Рюриково городище - древнейший центр русской государственности

Рюриково городище - древнейший центр русской государственности

Рюриково Городище находится в 2,5 км к югу от центра современного Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. В IX-X вв. Городище являлось первым протогородским поселением, древнейшим Новым Городом русских летописей. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. Центральная часть поселения была укреплена рвом и валом с деревянными конструкциями внутри. От этого времени в слоях сохранились органические остатки, что ставит материалы раскопок памятника в один ряд с результатами раскопок Великого Новгорода и Старой Ладоги. 

Исторические сведения о Городище

Исторические сведения о Городище

Исторические сведения о Городище

Исторические сведения о Городище

Исторические сведения о Городище

Сообщение древнейшей русской летописи «Повести временных лет» о призвании новгородцами скандинавского князя Рюрика (862 год) отмечает начальную дату появления княжеской резиденции на Городище.

Сообщение древнейшей русской летописи «Повести временных лет» о призвании новгородцами скандинавского князя Рюрика (862 год) отмечает начальную дату появления княжеской резиденции на Городище.

В IX-X вв. на Рюриковом городище находилась древнейшая резиденция русских князей. Здесь концентрировались социальные верхи местного общества со своим окружением и разнородный контингент варягов (воины, ремесленники, торговцы, члены их семей и прислуга). Именно сюда – по сообщениям летописи "к Новугороду" – совершила поход в 946-947 гг. княгиня Ольга, проводившая политику цетрализации русских земель после гибели её мужа – киевского князя Игоря. В конце X в. Рюриково городище, сохранив статус резиденции, уступило роль социально-экономического центра Приильменья новому поселению – Новгороду, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса Софийского собора и епископского двора.

В IX-X вв. на Рюриковом городище находилась древнейшая резиденция русских князей. Здесь концентрировались социальные верхи местного общества со своим окружением и разнородный контингент варягов (воины, ремесленники, торговцы, члены их семей и прислуга). Именно сюда – по сообщениям летописи "к Новугороду" – совершила поход в 946-947 гг. княгиня Ольга, проводившая политику цетрализации русских земель после гибели её мужа – киевского князя Игоря. В конце X в. Рюриково городище, сохранив статус резиденции, уступило роль социально-экономического центра Приильменья новому поселению – Новгороду, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса Софийского собора и епископского двора.

На вершине Городищенского холма до сих пор возвышаются законсервированные остатки второго по древности и по значению храма Новгородской земли – церкви Благовещения, возведённой в 1103 году князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. После новгородского восстания в 1136 году, положившему конец единовластию князя, на территории Рюрикова Городища сохранялась его резиденция, подотчётного новгородскому вечу.

На вершине Городищенского холма до сих пор возвышаются законсервированные остатки второго по древности и по значению храма Новгородской земли – церкви Благовещения, возведённой в 1103 году князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. После новгородского восстания в 1136 году, положившему конец единовластию князя, на территории Рюрикова Городища сохранялась его резиденция, подотчётного новгородскому вечу.

Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году Городище стало загородной резиденцией великих московских князей, а впоследствии царей всея Руси. В древности на Городище располагался живописный ансамбль из княжеских построек и церквей, большинство из которых не дошло до наших дней. Рядом с разрушенной в годы войны ц. Благовещения высится ещё один шедевр древнерусской архитектуры и фресковой живописи – церковь Спаса на Нередице (1198-99 гг.), восстановленная в 1950-х годах. Оба памятника являются объектами культурного наследия федерального значения и входят в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

В 1797 года начался масштабный проект по соединению Волхова и Мсты каналом в обход бурного озера Ильмень. Идея строительства канала принадлежала бывшему новгородскому губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу. Прорытие Волховско-Мстинского канала заняло почти 8 лет. 17 июня 1804 г. император Александр I повелел «наименовать канал, проведенный из реки Мсты в Волхов, “Сиверсовым” – в память любви к отечеству графа Сиверса, попечением которого начат этот канал».

