Праздники Зимы

Праздники Зимы

Что же мы знаем о Русских праздниках и календаре? В отличие от ряда других культур, ведущих цикличный счёт годов, Русской народной традицией не учитываются такого рода обычаи в силу использования Солнечного календаря - в котором отображаются только месяцы (циклы Луны, регулярный фрагмент внешнего вида которой и дал название этому времени), и поэтому каждый новый год представляется просто - Новым Годом. Особое же внимание было обращено к солнечным фазам. 

В более поздние времена в виду выхода на мировую арену новых мировоззрений летоисчисление стало вестись от сотворения мира, которое по христианскому учению произошло за 5506 лет до н.э. Год начинался 1 марта, и дата эта считалась отправной точкой для цикла календарных, хозяйственных, семейно-бытовых обрядов, ритуалов и праздников. Так продолжалось до 1495г. (7 000 года от Сотворения мира по христианскому летоисчислению), когда Новый год перенесли, по византийскому обычаю, на 1 сентября, а летоисчисление продолжали вести от Сотворения мира. Дальнейшую реформу календаря произвел у нас Петр I. Царский указ гласил: «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира». Так в России было введено летоисчисление от Рождества Христова. 20 января Петр I издал следующий указ, этим указом Новый Год переносился на 1 января.

Но вернемся от византийских нововведений к интересующему нас вопросу, к пониманию нашими предками того, что мы сейчас называем календарем. Названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Просинец (Январь), Лютень (Февраль), Капельник (Март), Цветень (Апрель), Травень (Май), Разноцвет (Июнь), Грозник (Июль), Зарев (Август), Ревун (Сентябрь), Листопад (Октябрь), Грудень (Ноябрь), Стужень (ДЕКАБРЬ). Многие названия месяцев позже перешли в некоторые славянские языки и до сих пор сохранились в них. Отмеченные этим календарём праздничные дни - это отнюдь не повод к принятию каждой обозначенной даты как обязательного Праздника, а констатация ключевых дат, наблюдаемых в Русском народном календаре.

Оптимальным является выбор праздников, кои буквально - «по душе», а не все вместе взятые, которые придётся отмечать 40 дней в году, что весьма утомительно. К примеру, наряду с празднованием таких Великих Праздников как Коляда, Масленица и Купала, ряд почитателей языческой культуры зачастую даже не обращают внимания, на не менее значимую Заревницу (старославянскую Раду или скифский Таусень), которая может доминировать наряду с вышеперечисленными датами - для представителей сугубо Русской Народной Традиции.
Для каждого отдельно взятого человека любой из праздников может иметь большую значимость, чем все вместе взятые. К примеру, одному человеку может быть по душе - Радуница, а другому - Водокрес. Всё зависит от образа жизни и воззрений, а каждый Праздник прекрасен по-своему, поэтому он и Праздник. В среднем же, отмечается по одному празднику в месяц (как правило, это 4 Великих, 4 Священных и 4 Вещих Праздника).

Такие различия Праздников как Великие, Священные и Вещие служат отнюдь не делению по важности, а достаточно простому объяснению о том, что Великие - это общенародные, Священные - культовые, а Вещие - сугубо личные. То есть Великий Праздник подразумевает собой общенародное собрание на особо значимое астрономическое событие, в то время как Священный Праздник посвящается определённому Культу и может быть актуальным для ограниченного круга лиц, а Вещий Праздник может служить как внутренней (Духовной), так и внешней (Природой) гармонии человека, и может объединять совершенно разных людей.

Давайте постараемся заглянуть чуть глубже и обратим свой взгляд к декабрю месяцу. Русское народное название месяца Стужень происходит от наступления характерной этому времени стужи. Стужу этого времени и принято называть началом Зимы.
Латинскому названию этого месяца Декабрём послужило число decem (десять) - порядковый номер (december - десятый) этого месяца в древнеримском календаре. В Древнем Риме этот месяц находился во власти Матери Мира и покровительницы всех жизненных сил - богини Дианы. Эту Богиню ставили на перекрёстке трёх дорог, обозначая тем самым Её власть над всеми тремя Мирами - на Небе, на Земле и под землёй. К месту будет отметить, что аналогичным древнеримским воззрениям по отношению к Богине Диане были присущи культуры всех народов населяющих древнюю Европу.

