Купала–2010 «Ярга» под Волоколамском

Купала 2010

Культурно-просветительский центр "ЯРГА", совместно с Содругой "СлЕд", в этом году, как и в прошлом, проводят праздник Купала 2010 под Волоколамском на берегу реки Рузы, недалеко от деревни Малое Сытьково. Празднование будет проходить с 24.06 (четверг) по 27.06 (воскресенье). 

Распорядок праздника

24 июня: 
Заезд гостей на территорию проведения праздника с 15:00, размещение в палаточном городке. 

25 июня: 
Продолжение заезда гостей и размещение в палаточном городке.
16:00-19:00 Проведение частных славянских обрядов: Обручение, Свадебный Обряд, Имянаречения, очистительные действа.
С 16:00 начало работы Ярмарки (товары народного промысла, сувенирная продукция), точка общепита (1 ед.).
21:00 Аккустический концерт музыкальных коллективов и исполнителей.: - Хор обрядового пения "Светозар"
- Группа "Рарог"
- "Иван Царевич"
- Ксения "Калевала"

(Состав исполнителей уточняется).

24:00 В лагере отбой.

26 июня: 
На восходе солнца Обряд Купальница.

11:00 Начало работы Ярмарки и точек общепита (2 ед.).
12:00 Сбор гостей на главной площадке фестиваля (перед сценой). Скоморохи-заводилы из КПЦ "Ярга" пригласят мужчин и женщин для репетиции и подготовки к главному событию "Купальские мистерии".
Женщины: плетение венков, разучивание обрядовых песен, умение водить хоровод, наряжение "берёзки-невесты", изготовление травяного чучела "жениха", плетение травяных ворот.
Мужики: сбор главного костра праздника Купальца, сбор малых костров и потешной крады, репетиция потешного сватовства-женитьбы и отнятие берёзки у девушек.
20:00 Общий сбор, начало мистерий:
- потешное сватовство и женитьба травяного чучела на берёзке;
- прыжки парами через малые костры (очищение огнём);
- песнопения, хороводы, игра в ручеёк;
- скатывание горящего колеса в реку;
- потешные "похороны" травяного чучела (сжигание на костре);
- потешный "штурм" берёзки и бросание берёзки в реку;
- торжественное возжигание главного костра праздника Купальца;
- хороводы, игрища-забавы;
- пускание венков и горящих свечей по воде;
- огненное шоу театра "Вереселень";

27 июня: отъезд гостей, уборка территории.

Вход на территорию праздника платный - в виде добровольного взноса, с человека 300 руб. (за всё время пребывания). Для автомобилей будет организована охраняемая стоянка за пределами лагеря (стоимость парковки 200 руб. за всё время проведения праздника). На территорию проведения праздника будут пропущены ТОЛЬКО автомобили организаторов и спецмашины.

Во избежание кривотолков сообщаем: организация праздника (аренда земли, привоз биотуалетов, питьевой воды, дров для костров, вывоз мусора и т.д.) стоит немалых денег, поэтому отнеситесь с пониманием к взиманию платы. Никто не собирается наживаться, просто мы хотим, чтобы Ваше присутствие на празднике было наиболее комфортным.
Музыкальные коллективы, играющие и поющие в народном стиле и желающие принять участие в фестивале, могут связаться с организаторами по телефонам, указанным на странице "контакты".

Лицам или представителям СМИ, желающим получить аккредитацию на фото-видео-съёмку информация будет доступна немного позднее (следите за обновлением информации).

Купцам, желающим принять участие в Ярмарке, необходимо связаться с организаторами по телефонам, указанным на странице "контакты".

Территория проведения фестиваля обозначается сигнальной лентой и имеет КПП со шлагбаумом. Правопорядок обеспечивает ЧОП и народная дружина, территория оснащена биотуалетами и контейнером для мусора. Работают штаб фестиваля, пресс-центр. Дежурят две бригады медицинских работников + дежурная машина. Назначаются ответственные по противопожарной безопасности.

Дети до 14-ти лет пропускаются на территорию проведения праздника в сопровождении взрослых бесплатно. Молодые люди, не достигшие 16-тилетнего возраста, допускаются на праздник только в сопровождении взрослых. Молодые люди, достигшие 16-тилетнего возраста, будут допущены только при наличии паспорта с вложенным в него рукописным заявлением одного из родителей с контактным телефоном.