К сожалению, первоначальный проект канала был изменён, и вместо вхождения его западного окончания в Малый Волховец, русло канала было спрямлено и прокопано прямо до Волхова. Так Рюриково Городище оказалось «разрезано» на две части: мыс и холм. Его мысовая часть навсегда оказалась отсоединена от укреплённого уже в IX веке холма.

Уже в XIX веке Городище стало одним из самых популярных объектов научного и художественного интереса в России. Связь этого места с древнейшей историей Руси вызывала неподдельный интерес у путешественников, учёных и художников, стремившихся попасть на Городищенский холм, как на одну из святынь Русской земли. "Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль.

Рюриково Городище

На Торговой стороне белеют все храмы, что "кустом стоят". Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым яблочком", – писал Н.К. Рерих, проводивший здесь летом 1910 года одни из первых археологических раскопок.

На Торговой стороне белеют все храмы, что "кустом стоят". Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым яблочком", – писал Н.К. Рерих, проводивший здесь летом 1910 года одни из первых археологических раскопок.

Вместе с тем, уже тогда нарастало понимание того, что запустение этого места никак не соответствует его значению в истории России.

Празднование 1000-летия Российского государства в Новгороде в 1862 году

В дореволюционной России точкой отсчета отечественной государственности традиционно считался 862 год. В этом году произошло событие, получившее в историографии условное название «призвание варягов». 

Празднование 1000-летия Российского государства в Новгороде в 1862 году

В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» эти события описаны так: "В лето 6367 (859 год). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В лето 6370 (862 год) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. Так звались те варяги, русью, как другие варяги зовутся свеи (шведы), другие же урмане (норманны), англяне (норманны из Англии), другие готы (жители острова Готланд), так и эти. Сказали руси чудь (финны), словени (славяне новгородские), и кривичи (славяне из верховьев Волги) следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". И вызвались три брата с их родом и пришли. Старший Рюрик, сел в Новгород, другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне".

Таким образом, в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.

Как писал выдающийся русский историк С.М.Соловьев: «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства, это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредотачивающего начала ? власти.

Повесть временных лет

Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредотачивающее начало, эту власть». Н.М.Карамзин особенно подчеркивал, что российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан».

Большинство отечественных историков восемнадцатого и девятнадцатого веков также считали «призвание варягов» начальным событием российской государственности. Вместе с тем, некоторые ученые опровергали норманнское происхождение Рюрика, ставя под сомнение участие скандинавов в становлении российской государственности. Завязалась полемика так называемых «норманистов» и «антинорманистов». Особенно острый характер научные дискуссии приобрели в связи с приближением тысячелетнего юбилея России, который намечалось праздновать в 1862 году.

21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности» (ЖМНП, 1852. №11, 20; официальная часть). Указ был принят к исполнению Министерством народного просвещения, таким образом, несколько поколений россиян с детства усвоили летописную версию образования своего государства. Сменивший на престоле своего отца император Александр II постарался использовать тысячелетний юбилей Российского государства для того, чтобы заявить программу нового царствования. Подготовка к юбилею совпала с периодом радикальных реформ, что позволило реформаторам выстроить историческую перспективу преобразований и привлечь к ним внимание широких слоев общественности.

Центральным событием празднования должно было стать открытие грандиозного монумента, посвященного первому русскому государю Рюрику. Однако впоследствии было принято другое решение. Ответ Кабинета министров на записку министра внутренних дел Ланского гласил: «Призвание Рюрика составляет, без сомнения, одну из важнейших эпох нашего государства, но потомство не должно и не может пройти забвением заслуг других своих самодержцев, полагая, что эпоха 1862 года должна быть ознаменована не увековечением подвига Рюрика, но воздвижением народного памятника «Тысячелетию России», где могли быть в барельефах и иных изображениях показаны главнейшие события нашей отечественной истории...»