В русском язычестве аналогичная традиция встречается в почитании богини Зари - которая в отличие от Матери Сырой Земли (Матери Земных Богов), представлялась Матерью Небесных Богов и самой Матери Сырой Земли. Именно благодаря этой Богине во всей Европе так популярна «Богоматерь» (у христиан - Дева Мария, и именно Диану, в своё время называли Девой). Поэтому нет ничего удивительного и в том, что в России до сих пор культ Богоматери (например - Казанской, Владимирской и других икон) почитается ничуть не меньше основы христианства - Иисуса Христа.

Покровительство месяца Стуженя Богиней Зарёй связано с одним из самых значимых событий в году - а именно, с Красными Святками (концом и началом Года). Красные Святки состоят из двух недель, начинаются с последней недели в году - ночью, на Великий Праздник Коляду (рождение Христа в католицизме) и заканчиваются в последний день первой недели в году - ночью, на Сакральный Праздники Водокрес (рождение Христа в православии). Ровно по середине Красных Святок, между двумя этими Праздниками и находится отмечаемый Русской народной традицией Новый Год (отмечаемый со времени Великой Скифии под названием Авсень) - как самое гармоничное время Красных Святок. И одним из самых долгожданных и желанных дней в году является последний день года - называемый Щедрец. Именно на Вещий праздник Щедрец в Русской народной традиции и принято дарить новогодние подарки, самым лучшим из которых является подарок - который подарили в последние мгновения года. Значимость этого подарка заключается в том, что это является символом входа в Новый Год с новой вещью (лучшее из благопожеланий на Новый Год). А дальше, гласит народная традиция «Как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!», ибо Встреча (Вход) Нового Года - это лишь одно мгновение (как один шаг) перехода в Красных Святках, а не само застолье и веселье, которым отмечается Вход в Новое Время.

Почему же мы начинаем свой рассказ с Великого праздника Коляда, почему в названии этого праздника заложено русское слово «коло» - круг? Есть ли начало у круга?
Эти вопросы становятся понятными в ночь с 24 на 25 стуженя, когда проводится Великий Праздник Коляда. Это время так называемого «Солнцеворота» (с убывающего на возрастающее время светового дня) - в самую длинную ночь в году, после которой день становится, как говорят в народе - «на воробьиный скок» длинней. Коляду, безусловно, можно назвать астрономическим Новым Годом, но в русской народной традиции Великим Праздникам принято отводить несколько дней или недель, ибо в Природе любому рождению предшествует время вынашивания (беременности). С момента Солнцеворота в Земле начинаются преобразования, основная часть которых явят свои плоды по Весне. Народная традиция также точно базируется на многовековых наблюдениях происходящего в Природе и людском быту, из чего и следует обычай Красных Святок - на центральную часть которых и приходится Встреча Нового Года.Продолжая разбератся с традициями давайте обратим своё внимание на наступивший месяц Просинец (Январь) и Сакральный День - Водокрес (6 просинеца ).

Русское название месяца Просинец происходит от слова просинь, означающего синее просветление - которое можно наблюдать в это время года, когда среди серых облаков появляются полосы небесной синевы. На Русском Севере, понятие «просинети» напрямую связано и с активизацией (символическим «возрождением») Солнца.

Латинское название этого месяца - "Январь", связано с представлением древнеримского язычества, где покровителем этого месяца является бог Янус. Этот древнейший из римских богов, блюститель мирового порядка, всех входов и выходов, покровитель общественных союзов и всех деловых начал, при обращении к богам почитался прежде других. Жрец бога Януса являлся главным лицом духовенства в Древнем Риме и возглавлял всех древнеримских жрецов.

В русском язычестве богом этого времени является Хорс, который схож с Янусом - прежде всего в покровительстве времени. В православии, культом аналогичным Хорсу является не только Василий (Властелин, Царствующий), но и сам Христос, кои также почитаемы в это время года. На этот месяц приходятся празднования Авсеня Великого, 12 старцев и Водокреса. Главным же аспектом этого месяца является Новое Время, то есть начало нового Солнечного цикла для Земной Природы. Поэтому, в Просинеце надлежит планировать дела на весь год и не терять время понапрасну, дабы весь год «быть на коне» (символе Хорса).
Особая же значимость небесной просини заключается отнюдь не в красоте этого явления, а в том, что в народной традиции на просинь принято загадывать желание. Загаданное на просинь желание может исполниться в течение года (если такое допустимо). По всей видимости, даже сами слова просить и просьба происходят от этого обычая - обращения к просини. Естественно, просьба должна быть обращена к Хорсу, но не только по причине покровительства месяцу Просинецу, а в силу отзывчивости и доброжелательности к Роду людскому со стороны этого Бога.