Образец Заявления:
Я, Ф.И.О., не возражаю против пребывания моего несовершеннолетнего сына (дочери), Ф.И.О., на славянском фестивале с 24-го по 27-е июня 2010 года в Волоколамском районе, сельском поселении "Спас", близ деревни Малое Сытьково.
Тел.
Дата.
Подпись.
Паспорта и заявления предъявляются на входе.

На территории проведения праздника категорически запрещается:
- распитие крепких спиртных напитков,
- появление в нетрезвом виде,
- мойка личного автотранспорта,
- нахождение несовершеннолетних на празднике без сопровождения взрослых. Осуждается матерщина и табакокурение. Нарушителей гоним с позором.

Полезные советы:
1. Хорошо иметь с собой палатку и спальный мешок для ночёвки.
2. Головной убор для защиты от солнечного удара.
3. Средства от комаров и насекомых.
4. Личную посуду.
5. Одежду на случай дождя.

Друзья! Красный Луг - красивый и сильный уголок природы. Давайте вместе сохраним его и впредь живым и чистым! Для этого НЕ БУДЕМ:
- пользоваться химическими средствами на реке;
- рвать растения без необходимости;
- оставлять после себя мусор;
- рубить живые деревья;
- бросать окурки и оставлять без присмотра разведенный костёр.

Пусть будет Купала наша во благо Земли Матушки да в радость Солнцу Батюшке!

О празднике

Языческая Купала суть праздник, проводимый в день летнего солнцестояния, когда наступает самый длинный день и самая короткая ночь в году. С этого дня Коло поворачивается на Зиму. 

В Купальскую Ночь проходит Праздник Любви. Это время испытания на прочность и поиска «любовных уз». Существует весьма популярное представление «о блуде» в Купальскую Ночь... В языческих кругах, где соблюдается надлежащая Обрядовость, такого не случается, так как Купала - это Праздник Верности и Искренней Любви. Исключением могут быть лица, одержимые блудливостью по жизни.

Всю Купальскую Ночь пары проходят испытания на прочность уз и готовятся к Венчанию. Одновременно проводится и ритуальное венчание травяного Чучелка с Берёзкой, как своего рода подготовка к тому, что предстоит на Рассвете. В этот символический ритуал входит не только венчание, но и предание Чучелка богу Огня Яриле, а Берёзки - богине Воды Ладе, как символа того, что они «жили счастливо и умерли в один день». Все остальные участники Праздника Купалы, чьи чувства не требуют испытания либо ещё не возникли, веселятся на испытаниях других.

Купальская Ночь - это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча бога Солнца Ярилы - с богиней Рассвета Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не «жрецами» или «волхвами», а самими богами - Ярилой и Зарёй (Теплом и Светом в Воздушной ванне и Купании). Купание (смысл которого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, а не «в чём мать родила», дабы освятить (вынести на Свет после купания) вместе с носителем и саму одежду, которую можно сушить только на теле...

Для чего мы это написали

Праздник Купала - это, пожалуй, самый любимый праздник русского народа. Поклонники родной природы не переставали отмечать его в деревнях даже под прицелом репрессий со стороны то христианской церкви, то советской власти. В последние более чем десять лет, слава Богам, традиция переживать эту наивысшую точку развития жизненных сил мира, то есть, говоря современным языком, медитировать на происходящей природной кульминации, окрепла и даже проникла в города. И правильно, потому что, какой бы урбанизированной ни была современная цивилизация, мы все равно живем под Солнцем, на Земле, и правильно нам жить в согласии с окружающим нас мирозданием. А праздник Купала – самый жизненный из всех, вот почему он привлекал, привлекает и будет привлекать людей – не ради надежды на спасение, часто даже не известно от чего, а потому что утверждает Жизнь тут и сейчас.

О празднике Купала написано очень много, и ни для кого не будет великой проблемой найти краткую или подробную информацию о том, как отмечали этот праздник наши предки, о том, как отмечают его сегодня языческие общины. Мы, приглашая вас встать во время праздника рядом с нами в самые мощные в году потоки жизни, хотим напомнить основные пункты, на которые надо обратить внимание для лучшего понимания происходящих событий. Все это для того, чтобы вы могли максимально свободно чувствовать себя и, как результат, глубоко проникнуть в ту тайну, которая доступна сердцам, открытым родному духу.

Сакральный смысл праздника

Что происходит в природе в этот период? Праздник Купала – это одна из четырех главных точек годового круга, летнее солнцестояние. В это время солнце поднимается над землей выше всего и посылает на нее самые горячие, самые ярые свои лучи, согревая ее теплом и озаряя светом. Это кульминация отношений Солнца и Земли.