Был объявлен национальный конкурс, в котором приняли участие самые известные скульпторы и архитекторы России. Сенсационную победу одержал 23-летний выпускник живописного отделения Академии художеств Михаил Микешин. В то время как маститые конкуренты мыслили привычными формами, молодой художник придумал новый образ, соединивший символы монархии и народоправства – шапку Мономаха и вечевой колокол. На установку у себя памятника «Тысячелетию России» претендовали сразу несколько городов: Санкт-Петербург, Москва, Киев и Новгород. В конечном счете, выбор пал на Новгород – «колыбель государства Российского».

Открытие памятника «Тысячелетию России» было назначено на 8 сентября (по старому стилю) 1862 года. В этот день сошлись три знаменательные даты: праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола. Несмотря на сложную внутриполитическую обстановку, связанную с проведением реформ и волнениями в Царстве Польском, император Александр II лично курировал подготовку к празднованию. Особым указом в Новгороде учреждалось временное генерал-губернаторство во главе с великим князем Николаем Николаевичем. Накануне для участия в параде в город стали прибывать лучшие столичные полки, всего десять тысяч военных. 7 сентября при огромном скоплении публики к причалу подошли пароходы, доставившие императорскую семью, правительство, Сенат, Синод, дипломатический корпус.

Утром 8 сентября 1862 года под залпы пушек и колокольный перезвон началась церемония открытия памятника. По окончании соборной литургии духовенство прошло крестным ходом вокруг монумента, затем под гром оркестра начался парад. На площади для народа были накрыты столы. Праздничные мероприятия прошли также в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. По оценке современников, юбилей Российской государственности благотворно отразился на атмосфере в стране, консолидировал общество в самый трудный период реформ.

Археологические открытия на Городище

Систематическое изучение Рюрикова Городища было начато в 1975 г. экспедицией Института истории материальной культуры РАН (СПб.) под руководством члена-корреспондента РАН Е.Н.Носова. Основной интерес, в силу сохранности материала и его характера, представляют остатки, относящиеся к эпохе викингов, то есть IX-XI вв. За последние три десятилетия Рюриково Городище стало местом прохождения практики для студентов-археологов из Санкт-Петербургского университета, а также Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. В обработке материалов, наряду с российскими коллегами, принимают участие ученые из Швеции, Германии, Великобритании.

Археологические открытия на Городище      Систематическое изучение Рюрикова Городища было начато в 1975 г. экспедицией Института истории материальной культуры РАН (СПб.) под руководством члена-корреспондента РАН Е.Н.Носова. Основной интерес, в силу сохранности материала и его характера, представляют остатки, относящиеся к эпохе викингов, то есть IX-XI вв. За последние три десятилетия Рюриково Городище стало местом прохождения практики для студентов-археологов из Санкт-Петербургского университета, а также Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. В обработке материалов, наряду с российскими коллегами, принимают участие ученые из Швеции, Германии, Великобритании.

За более чем 35 лет раскопок удалось достоверно установить наличие на Городищенском холме поселения со второй половины IX века, хотя здесь обнаружены и более ранние культурные слои, в том числе остатки неолитической стоянки (II-III тыс. до н. э.) и поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.).

За более чем 35 лет раскопок удалось достоверно установить наличие на Городищенском холме поселения со второй половины IX века, хотя здесь обнаружены и более ранние культурные слои, в том числе остатки неолитической стоянки (II-III тыс. до н. э.) и поселение раннего железного века (I тыс. до н. э.).

При археологических исследованиях слоев IХ-ХII веков найдено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии и др.), части весов, весовые гирьки.

В 2003 году на Городище впервые обнаружена берестяная грамота, получившая № 950 - фрагмент письма (предположительно нескольких братьев родителям) с упоминанием князя в тексте.

В 2003 году на Городище впервые обнаружена берестяная грамота, получившая № 950 - фрагмент письма (предположительно нескольких братьев родителям) с упоминанием князя в тексте.

