирового уровня, публично оспаривавшими учение Ньютона были Дмитрий Иванович Менделеев и Никола Тесла.

Поначалу Ньютон, а позже Эйнштейн, частично соглашались со сторонниками «мирового эфира», но их «школа» наступала, действуя «не мытьём так катаньем». С одной стороны, широко использовалась бритва Оккама (принцип: «не нужно множить сущности без необходимости»). С другой – неудачную формулировку «мировой эфир» заменили понятием «вакуум», сведя эту субстанцию к среде для передачи энергий света, электричества, магнетизма, гравитации.

Преодоление

Со временем ньтоновцы, а позже – эйнштейновцы само понятие «энергия» свели к чисто-математическим «полям» – условностям, часто даже не подразумевающим материального носителя или «наобум Лазаря» привязанным к «чужой величине». Так, в первом случае гравитацию считают полем, передаваемым в пространстве-времени мгновенно (классический ньютонизм). А во втором случае гравитацию трактуют величиной передаваемой со скоростью света в вакууме, и когда не получается «подбить баки», декларируют парадокс «искривления пространства-времени» (релятивизм эйнштейновцев). Критиков обвиняют в необразованности, а студентов – учат…

Вспоминаю компанию юнцов, собиравшихся с одним томским студентом-медиком на посиделки, обсудить формулы движения тел в «мировом эфире». Наивно, да? А разве не позорно, что Великая Цивилизация, приходя в упадок, больше не имеет легальной собственной науки? Когда выявленные и скрытые от Рокфеллера Теслой, переоткрытые советскими учёными и сразу же похороненные под грифами секретно, разработки времён СССР всплывают у американцев, экспериментирующих с передачей искусственных землетрясений на расстояние? Нет, я не лазил в гохраны НКВД-КГБ, но шила в мешке не утаишь – очевидно, в этих разработках формулу «закона всемирного тяготения» никто всерьёз не принимал. Убеждён: спасение от вымирания и космическая экспансия наших народов без понимания «природы вещей», в частности природы гравитации, невозможны.

ЖизньВеды. Отношения