Фольклор народов Севера

Фольклор народов Севера

Российскому североведению присущ один примечательный факт - видные ученые-северяне (лингвисты и фольклористы) живут и работают в Якутии. С открытием Сектора северной филологии в 1958г. в ИЯЛИ СО АН СССР в нем начали работать исследователи из числа самих малочисленных народов Севера. Основным направлением являлось изучение северных языков, но одновременно собирался и фольклор, который на начальном этапе в основном служил иллюстративным материалом лингвистических работ. 

Первый фольклорный сборник был составлен на основе собранных полевых материалов лингвистами А.В. Романовой и А.Н. Мыреевой, и был издан в научном издательстве Новосибирска в 1971г. – «Фольклор эвенков Якутии». Издание этого фольклорного сборника можно считать началом изучения и публикаций фольклора северян учеными Якутии. Ценность и научное значение первого сборника по фольклору эвенков Якутии определяется тем, что А.В. Романовой и А.Н. Мыреевой удалось: 1) найти настоящих исполнителей эвенкийского эпоса; 2) сделать записи на магнитофон; 3) записи эти являются наиболее полными из ранее опубликованных. Публикация сказания «Иркисмондя-богатырь» и открытие сказителя Н.Г. Трофимова позволили впервые по достоинству оценить героические сказания эвенков.

С приходом в ИЯЛИ в 70-е гг. фольклориста Ж.К. Лебедевой в Якутии открылось научно-теоретическое направление изучения фольклора народов Севера. В это же время появились и научные статьи А.Н. Мыреевой по эвенкийскому фольклору. Фольклор двух этносов - эвенков и эвенов, начал впервые изучаться в теоретическом плане. Исследования Ж.К. Лебедевой заложили основу теории северной фольклористики. Ее работы посвящены поэтике эпических традиций малочисленных народов Севера. В монографии «Эпические памятники народов Крайнего Севера» [Лебедева, Новосибирск, 1982] дан анализ сюжетов и образов эвенского эпоса в сравнении с сюжетикой и образностью эпоса других северян, где автор приходит к выводам о том, что специфика эпосов народов Севера выражается в их жанровом сложении. Множество статей Ж.К. Лебедевой посвящено разнообразным вопросам как эвенского, так и фольклора других народов Севера. Так, статья «Культ слова у народов Арктики» [Лебедева. Материалы Междунар. конф., 17-21 июня 1993г., Якутск, 1993] анализирует взаимосвязь запевных слов в обряде и эпосе, где делается вывод, что «в эпической традиции запевные слова передаются в застывшей форме, выступая в качестве родовых знаков-символов» [Там же, с. 79]. Многие из ее научных статей посвящены и другим важнейшим вопросам теории архаических эпических произведений народов Севера. Говоря о трудах Ж.К. Лебедевой, мы можем сказать, что именно ею были заложены в Якутии теоретические основы изучения фольклора народов Севера.

Лингвист и поэт В.Д. Лебедев всегда сопровождал издание своих лингвистических работ публикациями фольклора эвенов, который супруги записывали в экспедиционных поездках к эвенам Якутии, Камчатки и Охотского побережья. И как результат сбора фольклорных материалов супругами Лебедевыми в 1986г. в Якутском книжном издательстве с выходными данными Сибирского отделения Академии наук СССР, вышла книга «Эпос охотских эвенов» (уже после смерти Василия Дмитриевича). И до настоящего времени «Эпос охотских эвенов» является ценным, научно-достоверным изданием эвенского эпоса. Книга прошла проверку временем, если вспомнить былые нападки на это издание из-за публикации его на новой орфографии, основанной на основах якутского письма.

В 1980г. в г. Горно-Алтайске была проведена конференция фольклористов, где было решено начать издание серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», в ней приняли участие трое ученых-северян: Ж.К. Лебедева, А.Н. Мыреева и Г.И. Варламова, они же и стали впоследствии составителями корпусов эвенского и эвенкийского фольклора. С большим удовлетворением отмечаем, что первым томом данной серии вышел в 1990г. том «Эвенкийские героические сказания», составитель А.Н. Мыреева (Новосибирск, изд-во «Наука»), за который Анна Николаевна заслуженно получила государственную награду в области науки.