С территории Городища происходит самая крупная (свыше 2 тыс. экземпляров) коллекция свинцовых вислых печатей, которыми в средневековом Новгороде скреплялись различные документы. Это позволяет предполагать, что на Городище долгое время под юрисдикцией князя формировался городской архив, в котором хранились документы по обороту земель и недвижимости новгородской республики. Его уничтожение связывают с опричным разгромом Новгорода Иваном Грозным в 1570-м году. Изучение печатей способно пролить свет на многие интереснейшие аспекты экономики и социально-политической жизни Новгорода и других русских княжеств в XI-XVI вв.

Благодаря многолетним раскопкам на Городище учёным стало очевидно, что Рюриково Городище являлось первым административным центром плотного сгустка славянских земледельческих посёлков в истоке Волхова и этот первоначальный городок в истоке Волхова, в сравнении с посёлками на его обоих берегах ниже по течению реки, где находился торг, епископский центр и первые христианские храмы, типологически отражают явления различных исторических эпох.

И Городище, и Новгород представляют собой места, где в IX-X вв. происходили решающие события, повлекшие за собой возникновение Древнерусского государства – предтечу Московской Руси, Российской Империи и современной России. Выражаясь языком летописца – «отсюда пошла есть Русская земля».

И Городище, и Новгород представляют собой места, где в IX-X вв. происходили решающие события, повлекшие за собой возникновение Древнерусского государства – предтечу Московской Руси, Российской Империи и современной России. Выражаясь языком летописца – «отсюда пошла есть Русская земля».

Создание историко-археологического музейного комплекса «Рюриково Городище»

Представители научных кругов, включаю Российскую Академию наук, а также историко-культурная общественность Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода неоднократно выступали с инициативой создания на Рюриковом Городище первоклассного археологического музея, включающего в себя собственно памятник археологии – древнее укреплённое поселение (городище) IX-XII вв., а также храмовый ансамбль церквей Благовещения и Спаса на Нередице.

Создание историко-археологического музейного комплекса «Рюриково Городище»

Возникновению нового музея способствует величественное окружение Городища – древнейший в России Юрьев монастырь (XI в.), знаменитое славянское святилище Перынь (IX-X вв.), и целое ожерелье древних монастырских и церковных построек в южных окрестностях Новгорода. Создание подобного музея откроет возможность, как для жителей России, так и иностранных туристов близкого знакомства с поистине эпическими событиями первых веков Российской истории, позволит каждому погрузиться в незабываемую атмосферу подлинных исторических ландшафтов и величественных памятников древности.

Оптимальным методом музеефикации и туристского показа Рюрикова Городища является превращение его в археологический музей "под открытым небом", подобный его аналогам – поселениям эпохи викингов в Северной Европе: Бирка (Швеция), Хедебю (Германия), Рибе (Дания) и другим.

Сама идея музеефикация достаточно проста, а подходы к её реализации уже отработаны в Европе. Историко-археологический музейный комплекс Рюриково Городище должен включать в себя собственно памятник археологии – древнее укреплённое поселение с валом и рвом IX-XI вв., а также храмовый ансамбль Благовещенской и церкви Спаса на Нередице.

Небольшой музейный павильон и, возможно, реконструированные жилища, хозяйственные постройки и древние ремесленные производства – это то, что возможно разместить на площадке неподалеку от самого памятника. Вся остальная инфраструктура туризма должна находиться в стороне от памятника археологии, на восточном берегу речки Спасовки.

В ходе музеефикации Городища предстоит многое сделать по благоустройству территории, включая нивелировку сохранившейся с 1910-х годов насыпи от недостроенной железной дороги Петроград-Орёл и восстановления гидрорежима территории. В планы также входит модернизация подъездной дороги и установка речного причала на реке Волхов, способных обеспечить доступность нового Городища по суше и воде.

Похожие статьи:

ИсторияВикинги и варяги

ИсторияРюрик - Первый русский князь

РемеслаРезьба по дереву

Славянские героиВещий Олег

ПутешествияРюриково Городище

Археолог

рейтинг

+5

просмотров

9091

комментариев

0
закладки

Комментарии