Искусство, сквозь которое можно пройти

Искусство, сквозь которое можно пройти

“Я его слепила из того, что было” — строчка из некогда популярной песенки идеально характеризует большинство домов в селе, где я сейчас живу. В большинстве это старые, довоенной постройки насыпные дома, зачастую облагороженные сайдингом или шифером. Конечно, есть уникальные строения, над внешним видом которых хозяева потрудились на славу, но в общем и целом взгляду задержаться не на чем. Неудивительно: не до дизайна, есть масса других дел, которые требуют сил и времени, а внешний вид — когда-нибудь потом. 

Города более избалованы в этом плане, тут вам и ТЦ, и разнообразие планировки, и еще масса всякого. А уж если есть старые кварталы со старыми же зданиями — вот где раздолье! Разумеется, если это “живые” строения в надлежащем состоянии, а не бараки на грани сноса. Но, если посмотреть внимательнее, то и города окажутся однообразными — типовые прямоугольные многоэтажки. Чтобы внести некий колорит, и, что греха таить — создать внеочередную приманку для туристов, дизайнеры разных стран выдают такие сооружения, которые никак нельзя назвать банальными. Вряд ли в них можно спокойно жить — лично я чувствовала бы себя в подобном здании явно не в своей тарелке, но в качестве достопримечательности — идеально. Предлагаю познакомиться с небольшой подборкой уникальных домов.

Кривой домик, Сопот

Сопот, он же Цоппот — город в Польше с населением чуть больше 40 тысяч человек. Этот морской курорт находится на севере страны, знаменит своей пешеходной улицей и самым длинным в Европе деревянным морским молом. Здесь проходит международный песенный фестиваль, но все перечисленное в той или иной форме есть и в других странах. А вот такого Кривого домика, которым могут похвастать жители Сопота, больше нет нигде в мире.

Кривой коттедж появился в 2004 году: в основу проекта, разработанного архитекторами Шотинским и Залевским, были заложены иллюстрации Яна Марцина Шанцера и чертежи Пера Оскара Дальберга, щедро приправленные оптической иллюзией.

Ян Мартин Шанцер, иллюстрация сказки Андерсена

Пер Оскар Дальберг, чертеж

На первый взгляд может показаться, что там нереально находиться и строение — просто декорация, но это не так: полезная площадь домика — около 4 тысяч м², занятых рестораном, салоном игровых автоматов и студиями местных радиостанций.

Танцующий дом, Прага

В конце XIX века в Праге было построено здание, полностью соответствующее веяниям неоклассицизма. До наших дней оно не дожило — было разрушено до состояния откровенных руин в ходе американской бомбардировки 14 февраля 1945 года: как заявляли позднее представители американских ВВС, их самолеты, которые должны были бомбить Дрезден, “сбились с курса”. На оживленные районы Праги было сброшено 152 тонны бомб, в результате чего полностью уничтоженными оказались 183 здания, и повреждены около 200, причем многие из них имели историческую ценность. Пострадали только гражданские: 701 человек погиб, почти 1200 были ранены. Как свидетель этой “ошибки”, руины неоклассического здания напоминали о трагедии вплоть до 60-х годов прошлого столетия, пока их не убрали. Свободное место присмотрел последний президент Чехословакии, Вацлав Гавел, он же лично курировал строительство нового объекта, стартовавшее в 1994 году.

Новый дом отвечал требованиям уже другого стиля:

Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида, и раннем советском конструктивизме 1920-х годов. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Собственно, так и получилось: Танцующий дом был вписан в архитектурный комплекс рубежа XIX-XX веков, и это породило колоссальный контраст — настолько он отличается от прочих. Поначалу местные жители возмутились, но в итоге окрестили его “пьяным домом”, “стаканом”, и другими подобными прозвищами, смирившись с новой достопримечательностью. Когда я готовила эту статью, то в числе прочего изучала отзывы туристов о представленных зданиях. Гостья Праги писала о Танцующем доме так:

Это не та достопримечательность, ради которой стоит ехать в Прагу, но, если вы все-таки очутились тут — не поленитесь, загляните в эту часть города. Дом выглядит очень необычно, я очень жалею, что смогла с ним познакомиться только днем, в вечернем освещении он будет явно бесподобен.

Сейчас в этом доме расположен четырехзвездочный отель, офисы международных компаний, галерея и ресторан.

Дом-кактус, Роттердам

К сожалению, “живых” фото этого здания мне найти не удалось, как и достоверной информации о том, что оно уже построено — подозреваю, что Urban Cactus до сих пор остается в статусе проекта, но, на мой взгляд, даже в таком виде он очень любопытен, поэтому для дома-кактуса найдется место в статье. Урбанизация шагает по планете, и человек не так давно задумался о том, что “каменные джунгли” было бы неплохо хорошенько озеленить, чтобы не остаться в окружении выхлопных газов и заводских выбросов. Парки и сады — довольно весомая лепта, но во всем мире архитекторы и ландшафтные дизайнеры ищут новые возможности и способы озеленения городов. Как итог — среди множества вариантов появился проект “Дома-кактуса”. Здание поднимается вверх на 19 этажей, на которых запланирована почти сотня квартир площадью 65-110 м². “Изюминка” строения — в его террасах и их расположении, которое позволяет небоскребу повторить форму суккулента.

