К проблеме Ярославлевых камней

К проблеме Ярославлевых камней

В.А. Чудинов. В моей книге «Священные камни и языческие храмы древних славян» (М., Фаир-пресс, 2004) имеются надписи «Ярославлев камень». Такова, например, надпись рядом с титульной на Тверском камне, описанном Ф.Н. Глинкой и найденном им в Тверской Карелии. 

 

К проблеме Ярославлевых камней

Ярославлева надпись на Тверском камне

Аналогичную надпись на камне «с божьим следом» можно найти и в другом месте. К сожалению, кроме его нахождения в Бологовском районе Тверской области поместивший его фотографию Игорь Маланин не приводит никаких данных, хотя и сообщает, что по преданию, вода из этого следа излечивает зубные болезни. По дополнительным сведениям, камень довольно крупный, и находится в деревне Медведево (сельсовет Кемцы) на Домашней горе. Название деревни связано с "медведем", то есть, видимо, с бывшим названием камня, так что косвенно можно понять, что перед нами - камень Медведь. А на фотографии наиболее яркий первый знак надписи загорожен мерным шестом. По своим особенностям данный камень весьма похож на предыдущие, так что нетрудно догадаться, что перед нами опять камень Макоши, рис. 2.

Далее, можно дать нашу интерпретацию надписи на камне, найденном тем же И. Д. Маланиным в 1979 году у дер. Молодильно Хвойнинского района Новгородской области. Камень находился на деревенском кладбище, а оно само «оказалось разрушенным жальником, то есть местом захоронения с применением камней-валунов для обкладки могил... На одном из камней, надземная часть которого имела размеры 36 х 30 х 27 см, я обнаружил странное изображение. Покрытая площадь составляла 10 х 15 см, глубина гравировки - до 0,5 см. Нет никаких сомнений в том, что знак выполнен рукой человека, а не является игрой природы. Но что он означает, и когда был вычерчен?

Существует предположение, что слово "жальник" происходит от слов "жалеть", "жалие", "жаль", связанных с плачем по мертвым... Не исключено, что обнаруженный знак на камне был неким магическим изображением, связанным с культом предков. Известный краевед С.Н. Ильин считал возможным отнести это изображение к разряду тотемных знаков и видел в нем часть изображения черепа козла». Но череп козла означает символику Мары, богини смерти. В данном случае меня интересует не это, а еще одна надпись Ярославлев камень, рис. 3. Так что мы имеем дело с повторяющимся историческим явлением, значение которого не вполне ясно. 

Ярославлев камень

Еще один камень Тверской области с надписью «Ярославлев камень»

Подводя итоги, я пришел к такому выводу: «Из анализа камней стало ясно, что Макошь - наиболее древняя и очень почитаемая богиня, ее камни связаны с магией и ведовством, отчасти с целительством, хотя сама богиня к числу своих ипостасей относила и покровительство любви, и только ее камни после крещения Руси были также либо окрещены (в XI-XII веках) путем выбивания крестов на их лицевой стороне (6-и, 4-х или 3-хконечных), либо просто допущены до христианских культов (Ярославлевы камни). Таких Ярославлевых камней по фотографиям нами обнаружено пять. Кроме того, явно обнаружен один Рогволодов камень и косвенно (по крестам) два Борисовых. При этом возникает впечатление, что до крещения или иного использования в христианских целях камни Макоши пытались приспособить к культу Перуна, для чего и делали на них 2-3 надписи ПЕРУНЪ, однако дальше этого дело не пошло. Так что переделка их в ЯРОСЛАВЛЕВЫ была уже не первой».

В другом месте той же книги я написал: «Только камни Макоши были удостоены особой чести почитаться и при переходе к христианству. Видимо, такую привилегию им выдал Ярослав Мудрый, после чего они стали называться ЯРОСЛАВЛЕВЫМИ КАМНЯМИ. Однако позже, в XII веке этого для реабилитации камней Макоши было уже мало, и они были по приказу полоцкого князя Бориса "крещены", то есть на них начертили кресты и надпись ГОСПОДИ, ПОМОЗИ РАБУ ТВОЕМУ. Еще позже, при сыне Бориса Рогволоде той же операции подверглись лики Макоши в виде плит. При этом крещеный камень был подарком верховного жреца Руси. А крестить камни Макоши следовало ввиду их особых свойств - умения исцелять, умения обучать любви, умения совершать разного рода магические процедуры. Камни других богов такими свойствами не обладали и операции крещения не подверглись, а посему были прозваны Черными, Синими, Чертовыми, Козьими камнями. И лишь камни Макоши уцелели в христианстве; более того, их "выдавали черни" на время даже в дни христианской Пасхи. И хранили в христианской ризнице наравне с христианскими сокровищами, а выдачу населению и возвращение назад записывали. А могли и подарить такой камень в отдаленные районы. И об этом ничто, кроме надписей на самом камне, не повествует».