Ж.К. Лебедевой была подготовлена рукопись для этой серии по эпосу эвенов. Рукопись находится в архиве ИГИ, и она обязательно должна стать основой тома героического эпоса эвенов в упомянутой серии с привлечением материалов других исследователей и собирателей фольклора эвенов. Материалы рукописи, подготовленные Ж.К. Лебедевой, наиболее подходят для включения их в серию «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» по следующим причинам: 1) Ж.К. Лебедева была фольклористом высокой квалификации, научный аппарат, примечания к текстам и т.д. выполнены на должном научном уровне; 2) переводы сказаний были осуществлены В.Д. Лебедевым - знатоком эвенского языка, прекрасным лингвистом и одновременно поэтом. Задача серии – публикации фольклора рассчитаны не только на ученых-исследователей, но и ориентированы на широкий круг читателей. Перевести тексты эвенских героических сказаний лучше, чем В.Д. Лебедев сделать трудно. Рукопись была отпечатана на орфографии, принятой в Якутии в 1980г., основанной на якутской графике. И только это является «препятствием» того, что рукопись Ж.К. и В.Д Лебедевых была, как бы отклонена от публикации в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Исследователем фольклора северных якутов и долган с 1963 г. был П.Е. Ефремов. В 1984 г. в Якутске вышла его монография «Долганское олонхо». В 2000г. в упомянутой серии вышел «Фольклор долган», рукопись тома была в основе завершена, когда в январе 1992 г. оборвалась жизнь исследователя и составителя тома долганского фольклора.

Составителем опубликованного в рамках данной серии тома «Фольклор юкагиров» (2005) является наш юбиляр – Г.Н. Курилов. Им же написана вступительная статья к тому «Юкагиры и их фольклор». Эту статью по праву следует считать современным научным очерком о юкагирах, их этногенезе и фольклоре. Г.Н. Курилов высказывает свою точку зрения на этногенез юкагиров, во многом обоснованную им материалами юкагирского фольклора. Он пишет: «…представление о юкагирах как об одном народе, бытовавшее в начале 20 в. должно быть изменено. Необходимо осознать, что в лице лесных и тундренных юкагиров мы имеем дело с двумя близкородственными, но все же самостоятельными народами – остатками исчезнувшей, уральской по происхождению, семьи древних народов Северной Азии» [Г.Н. Курилов. Юкагиры и их фольклор // в кн.: Фольклор юкагиров. Новосибирск. 2005, с. 14]. В статье дан анализ истории собирания и публикации фольклора юкагиров, общая характеристика устного народного творчества, описана и проанализирована народная терминология, употребляемая юкагирами по отношению к видам, жанрам своего фольклора. Здесь же дана характеристика жанров юкагирского фольклора. Таким образом, вводную статью к тому «Фольклор юкагиров» следует считать серьезной фольклорно-теоретической статьей по жанровым и другим вопросам юкагирского фольклора. Знание, понимание и научное осмысление своей культуры и фольклора, прекрасное владение родным языком, талант исследователя, а вместе с тем его поэтический дар помогли Г.Н. Курилову в научно-теоретическом плане достойно представить родной фольклор.

Работа над подготовкой рукописей к упомянутой серии ведется далее. Подготовлен эвенкийский том «Обрядовая поэзия и песни эвенков» (составитель Г.И. Варламова), готовится эвенкийский том по мифам, сказкам и преданиям (составители А.Н. Мыреева, Г.И. Варламова). Готовятся тома по эвенскому фольклору, материал к ним собран и уже во многом подготовлен под руководством В.А. Роббека.

В РС(Я) работает целая плеяда музыковедов, исследующих музыкальную культуру народов Севера: доктор искусствоведения Ю.И. Шейкин, ушедшая от нас д. искусствоведения Г.Г. Григорьева, кандидаты искусствоведения Н.Н. Николаева, Т. Павлова, Т.И. Игнатьева. Задействованы в томах северян многие из названных музыковедов. К примеру, Ю.И. Шейкиным в соавторстве с А.М. Айзенштадтом написана статья к тому «Эвенкийские героические сказания» (1990) [Музыка эвенкийских сказаний / Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990, С. 89-123], к тому удэгейского фольклора – «Фольклорная музыка удэ» [Фольклор удэгейцев. Новосибирск, 1998, с. 41-72]. Т. И. Игнатьевой написана обширная статья к тому юкагиров «Музыкальный фольклор юкагиров» / Фольклор юкагиров. Новосибирск, 2005, с. 45-123, Г.Г. Алексеевой статья к тому долган – «Музыкальный фольклор долган» [Фольклор долган. Новосибирск, 2000, с. 29-46].