Смысл такой задумки состоит в том, чтобы дать каждой квартире максимум естественного освещения, чему способствуют огромные окна. Террасы также открыты солнечным лучам, и предназначены для маленьких бассейнов и висячих садов. По замыслу архитекторов дом-кактус должен быть построен на возвышении в городской гавани: если все сбудется, то он станет идеальным дополнением облика города, и одним из лучших образцов “зеленой” архитектуры.

Стальная церковь

Совместить несовместимое, привести к гармонии сталь и воздух, придать им одну форму — с такой задачей справились архитекторы в рамках проекта Z-OUT, относящегося к области современного искусства. Я не являюсь его поклонницей, но это здание в бельгийском местечке Хеспенгау показалось мне очень интересным. Для постройки всех 10-ти этажей использовано 2000 стальных пластин, и, в зависимости от того, с какой стороны взглянуть на церковь, она может показаться монолитным строением или почти растаять в воздухе.

Если не знать, что здесь находится постройка, то при небрежном взгляде в ее сторону с небольшого расстояния можно и не догадаться, что там вообще что-то есть.

Дом-корзина, Дрезден

У всех на слуху тот Дрезден, что в Германии, но в штате Огайо есть полный тезка этого города, правда, значительно меньших габаритов — деревушка, которая в 2010 году насчитывала всего 1500 жителей. Однако именно там зародилась компания Longaberger, знаменитая своими корзинами ручной работы. Давным-давно, во времена, когда подавляющая часть населения не умела читать, народ исхитрился и придумал делать вывески с изображениями того, что посетитель найдет за дверью того или иного заведения. Например, на вывеске цирюльника была нарисована бритва/ножницы, у булочника — баранка, и так далее. Хозяин Longaberger переплюнул их всех: здание его компании в точности повторяет одно из производимых изделий.

Два года и $ 30 млн принесли свои плоды, архитекторы с большим трудом, но все же создали проект нужного здания, решив попутно не одну конструкционную задачу. Среди прочего нужно было как-то “обыграть” непривычную форму: если бы это была пирамида, то нет проблем, а вот почти 9-тонная “корзина” расширяется не сверху вниз, а снизу вверх — при фундаменте 2200 м² площадь крыши составляет 2750 м².

Ручки снабжены обогревательной системой для защиты стеклянной крыши от обледенения в зимнее время. Здание стало главным офисом компании — здесь постоянно работают более 500 человек из руководящей верхушки.

Заключение

Рассказать обо всех уникальных строениях планеты в рамках одной статьи просто невозможно: получится полноценная книга. Поэтому еще о нескольких интересных зданиях — кратко:

1. Office Center 1000, Каунас, Литва — 10-этажный офис двух крупнейших банков страны. Фасад оформлен 4500 голландских плиток разной формы, рисунок на которых повторяет купюру в 1000 лит образца 1926 года.

 

2. Круглый дом на колесах шейха Хамада (ОАЭ) — шарообразное строение в виде нашей планеты, с соответствующим рисунком на поверхности (даже полюса слегка приплюснуты, как в “оригинале”). Внутри — четыре этажа, на которых размещены 4 спальни, 6 ванных комнат, помещения для отдыха. Есть автономная система водоснабжения, канализация, электричество — путешествуя по пустыне, шейх явно не почувствует дискомфорта. Размер дома — 12 м в высоту и 20 м в ширину, в 1993 году он попал в Книгу рекордов Гиннесса.

3. Дом-рояль со скрипкой, Хуайнань — почти точная копия музыкальных инструментов в масштабе 1:50. В “скрипке” размещена лестница и лифт, а “рояль” занят выставками с демонстрацией грядущих изменений в планировке города, и другими экспозициями.

4. Центральная библиотека, Канзас — пока проходила реконструкция здания, отведенного под библиотеку, жители города выбирали книги, корешки которых должны были украсить его фасад. В итоге было выбрано более 20 произведений, так или иначе связанных со штатом. Высота каждого “корешка” — около 7 метров, ширина — 2 метра.

Национальная библиотека Беларуси, Минск — 23-этажное здание в форме ромбокубооктаэдра, весом 115 тысяч тонн. Роль подсветки исполняет медиафасад с меняющимся рисунком, который включают ежедневно, как только стемнеет, и до полуночи.

Живопись — искусство, на которое можно смотреть, скульптура — искусство, вокруг которого можно обойти, архитектура — искусство, сквозь которое можно пройти © Дэн Райс

Рейтинг
последние 5

Велена

рейтинг

+2

просмотров

428

комментариев

7
закладки

Комментарии