Камень из деревни Молодилино с надписью «Ярославлев камень»

Камень из деревни Молодилино с надписью «Ярославлев камень»

Таким образом, была выдвинута гипотеза о связи данных камней с Ярославом Мудрым. Но далее эта гипотеза не прорабатывалась. Задачей данной статьи является приведение хотя бы косвенных доказательств в ее пользу. Кроме того, была обойдена молчанием проблема отсутствия на Ярославлевых камнях выбитого креста, который вполне явно виден на Борисовых и Рогволодовых камнях. Возможно, в данном исследовании удастся решить и ее.

Статья Ф.Б. Успенского. В ней говорится: «В1044 году Ярослав Мудрый эксгумировал останки двух князей: Олега (умер в 977 году) и Ярополка (умер в 980 году). Согласно летописи, останки были перенесены в Десятинную церковь и похоронены там вторично: «Выгребоша 2 князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви Святыя Богородица». К тому времени в Десятинной церкви уже покоились княгиня Ольга (в крещении Елена), князь Владимир (в крещении Василий) и его греческая супруга Анна» (УСП, с. 407). Это - весьма интересное свидетельство того, что только с Ярослава Мудрого можно говорить о том, будто христианство в княжеской верхушке носит закономерный характер. Но с момента официальной даты крещения Руси прошло уже 56 лет.

Автор статьи комментирует данное событие таким образом: «Ярополк и Олег приходились дядьями Ярославу; таким образом, Ярослав перезахоронил останки двух своих близких родичей по мужской линии, умерших еще до официального принятия христианства на Руси. После эксгумации, как видно из летописи, кости князей были «крещены». При всей непрозрачности глагола «крестить» в данном контексте это позволяет считать, что Олег и Ярополк умерли некрещеными и первоначально были похоронены в соответствии с языческим обрядом» (там же). Я же усматриваю здесь определенного рода практику изменения события задним числом, которая присутствовала уже у Рюриковичей и расцвела пышным цветом при династии Романовых. Теперь выяснилось, что Олег и Ярополк стали христианами не только посмертно, но и до даты официального крещения Руси. Следовательно, Ярослав Мудрый мог теперь считать всех своих родственников христианами. Иными словами, вот дата действительной, стопроцентной христианизации русских князей, правящей элиты, которая случилась на 56 лет позже пиар-акции князя Владимира.

«Одна из трудностей, возникающих при рассмотрении летописного свидетельства, заключается в отсутствии очевидного образца, на который мог бы ориентироваться Ярослав, осуществляя перезахоронение и крещение останков. Изолированность поступка Ярослава в контексте эпохи объясняется обычно его недопустимостью с точки зрения канонических правил, запрещающих совершение этого таинства над умершим. Крещение покойника было запрещено в 397 году 26-м правилом Карфагенского собора» (УСП, с. 407-408). - Наиболее простым кажется разрешение данной трудности допущением, что сам Ярослав, приняв христианство, всё-таки жил законами старой ведической общины, став христианином, так сказать, чисто формально.

Однако у автора статьи более интересное решение. Он пишет: «Оглашение, или prima signatio, предоставляло человеку особый статус, давало возможность, не будучи крещенным, принимать участие в церковной службе и вступать в полноценное общение с христианами. Позднее по исландским законам ребенок, умерший без крещения, но получивший prima signatio, должен был быть похоронен на краю церковного двора, где «освященная земля смыкается с неосвященной землёй». Человек, получивший оглашение, пользовался многими преимуществами члена христианской общины, не порывая при этом полностью с языческим миром. Подобный двойной статус в переходный период приносил его обладателю немалую политическую выгоду» (УСП. с. 413).

