131
фото
10631 3 0
30 ноября 2013
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана. Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: "Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам. И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: "Один немецкий пулемет Разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот Семнадцать самолетов! Два "мессершмитта" на лету Забрали в плен Алма-Ату с воздушным загражденьем, С луной и затемненьем...". Калиф прервал его доклад, Прикрыв плотнее двери: "А каковы, Шехеразад, Немецкие потери?" Калиф, ты задал мне вопрос Весьма замысловатый, Я на советский счет отнес Немецкие утраты!" Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель. В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Мсточники: http://www.davno.ru/posters/ http://www.plakaty.ru/ http://cccp.narod.ru/foto_arh.html
(6 голосов)

Комментарии