Кто ты, маска?

Кто ты, маска?

Красочные маски малышни — зайчики, лисички и медвежата, изысканные маски с балов-маскарадов, театральные, ритуальные… сколько их? Маска сопровождает человека с древних времен, но всегда стоит особняком, и, как и персона, решившая скрыть свое истинное лицо, окружена ореолом вечной загадки и недосказанности.

 

Самые первые маски были ритуальными. Надевая личину, заботливо изготовленную из кожи, дерева, ткани, металла или любых других материалов, находящихся в зоне доступа, человек (в данном случае, скорее всего, шаман) ставил преграду между собой и “тонким миром” — он прекрасно видел его сквозь прорези для глаз, но маска надежно защищала владельца от происков злых сущностей, которые в нем обитали и норовили завладеть физическим телом, и похитить душу. Маска была призвана обмануть эти сущности: так как обычно она изображала кого-то из предков, небожителей или животных, то “охотник за телом” никоим образом не сможет добраться до истинной души, потому что изображения станут для него своеобразным лабиринтом. Носитель же на время утрачивает собственный облик, — есть предположения, что одним из слов, от которого произошла “маска”, является латинское mascus, mascao — “призрак”. Но сам предмет появился задолго до словообразования: на наскальных рисунках охотники изображены с личинами, которые закрывают их истинное обличье во время ритуалов. Примерно с тех же времен маску начинают использовать в погребальных обрядах, чтобы она стала проводником усопшего в загробный мир. Религиозные культы со всего мира широко использовали маску для своих целей: пользуясь искусственной личиной, можно было легко “оживить” кого угодно, начиная от прославленного предка или дружелюбного божества и заканчивая тотемным животным.

Одним из самых ярких и самобытных примеров можно назвать маски, изображающие представителей восточного божественного пантеона или небожителей африканских племен — сейчас в европейских странах такие изделия ценятся в качестве уникальных интерьерных украшений, поэтому можно часто увидеть туриста, который тащит это богатство к себе домой. Этнографические музеи тоже не гнушаются такими экспонатами, благо, размер маски может быть любым — вплоть до метра в высоту, а то и больше — что позволит сделать ее уникальной “изюминкой” выставочного зала. В отличие от западных стран, на Востоке и в некоторых африканских странах такие маски в помещении выполняют свою прежнюю, защитную функцию, и оберегают обитателей дома от злых сил. До сих пор там стараются передавать традицию создания ритуальных личин от отца к сыну, но подобные знания есть далеко не в каждой семье: при изготовлении маски мастер должен вложить в нее особую энергетику, соответствующую создаваемому образу, а потому среди односельчан слывет самым натуральным колдуном. Ну, или его близким родственником. Или дальним, или вообще не родственником — кто будет вдаваться в такие нюансы, когда речь идет о магии? К тому же, относился мастер к колдовскому племени, или же никоим образом не мог быть приравнен к оккультной братии, обращаться к нему все равно приходилось: личины существовали не только для лица, но и для иных частей тела. Например, для беременных “выпускался” особый вид защитных масок, повторяющих округлую форму живота и груди. По аналогии мастера делали маски на лоб, или с креплением в виде гребня. Примечательно, что маска, единожды приобретенная для какого-либо ритуала, хранилась в семье, как зеница ока — некоторые африканские племена верили, что и после первого применения, для которого она создавалась, искусственная личина сохраняла свою силу, а потому следовало держать ее дома, чтобы она продолжала защищать семью. Дабы не обидеть могучего духа, что обитает в маске, в племени для нее создавали персональный алтарь, на котором она лежала все время вне обрядов. Носить такую маску имел право только уважаемый член племени, да не абы какой, а умеющий наравне с шаманом входить в транс. К сожалению (или к счастью?), африканские ритуалы, в которых требуется ношение маски, в наши дни стали редкостью.

… а люди в нем — актеры

Возможно ли представить театр без масок? Вряд ли. Эволюция ритуальной маски привела к ее превращению в маску театральную. Такой реквизит, особенно в постановках в восточных странах, играет очень важную роль. Конечно, с течением лет и материал, и форма, и внешний вид претерпевали серьезные изменения, но маска осталась собой.