Называя вещи своими именами, получается, что Ярослав Мудрый узаконил двоеверие. Оглашенный как бы получал двойное гражданство в каждой из религий. При этом, как я понимаю, он освобождался от обязанности носить символ веры - восьмиконечный ведический или четырехконечный христианский крест. Но в таком случае и камни, бывшие в ведической религии целебными культовыми реликвиями Макоши, становились одновременно и церковной атрибутикой христиан, причем выбивать на камнях крест, как это приказал полоцкий князь Борис, уже не было никакой нужды. Достаточно было просто называть эти камни Ярославлевыми. В этом, на наш взгляд, и заключалась особая мудрость князя Ярослава.

Датировка Ярославлевых камней. Представляется логичным предположить, что камни не могли получить статус Ярославлевых до того, как Ярослав приказал крестить кости умерших родственников. При этом, как я понимаю, на самих костях никто кресты не вырезал. Следовательно, мы получаем начальную дату появления Ярославлевых камней - 1044 год н.э. Но в 1054 г. Ярослав Мудрый умер. Теперь уже вряд ли кто-то мог использовать его имя для перевода камней из ведизма в христианство. Таким образом, данная историческая реалия существовал всего десять лет, с 1044 по 1054 год н.э.

Это, разумеется, не означает, что сами надписи на камнях имеют именно этот возраст - они существенно старше. Но надпись ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, несомненно, как раз указывает на данный промежуток времени, что может помочь нам в ряде случаев для определения хронологии тех или иных надписей.

События в Скандинавии. Сходные события имели место и в Скандинавии. «Судя по данным письменных источников, первая половина XI века в Скандинавии - это время замечательного смешения христианского и языческого начал в похоронном обряде. В отсутствие устоявшегося ритуала многое определял индивидуальный выбор. Так, церковный запрет класть в могилу имущество усопшего, был известен, но поначалу соблюдался не полностью. Останки умершего вне закона Греттира Асмундссона были погребены по частям: голова в одной церкви, а тело в другой. При переносе церкви его кости были выкопаны и подвергнуты освидетельствованию, после чего их похоронили вторично» (УСП, с. 412). Напомню, что камень, найденный Лазаревым на Валааме содержал только ЧЕЛО (голову) Макоши, тогда как ее тело предлагалось искать в другом месте. Так что погребение разных частей тела в разных местах, действительно, является пережитком ведизма.

«Отдельные случаи перезахоронений костей упоминаются еще в нескольких письменных источниках. Из них особенно значимо для нас описание погребения Эгиля Скаллагримссона. В исландской родовой саге сообщается, что знаменитый скальд Эгиль, умерший около 990 года, был похоронен в кургане вместе со своим оружием и одеянием. Когда же в 1000 году в Исландию пришло христианство, его племянница Тордис перевезла тело скальда в новую церковь, где оно было заново похоронено под алтарём» (УСП, с. 412). Интересно, скандинавы тут представлены норвежцами и исландцами, что позволяет считать, что завоевание русской Скандии шло со стороны Атлантического океана. Тем не менее, завоеватели переняли у местного русского населения обычаи хоронить князей в курганах. Кроме того, скандинавское слово СКАЛЬД удивительно напоминает зафиксированное Геродотом слово СКОЛОТ (с аканьем и озвончением конечного согласного звука), означавшего славянское слово СКОЛОВ, СОКОЛОВ. Да и фамилия Скаллагримассон удивительно напоминает русское словосочетание СКОЛОТА ГРИМАСЫ СЫН. Иными словами, если было возможно задним числом объявить верующего в ведических богов христианином, то нет препятствий и для германизации задним числом русских языковых реалий, которые еще сохранялись в XI веке в Скандии.

Ингваровы камни. В скандинавской литературе существует также термин «Ингваровы камни». Они упоминаются в таком контексте: «Древнеисландская «Сага от Ингваре Путешественнике» вошла в научный оборот еще в XVIII веке и особенно интенсивно изучается в связи со сходством ее сюжета и шведских рунических надписей, условно называемых «Ингваровыми камнями» (ГЛА, с. 61). Замечу, что, во-первых, в Швеции даже в XVIII веке никаких гонений на ведические камни не было, что позволило сохраниться надписям на них с беллетристическим содержанием, тогда как на Руси они методично уничтожались, и, во-вторых, что исследователи охотно называют камни по написанным на них текстам. У нас же камни названы Ярославлевыми не исследователем (в данном случае не мной), а автором надписей, что существенно достовернее.