Значительные работы по музыковедению фольклора народов Севера написаны Ю.И. Шейкиным – монографии «Музыкальная культура народов северной Азии» [Якутск, 1996], его докторская диссертация издана отдельным большим изданием «История музыкальной культуры народов Сибири» [Москва, издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2002]. По музыкальному фольклору юкагиров имеется книга Т.И. Игнатьевой в соавторстве с Ю.И. Шейкиным «Образцы музыкального фольклора Верхнеколымских юкагиров» (Кн. изд-во КИФ «Ситим», Якутск, 1993). По музыкальному фольклору эвенов имеем изданные исследования Т.В. Павловой «Образцы музыкального фольклора эвенов Якутии» [Якутск, «Бичик», 1996 г.] и «Обрядовый фольклор эвенов Якутии (Музыкально-этнографический аспект) – Санкт-Петербург, 2001. Издана и монография Г.Г. Алексеевой «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» (Якутск, ЯФ изд-ва СО РАН, 2005). Нельзя не вспомнить и о монографии А.П. Решетниковой «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте», где автор описывает и исследует фонд сюжетных мотивов и музыку эвенкийских нимнгаканов [Якутск, «Бичик», 2005].

C созданием ИПМНС СО РАН музыкальный фольклор эвенков начала исследовать Н.Н. Николаева. Ее монография «Песенное творчество М.П. Кульбертиновой», изданная в Новосибирске в 2006г. по достоинству оценена учеными-музыковедами. В ней освещаются разностадиальные проявления фольклорных напевов, книга включает нотные примеры, фрагменты песенных текстов и рассказы М.П. Кульбертиновой. Музыковедческие статьи Н.Н. Николаевой в настоящее время включаются в публикации эвенкийского эпоса. К примеру, в книге «Сказания восточных эвенков» (составители Г.И. Варламова и А.Н. Варламов) имеется ее статья «Напевы сказания «Одиноким выросший Умусликэн-богатырь»», сопровожденная нотировками эпических запевов героев [Сказания восточных эвенков. Якутск, ЯФ ГУ «Издательство СО РАН», 2004, с. 220-232].

Подводя итог исследованиям музыковедов, можем с удовлетворением отметить, что в РС(Я) музыкальная культура народов Севера активно и профессионально исследуется. Ни в одном из субъектов Российской федерации не имеется такого количества профессионалов своего дела по музыкальному фольклору северных народов.

Однако научно-теоретические исследования по фольклору народов Севера ведутся в недостаточной степени, квалифицированных специалистов по изучению фольклора народов Севера на сегодняшний день все же мало. Лучше обстоит дело лишь с теоретическим изучением эвенкийского фольклора, специалистами в этой области являются А.Н. Мыреева, Г.И. Варламова, А.Н. Варламов. В 2002г. Варламовой Г.И. была защищена докторская диссертация по теме «Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора», изданная в Новосибирске (изд-во «Наука») в том же году. В 2004г. вышла монография Варламовой Г.И. «Мировоззрение эвенков. Отражение в фольклоре», а также вышел научный фольклорный сборник «Сказания восточных эвенков», подготовленный Г.И. Варламовой и А.Н. Варламовым. По теоретическим вопросам эвенкийского фольклора защищена кандидатская диссертация молодым исследователем А.Н. Варламовым по теме «Игра в эвенкийском фольклоре», вышедшая в 2007 г. отдельной монографией в Москве.

В настоящее время ведутся отдельные теоретические исследования по фольклору юкагиров П.Е. Прокопьевой и Л.Н. Жуковой. В 2002г. была защищена кандидатская диссертация П.Е. Прокопьевой – «Изучение юкагирского фольклора в школах РС (Я)». В диссертации рассматриваются и теоретические вопросы фольклора юкагиров, предпринята попытка интерпретации сложных фольклорных образов, несмотря на то, что диссертация написана в педагогическом аспекте.