Людям свойственно объяснять мироздание через свои, человеческие, образы и примеры, и тут нет исключений. Отношения Солнца и Земли - это всегда отношения между Светом, то есть ярым, активным началом мира, мужским (Огонь и Ветер), и Тьмой, то есть началом женским, которое являет собой всё тайное, спокойное, холодное, как Земля, пропитанная Водами.

Отношения людей всегда отражают те же явления и процессы, которые свойственны родившей нас природе. Как говорится, как вверху, так и внизу. Кульминация в отношении мужчины и женщины заканчивается оплодотворением с дальнейшим вынашиванием плода и рождением новой жизни. Именно то же самое происходит между Солнцем и Землей в ночь Купалы – оплодотворение Земли ярой силой Солнца, и затем уже Земля тяжелеет новым зародом, вынашивает его и, наконец, плодами несет нам продолжение жизни этого мира.

Мистериальная часть, то есть как бы театрализованное проигрывание событий, происходящих в природе, является самой главной медитативной частью каждого праздника. Она в человеческих образах отражает, или объясняет, что и почему происходит в это время, когда концентрация сакральной Силы достигает предела и преобразуется в следующее природное состояние.

Участники мистерии, исполняя роли природных сил, растворяются в самой Природе, наполняясь ее благом, подстраиваются под ее естественный ритм дыхания и приводят себя к природному ладу.

Основные символы сакральной мистерии праздника Купала:

- Ярила, добрый молодец, окрепшее за весну Солнце, которое уже гораздо на мужские подвиги;

- Березка, дерево Мары, символ женского начала;

- Крада, врата из мира бытия в мир небытия;

- Шест купальского огня – самый важный символ, он является тем самым небесным гоем, который оплодотворяет своей горячей ярью Мать сыру Землю;

- Коло, постоянный символ на всех праздниках, отмечающих кульминационные точки в отношениях Земли и Солнца; Коло символизирует и сам год (Сварогово Коло – год Сварога), и Солнце, которое катится по небосводу вместе с вращением года;

- Врач, свидетель в мире Яви, вестник случившегося;

- плакальщицы, которые должны проголосить печаль человечества об уходе Весны;

- молодцы – руки и ноги Ярилиной божественной силы, его воинство на земле;

- девицы – руки и ноги божественной силы Марены, хранящие вечно устои родной земли;
- венки, символы круга жизни.

Также во время подготовки к празднику сооружаются мостки и большие Ворота из веток, сплетенных по принципу венка. Они ставятся на пути к Капищу. По мосткам и через Ворота пройдут люди для совершения богослужения.

Мостки – это мост через реку Смородину, а Ворота – ворота в Ино, где и протекает та река Смородина, река духов.

Дело в том, что Капище, на котором до начала мистериальной части совершается общее славление Богов русской земли и Предков русского народа, почитается, как место, где единятся Правь, Явь и Навь, то есть это не мир суеты, в котором все мы живем каждый день. Проход на Капище через специальные врата помогает человеку отринуть от себя суету и мороков мира действительности.

Элементы обрядности

Женитьба Ярилы на Березке.

Пока девицы водят хоровод вокруг Березки, украшенной, как невеста, и поют купальные и обручальные песни, молодцы готовят отряд сопровождения Ярилы к невесте.

Надо, наверно, специально обратить внимание на то, что Купальский обряд начинается со сватовства и женитьбы, таким образом, досужие критики глубоко не правы, заявляя, что Купала – праздник распущенности и разврата.

Также надо сказать, что Ярилу готовят заранее в виде огромной куклы, сплетенной из крепких поднявшихся трав, лучше таких, которые имеют зерновые колоски.

Итак, когда сопровождение Ярилы готово, отряд идет на поиски невесты.

Найдя Березку, узнав, что молодые любы друг другу, Ярилу прислоняют к березе на какое-то время, они женятся, но в конце силы его иссякают и он падает.

Прощание с прошлым.

К заболевшему Яриле зовут врача. Приходит шутейный доктор. Слушает, щупает. Делает вывод, что «пациент скорее мертв, чем жив». Женщины устраивают плач, а мужики несут Ярилу, отдавшего свою сакральную силу на оплодотворение Земли, на Краду. Тут происходит прощание с Весной, она уходит в Ино, освобождая место новому.

Но, если Ярая сила огнем ушла, то и женское должно женскими путями покинуть праздник. Но женщины не так скоры на перемены, как мужчины-воины, они не хотят переходить из старого состояния - из девиц - в новое – в жены. И тут снова мужская ярь должна помочь Природе по законам Сварога год крутить. Начинается захват Березки.