Обсуждение. Приведенные сведения проливают дополнительный свет не только на датировку создания надписей ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, но и помогают понять разное отношение к литотекам под открытым небом, которые одинаково существовали как в Скандинавии, так и в России. Если в Скандинавии, где часть камней написана рунами Одина, а часть - рунами Макоши и Рода (существуют даже камни со всеми видами надписей) не было ничего похожего на реформу Никона, и камни уже несколько веков сберегаются, описываются и изучаются, то у нас, напротив, после реформы Никона истреблению подверглись камни с наиболее явными, красивыми и содержательными надписями. Произошел искусственный отбор - осталось только то, что внешне мало походило на скопление букв, либо надписей на первый взгляд не было видно вовсе.

Так неожиданно нашелся ответ на тот вопрос, который мне часто задают мои оппоненты - почему наши предки писали так, что их надписи вообще не видны невооруженным глазом? А ответ, оказывается, лежит на поверхности - потому что был акт сознательного уничтожения нашего национального достояния, разрушение камней с явными надписями. И оттого завоевавшие нас скандинавы и перенявшие от нас традицию писать рунами теперь считаются народом древности весьма просвещенным, тогда как мы - народом если и не неграмотным вовсе, то каким-то полуграмотным.

Так что если судить по аналогии со скандинавскими рунными камнями, у нас тоже были длинные беллетристические тексты, выбитые рунами. Да только мы их своими же руками и извели - иные камни положили под апсиды церквей, другие - в фундамент дома, третьи размолотили на булыжники, четвертыми вымостили дороги. Так нам повелел поступить не только патриарх Никон, но и складывающаяся династия Романовых. Ибо говорить о том, что до них существовала процветавшая при ведизме империя Руси Славян, означало весьма унижать их собственные деяния. А культовые камни оказывались немыми свидетелями прошлого. Поэтому их следовало как можно быстрее и надежнее убрать, что и было сделано уже в XVIII-XIX веках.

Проведенное рассмотрение помогло нам понять, по крайней мере, одно из деяний, за которые Ярослав был прозван «мудрым»: он не стал искоренять ведизм, чтобы не вызывать отторжение княжеской власти со стороны народа, но он и не отказался от христианства, церковного оплота князей. Он смог их соединить в то, что некоторые историки называют двоеверием, хотя и этот термин не вполне устраивает христиан. Дав поблажку сторонникам ведизма, он предотвратил религиозную гражданскую войну, а постепенное наступление христианства на ведизм продолжалось, и век спустя Борис уже приказывал на камнях выбить всем заметный крест, а в середине XIV века двоеверие и вовсе прекращается. Таким образом, двоеверие как реальная сторона жизни средневековой Руси фактически продолжалось 300 лет. Однако, будучи упраздненным фактически, двоеверие еще 300 лет проявлялось в своеобразном поведении христиан, которые отмечали ведические праздники и не закрывали действующие ведические храмы и монастыри. И только реформа Никона устранила такое поведение христиан и «де юре». К тому же она запретила не только строительство ведических храмов, но и существование уже существующих. Так что реформа Никона явилась не первым, а вторым и окончательным ударом по двоеверию.

Заключение. Совершенно неожиданно выяснилось, что Ярославлевы камни, время выбивания соответствующей надписи на которых датируется 1044-1054 годами, являются материальным свидетельством существования на Руси двоеверия, введенного Ярославом Мудрым. И в этом смысле судьба камней отражает судьбу русского двоеверия - 300 лет явного их почитания христианами, затем еще 300 лет хранения в ризницах церквей с редким выносом народу по большим праздникам, и, наконец, еще 300 лет поругания, когда камни изымаются из церквей, выбрасываются на улицу, а затем всячески уничтожаются. Так что 300 лет - время устойчивого существования религии без изменений, а примерно 10 лет - период религиозных подвижек.

Литература

ГЛА: Глазырина Г.В. О шведской версии «Пряди об Эймунде» // Норна у источника судьбы. Сборник статей в часть Елены Александры Мельниковой. М., Индрик, 2001, с. 61-69

УСП: Успенский Ф.Б. Крещение костей Олега и Ярополка в свете русско-скандинавских взаимосвязей // Норна у источника судьбы. Сборник статей в часть Елены Александры Мельниковой. М., Индрик, 2001, с. 407-414

Похожие статьи:

КухняКиселю место всегда найдется

АрхеологияИсследование камней-следовиков

Славянские героиМечам великих воинов давали имена

ФилософияВспять

ИсторияДревняя Русь и славяне

Рейтинг
последние 5

Александр Морган

рейтинг

+4

просмотров

4939

комментариев

1
закладки

Комментарии