6 просинеца – это Сакральный День - Водокрес .

Вещий Праздник Водокрес является сакральным событием, завершающим Красные Святки. Название Праздника Водокрес (Крес* Воды) - буквально означает Оживление Воды. В этот день можно наблюдать - как колышется вода в проруби и колодце (что, по всей видимости, связано с активностью Земного Поля). По христианскому представлению это явление связано с тем, что в ночь с 5 на 6 января в воде купается сам Иисус Христос (что, является гораздо большей загадкой для науки - учитывая тот факт, что второго пришествия ещё не было). В русском язычестве значение этого Праздника заключается в пробуждении богини Лады (Божественного Духа Воды, возбужденного столь же божественным - Земным Полем).

В обрядовой части Водокреса надлежит отметить особую значимость Чура (магической черты, на грани которой принято ставить Капища) - линии, которая чертится на снегу, либо льду (в случае купания) в полном молчании. Во время обряда, сакральным является переход за эту черту - которая служит выходом из Красных Святок и входом в Новое Время. Именно в этот день завершается празднование Нового Года, и можно проводить последние Колядования (новогодние гадания).

Желающие искупаться в этот день должны помнить, что купание в Крёсной Воде может служить Оберегом не только здоровью, но и болезням. Поэтому, не следует купаться тем - чьё здоровье оставляет желать лучшего, ибо Крёсная Вода способна «закалить» и сами болезни. Лучшим из применений Крёсной Воды - является применение таковой в качестве оберега во время обрядовых действ. А также Водокрес, это единственный день в году, когда можно стирать родильную рубаху (рубаху-оберег, подаренную на рождение ребёнка). Поэтому, этот день прекрасно подходит для стирки любого белья.

Благодаря Празднику Водокрес в настоящее время бытует обычай ставить свечи на торт именинника, аналогично тому, как устанавливается свеча, символизирующая рождение Нового Года - на Сочельник (обрядовую лепёшку на Водокрес и второе название этого Праздника).

Крес*
В ряде случаев интерпретации Русской Народной Традиции, полагается, что слово Крес (Крёс) связано с Огнём, что является типичным заблуждением в силу неверного толкования этого понятия со стороны «профессиональных историков» и прочих самозваных «волхвов». Чаще всего это заблуждение связано с переосмыслением понятия кресало - полагая, что этот синоним огнива передаёт и аналогичное значение самого слова, в то время как это слово связано с понятием явления (появления) искры. Другим примером явления искры или блеска может служить крёстное (или крестное) знамение по определению означает явление света от звезды (а не креста). В виде креста (отнюдь не всегда) может быть только сам блеск звезды. Также дело обстоит и с понятием Крёстный (в обиходе Крёсный, всегда через букву ё) - звание «Оживляющего» во время Крёса (языческого обряда, послужившего примером для христианского обряда крещения). Равно как и сам христианский крест - даже являясь распятием, служит символом именно Воскрешения.

Слово Крес является и корнем понятия крестьянин - обозначая тем самым отнюдь не крещёного (которым вполне может быть и крестьянин), а именно живущего или просто живого человека. Есть такая народная поговорка, которая гласит: «Не бывать на кресу», что означает - не оправиться, не властвовать, не исполнить воли своей (т.е. не выжить, не жить).

Слово Крес (как и воскрешение с Христом) связано не только с Огнём (который воскресает при каждом новом явлении искры), но и с Водой (особенно на Водокрес), ибо даже христианское крещение производится посредством Воды. Поэтому в христианских воззрениях Воскрешение свойственно не только Христу (Воскресшему) но и Воде - на Водокрещи (которые естественно взяты из язычества, от русского Крёса Воды). Языческий же Обряд Крёс, осуществляется как через Воду, так и через, Воздух, Землю и конечно же Огонь (который безусловно доминирует в Русском Язычестве над всеми Стихиями, но не является синонимом слова Крес).

Похожие статьи:

СобытияПод Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

ИсторияВедическая культура славян ариев

ИсторияРусская вера!

ИсторияВелесова книга

Боги, духи и существаО тьме и хаосе в начале времен.

УсЛад

рейтинг

+9

просмотров

8080

комментариев

3
закладки

Комментарии