В ИПМНС создана ВТК – фольклорная группа, руководимая д.ф.н. Г.И. Варламовой, выполняется коллективная научная тема «Традиции и новации в фольклоре народов Севера (эвенов, эвенков и юкагиров). До этого в течение 2003-2006 гг. велась работа по проекту «Традиция и современность в фольклоре северных народов». В результате отчета три монографии введены в план издания 2008г.: Г.И. Варламовой «Женская исполнительская традиция эвенков (по эпическим материалам фольклора); П.Е. Прокопьевой «Отражение мифологического мышления в юкагирском фольклоре»; Л.Н. Жуковой «Одежда юкагиров: генезис и семантика», где использованы фольклорные материалы лесных юкагиров.

Помимо академических исследований ученые-североведы выполняют всевозможные дополнительные программы по образованию и культуре народов Севера. Учеными РС(Я), собирающими фольклор народов Севера, были изданы, к примеру, небольшая по объему хрестоматия в 2 частях - «Фольклор юкагиров Верхней Колымы» [изд-во ЯГУ, 1989г., ч. 1 – сказки, ч. 2 – легенды, рассказы, песни, составители Л.Н. Жукова, И.А. Николаева и Л.Н. Демина]. В 2006-2007 гг. изданы книги для чтения на юкагирском, русском и якутском языках – «Юкагирская легенда» и «Легенды о мамонте» (ответственный редактор и составитель Л.Н. Жукова). Для широкого круга читателей изданы и другие небольшие издания по фольклору юкагиров: «Лунное лицо» [Якутск, 1992], сборник легенд «Хозяин тайги» [Якутск, 1994], «Каменная женщина» [Якутск, «Бичик», 2006].

В 90-е годы отдельными приложениями к журналу «Розовая чайка» были изданы образцы фольклора эвенков, эвенов и юкагиров, подготовленные Г.И. Варламовой (Кэптукэ), А.Н. Мыреевой, Г.Н. Куриловым и В.А. Роббеком. Эти небольшие книжечки стали уже, можно сказать, раритетными, и были очень востребованы самими северянами.

Имеются за последние годы и более значительные публикации фольклора народов Севера, подготовленные учеными-северянами: 1) Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания) - Якутск, 2001, составители Г.И. Варламова (Кэптукэ) и А.В. Роббек. 2) Фольклор эвенов Березовки. Якутск, 2005, составитель В.А. Роббек. В книге опубликованы новые материалы по фольклору эвенов, вступительная статья к изданию содержит общие сведения о фольклоре эвенов Березовки и рассчитана на восприятие ее широким кругом читателей.

В республике Саха (Якутия) имеется научный потенциал и ведется работа и по изданию фольклора народов Севера, а также и научно-теоретические исследования. Однако, северная фольклористика все еще не получила своего должного развития. Если в какой-то мере исследуется эвенкийский и юкагирский фольклор, то теоретических работ по фольклору эвенов почти нет. В составе фольклорной группы ИПМНС СО РАН только один сотрудник занимается вопросами фольклора эвенов – В.А. Петрова. Ею написаны и опубликованы статьи по прозаическому фольклору эвенов, к примеру, последняя публикация «Мифологический рассказ в эвенском фольклоре» // сб. «Эвенкийский этнос в начале 3-го тысячелетия», Благовещенск, 2008, с. 213-221. Руководству созданного института ИГИИПМНС СО РАН следует обратить особое внимание на подготовку и воспитание фольклористов-исследователей. Предусмотреть вакансии для аспирантов, закончивших аспирантуру с предоставлением работы, а также публиковать работы молодых исследователей фольклора народов Севера.

Сотрудниками ИПМНС СО РАН все годы осуществлялись научные экспедиции во многие районы Якутии, а также и другие субъекты Российской Федерации. К примеру, в 2003 г. был собран фольклорный материал от эвенков Бурятии, в 2005 г. от эвенков Амурской области. В 2007 г. была совершена экспедиционная поездка к эвенам Магаданской области.