Первыми на ум приходят античные греческие и римские маски: они представляли всего два типажа, изображая смеющегося и плачущего персонажа. Сейчас именно они стали общеизвестным мировым символом театра, и поэтому в постановках практически не принимают участия, а тогда некоторые из них, особенно греческие, изготавливались из бронзы и имели довольно объемную форму, благодаря которой голос актера легко достигал даже самых отдаленных уголков амфитеатра.

Сейчас есть несколько форм театра, которые попросту невозможны без существования маски, потому что на ее использовании основано все действие:

  • японский театр но;
  • комедия масок;
  • Ваянг (Индонезия);
  • Чао-опера (Китай);
  • ритуальный военный танец чхау (Индия);
  • сатирическая драма Мачо Ратон (Никарагуа).

Японцы славятся своей приверженностью традициям, а потому неудивительно, что в театре но используются приемы и образы, насчитывающие уже не одно столетие. Это примечательный театр: согласно той же традиции, женщин среди его актеров не было (они появились в труппах не так давно), так что любая роль, коих насчитывается немало, отыгрывалась мужчиной. Чтобы это зрелище было ярким и запоминающимся, используется несколько сотен разнообразных масок, которые помогают актеру перевоплотиться в любое существо. Театроведы уверены — если мастерство исполнителя находится на высоком уровне, и сам он вкладывает в свою роль душу, то герой постановки (точнее, его образ) станет причиной раздвоения личности, так как актер может чересчур слиться со своим персонажем. Впрочем, в но это проблематично: слишком большое количество личин находится в ведении актеров, чтобы можно было по-настоящему прикипеть хоть к одной из них, тем паче что многие маски представляют собой настоящих людей или героев. В течение долгих веков существования коллекция но пополнялась все новыми личностями. Так, считается, что прототипом одной из масок стал внук какого-то из императоров эпохи Хэйан, принц Аривара-но Нарихира. Это очень красивая и изящная вещь, она носит название “тюдзё” — актер, который ее надевает, перевоплощается в призрака молодого аристократа. Вообще, мужские персонажи более “детализированы” — в но очень мало женских имен, имеющих под собой какой-либо конкретный прототип. По большей части это “ко-омотэ” — молодая невинная дева, “мамби” — склонная к постоянному кокетничанью, или “сякуми” — разочарованная, утомленная жизнью женщина. Отдельно от мужских и женских персонажей стоят “злые духи”: “хання” — женщина-демон, “тигуса-аякаси” — мстительный призрак, и другие, с которыми можно познакомиться при просмотре постановки театра но.

А в корейском театре Хахве всего девять масок, и девять же персонажей обоих полов, самого разного социального положения и непредсказуемого возраста. Традиционно это аристократ, ученый, мясник, монах, раб, дурачок, наложница, невеста и вдова. Иногда, в зависимости от содержания сцены, добавляют мифическое животное, невероятную помесь льва и дракона, которое призвано защищать представителей человеческой расы от злобствующих духов. В отличие от масок других театров, Хахве — необычный реквизит. Каждая из девяти личин — мощнейший оберег, который даже в отдельности способен защитить и зрителей, и актерскую труппу, и весь населенный пункт, в котором ставится представление. По внешнему виду маски Хахве не так уж и привлекательны — вырезанные из ольхи, они покрыты обычным лаком, и почти не раскрашены. Эта традиция тянется еще с XIII века, почти с момента возникновения данного вида, так что если вам повезет оказаться на представлении, то вы увидите спектакль в том обличьи, на которое смотрели заядлые театралы несколько веков назад. Туристу на заметку: рядом с Хахве всегда есть небольшая лавчонка с сувенирами — мини-масками, всеми девятью разновидностями. Говорят, “полезно” приобрести такую домой. Обычно маски выполнены в виде магнита, брелка или просто настенного панно — они приносят удачу владельцу.

