Колядный цикл у славянских народов: 13 января - Щедрый вечер

Колядный цикл у славянских народов: 13 января - Щедрый вечер

Колядный цикл для древних славян носил особое сакральное, жизнеутверждающее, духовное значение. О был приурочен торжественному уходу старого Кола Творца и рождениею, освящению и приданию жизненной силы Творцом новому Колу. Весь цикл занимал две недели (две седьмицы) с 6 января до 19 января включительно.  

Колядный цикл у славянских народов: 13 января - Щедрый вечер

Коло Творца (Коляда) – своеобразная годовая программа Высших сил, животворительный поток энергий, придающий особой силы всему живому, очередной спланированный Светлым Ирием виток жизненного цикла народов, освящённый Творцом-Сварогом. Смена Кола Творца считалась у древних славян (дулибов-союзников, росов), во всей Староотцовской (рахмано-волхвовской) системе, главным сакральным событием года.

Именно поэтому символ Светлого Ирия и Творца, образ светлого тонкого мира - Дидух, был главным атрибутом в домах участников Колядного цикла (смотри статью о Дидухе на - http://slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/diduh-drevneslavjanskii-rodovoi-novogodnii-simvol.html ).

Дидух

Ныне к древнему колядному циклу прибавлены более поздние праздники, изменяющие понимание сути происходящего. Добавлены и некоторые названия обрядов, в цикл введены несвойственные ему ритуальные дополнения. Но всё же древнеславянская (рахмано-волхвовская) основа колядного цикла осталась не тронутой.

Коляда

Наиболее полно она сохранилась в серце славянского мира – центральнославянском регионе (Волыно-Карпатском регионе). Но ареал различных традиций колядного цикла более обширен и заполняет большое пространство.

Коляда 

Колядный цикл имеет свою сакральую основу, которую можно календарно изложить так:

6-7 января - Святой вечер, проводы старого Кола Творца, Рождество нового Кола Творца ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/svjatoi-vecher-drevneslavjanskii-prazdnik-vstrechi-novogo-kola-tvorca.html ). У восточных христиан к 7 января приурочено рождество Христово.

13 января – Щедрый вечер, посвящение нового Кола Творца, щедрование. У христиан к этой дате приурочен праздник Меланки и Василия, старому Новому году (за Юлианским календарём).

19 января – Придание новому Колу Творца животворности (живой силы). У христиан в этот день крещение Госпоне (укр. – Водохрище).

Колядный цикл

Именно за этим симбиозом и кроются причины изменений в древнем Колядном цикле. Менее всего изменениям подверглась древнеславянская основа Святого вечера. Немного более основа Рождества и Щедрого вечера.

Колядный цикл

Наиболее изменена суть событий 19 января. Хотя у славян осталось понимание того, что день 19 января - пиковый день влияния животворящей силы Творца (подьем такой силы имеет место в течении трёх с половиной суток, где 19 января его максимум) и изменений в полевых свойствах всех вод на земле, их очищение от старой памяти (информации).

Колядный цикл

Относительно событий 13 января, то в отличии от Святого вечера, древняя обрядность Щедрого вечера более тщательно перемежовывается с христианскими нововведениями.

Относительно событий 13 января, то в отличии от Святого вечера, древняя обрядность Щедрого вечера более тщательно перемежовывается с христианскими нововведениями.

Ныне Щедрый вечер (он же Багатая кутя) выглядит так:

Вечером 13 числа до полуночи группы молодых парней и девушек обходят дома с поздравительными праздничными песнями - щедривками. По традиции, щедривники ходят по домам после заката Солнца. Ныне это называется "водить Меланку" (тоесть девушку переодетую в женскую одежду). Молодёж в костюмах выражает добрые пожелания, веселит песнями, танцами, шутливыми сценками.

Щедрый вечер

Но более древним обрядом есть вождение «козы». Коза в таких обрядах – символ нечистой силы, которую нужно отогнать и ликвидировать. Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью.