Хочется отметить, что, несмотря на то, ИГИ и ИПМНС существовали как самостоятельные институты, фольклористы Якутии всегда сотрудничали, поддерживая друг друга тем, что рецензировали издаваемые научные труды сотрудников обоих институтов, писали взаимные отзывы на защищаемые диссертации молодых сотрудников, участвовали в совместно-проводимых конференциях и многое другое. Фольклористами ИПМНС при поддержке сотрудников ИГИ (в лице заведующей отделом Олонхо А.Е. Захаровой) в Государственную программу РС (Якутия) по распространению и пропаганде эпоса олонхо введен подпроект по фольклору народов Севера. Следует также отметить, что некоторые исследователи якутского фольклора продолжают традиции первых якутских фольклористов Эргиса, Пухова, привлекая для сравнительного изучения материалы северного фольклора. К примеру, к.ф.н. А.Е. Захарова использует в своих статьях материалы эвенкийского эпоса для сравнительно-сопоставительного анализа. Объединившись в стенах нового института, фольклористы РС(Я) будут вести исследования сравнительного направления, используя материалы и якутского, и фольклора народов Севера. Исследования сравнительно-типологического направления позволят гораздо эффективнее изучать фольклор всех коренных народов РС(Я).

В данное время учеными, вносящими существенный вклад в изучение языка и фольклора народов Севера в Якутии – это сами северяне. В истории развития североведения можно выделить два этапа.

1) Когда сбор материала и исследование фольклора народов Севера велось представителями иной культуры, т.к. в 30-х гг. 20 века квалифицированных кадров из числа самих северян не было – таковой была реальная историческая ситуация.

2) Далее (начиная с 50-х годов 20 в.) в среде северян появилась своя интеллигенция и первые ученые. К примеру, у эвенков первым кандидатом наук была исследователь своего языка, собиратель и публикатор эвенкийского фольклора – Агния Васильевна Романова.

Взгляд со стороны, изучение объекта «чужим глазом» имеет много преимуществ, т.к. стороннему человеку бросается все, что кажется ему необычным для него. Тем самым происходит сравнительный процесс, и именно это дает исследователю необходимые «карты в руки». Однако, при этом импеются свои недочеты. Сергей Михайлович Широкогоров, автор многих классических работ, в статье «Место этнографии среди наук и классификация этносов» (основные положения которой он преподносил студентам Государственного Дальневосточного Университета с 1918-1922 гг.), говорил о роли наблюдателя в этнологии: «Наблюдатель обращает внимание, прежде всего на то, что его «поражает», то есть на то, на что он реагирует эмоционально» [54, с. 6 (из 15)]. Далее С.М. Широкогоров отмечает и другой факт: «Наблюдатель исходит из того, что истинная, настоящая, наилучшая жизнь есть та, которой он живет, а все отличное от нее есть не настоящее, варварское» [Там же].

Путь «наблюдения» в североведении во многом уже пройден и дал науке хорошие результаты. Благодаря историческому развитию российского общества, частью которого являются и народы Севера, в североведении наступил второй этап – сами носители этих культур имеют возможность изучать свой этнос и свою культуру. В настоящее время североведение находится на этапе, когда науке присущ «взгляд изнутри», т.е. интерспективный взгляд на проблемы культуры и языка народов Севера. На данный момент осуществляется оправданный исторически и диалектически «принцип равновесия» в изучении культур северных народов. Взгляд со стороны и взгляд изнутри в научных исследованиях - именно это присутствует в российском североведении. В конечном результате такого явления видятся наиболее результативные поиски и находки. Посмотреть и изучить эвенков «глазом русского человека», «глазом француза», «глазом якута» и «глазом самого эвенка» есть оправданное явление, которое и происходит на наших глазах.

Эвенкам во многом невероятно повезло, что изучением их культуры занимались такие исследователи как С.М. Широкогоров, Г.М. Василевич и другие, без работ которых теперь невозможно и представить научного описания культуры эвенков как этноса. Труд Г.М. Василевич «Эвенки» как бы сочетает оба взгляда. Ее работы являются настольными книгами для всех отечественных и зарубежных историков, этнографов, фольклористов и языковедов. Для исследователей культуры эвенков ее труды есть неисчерпаемый источник развиваемых идей и направлений. Именно она воспитала первое поколение ученых-северян, плодотворно работающих и в настоящее время. Вот что пишет по этому поводу В.Н. Топоров, когда анализирует личность исследователя, изучающего ритуал:

«Взгляд на ритуал «извне» чреват многими опасностями – от принципиальной неполноты описания до разнообразных бессознательных искажений, устраняемых лишь при изменении взгляда и обращении к «внутренним» свидетельствам данной традиции»; «В других ситуациях этот подход оказывается перспективным, поскольку в нем внутренняя система ценностей как бы испытывается другой, отличной от нее системой, которая в ряде случаев позволяет выявить то в анализируемой традиции, что остается в ней или слабо выраженным, или не выраженным вовсе («нулевая» форма) »; «Наконец, преимущество взгляда «извне» и в том, что, по сути дела, он суммирует многие и разные варианты этого взгляда и тем самым предполагает разветвленную типологию описаний данной ритуальной традиции как результат применения к ней широкого набора вопросно-ответных процедур» [48, с. 29].