В этот момент девицы защищают свой тайный мир, а задача парней – одолеть их нежелание и сопротивление. Они должны забрать у девушек Березку.

Нападение парней на девушек, то есть на защитниц украшенного деревца, происходит в три приёма – обязательно! Русской традиции вообще свойственна троичность – каждое событие должно случиться в трех мирах: в Прави, в Яви и в Нави – только тогда оно будет настоящим, свершенным.

С третьего раза молодцы завоевывают Березку и несут ее к реке. Ярила ушел огнем (мужской стихией), а Березка уходит водой (стихией женской).

С потоплением Березки достигнута победа над прошлым, над былым. Радуясь этому, молодежь устраивает всякие хулиганства, например, парни могут бросать девушек в реку, а девицы - тащить парней за собой. Главное, чтобы все девушки выбрались на берег не только живыми, но и здоровыми, потому что Купала – это праздник, утверждающий жизнь и здоровье, а не жертвоприношение.

Купальский огонь.

Сердцем Купальца, главного огня купальской ночи, является высокий-превысокий шест, украшенный венком из веток на самой его верхушке. Этот шест и есть тот самый-самый инструмент, по которому ярь небесная в землю проливается. Вот почему хороводы с пением вокруг него во время этого праздника имеют особую значимость.

Хороводы вообще служат в мистических традициях для закручивания и направления энергий, песни же, исполняемые хором – это медитативная практика для выстраивания единства, лада в группе, направляющей эти энергии.

Хороводы вокруг купальского огня надо водить до тех пор, пока ярь огненная не охватит венок на вершине Купальского шеста. Этот яркий момент праздника всегда становится мощной разрядкой всего события. Чем увлеченнее, чем искреннее водили люди хоровод вокруг шеста и огня, тем более эмоционально они встречают момент возгорания венка, момент свершения, и на самом деле переживают эмоциональный кульминационный момент, ощущают настоящую радость свершения и уверенность в плодотворном разрешении всех своих намерений.

Скатывание колеса.

Завершающим аккордом праздника становится скатывание горящего колеса с горы в воду. Этот элемент мистерии направлен уже только на будущее.

Вспомним, что эта ночь – точка наивысшего подъема Солнца, значит, дальше оно, огненное, покатится вниз, так и горящее колесо скатывается долу, где текут темные и холодные воды, питающие, однако, новое зерно.

Горящее коло тонет в реке, Ярь-огонь отступает на задний план, Земля-Матушка с этого момента выходит на передний план, она стала обременена водами-соками, которые потекут по всему живому, поднимая плоды-урожай к своему сроку.

Гадания и Цветок папоротника.

В оставшиеся темные часы ночи люди идут с венками и свечками к воде, гадают, отпуская их по воде, о своем будущем – куда и как поток жизни понесет огонек их света в этом темном мире под звездами.

Влюбленные парами также идут искать Цветок папоротника, который принесет нашедшему величайшую удачу. Собственно, уже само нахождение цветка папоротника можно считать невероятной удачей, потому что, как известно, папоротник в этом мире не цветет. Считается, что тот, кто увидит в Купальскую ночь его цвет, тот видит за пределами нашего Явного мира, тому Боги открыли свои тайны.

Остаток ночи каждый проводит, как желает. Многие прыгают через костры, сражаются в шутейных боях, показывая свою удаль, метают в цель, меряются силой. Кто-то поет у огней, кто-то гуляет до самого рассвета, встречая Новый День.

А те, кто хочет, могут и спать пойти, рискуя пропустить первый, самый чистый свет.

Кстати, еще одна традиция, о которой пока не сказано ни слова – купание на рассвете, с первыми лучами. Оно символизирует омовение человека одновременно и огнем водой. Особенно ценно – обваляться на рассвете в росе – воде, выступившей из самой земли после этой волшебной ночи.

ЖДЁМ ВАС СОРОДИЧИ!
ГОЙ КУПАЛА!
 

Похожие статьи:

Славянские символыВоздействие Славянского орнамента на организм человека

Славянские символыСвастика как древний символ

СобытияСеминар. Русская исконная традиция

КнигиКутенков П.И. - Ярга-свастика - знак русской народной культуры (2008)

Альтернативная историяАртания - Русь Арийская

Александр Морган

рейтинг

+3

просмотров

4371

комментариев

0
закладки

Комментарии