Инкогнито и карнавал

Считается, что золотое время масок пришлось на эпоху Ренессанса. Невероятное количество карнавалов и балов-маскарадов, где инкогнито — лучший образ, повлекли за собой столь же невероятный скачок популярности маски и ремесла по ее изготовлению. Судите сами: за искусственной личиной мог скрываться женатый фаворит высокопоставленной особы, стремящийся не предать огласке фривольные отношения, или преступник, спешащий “на дело” — маска прятала всех, всем давала “убежище”. Если первый пример мог говорить только о моральной стороне носителя, то во втором последствия были гораздо плачевнее, а отыскать виновного не представлялось возможным — маска стирала все границы между добропорядочным гражданином и отъявленным преступником. В связи с таким положением вещей венецианское правительство (именно там маска была популярнее всего) издало закон, согласно которому ношение личины в повседневной жизни предполагало довольно суровое наказание: пойманный в маске мужчина отправлялся на два года в тюрьму, предварительно выплатив приличный штраф, а женщине грозили публичные розги — не столько больно, сколько унизительно.

С этого момента маска чаще всего встречается на карнавалах. Венецианские празднества создали несколько героев, существование которых без нее невозможно. С некоторыми из них вы хорошо знакомы: это персонажи комедии дель арте — Арлекин, Пьеро, Коломбина и многие другие. К ним относится маска Баута:

Уже в XVIII веке ее ношение регламентировалось венецианским правительством. Носить ее дозволялось лишь гражданам Республики, чаще всего сановникам и представителям высших сословий. Со временем она стала обязательной во время согласования политических решений, на заседаниях правительства (тайные голосования, выборы, принятие государственной важности законов, от которых могла зависеть безопасность голосующих). В целом эта маска ассоциируется с анонимностью во всех ее проявлениях. Маска Бауты полностью закрывает лицо и имеет несколько устрашающий вид: она не повторяет изгибы человеческого лица полностью, а расширяется к подбородку, не прилегая к челюсти. Эта особенность позволяла свободно разговаривать, дышать, пить и даже есть, не раскрывая своей личности. Законом запрещалось носить с этим костюмом оружие, этот момент жестко контролировался венецианской полицией.

Кроме Бауты, в которую порой рядились и особы королевских кровей, в ходу была маска Дамы, способная легко перевоплотить любую даму в загадочную красотку, маска Шута, добавляющая нотку пестроты и безумия в любой “коллектив”. На фоне всей этой яркости и многоцветности выделяется Дотторе Песте — Доктор Чума. Образ пришел с тех времен, когда доктора прятались за своеобразной личиной в попытках защитить себя и пациентов от страшной болезни, да так и прижился — необычная маска нашла свою аудиторию среди любителей маскарадов, которые о чуме знают только по фильмам и книжкам.

Меньше красок, больше пользы

Помимо масок, предназначением которых является создание духовной пищи, то бишь — участие в ритуалах, карнавалах и иже с ними, существуют и другие их виды, которыми среднестатистический современный человек пользуется гораздо чаще. К функциональным маскам относят следующие:

  1. Медицинские — марлевые повязки, которые крепятся при помощи резинок на нижней части лица, закрывая рот и нос, и тем самым защищая от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
  2. Защитные — для подачи дыхательной смеси или защиты лица от опасной окружающей среды (или же все сразу). К ним относят маски для подводного плавания, противогазы, респираторы, лыжные и пейнтбольные маски, и множество других видов.
  3. Военные, в частности, личины — металлические маски на шлемах, которые полностью закрывают лицо, оставляя небольшую зону для обзора.

Маски носят преступники, свидетели обвинения, участники протестов, бойцы спецподразделений, а в кино и комиксах — супергерои и суперзлодеи. Масками порицали (“ослиные уши” для нерадивых учеников”), наказывали (вроде знаменитой железной маски). Довольно часто делают посмертную маску, представляющую собой гипсовый или восковой слепок, который понадобится в дальнейшем для воссоздания облика усопшего, а в некоторых культурах используют погребальную маску, которой закрывают его лицо перед погребением.

Такая простая вещь — маска, но сколько вариантов ее применения!

 

Велена

рейтинг

0

просмотров

505

комментариев

4
закладки

Комментарии