Щедрый вечер

Но забрав всякую нечисть (которую в древности умели бороть рахманы и волхвы) коза становиласть предвестником хорошего уродая, добра и удачи. Щедровальники при этом пели: «Где коза ходит, там жито родит…» .

Но забрав всякую нечисть (которую в древности умели бороть рахманы и волхвы) коза становиласть предвестником хорошего уродая, добра и удачи. Щедровальники при этом пели: «Где коза ходит, там жито родит…» .

В начале обряда «коза» кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

В начале обряда «коза» кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Странный ритуал сожжения Дидуха проводимый некоторыми в ночь Щедрования (будто –бы набравшего в себя нечистой силы) есть позднее привнесённое нововедение и чёрным магическим действием. Дидух – символ Светлого Ирия, обители Светлых душ и душ предков. Его нужно беречь до конца Коряд и поблагодарив за Коляду скормить своим домашним животным или закопать в землю (сохранив до весны).

На Щедрый вечер снова готовят кутью, которая называется щедрой. Готовить кутью нужно рано утром, при этом, тщательно следя за процессом. В старину считалось, что, если кутья вылезет из горшка или сам горшок треснет, быть беде. Поэтому, если, кутья удавалась, ее съедали дочиста.

Дидух

На новогоднем столе обязательно должно стоять различные блюда, в том числе и мясные, жирные, на масле и яйцах. Стол должен быть щедрым.

На новогоднем столе  обязательно должно стоять различные блюда, в том числе и мясные, жирные, на масле и яйцах. Стол должен быть щедрым.

За столом на Щедрый вечер по традиции собиралась вся семья. После вечери, чтобы год прошёл в мире и согласии, было принято ходить к соседям и просить друг у друга прощение за возможные обиды. В ночь на 14 число девушки гадали на суженого.

За столом на Щедрый вечер по традиции собиралась вся семья. После вечери, чтобы год прошёл в мире и согласии, было принято ходить к соседям и просить друг у друга прощение за возможные обиды. В ночь на 14 число девушки гадали на суженого.

Важными были и народные приметы этого дня:

Если в ночь на 14 число небо ясное и звездное – будет богатый урожай ягод.

Если 14 января на деревьях много пушистого инея, год будет богатым на мед.

Утренний туман – к урожаю.

Коляда

А на следующий день, на рассвете, щедровальники идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к крёстным отцам и другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом, желают добра, урожая, приплода животных. Вот славянская (украинская) щедривка с попыткой реставрации старого колядного текста:

Сію, вію, посіваю, з Колядою поздоровляю!
На щастя, на здоров’я та на новий рік,
Щоб уродило краще, ніж торік, -
Жито, пшениця і всяка пашниця,
Коноплі під стелю на велику куделю.
Будьте здорові!
Вітаєм з Колядою!

Коляда

Первый щедровальник явившийся 14 января приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость в новом году. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень или маличик из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством.

Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека.

Поэтому девушки как правило не посевают 14 января, а если и принимают участие — то в дом как правило не заходят (с улицы) или заходят за ребятами (всместе с ребятами).

Коляда

Щедрый вечер это середина Колядного цикла и важное в нём обрядовое событие. Оно освящяет новое Коло Творца, програмирует основу будущего года, его внутреннее содержание. В этом событии важно проявлять щедрость, добрые пожелания, прощение обид, любовь к Творцу, Светлому Ирию, своему роду и добрым людям.

Щедрый вечер это середина Колядного цикла

Древнеславянские предки в Колядный цикл говорили: слава Творцу-Сварогу, слава Светлому Ирию, Слава славным Предкам!

Похожие статьи:

АрхеологияВолыно-Карпатский регион – историческое ядро славянского мира

Альтернативная историяВедизм – космический кодекс наших предков

Древний мирКто такие славяне по существу?

ВидеороликиРодные Боги Наши

РелигияСемь правил Прави

Рейтинг
последние 5

Дулиб Дат

рейтинг

+4

просмотров

5095

комментариев

4
закладки

Комментарии