Список использованной литературы:
1. А.М. Айзенштадт и Шейкин Ю.И. Музыка эвенкийских сказаний // Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990, с. 89-123.
2. Алексеева Г.Г. Музыкальный фольклор долган // Фольклор долган. Новосибирск, 2000, с. 29-46
3. Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. Якутск, 2005.
4. Василевич Г.М. Эвенки, Л., 1969.
5. Варламов А.Н. Игра в эвенкийском фольклоре. Москва, 2007.
6. Варламова Г.И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. Якутск, 1996.
7. Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск, 2002.
8. Варламова Г.И. Мировоззрение эвенков. Новосибирск, 2004.
9. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск, 1984.
10. Игнатьева Т. И. Музыкальный фольклор юкагиров // Фольклор юкагиров. Новосибирск, 2005, с. 45-123.
11. Игнатьева Т.И. и Шейкин Ю.И. Образцы музыкального фольклора Верхнеколымских юкагиров. Якутск, 1993.
12. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. Новосибирск, 1982.
13. Лебедева Ж.К. О жанрообразовании в архаическом эпосе народностей Крайнего Севера. – Горно-Алтайск, 1986, с. 48-52.
14. Лебедева Ж.К. Культ слова у народов Арктики // Язуки, культура и будущее народов Арктики: Материалы Междунар. конф. 17-21 июня 1993 г. – Якутск, 1993. С. 76-80.
15. Николаева Н.Н. Песенное творчество М.П. Кульбертиновой. Новосибирск, 2006.
16. Николаева Н.Н. Напевы сказания «Одиноким выросший Умусликэн-богатырь
17. Сказания восточных эвенков / Составители Г.И. Варламова и А.Н. Варламов. - Якутск, ЯФ ГУ «Издательство СО РАН», 2004, с. 220-232.
18. Павлова Т.В. Образцы музыкального фольклора эвенов Якутии. Якутск, 1996.
19. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (Музыкально-этнографический аспект). Санкт-Петербург, 2001.
20. Петрова В.А. Мифологический рассказ в эвенском фольклоре //сб. «Эвенкийский этнос в начале 3-го тысячелетия», Благовещенск, 2008, с. 213-221.
21. Курилов Г.Н. Юкагиры и их фольклор // в кн.: Фольклор юкагиров. Новосибирск, «Наука».
22. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск, 2005.
23. Сказания восточных эвенков. Составители Г.И. Варламова и А.Н. Варламов. Якутск, 2004.
24. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. // в кн.: «Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках», М., 1988, с. 7- 60.
25. Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания). Составители Кэптукэ (Варламова Г.И.) и Роббек В.А. Якутск, 2001.
26. Фольклор эвенов Березовки. Якутск, составитель В.А. Роббек, 2005.
27. Фольклор эвенков Якутии. Составители А.В. Романова и А.Н. Мыреева. Новосибирск, 1971.
28. Фольклор долган. Новосибирск, 2000.
29. Шейкин Ю.И. Фольклорная музыка удэ / Фольклор удэгейцев. Новосибирск, 1998, с. 41- 72.
30. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов северной Азии. Якутск, 1996.
31. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. Москва, издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2002.
32. Широкогоров С.М. Избранные статьи. 2000 г. Т.2, выпуск 4. Журнал «Личность. Культура. Общество».
33. Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990.
34. Эпос охотских эвенов. Якутск, 1986. – 198 c.

Фольклор народов Севера и его изучение в Республике Саха (Якутия)
Варламова Г.И. ИГИиПМНС СО РАН

 

Похожие статьи:

Документальные фильмыИскатели. Родина человека (2012)

ПриродаЗападная Сибирь

Художественные фильмыЗлой дух Ямбуя

ПриродаТаёжная красота

ПриродаНеизвестные ландшафты планеты. Гранитные города УЛАХАН-СИС. Анонс.

Ратибор Удалов

рейтинг

+2

просмотров

14627

комментариев

1
закладки

Комментарии